Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса

Караваев И.Е.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (3), Июнь 2012

Цитировать:
Караваев И.Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономические отношения. – 2012. – Том 2. – № 1. – С. 10-19.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30549296
Цитирований: 30 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Решение проблем, с которыми столкнулись в настоящее время многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), требует перехода от восстановительного роста объемов производства военной и гражданской продукции к их устойчивому инновационному развитию. В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, даны предложения по их развитию, которые направлены на повышение эффективности обеспечения обороноспособности страны в современных условиях.

Ключевые слова: инновации, управление, инновационное развитие, оптимизация, оборонно-промышленный комплекс



На формирование механизма инновационного развития ОПК России существенное влияние оказывают экономические, политические и социальные условия, складывающиеся в государстве. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики и в правильном определении её приоритетов, а также стратегии развития ОПК, которые должны быть ориентированы на технологическое обновление производственного аппарата предприятий ОПК, удовлетворение потребностей государства и рынка в продукции высокого научно-технического уровня.

Переход предприятий ОПК на траекторию устойчивого инновационного развития настоятельно требует, чтобы обоснованная научно-промышленная политика стала основой их долгосрочного социально-экономического развития. Данная политика должна обеспечивать инновационную модернизацию предприятий ОПК, развитие их научно-технического потенциала. Основой указанной политики должна стать система мер, обеспечивающая прогрессивные структурно-технологические сдвиги на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Для реализации этих целей необходимо:

  • формирование стратегий развития предприятий ОПК, предусматривающих усиление их инновационной активности;
  • концентрация ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса;
  • создание научно-производственных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынке;
  • внедрение организационно-экономических механизмов создания и распространения нововведений, включая стимулирование инновационной деятельности [1].
  • Поэтому на первом этапе инновационной модернизации предприятий ОПК необходимо в максимальной степени использовать меры государственной поддержки их инновационной деятельности. Государство должно оказывать им свою поддержку в необходимых объёмах (наличными ресурсами или различными преференциями). В дальнейшем необходимо создание полноценной и действенной правовой среды взаимодействия государственных научных организаций и промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса с негосударственным предпринимательским сектором при проведении исследований и разработок и освоении их результатов.

    Для активизации инновационного развития российского ОПК требуется в разумных пределах усилить регулирующую функцию государства в управлении им. Например, действенным регулирующим инструментом может стать аккумуляция и целевое направление части доходов, получаемых государством от экспорта энергоносителей и сырья, для формирования финансовой базы и инфраструктуры инновационной модернизации ОПК. Эта мера не подразумевает передела собственности. Речь идет об определённом кредите ресурсопроизводящих отраслей государству в результате пересмотра системы их налогообложения. Реализация указанной меры могла бы способствовать созданию условий для активной инновационной деятельности ОПК, как это осуществлялось в советское время, когда функционировала эффективная государственная система создания научно-технических новшеств с приоритетным финансированием предприятий оборонно-промышленного комплекса.

    В рыночной экономике движущая сила инновационного развития предприятий ОПК — конкуренция, которая заставляет их выбирать более совершенные способы деятельности, гарантирующие им выгодную позицию на рынке, ее удержание или расширение. Каждое предприятие ОПК как субъект хозяйствования определяет стратегию своего развития, сообразуясь, во-первых, с общими для всех предприятий правилами хозяйственного поведения, устанавливаемыми законодательно, во-вторых, с собственными интересами, целями и возможностями и, в-третьих, с теми позициями на рынке, которые предоставляет ему конкурентная борьба.

    Необходимость модернизации предприятий ОПК в посткризисный период путем перехода на инновационный путь их развития требует создания системы четкого взаимодействия всех участников инновационной деятельности в оборонном комплексе и механизмов их функционирования, адекватных поставленным целям инновационной модернизации. Главное звено этой системы - государство, основными задачами которого являются:

  • определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсов;
  • выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей интересы научных организаций, промышленных предприятий и инвесторов;
  • непосредственно бюджетное финансирова­ние так называемых базисных ин­новаций с целью проведения крупномасштабных исследований и разработок и доведения их результатов до практического применения;
  • создание условий для эффективного функционирования рынка высокотехнологичной продукции, создаваемой ОПК.
  • Проблема выбора приоритетов инновационного развития ОПК является комплексной, многокомпонентной. Одна её составляющая является методологической и касается формирования системы критериев, правил, принципов, процедур оценки и обоснования отбора наиболее значимых и перспективных направлений научно-производственного развития предприятий ОПК. Другая составляющая — обеспечивающая — заключается в создании наиболее эффективных механизмов достижения предприятиями ОПК целей, определённых приоритетными направлениями их деятельности, включая механизмы адаптивного управления и ресурсного обеспечения их инновационной деятельности. Обратная связь между указанными составляющими необходима для постоянной и непрерывной коррекции самих приоритетов в процессе эволюции потребностей в продукции, создаваемой оборонно-промышленным комплексом и технологий её производства. Третья компонента — реализационная — заключается в непосредственном воплощении способов достижения поставленных целей в производстве и доведении его результатов до потребителей продукции военного и гражданского назначения.

