Анализ мер государственной поддержки животноводства, оказываемой Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области

Ремизова А.А.1, Ягодина Н.В.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Ремизова А.А., Ягодина Н.В. Анализ мер государственной поддержки животноводства, оказываемой Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 157-180. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120120.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63650171

Аннотация:
В статье проведен анализ мер государственной поддержки предприятий сельскохозяйственной направленности России, необходимость которой обусловлена рядом причин: это и зависимость отечественных сельхозтоваропроизводителей от импортных семян и племенного материала, техники, оборудования; ограничения экспортеров сельхозпродукции государственными пошлинами; ориентирование потребительского рынка на импортную сельхозпродукцию. Рассмотрены меры государственной поддержки сельского хозяйства России и Омской области и устойчивого развития сельских территорий, нацеленные на повышение доступности кредитования, страхование рисков, развитие племенного животноводства и элитного семеноводства, на обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв. Проведен анализ основных видов господдержки: субсидии, субвенции, частичная компенсация затрат, гранты начинающим фермерам. Анализ мер государственной поддержки предприятий аграрного сектора Омской области позволяет оценить результат реализованных мероприятий и обосновать положения перспективных программ с целью повышения их эффективности.

Ключевые слова: государственная поддержка, меры государственной поддержки, сельскохозяйственный товаропроизводитель, животноводство, субсидии

JEL-классификация: H20, H71, Q13, Q17, Q18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей народного хозяйства, за счет которой обеспечивается продовольственная безопасность, следовательно, для его развития необходима всесторонняя государственная поддержка отрасли и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что и обуславливает актуальность темы исследования. При реализации направлений аграрного государственного регулирования государство оказывает влияние на отрасль за счет нормативно-правовых, экономических, экологических, социальных, ценовых и прочих аспектов. Данные меры оказывают влияние на социально-экономические условия функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей [1, 2]. Меры государственной поддержки направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, которое достигается посредством роста занятости сельского населения, качества жизни, а также обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Такое направление сельского хозяйства как животноводство, обеспечивает не только население продуктами питания, но и является поставщиком сырья для легкой и пищевой промышленности. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности необходимо самообеспечение основными видами продовольствия на уровне 15-20% от годового потребления. Для достижения данных целей Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области реализуется разнообразный спектр мер государственной поддержки отрасли. Для оценки эффективности реализованных мероприятий по развитию сельского хозяйства и обоснования необходимости реализации государственных программ, направленных на поддержку региональных товаропроизводителей, необходимо проведение комплексного анализ мер государственной поддержки предприятий аграрного сектора экономики Омской области.

Вопросам эффективности реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей посвящены работы Белокопытова А. В. [3], Чекунова А.С. [17], Вернигора Н.Ф. [4], Шинделовой О. С. , Шелковникова С. А. [5], Головой Е.Е, Блинова О.А. [2], Горпинченко К. Н., Ляховецкого А. М., В. К. Барейша [10] и других ученных. В исследованиях последних лет недостаточное внимание уделяется анализу и оценке эффективности региональных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей отрасли животноводства, как одного из ключевых элементов, оказывающих существенное влияние на обеспечение продовольственной безопасности региона.

Целью исследования является оценка реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей отрасли животноводства, оказываемой Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Научная новизна исследования. Обзор и систематизация мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказываемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области. В целях оценки эффективности реализации мер государственной поддержки животноводства проведен анализ государственных программ в регионе и намечены направления реализации мероприятий на созданий благоприятных экономических условий деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Авторская гипотеза: рациональное распределение и доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей мер государственной поддержки федерального и регионального уровней в комплексе с мерами, направленными на техническое оснащение и совершенствование технологических процессов, рост объемов производства продукции животноводства позволят обеспечить развитие отрасли и гарантировать продовольственную безопасность региона.

Материалы и методы исследований. Исследование проводилось на основании положений различных нормативно-правовых актов, регулирующих государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также исследований, посвященных вопросам субсидирования устойчивого развития сельского хозяйства. При написании работы использовались такие общенаучные методы исследования, как метод индукции и дедукции, сравнительный анализ нормативных документов Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, а также данные Федеральной службы государственной статистики.

Результаты исследований и их обсуждение.

Достижение сельскохозяйственными предприятиями стабильно устойчивого финансового положения, оптимальных, с точки зрения результатов деятельности, показателей предполагает адаптированную к существующим условиям функционирования, хорошо структурированную аграрную политику, имеющую конкретные цели, направленные на решение отраслевых и общенациональных задач.

