Проблемы перехода на МСФО государственных агроформирований в Кыргызской Республике
Исраилов Т.М.1, Исраилов М.И.2, Мамытов Т.Т.3
1 Ошский государственный университет
2 Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина
3 Международный университет им. К.Ш. Токтомаматова
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65673575
Аннотация:
В статье исследованы некоторые проблемы перехода бухгалтерского учета бюджетных учреждений Кыргызской Республики на новые международные стандарты для общественного сектора и пути их решения. Авторами показаны организация деятельности конверсионной группы в учреждениях государственного сектора в современных условиях. На сегодняшний день разработка и внедрение стандартов бухгалтерского учета и отчетности для бюджетных учреждений и государственных предприятий, мы считаем, является своевременной теорией и востребованной настоящей практикой. Указанное заключение основывается на том, что рыночные отношения, одинаково являясь базовой средой для различных субъектов рынка, требуют использования ими общепризнанных норм и стандартов. Например, нередко в условиях свободного предпринимательства бюджетные учреждения вступают в хозяйственные отношения с другими участниками рынка, что накладывает определенную ответственность и соблюдение установленных норм и общепринятых правил. В такой ситуации разработанные стандарты МСФО для государственного и общественного сектора являются не только основным нормативно-правовым документом ведения бухгалтерского учета и составления отчетности бюджетными учреждениями, но и методологической базой и фундаментальной теоретической основой бухгалтерского учета в целом. В конечном счете внедрение МСФО для общественного сектора усилит интеграцию Кыргызстана в мировую финансовую систему и обеспечит прозрачность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ключевые слова: бюджетное учреждение, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, МСФО – международные стандарты финансовой отчетности, общественный сектор, конверсионная группа, рыночные отношение и требования, бизнес-сообщества, учетная политика и др
JEL-классификация: M4,·M41, L84, I25, I29
Введение
Как всем известно, что законы рынка требуют использования всеми субъектами простых и понятных механизмов принятия экономических решений, что благоприятно влияет на развитие экономики, на макро и микроуровне. Одним из таких механизмам можно отнести учет и отчетность компании составленный на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Особенно для бюджетных учреждений и государственных предприятий применение МСФО имеет смысл исходя из нескольких причин.
Во-первых, это способствует повышению прозрачности и достоверности финансовой отчетности.
Во-вторых, это способствует улучшению управления и принятия решений.
Также следует учитывать, что международные стандарты обеспечивают согласованность в подходах к бухгалтерскому учету и отчетности на мировом уровне, что особенно важно для бюджетных учреждений и государственных предприятий, взаимодействующих с международными партнерами и инвесторами.
Таким образом, процесс внедрения новых стандартов бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях и государственных предприятиях может вызывать разные реакции сотрудников. Некоторые сотрудники могут активно поддерживать процесс реформирования, так как видят в нем пользу и понимают важность соответствия международным стандартам для повышения эффективности управления и прозрачности финансовой отчетности. Они могут выступать в роли распространителей идей, объясняя коллегам преимущества и необходимость изменений.
Однако большинство сотрудников могут быть менее активными и инертными в процессе изменений. Это может быть связано с непониманием необходимости изменений, опасениями перед неизвестным или сопротивлением изменениям из-за привычки к устоявшимся процессам и правилам. Поэтому важно проводить обучение и информационные кампании, чтобы сотрудники понимали суть изменений и их цели, а также преимущества, которые они могут принести для организации в целом. Кроме того, необходимо создать условия для успешного внедрения новых стандартов, включая обеспечение ресурсами, поддержкой со стороны руководства и организационными изменениями при необходимости.
В конечном итоге, формирование отчетности бюджетной организации в соответствии с международными стандартами является важным шагом для обеспечения прозрачности, эффективного управления и доверия со стороны заинтересованных сторон. Отчетность хозяйствующего субъекта - это набор взаимосвязанных показателей, таблиц и расчетов, характеризующий деятельность и результат его работы за период. По существу, - как отмечает профессор Кондраков Н.П. - «... это метод или вид учетных записей являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства, его подразделений за определенный период» [6].