    Важным является вопрос о роли государства в его взаимоотношениях с предприятиями ОПК при определении приоритетов их развития. Понятно, что диктат в отношении производителей в рыночной экономике не возможен. Государство должно иметь инструменты доминирующего влияния на инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса и эффективно их применять. В посткризисный период государство не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки с целью превращения их в инновационные продукты (изделия). Следовательно, необходима чёткая фиксация границ и областей государственных интересов и коммерческих интересов предприятий ОПК с последующей концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где позиции предприятий ОПК особенно сильны и существуют реальные возможности их дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях, развитие которых имеет для страны критическое значение.

    Эти приоритетные направления развития ОПК не могут оставаться неизменными в течение длительного периода. Задача государственной научно-промышленной политики состоит не столько в составлении и утверждении перечней приоритетов в области высоких технологий, сколько в создании эффективной системы регулирования и самоорганизации деятельности высокотехнологичных предприятий, входящих в ОПК. Общественные потребности, трансформируемые в рыночный спрос, должны и будут непосредственным образом влиять на приоритеты стратегий развития предприятий ОПК. Проблема заключается в том, как совместить законы рынка с долговременными интересами общества и государства. Для этого требуется действующая система уточнения приоритетов на каждом этапе инновационного развития предприятий ОПК с учетом достигнутых результатов и их потенциальных возможностей [2]. Формирование системы приоритетов развития ОПК является комплексной задачей, при решении которой должны быть учтены многие факторы: внешнеполитическая ситуация, национальная безопасность, состояние российской и мировой экономики, региональные проблемы, социальная стабильность и т.п.

    Располагая ресурсами, государство может регулировать приток и использование инвестиций, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования инновационного развития ОПК. Государственная поддержка данного развития должна осуществляться главным образом в рамках реализации федеральных целевых программ. Поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса, направленная на стимулирование их инновационной деятельности, может осуществляться различными мерами и их сочетаниями:

    Льготное налогообложение и кредитование:

  • исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного предприятиями ОПК дохода, которая идет на инвестиции в их технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;
  • предоставление потребителям продукции предприятий ОПК целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата;
  • перечисление части доходов предприятий ОПК не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета их развития;
  • освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий ОПК от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства особо важной для государства продукции, а также способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;
  • установление для предприятий ОПК, обладающих крупной научно-экспериментальной базой, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т.д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках.
  • Бюджетное дотирование:

  • предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям ОПК, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоёмкой продукции для государственных нужд.
  • Таможенное регулирование (таможенные преференции):

  • таможенная защита внутреннего рынка для тех предприятий ОПК, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок высокотехнологичной продукцией своего производства;
  • снижение таможенных пошлин (или освобождение от них) на ввозимое высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для инновационной модернизации предприятий ОПК.
  • Эффективная амортизационная политика:

  • использование нелинейной (прогрессивной) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретённых предприятиями ОПК основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их морального износа);
  • отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий ОПК с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;
  • усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.
  • Совершенствование системы ценообразования на продукцию, создаваемую предприятиями ОПК:

  • установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т.п. для поставок продукции вне рамок государственного заказа.
  • Законодательная защита предприятий ОПК и их прав интеллектуальной собственности.

    Поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции предприятий ОПК.

    Оказание протекционистской поддержки продвижению создаваемой ими конкурентоспособной продукции на мировом рынке.

    Нормативно-правовое регулирование и администрирование:

  • разрешение предприятиям ОПК, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования в целях собственного развития;
  • предоставление предприятиям ОПК отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;
  • создание на коммерческой основе государственной сети инновационно-внедренческих и информационных центров (с правом последующей их приватизации) для передачи разработок предприятий ОПК в области новых технологий в другие отрасли российской экономики;
  • вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями ОПК, с помощью установления государством нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т.п.;
  • изменение действующего порядка процедуры банкротства предприятий ОПК, поскольку это часто разрушает сложившуюся в оборонно-промышленном комплексе технологическую кооперацию;
  • установление порядка, гарантирующего предприятиям ОПК, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определённую долю прибыли от использования создаваемой на их базе продукции высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации и т.п.);
  • формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, создаваемые предприятиями ОПК, как основы развития их финансового, кадрового и научно-производственного потенциала;
  • предоставление негосударственным предприятиям ОПК прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или федеральным целевым программам;
  • расширение области использования предприятиями ОПК различных финансовых технологий, таких, как лизинг, венчурные фонды и др.
  • Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:

  • передача некоторым предприятиям ОПК лицензий на новые разработки «в долг», на условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно согласованных условиях;
  • развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей предприятия ОПК с целью передачи результатов их исследований и разработок в различные отрасли экономики России;
  • определение и указание в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике возможности «двойного» (военного и гражданского) применения полученных результатов.
  • Увеличение числа инновационных проектов, результаты которых имеют «двойное» применение:

  • создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий «двойного» применения из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство.
  • Стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров на предприятиях ОПК, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

    Страхование рисков инновационной деятельности предприятий ОПК:

  • включение в стоимость инновационных проектов, осуществляемых предприятиями ОПК, страховых взносов, как платы за риски при их реализации.
  • Стимулирование инновационной деятельности предприятий ОПК:

  • использование самых различных мер стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования;
  • предоставление государственных гарантий предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность.
  • Таким образом, система стимулирования инновационного развития предприятий ОПК должна обеспечиваться комплексом мер, включающим адресную поддержку приоритетных направлений их инновационной деятельности; создание благоприятного экономического климата, усиливающего заинтересованность во внедрении научно-технических достижений и приток инвестиций в основной капитал; законодательную охрану прав интеллектуальной собственности и др.

    Фундаментальные и поисковые исследования на ряде наиболее приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития предприятий ОПК и уровень обороноспособности страны, должны получать прямую финансовую поддержку государства. К государственным приоритетам и объектам государственной поддержки в научно-инновационной сфере следует отнести следующие:

  • содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры предприятий ОПК – уникальных объектов научно-экспериментальной базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих их инновационному развитию;
  • участие государства в формировании крупных научно-производственных комплексов, инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал предприятий ОПК на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать их эффективное развитие;
  • поддержка создания и использования двойных технологий, взаимная передача которых из одного сектора экономики в другой призвана обеспечить использование технологических заделов и возможностей предприятий ОПК в интересах всей российской экономики;
  • участие в подготовке и переподготовке трудовых ресурсов, способных работать в инновационной экономике, воспринимать, генерировать, осваивать, создавать и эффективно продвигать инновации на рынок. Модернизация предприятий ОПК не произойдет, если не будут предприняты меры по привлечению и закреплению на них молодых ученых и специалистов;
  • закрепление прав предприятий ОПК на результаты своей научно-производственной деятельности в интересах национальной безопасности, которые целесообразно доводить до промышленного применения в других отраслях российской экономики;
  • оказание протекционистской поддержки при продвижении товаров и услуг предприятий ОПК на мировой рынок.
  • Научные работы фундаментального характера, проводимые некоторыми организациями ОПК, должны координироваться, с нашей точки зрения, Российской академией наук. Основными рычагами государственного регулирования научно-производственной деятельности предприятий ОПК должны быть государственный бюджет и государственные заказы на наукоёмкую продукцию и услуги. При этом должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств, выделяемых на эти цели.

    Государственное регулирование научно-технической деятельности ОПК безусловно является необходимым, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости. В этом процессе особое значение приобретает создание системы финансирования научно-технической деятельности предприятий ОПК, составные элементы которой могут иметь различное экономическое содержание. В данную систему должны быть включены, по нашему мнению, как обычные кредитные инструменты, программно-целевые субсидии и контракты, так и различные венчурные фонды, которые могут обеспечить весьма значительное финансирование исследований. Следует исходить из того, что взвешенная политика государства в этой сфере увеличивает роль и эффективность рыночных инструментов в экономике, способствует развитию конкуренции и таким путём создает новые возможности для дальнейшего развития предприятий ОПК. Поэтому нужно стремиться к более значительному вводу рыночных механизмов в общий процесс экономического регулирования инновационной деятельности предприятий ОПК. Для этого необходимо осуществлять прогнозирование затрат, необходимых для достижения предприятиями ОПК поставленных перед ними целей. При этом роль государства должна быть существенной в оценке возможных результатов осуществления предлагаемых инновационных мероприятий.

    Важными инструментами государственной поддержки инновационной деятельности предприятий ОПК в современных условиях являются: государственная аккредитация научных организаций как метод организации их избирательного финансирования, а также коммерческий подход к внедрению научных достижений путём расширения масштабов их патентования и лицензирования. В качестве значительного фактора в этом направлении является увеличение масштабов венчурного предпринимательства. Симптоматично, что США — мировой инновационный лидер — является лидером и в масштабах финансирования высокотехнологичного производства путём развития венчурных фондов [3]. Выполнение отдельных задач инновационного развития предприятий ОПК сторонними организациями позволяет уменьшать их производственные издержки и повышать качество создаваемой продукции.