Аграрная политика государства, нацеленная на рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и ее производителей; на обеспечение достойного качества российских продовольственных товаров; на поддержание устойчивого развития сельских территорий; на обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня его жизни; на рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для нужд сельского хозяйства; на создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объемов инвестиций в сельское хозяйство; на решение проблем импортозамещения сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке страны должна опираться на гибкую систему предоставления мер государственной поддержки и механизмов их доведения до сельхозпроизводителей.

В настоящее время, как на федеральном, так и региональном уровнях отмечается реализация государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие [3]. Как отмечает Вернигор Н.Ф. [4] государственная поддержка отрасли представлена различными инструментами, которые являются неотъемлемой частью государственного регулирования. Данного мнения также придерживаются Шинделова О.С. и Шелковников С.А. [5], которые отмечают, что государственная поддержка является одним из основных механизмов решения возникающих проблем у субъектов малого бизнеса в сельской местности.

В соответствии с 7 статьей Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [6] государственная поддержка осуществляется по направлениям, представленным на рисунке 1.

Рис. 1 – Направления государственной поддержки сельского хозяйства [составлено авторами на основании источника литературы 6]

Состояние сельскохозяйственного производства сегодня характеризуется недостаточно развитыми интеграционными связями в аграрном секторе, которые требуют государственного внимания и поддержки паритетных отношений между сельским хозяйством, отраслями сельскохозяйственного машиностроения и перерабатывающей промышленности.

Одним из инструментов обеспечения роста эффективности функционирования сельскохозяйственной отрасли, ее динамического развития, а также поддержания высокого уровня конкурентоспособности является активная поддержка со стороны государства. На сегодняшний день выделяют следующие виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: компенсирующие субсидии; стимулирующие субсидии; субвенции; частичная компенсация затрат; гранты начинающим фермерам (табл. 1).

Таблица 1

Виды государственной поддержки АПК в РФ

Вид господдержки
Направление использования
Субсидии в агрокомплексе представляют собой государственные выплаты под определенные цели для поддержки уязвимых отраслей
Компенсирующие субсидии
-племенное животноводство;
-молочное скотоводство;
-растениеводство;
-агрострахование
Цель поддержки: возмещение выпадающих доходов сельхозпроизводителей, компенсация недостаточной рентабельности отраслей
Стимулирующие субсидии
-зерновых, зернобобовых культур;
-масличных культур;
-овощей открытого грунта;
-плодово-ягодных насаждений;
-льна-долгунца;
-виноградных насаждений;
-молока;
-специализированного мясного скотоводства;
-выращивания овец
Цель поддержки: создание благоприятных условий для развития отрасли сельского хозяйства, повышение эффективности их деятельности.
Государственные субвенции в агрокомплексе представляют собой финансирование под конкретные задачи, именно целевое применение субвенций отличает их от субсидий.
Субвенции
-постройка объектов сельскохозяйственного назначения;
-возведение жилых помещений для сотрудников АПК
Субвенции выдаются на безвозмездной основе. При нецелевом использовании субвенции, средства возвращаются в бюджет.
Частичная компенсация затрат предполагает возмещение средств, потраченных на возведение или модернизацию объектов агрокомплекса, она предусмотрена и для закупки предприятиями оборудования
Частичная компенсация затрат на улучшение или строительство
-плодохранилища;
-овощехранилища (в том числе, картофелехранилища);
-молочной фермы;
-овцефермы;
-производство сухих молочных продуктов для детского питания;
-селекционно-семеноводческие центры (растениеводство);
-селекционно-питомниководческие центры (виноградарство);
-селекционно-генетические центры (птицеводство);
-льно-, пенькоперерабатывающие предприятия.
Ограничение: начало строительства – не ранее чем за три года до подачи заявки на компенсацию. Компенсация может составить 20-25 % от суммы расходов на возведение объекта или его модернизацию.
Гранты начинающим фермерам выделяются исключительно под конкретные цели, размер гранта зависит от российского региона, где оказывается поддержка начинающему фермеру.
Гранты
-проект создания и развития хозяйства (до 20 % суммы расходов);
-закупка сельхозживотных (исключение – свиньи);
-покупка земель;
-покупка техники не старше 3 лет;
-строительство.
Получают гранты от государства в качестве помощи начинающим фермерам в конкурсном порядке. На гранты могут претендовать предприниматели малого бизнеса, потребительские кооперативы, а также владельцы ЛПХ и самозанятые.
Источник: составлено авторами на основании источника литературы 7

В 2022 году выделенная Минсельхозом сумма на выплату компенсирующих субсидий составила 26,7 млрд руб., и 31,8 млрд руб. – стимулирующих. В настоящее время компенсационные субсидии выдаются на поддержание достигнутых показателей «на голову скота, на гектар, на тонну», а стимулирующие - на развитие отраслей, которые регионы определили как приоритетные.

