Исследование спроса на продукцию животноводства в Пермском крае
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Изучение спроса на продовольственные товары на сегодняшний день является достаточно актуальной проблемой для производителей продуктов питания. Спрос на продукцию животноводства в большей степени определяется уровнем доходов населения, а не медицинскими нормами. Поэтому проведение маркетинговых исследований позволит выявить зависимость спроса не только от уровня цен, но и от доходов и предпочтений потребителей, качества товаров, производителей.
Ключевые слова: молочная продукция, доход, спрос, Пермский край, норма потребления, качество потребления, среднедушевое потребление, мясная продукция
Спрос на продовольственные товары зависит от различных факторов – цены, доходов населения, качества товаров, уровня цен на товары-субституты и комплементы и иных неценовых факторов.
Одним из методов изучения и прогнозирования спроса на продовольственном рынке является проведение опроса. Опрос проводился в2010 г. методом случайного бесповторного отбора единиц наблюдения, отказы в предоставлении ответов на вопросы анкет не превышали 1% от численности респондентов. Место проведения – Мотовилихинский район г. Перми, численность населения – 179,1 тыс. человек. Опрос проводился путем анкетирования жителей домов, расположенных в микрорайоне Садовый.
Условия опроса
Для определения среднего размера признака при бесповторном отборе можно воспользоваться формулой:
где
∆ − предельная ошибка выборки (возникает при распространении данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность);
∆=t m=0,95 [2].
Среднее квадратическое отклонение признака в генеральной совокупности =0,5.
t – двухсторонняя квартиль нормального распределения, которая находится по таблицам.
Доверительная вероятность g=0,683. Поэтому t=1.
N = 179.1 тыс. человек.
Поэтому n = 0,5 х 0,5 х 179,1/ (0,95 х 0,95 х 179,1 + 0,5 х 0,5) = 276 чел.
То есть объем случайной бесповторной выборки должен составлять 276 человек при среднеквадратическом отклонении не более 0,5, предельной ошибке, не превышающей 95%, и вероятности 0,683.
В ходе исследования осуществлялась сегментация всей совокупности респондентов-потребителей по наиболее существенному признаку − уровню доходов на одного члена семьи. Было выделено 5 сегментов:
– первый − потребители с доходами менее 3000 руб. в месяц на 1 члена семьи (8,9% опрошенных);
– второй − от 3001 до 4500 руб. (18,2% опрошенных);
– третий − от 4501 до 6000 руб. (31,1%);
– четвертый − потребители с доходами от 6000 до 8500 руб. в месяц (26,7%);
– пятый – потребители с доходами свыше 8501 тыс. руб. (15,1%).
Сегментация проводилась только на основании опроса, однако в целом она соответствует официальным статистическим данным.
Цены на продукты, их ассортимент и уровень доходов населения
Наиболее важным показателем при покупке продуктов 93,1% опрошенных отметили качество и только 6,9% − цену. При этом 72,4% респондентов в настоящее время не удовлетворены качеством покупаемых продуктов, а удовлетворены − 27,6% опрошенных.
На вопрос «Продукцию каких регионов Вы считаете наиболее качественной?» − 69,0% респондентов ответили, что предпочитают продукты Пермского края, 27,6% − республики Удмуртия, 13,8% − Уфы, 3,4% − производителей других регионов. Это означает, что мясные и молочные продукты, произведенные из местного сырья, несмотря на высокую стоимость, востребованы населением края.
При ответе на вопрос «Каково Ваше отношение к ценам на продукты?» 71,1% опрошенных заявили, что цены на продукты в настоящее время завышены, 17,8% − что затрудняются ответить, 11,1% − что они близки к оптимальным. То, что цены достаточно низкие, не указал ни один респондент.
На основе полученной информации была оценена зависимость ассортимента потребляемой продукции от уровня доходов на 1 члена семьи, а также произведена оценка степени удовлетворения потребностей населения края в животноводческой продукции (см. табл. на с. 182).
Таблица
Зависимость потребления мясной продукции от уровня доходов, грамм в месяц на 1 человека
|
уровень доходов на 1 члена семьи, руб.
| ||||
вид продукта
|
до 3000
|
от 3001 до 4500
|
от 4501 до 6000
|
от 6001 до 8500
|
свыше 8501
|
мяса и мясных продуктов
|
|
|
|
|
|
мясо:
|
|
|
|
|
|
свинина
|
626
|
551
|
1067
|
1187
|
1210
|
говядина
|
536
|
572
|
804
|
816
|
851
|
птица
|
671
|
956
|
1174
|
1309
|
1521
|
прочие виды
|
90
|
167
|
24
|
49
|
52
|
Колбасные изделия:
|
|
|
|
|
|
варено-копченые
|
135
|
236
|
384
|
416
|
421
|
полукопченые
|
276
|
429
|
461
|
525
|
529
|
копченые
|
268
|
362
|
319
|
396
|
415
|
вареные, ветчина и др.
