Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 30
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (3), Июнь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30549296
Цитирований: 30 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Решение проблем, с которыми столкнулись в настоящее время многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), требует перехода от восстановительного роста объемов производства военной и гражданской продукции к их устойчивому инновационному развитию. В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, даны предложения по их развитию, которые направлены на повышение эффективности обеспечения обороноспособности страны в современных условиях.
Ключевые слова: инновации, управление, инновационное развитие, оптимизация, оборонно-промышленный комплекс
На формирование механизма инновационного развития ОПК России существенное влияние оказывают экономические, политические и социальные условия, складывающиеся в государстве. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики и в правильном определении её приоритетов, а также стратегии развития ОПК, которые должны быть ориентированы на технологическое обновление производственного аппарата предприятий ОПК, удовлетворение потребностей государства и рынка в продукции высокого научно-технического уровня.
Переход предприятий ОПК на траекторию устойчивого инновационного развития настоятельно требует, чтобы обоснованная научно-промышленная политика стала основой их долгосрочного социально-экономического развития. Данная политика должна обеспечивать инновационную модернизацию предприятий ОПК, развитие их научно-технического потенциала. Основой указанной политики должна стать система мер, обеспечивающая прогрессивные структурно-технологические сдвиги на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Для реализации этих целей необходимо:
Для активизации инновационного развития российского ОПК требуется в разумных пределах усилить регулирующую функцию государства в управлении им. Например, действенным регулирующим инструментом может стать аккумуляция и целевое направление части доходов, получаемых государством от экспорта энергоносителей и сырья, для формирования финансовой базы и инфраструктуры инновационной модернизации ОПК. Эта мера не подразумевает передела собственности. Речь идет об определённом кредите ресурсопроизводящих отраслей государству в результате пересмотра системы их налогообложения. Реализация указанной меры могла бы способствовать созданию условий для активной инновационной деятельности ОПК, как это осуществлялось в советское время, когда функционировала эффективная государственная система создания научно-технических новшеств с приоритетным финансированием предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В рыночной экономике движущая сила инновационного развития предприятий ОПК — конкуренция, которая заставляет их выбирать более совершенные способы деятельности, гарантирующие им выгодную позицию на рынке, ее удержание или расширение. Каждое предприятие ОПК как субъект хозяйствования определяет стратегию своего развития, сообразуясь, во-первых, с общими для всех предприятий правилами хозяйственного поведения, устанавливаемыми законодательно, во-вторых, с собственными интересами, целями и возможностями и, в-третьих, с теми позициями на рынке, которые предоставляет ему конкурентная борьба.
Необходимость модернизации предприятий ОПК в посткризисный период путем перехода на инновационный путь их развития требует создания системы четкого взаимодействия всех участников инновационной деятельности в оборонном комплексе и механизмов их функционирования, адекватных поставленным целям инновационной модернизации. Главное звено этой системы - государство, основными задачами которого являются:
Важным является вопрос о роли государства в его взаимоотношениях с предприятиями ОПК при определении приоритетов их развития. Понятно, что диктат в отношении производителей в рыночной экономике не возможен. Государство должно иметь инструменты доминирующего влияния на инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса и эффективно их применять. В посткризисный период государство не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки с целью превращения их в инновационные продукты (изделия). Следовательно, необходима чёткая фиксация границ и областей государственных интересов и коммерческих интересов предприятий ОПК с последующей концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где позиции предприятий ОПК особенно сильны и существуют реальные возможности их дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях, развитие которых имеет для страны критическое значение.
Эти приоритетные направления развития ОПК не могут оставаться неизменными в течение длительного периода. Задача государственной научно-промышленной политики состоит не столько в составлении и утверждении перечней приоритетов в области высоких технологий, сколько в создании эффективной системы регулирования и самоорганизации деятельности высокотехнологичных предприятий, входящих в ОПК. Общественные потребности, трансформируемые в рыночный спрос, должны и будут непосредственным образом влиять на приоритеты стратегий развития предприятий ОПК. Проблема заключается в том, как совместить законы рынка с долговременными интересами общества и государства. Для этого требуется действующая система уточнения приоритетов на каждом этапе инновационного развития предприятий ОПК с учетом достигнутых результатов и их потенциальных возможностей [2]. Формирование системы приоритетов развития ОПК является комплексной задачей, при решении которой должны быть учтены многие факторы: внешнеполитическая ситуация, национальная безопасность, состояние российской и мировой экономики, региональные проблемы, социальная стабильность и т.п.
Располагая ресурсами, государство может регулировать приток и использование инвестиций, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования инновационного развития ОПК. Государственная поддержка данного развития должна осуществляться главным образом в рамках реализации федеральных целевых программ. Поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса, направленная на стимулирование их инновационной деятельности, может осуществляться различными мерами и их сочетаниями:
Льготное налогообложение и кредитование:
Поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции предприятий ОПК.