«Отчетность - пишет проф. Л. Шнейдман - составляется на основании данных всех видов хозяйственного учета - бухгалтерского, статистического и оперативно-технического, благодаря чему обеспечивается возможность отражения в ней разносторонней хозяйственной деятельности предприятий и организация. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях» [8]. Это означает, что взаимосвязь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается лишь в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие отчетные формы в виде соответствующих синтезированных показателей.
«Анализ существующей практики ведения учета, как отмечает профессор Безруких, показывает, что процесс бухгалтерского учета в целом состоит из четырех основных стадий. На первой стадии документируются различные хозяйственные факты, на второй учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета, на третьей стадии учетного процесса формируют отчетные формы содержание и периодичность составления которых устанавливается правительством. На четвертой стадии проводится анализ деятельности предприятий, результаты которого используются, прежде всего, администрацией для принятия решений и оценки своей деятельности» [5].
Как отмечено, справочнике международной федерации бухгалтеров 2010г.: «Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур» [3].
Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность действительно играет ключевую роль в предоставлении информации о деятельности предприятия. Её анализ помогает не только оценить текущее финансовое положение, но и выявить тенденции и проблемы, что позволяет разрабатывать стратегии развития и совершенствования аграрных бизнес-процессов.
Для бюджетных организаций переход на международные стандарты бухгалтерского учета (МСФО) требует не только изменений в системе учета, но и глубокой подготовки бухгалтерского персонала. Это включает в себя обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, чтобы они могли эффективно работать с новыми стандартами и обеспечивать их корректное применение в практике агроформирований.
Кроме того, необходимо обеспечить информирование и поддержку руководства и бухгалтеров всех бюджетных учреждений о необходимости и преимуществах перехода на МСФО. Это поможет создать единую платформу понимания и поддержки процесса изменений, что является важным элементом успешного внедрения новых стандартов.
Для преодоления этих препятствий и достижения более эффективной системы учета и отчетности, необходимо применить следующие меры:
1. Развитие образовательных программ и проведение обучающих семинаров для бухгалтеров и налоговых органов, чтобы обеспечить полную и глубокую понимание международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.
2. Обмен опытом и практиками между различными бюджетными организациями, налоговыми органами и бухгалтерами для создания единой базы знаний и поддержания непрерывного процесса улучшения.
3. Усиление сотрудничества между пользователями, налоговыми органами и бухгалтерами для создания единой стратегии и совместного подхода к решению проблем, связанных с учетом и отчетностью.
4. Внедрение современных информационных технологий и систем управления данными для повышения эффективности и качества работы бухгалтеров и налоговых органов, а также для упрощения доступа к информации для пользователей.
5. Разработка механизмов обратной связи и оценки результатов работы бухгалтеров и налоговых органов для обеспечения контроля и проверки достижения поставленных целей и задач.
В целом, для успешной интеграции международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в бюджетные организации и достижения более эффективной системы учета и отчетности, необходимо проведение комплекса мер, направленных на подготовку персонала, информационную поддержку, активную интеграцию заинтересованных сторон и улучшение взаимоотношений между пользователями, налоговыми органами и бухгалтерами.Действительно, многие бухгалтеры ориентируются на требования налоговых органов при подготовке отчетности, что может привести к тому, что отчетность становится слишком узкоспециализированной и не отвечает потребностям других заинтересованных сторон.
Для эффективного реформирования учета и отчетности на общественном секторе при переходе на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) необходимо обучение и информирование, создание стимулов и поощрения (Введение бонусов, надбавок или других форм поощрения для бухгалтеров, которые успешно внедряют и поддерживают МСФО), сертификация (создание профессиональных сертификатов, признающих опыт и знания в области МСФО), нормативные требования (установление обязательных требований к применению МСФО в определенных секторах или компаниях определенного размера) и др.
Разъяснения целесообразности и преимуществ МСФО, а также обучение по их применению должны быть доступны для всех бухгалтеров. Кроме того, профессиональные организации могут сыграть важную роль в поддержке этого процесса, предоставляя руководство, обучение и ресурсы для бухгалтеров.
