Study of Demand for Livestock Products in the Perm Region
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 3-2 / March, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Today study of demand for food products is quite an urgent problem for food producers. Demand for livestock products is mostly determined by income levels, rather than medical standards. Therefore, market research reveals that the demand depends not only on the price level but also on income, consumer
preferences, product quality and producers.
Keywords: dairy products, demand, income, consumption quality, rate of consumption, consumption per capita, meat products
Спрос на продовольственные товары зависит от различных факторов – цены, доходов населения, качества товаров, уровня цен на товары-субституты и комплементы и иных неценовых факторов.
Одним из методов изучения и прогнозирования спроса на продовольственном рынке является проведение опроса. Опрос проводился в2010 г. методом случайного бесповторного отбора единиц наблюдения, отказы в предоставлении ответов на вопросы анкет не превышали 1% от численности респондентов. Место проведения – Мотовилихинский район г. Перми, численность населения – 179,1 тыс. человек. Опрос проводился путем анкетирования жителей домов, расположенных в микрорайоне Садовый.
Условия опроса
Для определения среднего размера признака при бесповторном отборе можно воспользоваться формулой:
где
∆ − предельная ошибка выборки (возникает при распространении данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность);
∆=t m=0,95 [2].
Среднее квадратическое отклонение признака в генеральной совокупности =0,5.
t – двухсторонняя квартиль нормального распределения, которая находится по таблицам.
Доверительная вероятность g=0,683. Поэтому t=1.
N = 179.1 тыс. человек.
Поэтому n = 0,5 х 0,5 х 179,1/ (0,95 х 0,95 х 179,1 + 0,5 х 0,5) = 276 чел.
То есть объем случайной бесповторной выборки должен составлять 276 человек при среднеквадратическом отклонении не более 0,5, предельной ошибке, не превышающей 95%, и вероятности 0,683.
В ходе исследования осуществлялась сегментация всей совокупности респондентов-потребителей по наиболее существенному признаку − уровню доходов на одного члена семьи. Было выделено 5 сегментов:
– первый − потребители с доходами менее 3000 руб. в месяц на 1 члена семьи (8,9% опрошенных);
– второй − от 3001 до 4500 руб. (18,2% опрошенных);
– третий − от 4501 до 6000 руб. (31,1%);
– четвертый − потребители с доходами от 6000 до 8500 руб. в месяц (26,7%);
– пятый – потребители с доходами свыше 8501 тыс. руб. (15,1%).
Сегментация проводилась только на основании опроса, однако в целом она соответствует официальным статистическим данным.
Цены на продукты, их ассортимент и уровень доходов населения
Наиболее важным показателем при покупке продуктов 93,1% опрошенных отметили качество и только 6,9% − цену. При этом 72,4% респондентов в настоящее время не удовлетворены качеством покупаемых продуктов, а удовлетворены − 27,6% опрошенных.
На вопрос «Продукцию каких регионов Вы считаете наиболее качественной?» − 69,0% респондентов ответили, что предпочитают продукты Пермского края, 27,6% − республики Удмуртия, 13,8% − Уфы, 3,4% − производителей других регионов. Это означает, что мясные и молочные продукты, произведенные из местного сырья, несмотря на высокую стоимость, востребованы населением края.
При ответе на вопрос «Каково Ваше отношение к ценам на продукты?» 71,1% опрошенных заявили, что цены на продукты в настоящее время завышены, 17,8% − что затрудняются ответить, 11,1% − что они близки к оптимальным. То, что цены достаточно низкие, не указал ни один респондент.
На основе полученной информации была оценена зависимость ассортимента потребляемой продукции от уровня доходов на 1 члена семьи, а также произведена оценка степени удовлетворения потребностей населения края в животноводческой продукции (см. табл. на с. 182).
Таблица
Зависимость потребления мясной продукции от уровня доходов, грамм в месяц на 1 человека
|
уровень доходов на 1 члена семьи, руб.
| ||||
вид продукта
|
до 3000
|
от 3001 до 4500
|
от 4501 до 6000
|
от 6001 до 8500
|
свыше 8501
|
мяса и мясных продуктов
|
|
|
|
|
|
мясо:
|
|
|
|
|
|
свинина
|
626
|
551
|
1067
|
1187
|
1210
|
говядина
|
536
|
572
|
804
|
816
|
851
|
птица
|
671
|
956
|
1174
|
1309
|
1521
|
прочие виды
|
90
|
167
|
24
|
49
|
52
|
Колбасные изделия:
|
|
|
|
|
|
варено-копченые
|
135
|
236
|
384
|
416
|
421
|
полукопченые
|
276
|
429
|
461
|
525
|
529
|
копченые
|
268
|
362
|
319
|
396
|
415
|
вареные, ветчина и др.