    Для предприятий ОПК особую важность представляет поддержание достаточно высокого объёма государственных затрат на проведение НИОКР. Государственные средства на эти цели могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям ОПК в целях поддержки производства новой продукции и разработки новых технологий [4].

    Важную роль в стимулировании инновационной деятельности предприятий ОПК играет налоговая и кредитная политика, проводимая государством. В частности, эффективным способом повышения инновационной активности предприятий ОПК является использование методов экономического стимулирования нововведений, основанных на сравнении затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использования новых материалов и т.п. В качестве конкретных мер налогового и кредитного стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК в современных условиях можно использовать:

  • налоговые скидки на амортизационные отчисления для инновационных проектов, открывающих новые направления развития предприятий ОПК. Этот метод позволяет предприятиям ОПК снизить затраты в первые годы реализации данных проектов и повысить заинтересованность в их осуществлении;
  • налоговые скидки в течение первой половины срока реализации инновационных проектов с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока с тем, чтобы не изменить общую сумму выплачиваемых предприятиями ОПК налогов. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики способствует увеличению чистого дисконтированного дохода (ЧДД) предприятий на 10‒11% [5];
  • улучшение условий инвестирования инновационной деятельности предприятий ОПК путём снижения кредитных ставок и, в частности, ставки рефинансирования. Это делает капитал более доступным, а инвестирование менее рискованным, что, в свою очередь, сказывается на эффективности инновационных проектов, осуществляемых предприятиями ОПК.
  • Большое значение в инновационной модернизации предприятий ОПК должны играть, с нашей точки зрения, страховые организации, которые в данном процессе выполняют посредническую роль, создавая его финансовую основу. Дело в том, что многие инновационные проекты характеризуются весьма высоким уровнем риска и их осуществление невозможно без надежной страховой гарантии.

    Таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объём, структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составным элементом механизма государственной поддержки предприятий ОПК. Высокие таможенные пошлины часто используются для ограничения импорта ряда изделий, которые могут конкурировать с продукцией, производимой внутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность для развития свободной конкуренции, что особенно нежелательно для разработки и внедрения прогрессивных производственных технологий и новой продукции. В связи с этим в настоящее время применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к то­варам данного типа, независимо от страны производства. Сложные (многоколонные) тарифы включают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны его происхождения. При этом используется разделение ставок на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные.

    Автономные ставки устанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные — в соответствии с договорами, заключёнными между странами. Как правило, ставки конвенционного тарифа оказываются ниже автономных ставок. Применение автономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки на ввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений со странами-импортерами и характера импортируемых товаров. Заключение подобных соглашений и их неукоснительное выполнение может существенно влиять на инновационную деятельность предприятий ОПК.

    Применение мер государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК зависит от многих факторов:

  • оборонной значимости создаваемой ими продукции;
  • форм собственности предприятий;
  • специфики производства продукции (мелкосерийное, многономенклатурное и т.д.);
  • продолжительности производственного цикла создания продукции и др.
  • Поэтому в разных отраслях ОПК применяются различные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий в разных объёмах [6].

    Согласно современным научным представлениям, задача ускорения инновационного развития предприятий ОПК должна решаться путём сочетания действий на двух основных направлениях их экономического развития: организации эффективного рынка (его инновационного сегмента); осуществления структурной трансформации ОПК. Проблема обеспечения эффективности инновационного развития предприятий ОПК в долгосрочном периоде должна решаться путём комбинирования рыночного и централизованного регулирования данной деятельности. Важнейшей формой указанного регулирования должны быть, с нашей точки зрения, меры государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК.


    Источники:

    1. Караваев И.Е. Оценка потенциальных возможностей ОПК России и основные направления его развития в современных условиях. ‒ М.: Минпромторг России, 2010. ‒ 186 с.
    2. Караваев И.Е. Некоторые аспекты организации инновационной деятельности в ОПК РФ. Феде-ральный справочник «ОПК России», т. 7. – М., 2011. ‒ С. 69-77.
    3. Овечкина Г.В. Методология управления рисками инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. ‒ М.: ЦНИИ «Центр», 2011. ‒ 207 с.
    4. Караваев И.Е. Формирование и выбор приоритетных направлений развития оборонно-промышленного комплекса // Сборник трудов II Международной научно-практической конферен-ции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве». – Серпухов, 2008. – С. 163-167.
    5. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Божко В.П. и др. Теоретические основы и инструментарий управ-ления долгосрочным развитием высокотехнологичных предприятий. – М.: МЭСИ, 2011. – 284 с.
    6. Караваев И.Е. Системное обоснование концепции и принципов развития оборонно-промышленного комплекса России / Сборник трудов II Международной научно-практической кон-ференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве». – Серпухов, 2008. ‒ С. 192-195.

    Страница обновлена: 13.08.2024 в 06:03:32