Создание единого понимания целей и преимуществ МСФО среди всех заинтересованных сторон, а также подготовка квалифицированных специалистов, способных эффективно работать с новыми стандартами, являются ключевыми шагами на пути к улучшению системы учета и отчетности в Кыргызстане и других странах. Уровень качества финансовой отчетности напрямую зависит от требований и ожиданий заинтересованных сторон, таких как акционеры, банки, инвесторы и другие пользователи информации. Если эти стороны будут ставить высокие требования к отчетности и требовать ее соответствия международным стандартам, это станет мощным стимулом для предприятий выравнивать свои системы учета и отчетности с МСФО.
Собственники и руководители предприятий играют ключевую роль в формировании этого спроса на высококачественную отчетность. Они должны понимать, что только через достоверную и полезную финансовую отчетность они могут получить доверие инвесторов, кредиторов и других заинтересованных сторон, что, в свою очередь, способствует развитию бизнеса и привлечению инвестиций.
Поэтому важно, чтобы собственники и руководители предприятий были осведомлены о преимуществах МСФО и их влиянии на качество отчетности. Они должны активно поддерживать и стимулировать своих бухгалтеров и финансовых специалистов внедрять международные стандарты и обеспечивать высокое качество отчетности.
Как показывает международная практика МСФООС прошел несколько этапов в своем развитии:
1. Начальная ступень. 1997 – 2000 гг. Разработка первых национальных стандартов Кыргызской Республики.
2. Вторая стадия. 2000 – 2010 гг. Переход на МСФО предприятий различных форм собственности.
3. Третий этап. 2010-2014. Разработка специальных стандартов для малого и среднего бизнеса.
4. Четвертый этап. 2013 – 2018. Принятие и начало применения МСФО для государственного сектора Кыргызстана.
5. Пятый этап. 2018-2023. Полное применение МСФО для государственного сектора.
В чем состоят особенности стандартов МСФО для общественного сектора и какие вопросы учета и отчетности вызывают особый интерес:
· Отраслевые особенности учета: агроформирования, переработка, учреждения здравоохранения, образования и др.
· Источники финансирования: государственные, муниципальные, коллективные, общественные и т.д.
· Методы признания доходов и расходов. Центры прибыли и затрат.
· Согласование с различными законодательными документами и государственными контролирующими органами.
· Формы и структура отчетности бюджетных учреждений.
· Выбор показателей эффективности деятельности бюджетных учреждений и особенности разработки учетной политики учреждения.
Как можно успешно внедрить МСФО для общественного сектора? Для этого необходимо составит блок-схему предстоящих работ, который состоит из следующих блоков:
· Изучить внутреннюю организацию бухгалтерского учета и осуществить составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
· Анализ пробелов и несоответствий.
· Выбор самых сложных направлений.
· Подготовка законодательной базы по направлениям изменений. Обоснование необходимости.
· Выбор методов трансформации. Корректировка суммы.
· Настройка программного обеспечения. Изменение конфигурации. (1С:Бухгалтерия).
· Итоговый баланс по старой методике. Баланс перевода. Начальное сальдо по МСФО для государственного сектора.
· Аудит финансовой отчетности.
Следует отметить, что процесс внедрения МСФО для общественного сектора должен состоят из следующих пяти процессов:
1. Планирование (администрация)
2. Анализ (центры ответственности)
3. Разработка (конверсионная группа)
4. Инсталляция (IT - группа)
5. Сопровождение и обслуживание (бухгалтерия)
Например, в процессе планирования администрация определяет цели и задачи и объекты реформирования, создает группу специалистов, с определенными полномочиями. Далее группой должен быть разработан план конверсии бухгалтерского учета учреждения, с указанием место, ответственных и срока запуска проекта.
Таким образом, переход к МСФО и улучшение учета и отчетности зависят от высокого спроса со стороны пользователей финансовой отчетности, таких как собственники, руководители, акционеры и банки. Строгие требования пользователей гарантируют, что финансовая отчетность по МСФО будет качественной и полезной.