|
1442
|
1106
|
1026
|
769
|
521
|
Мясные полуфабрикаты
|
178
|
384
|
508
|
465
|
412
|
мясные консервы
|
90
|
156
|
199
|
152
|
132
|
деликатесы
|
90
|
101
|
124
|
315
|
352
|
всего мясопродуктов
|
4402
|
5020
|
6090
|
6399
|
6416
|
Норма потребления
|
6500
|
6500
|
6500
|
6500
|
6500
|
Степень соответствия норме потребления, %
|
67,72
|
77,23
|
93,69
|
98,45
|
98,71
|
молока и молочных продуктов
|
|
|
|
|
|
молоко
|
5214
|
5412
|
6214
|
6612
|
6751
|
кефир
|
3214
|
3511
|
3651
|
3954
|
4050
|
сметана
|
1452
|
1578
|
1687
|
2035
|
2151
|
творог
|
1412
|
1573
|
2680
|
1802
|
1858
|
масло
|
1321
|
1358
|
1421
|
1620
|
1654
|
сыр
|
1562
|
3667
|
4268
|
4851
|
5331
|
всего молочных продуктов
|
12 854
|
15 741
|
18 500
|
19 254
|
20 141
|
Норма потребления
|
32 500
|
32 500
|
32 500
|
32 500
|
32 500
|
Степень соответствия норме потребления, %
|
39,55
|
48,43
|
56,92
|
59,24
|
61,97
|
средний доход по группе
|
1383,3
|
3573,3
|
5014,3
|
7858,3
|
9874,3
|
Полученные данные позволяют сделать вывод, что у потребителей в зависимости от уровня доходов формируются различные потребительские предпочтения. С ростом доходов наблюдается увеличение потребления более качественной и дорогостоящей продукции (мяса, варе но-копченых, полукопче ных и копче ных колбас, деликатесов) и снижение потребления менее качественной и, как правило, более дешевой (вареных колбас и ветчин, мясных полуфабрикатов и консервов).
Рациональной нормой потребления молочной продукции является390 кгна человека в год, соответственно32,5 кгв месяц [3]. Даже в самой высокодоходной группе опрошенных потребление молочных продуктов соответствует норме лишь на 61,97%. В группе опрошенных с уровнем дохода менее 3000 руб. на человека в месяц степень соответствия норме потребления составила 39,55%.
Качество продуктов питания
Норма потребления мяса и мясных продуктов78 кгна человека в год (6,5 кгв месяц). Фактическое потребление мясопродуктов соответствует физиологической норме на 67,72−98,71%. Важно отметить, что в семьях с уровнем дохода свыше 4500 руб. на члена семьи потребности в мясопродуктах удовлетворены более чем на 90%.
На основе проведенного исследования можно подтвердить взаимосвязь структуры потребления с уровнем доходов потребителей. Широкий ассортимент продукции и при этом ее невысокое качество требуют использования инновационных технологий производства. Значительная часть населения не имеет возможности приобретать продукты в необходимом количестве, поэтому предприятия обязаны учитывать этот факт при ценообразовании, а государство – при разработке экономической политики.
Можно предложить два направления повышения объемов и качества потребления продукции животноводства. Первое направление связано со стимулированием совокупного спроса путем повышения реальных доходов населения, формирования таких цен, при которых гарантировалась бы доступность и достаточность продовольствия. Не менее важно решение вопроса о развитии потребительской кооперации.
Второе направление касается обеспечения населения качественными продуктами питания в необходимом количестве. На сегодняшний день примерно 60% перерабатываемого мясного сырья в Пермском крае завозится из-за рубежа, так как его закупки считаются более выгодными с точки зрения соотношения цены и качества. Молочное скотоводство на территории края обеспечено поддержкой государства в большей степени, чем мясное, что объясняется его более высокой эффективностью.
В силу вышеприведенных фактов в рамках государственного регулирования важным будет предоставление дотаций для предприятий животноводства, чтобы они были рентабельными и конкурентоспособными. Необходимо снижение рисков потери доходов при производстве животноводческой продукции за счет государственного софинансирования страхования [1].
Выводы
Анализ динамики уровня структуры потребления населением края продовольственных товаров позволяет сделать следующие основные выводы: уровень потребления населением продуктов питания представляет собой производную доходов и цен на продовольственные товары, которые предопределяются социально-экономическим развитием края. Обеспечение населения края продукций животноводства необходимо осуществлять на основе системного подхода к развитию отрасли, то есть основываться не только на стимулировании собственного производства, но и на интеграции с другими регионами.
Источники:
2. Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.
3. НИИ питания РАМН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ion.ru.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 06:01:09