Оказание протекционистской поддержки продвижению создаваемой ими конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
Нормативно-правовое регулирование и администрирование:
Страхование рисков инновационной деятельности предприятий ОПК:
Фундаментальные и поисковые исследования на ряде наиболее приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития предприятий ОПК и уровень обороноспособности страны, должны получать прямую финансовую поддержку государства. К государственным приоритетам и объектам государственной поддержки в научно-инновационной сфере следует отнести следующие:
Государственное регулирование научно-технической деятельности ОПК безусловно является необходимым, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости. В этом процессе особое значение приобретает создание системы финансирования научно-технической деятельности предприятий ОПК, составные элементы которой могут иметь различное экономическое содержание. В данную систему должны быть включены, по нашему мнению, как обычные кредитные инструменты, программно-целевые субсидии и контракты, так и различные венчурные фонды, которые могут обеспечить весьма значительное финансирование исследований. Следует исходить из того, что взвешенная политика государства в этой сфере увеличивает роль и эффективность рыночных инструментов в экономике, способствует развитию конкуренции и таким путём создает новые возможности для дальнейшего развития предприятий ОПК. Поэтому нужно стремиться к более значительному вводу рыночных механизмов в общий процесс экономического регулирования инновационной деятельности предприятий ОПК. Для этого необходимо осуществлять прогнозирование затрат, необходимых для достижения предприятиями ОПК поставленных перед ними целей. При этом роль государства должна быть существенной в оценке возможных результатов осуществления предлагаемых инновационных мероприятий.
Важными инструментами государственной поддержки инновационной деятельности предприятий ОПК в современных условиях являются: государственная аккредитация научных организаций как метод организации их избирательного финансирования, а также коммерческий подход к внедрению научных достижений путём расширения масштабов их патентования и лицензирования. В качестве значительного фактора в этом направлении является увеличение масштабов венчурного предпринимательства. Симптоматично, что США — мировой инновационный лидер — является лидером и в масштабах финансирования высокотехнологичного производства путём развития венчурных фондов [3]. Выполнение отдельных задач инновационного развития предприятий ОПК сторонними организациями позволяет уменьшать их производственные издержки и повышать качество создаваемой продукции.
Для предприятий ОПК особую важность представляет поддержание достаточно высокого объёма государственных затрат на проведение НИОКР. Государственные средства на эти цели могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям ОПК в целях поддержки производства новой продукции и разработки новых технологий [4].
Важную роль в стимулировании инновационной деятельности предприятий ОПК играет налоговая и кредитная политика, проводимая государством. В частности, эффективным способом повышения инновационной активности предприятий ОПК является использование методов экономического стимулирования нововведений, основанных на сравнении затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использования новых материалов и т.п. В качестве конкретных мер налогового и кредитного стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК в современных условиях можно использовать:
Таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объём, структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составным элементом механизма государственной поддержки предприятий ОПК. Высокие таможенные пошлины часто используются для ограничения импорта ряда изделий, которые могут конкурировать с продукцией, производимой внутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность для развития свободной конкуренции, что особенно нежелательно для разработки и внедрения прогрессивных производственных технологий и новой продукции. В связи с этим в настоящее время применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к товарам данного типа, независимо от страны производства. Сложные (многоколонные) тарифы включают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны его происхождения. При этом используется разделение ставок на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные.
Автономные ставки устанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные — в соответствии с договорами, заключёнными между странами. Как правило, ставки конвенционного тарифа оказываются ниже автономных ставок. Применение автономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки на ввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений со странами-импортерами и характера импортируемых товаров. Заключение подобных соглашений и их неукоснительное выполнение может существенно влиять на инновационную деятельность предприятий ОПК.
Применение мер государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК зависит от многих факторов:
Согласно современным научным представлениям, задача ускорения инновационного развития предприятий ОПК должна решаться путём сочетания действий на двух основных направлениях их экономического развития: организации эффективного рынка (его инновационного сегмента); осуществления структурной трансформации ОПК. Проблема обеспечения эффективности инновационного развития предприятий ОПК в долгосрочном периоде должна решаться путём комбинирования рыночного и централизованного регулирования данной деятельности. Важнейшей формой указанного регулирования должны быть, с нашей точки зрения, меры государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК.
Источники:
2. Караваев И.Е. Некоторые аспекты организации инновационной деятельности в ОПК РФ. Феде-ральный справочник «ОПК России», т. 7. – М., 2011. ‒ С. 69-77.
3. Овечкина Г.В. Методология управления рисками инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. ‒ М.: ЦНИИ «Центр», 2011. ‒ 207 с.
4. Караваев И.Е. Формирование и выбор приоритетных направлений развития оборонно-промышленного комплекса // Сборник трудов II Международной научно-практической конферен-ции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве». – Серпухов, 2008. – С. 163-167.
5. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Божко В.П. и др. Теоретические основы и инструментарий управ-ления долгосрочным развитием высокотехнологичных предприятий. – М.: МЭСИ, 2011. – 284 с.
6. Караваев И.Е. Системное обоснование концепции и принципов развития оборонно-промышленного комплекса России / Сборник трудов II Международной научно-практической кон-ференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве». – Серпухов, 2008. ‒ С. 192-195.
Страница обновлена: 12.11.2024 в 22:27:32