Методология
Для проведение исследование и подготовки статьи были использованы теоретические методы исследования: сравнение и анализ; эмпирические: наблюдение, описание; а также методы бухучета: документация, бухгалтерские счета и двойная запись, оценка, калькуляция. Были изучены труды зарубежных и отечественных авторов.
Результат
Переход на рыночные условия требует от них не только учета своей финансовой устойчивости, но и умения адаптироваться к изменяющейся конкурентной среде и эффективно управлять своими финансами. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является управление дебиторской и кредиторской задолженностью, так как своевременное поступление средств от клиентов и возможность безопасной отсрочки некоторых платежей по своим обязательствам являются критически важными для обеспечения финансовой устойчивости и развития организации. Также необходимо проводить постоянный мониторинг и контроль исполнения платежной дисциплины, чтобы оперативно реагировать на любые изменения в финансовом состоянии организации и минимизировать риски неплатежей.
Все это требует высокой квалификации управленческого персонала и бухгалтеров, а также разработки эффективных систем учета и контроля. Бюджетные организации должны стремиться к созданию надежной финансовой базы, которая позволит им успешно функционировать в условиях рыночной экономики и обеспечивать устойчивое развитие. В связи с этим по нашему мнению, возникли следующие причины трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений бюджетной сферы Кыргызской Республики и внедрения новых стандартов МСФО для общественного сектора очень обоснованы и отражают сложившиеся реалии современной экономики. Давайте рассмотрим каждую из них подробнее:
1. Рыночные отношения и вовлечение в конкуренцию: Принятие рыночных принципов ведения бизнеса ставит перед бюджетными учреждениями задачу эффективного управления ресурсами и конкуренции за финансовые средства. Это требует более прозрачной и информативной отчетности, соответствующей стандартам международного учета.
2. Неэффективные механизмы управления: В условиях свободного предпринимательства бюджетные учреждения должны принимать принципы эффективного управления, включая адекватную финансовую отчетность для принятия обоснованных решений.
3. Изменение экономических целей: Анализ настоящей структуры собственности, а именно изучение и определение изменений, которые необходимо внести в структуру собственности для достижения новых экономических целей. Разработка новых бюджетов и планов или создание более гибких бюджетов и планов, внимательного подхода к извлечению прибыли, с более детальным учетом финансовых операций. Внедрение контрольных критериев, которые обеспечивают контроль за нарушениями эксплуатации, чтобы обеспечить большую точность и прозрачность в учете.
4. Развитие теории и практики бухгалтерского учета: применения современных методов бухгалтерского учета, включая МСФО, и повышения информативности инструментов управления финансами.
5. Согласованность и взаимопонимание в международной практике: Внедрение МСФО для общественного сектора обеспечивает гармонизацию с международными стандартами и обеспечивает сопоставимость финансовой информации.
6. Использование единых правил и механизмов: Международные стандарты обеспечивают единые правила и механизмы учета и отчетности, что упрощает сравнение финансовой информации.
7. Улучшение интерпретации финансовой отчетности: Применение МСФО позволяет предоставлять более достоверную и информативную отчетность, улучшая интерпретацию финансовых данных пользователями.
Все эти причины проблемы действительно являются серьезными препятствиями для успешного внедрения стандартов МСФООС в бюджетных учреждениях Кыргызской Республики. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно:
1. Низкая квалификация бухгалтеров: Недостаточная подготовка и квалификация бухгалтеров может привести к неправильному применению стандартов МСФО и искажению финансовой отчетности.
2. Недостаточная подготовительная работа: Эффективная подготовка к внедрению стандартов МСФО требует согласованных усилий со стороны органов, ответственных за внедрение, и должна включать эффективные методы обучения и поддержки бухгалтеров.
3. Загруженность бухгалтеров: Внедрение специализированного программного обеспечения и систем учета помогает сократить ручной труд бухгалтеров и ускорить выполнение повседневных операций.
4. Отсутствие бизнес-стимулов: Недостаточная мотивация руководства и персонала может затормозить процесс изменений и внедрения новых стандартов.