В качестве меры государственной поддержки агропромышленному комплексу России на 2023 год было выделено 445,8 млрд руб. бюджетных средств.

С 2023 года поддержка овощеводства вынесена из всех текущих субсидий в отдельный федеральный проект с объемом финансирования пять миллиардов рублей. В компенсирующей субсидии упрощен расчет лимитов на страхование и введена новая субсидия - на один килограмм живой массы крупного рогатого скота не старше 24 месяцев, направленного на убой, а также уточнены показатели по приобретению племенного молодняка.

С 1 января 2023 года начали действовать новые условия получения государственной поддержки предприятиями агропромышленного комплекса, это, прежде всего, связано с увеличением размеров грантов, выдаваемых Правительством РФ на производство мяса и молока, повышением компенсаций сельскохозяйственным кооперативам.

В 2024 году Министерство сельского хозяйства РФ планирует объединить два существующих вида субсидии. Ведомство решило отказаться от стимулирующих выплат и сделать акцент на поддержании и сохранении производства. Прежде всего, это связано с достижением опережающих показателей Доктрины продовольственной безопасности по производству ряда продуктов сельскохозяйственного назначения.

Для реализации представленных мероприятий Министерством сельского хозяйства РФ реализуются следующие меры государственной поддержки, представленные на рисунке 2.

Рис. 2 – Меры государственной поддержки АПК, оказываемые Министерством сельского хозяйства РФ [составлено авторами на основании источника литературы 8, 9]

Механизм возмещения части прямых понесенных затрат, направленных на создание и (или) модернизацию объектов АПК позволяет единоразово получить средства федерального бюджета на развитие сельскохозяйственных предприятий.

Претендовать на получение указанного вида государственной поддержки могут предприятия, осуществляющие создание и (или) модернизацию плодохранилищ, картофелехранилищ и овощехранилищ, молочных ферм, селекционно семеноводческих центров в растениеводстве, селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве, селекционно-генетических центров в птицеводстве, овцеводческих ферм, мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них, льно-, пенькоперерабатывающих производств.

Указанный механизм государственной поддержки регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. № 1413, а также приказами Минсельхоза России от 29 ноября 2018 г. № 549 и № 550.

Как отмечают Горпинченко К. Н., Ляховецкий А. М. и Барейша В. К. [10] каждый субъект РФ имеет свои особенности в развитии отрасли, поэтому государственные программы регионов учитывают данную специфику производства. В регионе также действуют меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказываемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области (рисунок 3).

Рис. 3 – Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказываемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области [составлено авторами на основании источника литературы 11]

Животноводству, как ключевой отрасли сельского хозяйства, отводится роль гаранта продовольственной безопасности страны. С одной стороны, это поставщик жизненно важных продуктов питания, источник сырья для многих отраслей народного хозяйства, с другой – это потребитель продукции машиностроения, химической промышленности, транспортной отрасли.

Взаимосвязь животноводства с другими отраслями экономики страны, по сути, определяет характер и специфику развития отрасли, ее перспектив, возможностей преодоления существующих проблем и поиска источников роста ее потенциала. Проблемы отечественного животноводства возникли не сегодня: годами сложившаяся система земледелия, технологии возделывания многолетних трав для развития кормопроизводства, культура разведения сельскохозяйственных животных нуждаются в масштабных трансформациях.

Таким образом, были созданы условия для стагнации – слабая, зависимая от импорта техническая база, технологичные схемы производства, неудовлетворяющие потребностям спроса на агропродукцию, низкая производительность, отягощенная значительной долей ручного, неквалифицированного труда. Среди основных проблем животноводства можно назвать низкий кормовой потенциал, сложности организации и контролирования качественного питания животных, недостаточность племенного материала для формирования основного стада.

Недостаточная техническая оснащенность отрасли, необходимость модернизации технологических процессов, совершенствование схемы организации производства с учетом эргономики, растущая потребность в технологическом обновлении отраслей животноводства имеют ряд ограничивающих факторов в виде недостатка финансирования, льготного кредитования, доступа к современным технологиям кормопроизводства.

Именно поэтому животноводству столь важна заинтересованность государства и практические меры государственного участия, позволяющие обеспечить отрасль правовыми основаниями и материальными ресурсами для продвижения отечественной продукции животноводства на внутреннем и мировом рынках.

