Проблемы и перспективы перехода малых и средних предприятий на международные стандарты финансовой отчетности
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются варианты применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для малых и средних предприятий в России и за рубежом. По мнению автора, переход малых и средних российских предприятий на МСФО возможен при соблюдении ряда условий и будет иметь позитивный эффект в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.
Ключевые слова: МСФО, бухгалтерский учет, малые и средние предприятия, общественно значимые организации, российские стандарты учета и отчетности
Современный этап экономического развития характеризуется интенсификацией процессов глобализации. Россия интегрируется в мировое экономическое сообщество по всем ключевым направлениям. Не остаются в стороне и субъекты малого и среднего предпринимательства. Неотъемлемое условие эффективности бизнеса в новой среде – высокое качество информации о его деятельности. Наилучшей основой для получения полезной экономической информации о предприятии являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В свете обозначенных тенденций представляется целесообразным решить вопрос о переходе российских малых и средних предприятий на МСФО.
Позиции зарубежных стран и российского законодательства
На данный момент в мире не выработано единого подхода к применению МСФО для малых и средних предприятий. Мнения ряда государств по этому вопросу отражены на рис. (см. на с. 16).
В Казахстане на основе МСФО для малых и средних предприятий разработан национальный стандарт финансовой отчетности для малого бизнеса.
В России одним из основных направлений деятельности правительства признано «совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международных стандартов» [2]. Между тем, официальная позиция относительно применения МСФО для малых и средних предприятий пока отсутствует. Российское законодательство в области бухгалтерского учета и отчетности достаточно консервативно и не допускает полного отказа от применения национальных учетных стандартов. Следовательно, обязательное повсеместное применение МСФО неприемлемо для малого и среднего бизнеса. С другой стороны, решение запретить использование стандарта так же не рационально, поскольку отчетность, составленная по международным правилам, обладает целым рядом преимуществ:
– способствует повышению конкурентоспособности компаний при поиске партнеров и инвесторов, привлечении финансирования [4];
– отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей;
– дает возможность представить руководству организации информацию для более точной оценки работы и принятия более обоснованных и эффективных управленческих решений.
Рис. Применение МСФО для малых и средних предприятий
Критерии применимости МСФО для малых и средних предприятий
Учитывая перечисленные обстоятельства, России необходимо последовать примеру стран, декларирующих добровольное использование рассматриваемого стандарта.
Прежде всего, следует установить круг предприятий, имеющих право применять МСФО для малого и среднего бизнеса. По версии стандарта, малые и средние предприятия – это организации, которые:
1) не являются общественно значимыми;
2) публикуют финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей [5].
Условия отнесения предприятий к категории малых и средних в России кардинально отличаются от версии МСФО. Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] установлены три критерия определения малого и среднего бизнеса: структура уставного капитала, средняя численность работников, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, в системе действующего правового регулирования отсутствует определение общественно значимой организации. Лишь в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России указано, что «к общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со физических и юридических лиц, другие организации» [3]. В целом трактовка соответствует базисному определению, приведенному в МСФО для малых и средних предприятий. Однако она носит в большей степени рекомендательный характер, нежели императивный.
Чтобы служить критерием применимости МСФО для малых и средних предприятий, перечень общественно значимых организаций должен быть закрытым. Рекомендуется включить в него:
1) компании, имеющие публично размещаемые и (или) публично обращающиеся ценные бумаги;
2) организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг и квалифицированные инвесторы;
3) градообразующие предприятия;
4) организации-застройщики;
5) субъекты естественных монополий;
6) страховые организации.
Комбинация качественных и количественных критериев
«Общественная значимость» – это качественный критерий отнесения предприятия к категории малых и средних. Следует отметить, что во всем мире приоритет отдается количественным показателям. Именно комбинация качественных и количественных критериев должна стать решающим моментом при установлении круга предприятий, которые имеют право применять МСФО для малого и среднего бизнеса. В России, по нашему мнению, возможность использования данного стандарта необходимо предоставить тем организациям, которые соответствуют условиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] и не являются общественно значимыми.
Учитывая современное динамичное состояние российской экономики, в том числе активное создание единого информационного пространства, можно утверждать, что процесс перехода малых и средних предприятий на МСФО не заставит себя долго ждать. Вступление во Всемирную торговую организацию сделает его объективной потребностью. А это важный шаг на пути к построению эффективного рынка.
Источники:
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года».
3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180).
4. Генералова Н.В. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие. – М.: ТК Велби : Проспект, 2009. – 416 с.
5. IFRS for SMEs, Section 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eifrs.iasb.org/eifrs/sme/en/IFRSforSMEs2009.pdf
Страница обновлена: 17.11.2024 в 00:40:26