Исследование спроса на продукцию животноводства в Пермском крае

Мазеина Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мазеина Е.А. Исследование спроса на продукцию животноводства в Пермском крае // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 180-184.

Аннотация:
Изучение спроса на продовольственные товары на сегодняшний день является достаточно актуальной проблемой для производителей продуктов питания. Спрос на продукцию животноводства в большей степени определяется уровнем доходов населения, а не медицинскими нормами. Поэтому проведение маркетинговых исследований позволит выявить зависимость спроса не только от уровня цен, но и от доходов и предпочтений потребителей, качества товаров, производителей.

Ключевые слова: молочная продукция, доход, спрос, Пермский край, норма потребления, качество потребления, среднедушевое потребление, мясная продукция



Спрос на продовольственные товары зависит от различных факторов – цены, доходов населения, качества товаров, уровня цен на товары-субституты и комплементы и иных неценовых факторов.

Одним из методов изучения и прогнозирования спроса на продовольственном рынке является проведение опроса. Опрос проводился в2010 г. методом случайного бесповторного отбора единиц наблюдения, отказы в предоставлении ответов на вопросы анкет не превышали 1% от численности респондентов. Место проведения – Мотовилихинский район г. Перми, численность населения – 179,1 тыс. человек. Опрос проводился путем анкетирования жителей домов, расположенных в микрорайоне Садовый.

Условия опроса

Для определения среднего размера признака при бесповторном отборе можно воспользоваться формулой:

где

∆ − предельная ошибка выборки (возникает при распространении данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность);

∆=t m=0,95 [2].

Среднее квадратическое отклонение признака в генеральной совокупности =0,5.

t – двухсторонняя квартиль нормального распределения, которая находится по таблицам.

Доверительная вероятность g=0,683. Поэтому t=1.

N = 179.1 тыс. человек.

Поэтому n = 0,5 х 0,5 х 179,1/ (0,95 х 0,95 х 179,1 + 0,5 х 0,5) = 276 чел.

То есть объем случайной бесповторной выборки должен составлять 276 человек при среднеквадратическом отклонении не более 0,5, предельной ошибке, не превышающей 95%, и вероятности 0,683.

В ходе исследования осуществлялась сегментация всей совокупности респондентов-потребителей по наиболее существенному признаку − уровню доходов на одного члена семьи. Было выделено 5 сегментов:

– первый − потребители с доходами менее 3000 руб. в месяц на 1 члена семьи (8,9% опрошенных);

– второй − от 3001 до 4500 руб. (18,2% опрошенных);

– третий − от 4501 до 6000 руб. (31,1%);

– четвертый − потребители с доходами от 6000 до 8500 руб. в месяц (26,7%);

– пятый – потребители с доходами свыше 8501 тыс. руб. (15,1%).

Сегментация проводилась только на основании опроса, однако в целом она соответствует официальным статистическим данным.

Цены на продукты, их ассортимент и уровень доходов населения

Наиболее важным показателем при покупке продуктов 93,1% опрошенных отметили качество и только 6,9% − цену. При этом 72,4% респондентов в настоящее время не удовлетворены качеством покупаемых продуктов, а удовлетворены − 27,6% опрошенных.

На вопрос «Продукцию каких регионов Вы считаете наиболее качественной?» − 69,0% респондентов ответили, что предпочитают продукты Пермского края, 27,6% − республики Удмуртия, 13,8% − Уфы, 3,4% − производителей других регионов. Это означает, что мясные и молочные продукты, произведенные из местного сырья, несмотря на высокую стоимость, востребованы населением края.

При ответе на вопрос «Каково Ваше отношение к ценам на продукты?» 71,1% опрошенных заявили, что цены на продукты в настоящее время завышены, 17,8% − что затрудняются ответить, 11,1% − что они близки к оптимальным. То, что цены достаточно низкие, не указал ни один респондент.

На основе полученной информации была оценена зависимость ассортимента потребляемой продукции от уровня доходов на 1 члена семьи, а также произведена оценка степени удовлетворения потребностей населения края в животноводческой продукции (см. табл. на с. 182).