5. Низкая исполнительская дисциплина: Отсутствие дисциплины и ответственности у руководства и персонала может привести к неэффективному внедрению и использованию стандартов МСФО.
6. Отсутствие ресурсов и материалов на национальном языке: Доступность информации на местном языке и учет местных особенностей очень важна для успешного внедрения стандартов МСФО.
7. Бюрократические препятствия: Наличие излишней бюрократии и запретительных нормативных документов может замедлить процесс изменений и создать страх исполнителей перед контролирующими органами.
Для преодоления этих проблем необходимо уделить особое внимание обучению и поддержке бухгалтеров, созданию стимулов и мотивации для персонала, а также снижению административных барьеров и бюрократии. Только совместными усилиями можно достичь успешного внедрения стандартов МСФО и улучшения финансовой отчетности в бюджетных учреждениях. Внедрение МСФО на общественный сектор завершает реформирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Кыргызской Республике и полноценный переход к международным стандартам, устанавливая правила взаимоотношения между участниками рынка государственных учреждений и коммерческих организаций, т.е. государства и бизнес – сообщества, на основе рыночных принципов.
Таким образом, в итоге трансформации бухгалтерского учета и отчетности в государственном, муниципальном и общественном секторе, связанные с внедрением МСФО для общественного сектора должна быть разработана новая учетная политика и структура бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения.
Обсуждение
В ходе исследования изучены и материалы форумов, конференций. Были проведены встречи с учреждениями и предприятиями работающие с МСФО. Кроме того, ежегодно на базе факультета проводятся встречи стейкхолдеров и преподавателей, где остро поднимают проблемы применение МСФО для общественного сектора. Также необходимо отметить встречи студентов с бухгалтерами бюджетных учреждений. Кроме того в начале 2022 года несколько преподавателей из университета ОшГУ приняли участие в проекте по внедрению и развитию МСФО в бюджетной сфере. Проект запущен с помощью Министерства финансов и экономики КР, Агентства государственного финансово надзор при Кабинете Министров Кыргызской Республики. В результате работы проекта изготовлены методические пособии по применению МСФО в общественном секторе КР.
Заключение
Внедрение МСФО для государственного сектора позволяет провести преобразования в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, что помогает определить пути совершенствования деятельности предприятий и учреждений. Это также обеспечивает разработку новой учетной политики, обеспечения:
· вынесение обоснованных решений о ведении расчетов с представителями различной сферы;
· предотвращение выдачи кредитов несостоятельным проектам и направление инвестиций в проекты надежности;
· рекомендации по приобретению ценных активов;
· эффективное управление отношениями с заказчиками и подрядчиками;
· анализ финансовых положений партнеров;
· учет возможных рисков бизнеса и минимизация кредитного риска.
Таким образом, внедрение МСФО обеспечивает более прозрачную и информативную финансовую отчетность, что помогает предприятиям и учреждениям обоснованные решения и улучшить финансовое положение.
Источники:
2. Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора. Bmcenter.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://bmcenter.ru/users/3078/photos/editor/Sbornik_MSFOOS Tom1.pdf.
3. Международная федерация бухгалтеров: СПРАВОЧНИК 2010 ГОДА. Ifac.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifac.org/search?keys=Международная+федерация+бухгалтеров%3A+СПРАВОЧНИК+2010+ГОДА.
4. МСФО для общественного сектора. Minfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo.
5. Безруких П.С., Бакаев А.С., Врублевский Н.Д. и др. Бухгалтерский учет. / Учебник - 4-е изд. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 685 c.
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий). - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. – 584 c.
7. Шнейдман Л.З. Как пользоваться международными стандартами финансовой отчетности. Бухгалтерский учет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbsys.ru/print.php?page=188&option=public.
8. Israilov T.M., Kurmanbekov A.A. Financial accounting. Scholar.google.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://scholar.google.ru/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=eVYHBTkAAAAJ&citation_for_view=eVYHBTkAAAAJ:GnPB-g6toBAC.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:11