Problems and Prospects of Transition to International Financial Reporting Standards for Small and Medium-Sized Enterprises

Yana Nikitina

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-2 / May, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article considers the options for applying International Financial Reporting Standards (IFRS) for small and medium-sized enterprises in Russia and abroad. According to the author, the transition of small and medium-sized Russian enterprises to IFRS is possible under certain conditions and will have a positive effect in connection with the forthcoming entry of Russia into the WTO.

Keywords: small and medium-sized enterprises, accounting, ifrs, socially significant organizations, russian accounting and reporting standards



Современный этап экономического развития характеризуется интенсификацией процессов глобализации. Россия интегрируется в мировое экономическое сообщество по всем ключевым направлениям. Не остаются в стороне и субъекты малого и среднего предпринимательства. Неотъемлемое условие эффективности бизнеса в новой среде – высокое качество информации о его деятельности. Наилучшей основой для получения полезной экономической информации о предприятии являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В свете обозначенных тенденций представляется целесообразным решить вопрос о переходе российских малых и средних предприятий на МСФО.

Позиции зарубежных стран и российского законодательства

На данный момент в мире не выработано единого подхода к применению МСФО для малых и средних предприятий. Мнения ряда государств по этому вопросу отражены на рис. (см. на с. 16).

В Казахстане на основе МСФО для малых и средних предприятий разработан национальный стандарт финансовой отчетности для малого бизнеса.

В России одним из основных направлений деятельности правительства признано «совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международных стандартов» [2]. Между тем, официальная позиция относительно применения МСФО для малых и средних предприятий пока отсутствует. Российское законодательство в области бухгалтерского учета и отчетности достаточно консервативно и не допускает полного отказа от применения национальных учетных стандартов. Следовательно, обязательное повсеместное применение МСФО неприемлемо для малого и среднего бизнеса. С другой стороны, решение запретить использование стандарта так же не рационально, поскольку отчетность, составленная по международным правилам, обладает целым рядом преимуществ:

– способствует повышению конкурентоспособности компаний при поиске партнеров и инвесторов, привлечении финансирования [4];

– отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей;

– дает возможность представить руководству организации информацию для более точной оценки работы и принятия более обоснованных и эффективных управленческих решений.

Рис. Применение МСФО для малых и средних предприятий

Критерии применимости МСФО для малых и средних предприятий

Учитывая перечисленные обстоятельства, России необходимо последовать примеру стран, декларирующих добровольное использование рассматриваемого стандарта.

Прежде всего, следует установить круг предприятий, имеющих право применять МСФО для малого и среднего бизнеса. По версии стандарта, малые и средние предприятия – это организации, которые:

1) не являются общественно значимыми;

2) публикуют финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей [5].

Условия отнесения предприятий к категории малых и средних в России кардинально отличаются от версии МСФО. Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] установлены три критерия определения малого и среднего бизнеса: структура уставного капитала, средняя численность работников, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, в системе действующего правового регулирования отсутствует определение общественно значимой организации. Лишь в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России указано, что «к общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со физических и юридических лиц, другие организации» [3]. В целом трактовка соответствует базисному определению, приведенному в МСФО для малых и средних предприятий. Однако она носит в большей степени рекомендательный характер, нежели императивный.

Чтобы служить критерием применимости МСФО для малых и средних предприятий, перечень общественно значимых организаций должен быть закрытым. Рекомендуется включить в него:

1) компании, имеющие публично размещаемые и (или) публично обращающиеся ценные бумаги;

2) организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг и квалифицированные инвесторы;

3) градообразующие предприятия;

4) организации-застройщики;

5) субъекты естественных монополий;

6) страховые организации.

Комбинация качественных и количественных критериев

«Общественная значимость» – это качественный критерий отнесения предприятия к категории малых и средних. Следует отметить, что во всем мире приоритет отдается количественным показателям. Именно комбинация качественных и количественных критериев должна стать решающим моментом при установлении круга предприятий, которые имеют право применять МСФО для малого и среднего бизнеса. В России, по нашему мнению, возможность использования данного стандарта необходимо предоставить тем организациям, которые соответствуют условиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] и не являются общественно значимыми.

Учитывая современное динамичное состояние российской экономики, в том числе активное создание единого информационного пространства, можно утверждать, что процесс перехода малых и средних предприятий на МСФО не заставит себя долго ждать. Вступление во Всемирную торговую организацию сделает его объективной потребностью. А это важный шаг на пути к построению эффективного рынка.


Страница обновлена: 01.05.2025 в 17:12:55