Таблица

Зависимость потребления мясной продукции от уровня доходов, грамм в месяц на 1 человека


уровень доходов на 1 члена семьи, руб.
вид продукта
до 3000
от 3001 до 4500
от 4501 до 6000
от 6001 до 8500
свыше 8501
мяса и мясных продуктов





мясо:





свинина
626
551
1067
1187
1210
говядина
536
572
804
816
851
птица
671
956
1174
1309
1521
прочие виды
90
167
24
49
52
Колбасные изделия:





варено-копченые
135
236
384
416
421
полукопченые
276
429
461
525
529
копченые
268
362
319
396
415
вареные, ветчина и др.
1442
1106
1026
769
521
Мясные полуфабрикаты
178
384
508
465
412
мясные консервы
90
156
199
152
132
деликатесы
90
101
124
315
352
всего мясопродуктов
4402
5020
6090
6399
6416
Норма потребления
6500
6500
6500
6500
6500
Степень соответствия норме потребления, %
67,72
77,23
93,69
98,45
98,71
молока и молочных продуктов





молоко
5214
5412
6214
6612
6751
кефир
3214
3511
3651
3954
4050
сметана
1452
1578
1687
2035
2151
творог
1412
1573
2680
1802
1858
масло
1321
1358
1421
1620
1654
сыр
1562
3667
4268
4851
5331
всего молочных продуктов
12 854
15 741
18 500
19 254
20 141
Норма потребления
32 500
32 500
32 500
32 500
32 500
Степень соответствия норме потребления, %
39,55
48,43
56,92
59,24
61,97
средний доход по группе
1383,3
3573,3
5014,3
7858,3
9874,3

Полученные данные позволяют сделать вывод, что у потребителей в зависимости от уровня доходов формируются различные потребительские предпочтения. С ростом доходов наблюдается увеличение потребления более качественной и дорогостоящей продукции (мяса, варе но-копченых, полукопче ных и копче ных колбас, деликатесов) и снижение потребления менее качественной и, как правило, более дешевой (вареных колбас и ветчин, мясных полуфабрикатов и консервов).

Рациональной нормой потребления молочной продукции является390 кгна человека в год, соответственно32,5 кгв месяц [3]. Даже в самой высокодоходной группе опрошенных потребление молочных продуктов соответствует норме лишь на 61,97%. В группе опрошенных с уровнем дохода менее 3000 руб. на человека в месяц степень соответствия норме потребления составила 39,55%.

Качество продуктов питания

Норма потребления мяса и мясных продуктов78 кгна человека в год (6,5 кгв месяц). Фактическое потребление мясопродуктов соответствует физиологической норме на 67,72−98,71%. Важно отметить, что в семьях с уровнем дохода свыше 4500 руб. на члена семьи потребности в мясопродуктах удовлетворены более чем на 90%.

На основе проведенного исследования можно подтвердить взаимосвязь структуры потребления с уровнем доходов потребителей. Широкий ассортимент продукции и при этом ее невысокое качество требуют использования инновационных технологий производства. Значительная часть населения не имеет возможности приобретать продукты в необходимом количестве, поэтому предприятия обязаны учитывать этот факт при ценообразовании, а государство – при разработке экономической политики.

Можно предложить два направления повышения объемов и качества потребления продукции животноводства. Первое направление связано со стимулированием совокупного спроса путем повышения реальных доходов населения, формирования таких цен, при которых гарантировалась бы доступность и достаточность продовольствия. Не менее важно решение вопроса о развитии потребительской кооперации.

Второе направление касается обеспечения населения качественными продуктами питания в необходимом количестве. На сегодняшний день примерно 60% перерабатываемого мясного сырья в Пермском крае завозится из-за рубежа, так как его закупки считаются более выгодными с точки зрения соотношения цены и качества. Молочное скотоводство на территории края обеспечено поддержкой государства в большей степени, чем мясное, что объясняется его более высокой эффективностью.

В силу вышеприведенных фактов в рамках государственного регулирования важным будет предоставление дотаций для предприятий животноводства, чтобы они были рентабельными и конкурентоспособными. Необходимо снижение рисков потери доходов при производстве животноводческой продукции за счет государственного софинансирования страхования [1].

Выводы

Анализ динамики уровня структуры потребления населением края продовольственных товаров позволяет сделать следующие основные выводы: уровень потребления населением продуктов питания представляет собой производную доходов и цен на продовольственные товары, которые предопределяются социально-экономическим развитием края. Обеспечение населения края продукций животноводства необходимо осуществлять на основе системного подхода к развитию отрасли, то есть основываться не только на стимулировании собственного производства, но и на интеграции с другими регионами.


Источники:

1. Закон Пермского края «О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009–2012 годы» от 10.12.2008 № 351-ПК. (в ред. Закона от 07.07.2009 № 472-ПК).
2. Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.
3. НИИ питания РАМН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ion.ru.

Страница обновлена: 20.05.2024 в 05:59:04