|
1442
|
1106
|
1026
|
769
|
521
|
Мясные полуфабрикаты
|
178
|
384
|
508
|
465
|
412
|
мясные консервы
|
90
|
156
|
199
|
152
|
132
|
деликатесы
|
90
|
101
|
124
|
315
|
352
|
всего мясопродуктов
|
4402
|
5020
|
6090
|
6399
|
6416
|
Норма потребления
|
6500
|
6500
|
6500
|
6500
|
6500
|
Степень соответствия норме потребления, %
|
67,72
|
77,23
|
93,69
|
98,45
|
98,71
|
молока и молочных продуктов
|
|
|
|
|
|
молоко
|
5214
|
5412
|
6214
|
6612
|
6751
|
кефир
|
3214
|
3511
|
3651
|
3954
|
4050
|
сметана
|
1452
|
1578
|
1687
|
2035
|
2151
|
творог
|
1412
|
1573
|
2680
|
1802
|
1858
|
масло
|
1321
|
1358
|
1421
|
1620
|
1654
|
сыр
|
1562
|
3667
|
4268
|
4851
|
5331
|
всего молочных продуктов
|
12 854
|
15 741
|
18 500
|
19 254
|
20 141
|
Норма потребления
|
32 500
|
32 500
|
32 500
|
32 500
|
32 500
|
Степень соответствия норме потребления, %
|
39,55
|
48,43
|
56,92
|
59,24
|
61,97
|
средний доход по группе
|
1383,3
|
3573,3
|
5014,3
|
7858,3
|
9874,3
|
Полученные данные позволяют сделать вывод, что у потребителей в зависимости от уровня доходов формируются различные потребительские предпочтения. С ростом доходов наблюдается увеличение потребления более качественной и дорогостоящей продукции (мяса, варе но-копченых, полукопче ных и копче ных колбас, деликатесов) и снижение потребления менее качественной и, как правило, более дешевой (вареных колбас и ветчин, мясных полуфабрикатов и консервов).
Рациональной нормой потребления молочной продукции является390 кгна человека в год, соответственно32,5 кгв месяц [3]. Даже в самой высокодоходной группе опрошенных потребление молочных продуктов соответствует норме лишь на 61,97%. В группе опрошенных с уровнем дохода менее 3000 руб. на человека в месяц степень соответствия норме потребления составила 39,55%.
Качество продуктов питания
Норма потребления мяса и мясных продуктов78 кгна человека в год (6,5 кгв месяц). Фактическое потребление мясопродуктов соответствует физиологической норме на 67,72−98,71%. Важно отметить, что в семьях с уровнем дохода свыше 4500 руб. на члена семьи потребности в мясопродуктах удовлетворены более чем на 90%.
На основе проведенного исследования можно подтвердить взаимосвязь структуры потребления с уровнем доходов потребителей. Широкий ассортимент продукции и при этом ее невысокое качество требуют использования инновационных технологий производства. Значительная часть населения не имеет возможности приобретать продукты в необходимом количестве, поэтому предприятия обязаны учитывать этот факт при ценообразовании, а государство – при разработке экономической политики.
Можно предложить два направления повышения объемов и качества потребления продукции животноводства. Первое направление связано со стимулированием совокупного спроса путем повышения реальных доходов населения, формирования таких цен, при которых гарантировалась бы доступность и достаточность продовольствия. Не менее важно решение вопроса о развитии потребительской кооперации.
Второе направление касается обеспечения населения качественными продуктами питания в необходимом количестве. На сегодняшний день примерно 60% перерабатываемого мясного сырья в Пермском крае завозится из-за рубежа, так как его закупки считаются более выгодными с точки зрения соотношения цены и качества. Молочное скотоводство на территории края обеспечено поддержкой государства в большей степени, чем мясное, что объясняется его более высокой эффективностью.
В силу вышеприведенных фактов в рамках государственного регулирования важным будет предоставление дотаций для предприятий животноводства, чтобы они были рентабельными и конкурентоспособными. Необходимо снижение рисков потери доходов при производстве животноводческой продукции за счет государственного софинансирования страхования [1].
Выводы
Анализ динамики уровня структуры потребления населением края продовольственных товаров позволяет сделать следующие основные выводы: уровень потребления населением продуктов питания представляет собой производную доходов и цен на продовольственные товары, которые предопределяются социально-экономическим развитием края. Обеспечение населения края продукций животноводства необходимо осуществлять на основе системного подхода к развитию отрасли, то есть основываться не только на стимулировании собственного производства, но и на интеграции с другими регионами.
Страница обновлена: 12.05.2025 в 09:46:57