Основными целями государственной поддержки животноводства в регионе является как возмещение части затрат товаропроизводителей, произведенных в отчетном году на производство продукции животноводства, так и компенсация затрат товаропроизводителей северных районов области на модернизацию ферм молочного направления. Для получения субсидий участник отбора должен соответствовать требованиям, указанным в табл. 3.

Таблица 3

Критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для предоставления мер государственной поддержки

Категория товаропроизводителя
Предъявляемые требования
ü
Юридические лица и ИП, производящие или перерабатывающие с/х продукцию (доля дохода более 70%
На 1 число месяца подачи заявки
− Отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет субсидий,
бюджетных инвестиций или иной неурегулированной задолженности перед Омской областью;
− не является иностранным лицом, юридическим лицом с долей у уставном
капитале оффшорных компаний которой превышает 25%;
x
Граждане, ведущие личное
подсобное хозяйство
− не получает на данные цели бюджетные средства по другим программам
ü
Сельскохозяйственные
потребительские
кооперативы
На дату подачи документов:
− не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, не прекратил деятельность
ü
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Наличие справки с налогового органа об отсутствии задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пенным, штрафам, процентов, подлежащих уплате.
Справку необходимо получить не ранее чем за 30 дней до даты предоставления документов в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
Не привлекался к ответственности в году, предшествующем подачи заявки к ответственности за выжигание сухой травянистой растительности стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения
Дополнительные требования
Цель предоставления субсидии
Критерии
Приобретение/увеличение маточного поголовья КРС при проведении мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза
− Предоставление сведений о численности и заработной плате работников по состоянию на начало текущего года
− среднемесячный размер оплаты труда одного работника не ниже минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент (исключение: ИП, не привлекавшие сотрудников)
− увеличение в отчетном году среднемесячной заработной платы по сравнению с предыдущим периодом (исключение: вновь зарегистрированные участники, участники, которые привлекают сотрудников в рамках трудовых отношений начиная с отчетного года, ИП, не привлекающие сотрудников).
Компенсация затрат на модернизацию молочных ферм в северных районах области
Исключение:
− среднемесячная заработная плата превышает среднюю номинальную начисленную заработную платы работников в целом по экономике области;
− в отчетном или предшествующему годах выявлены особые опасные болезни животных и птицы, что привело к уничтожению поголовья
Условия получения субсидий / основания для отказа
Общие условия получения субсидий
Сдача отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК
Соответствие всем предъявляемым требованиям
Согласие получателя субсидий на проведение Министерством проверок соблюдения условий и порядка получения субсидий
Основание для отказа
Несоответствие предъявляемым требованиям к документам
Недостоверное представление информации
Несоблюдение условий получения субсидий
Незаключение Соглашения
Источник: составлено авторами

На развитие животноводства субсидии предоставляются в виде компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объем государственной поддержки, предоставляемая сельскохозяйственным товаропроизводителям в отрасли животноводство можно сгруппировать по следующим направлениям: увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, рост численности поголовья стада сельскохозяйственных животных и сохранность поголовья, модернизация производства.

Как видно из рисунка 4 за 2011−2022 гг. отмечается устойчивая тенденция роста производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении. По данным Министерства сельского хозяйства РФ в Омской области в 2023 году также отмечается положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции, влияние на которую также оказывают меры государственной поддержки [12].

Рис. 4 – Продукция сельского хозяйства Омской области в фактических ценах (млн руб.) [составлено авторами на основании источника литературы 13]

Если рассматривать индекс производства продукции животноводства, то за анализируемый период положительная динамика практически за весь период исследования (исключение составляет 2012 г. и 2015 г.) отмечается только у КФХ и ИП. С 2018 г. по 2021 г. индекс производства у сельскохозяйственных организаций постоянно уменьшался, однако в 2022 г. отмечается прирост на 6,8% по сравнению с 2021 г. По данным Омскстата объем производства продукции животноводства в процентах к предыдущему периоду постоянно снижается.

Рис. 5 – Индекс производства продукции животноводства Омской области в сопоставимых ценах (%) [составлено авторами]

На значение индекса производства оказывает влияние и снижение производство молока в натуральных показателях с 2016 г. (по сравнению с данными 2012-2015 гг.), производство продукции животноводства в Омской области составляет чуть более 600 млн тонн в год. Также негативная тенденция отмечается в производстве скота и птицы в живой массе (рис. 6).

Рис. 6 – Объем производства продукции животноводства в Омской области в 2012-22 гг., тыс. тонн [составлено авторами на основании источника литературы 14]

На снижение производства сельскохозяйственной продукции оказывает влияние сокращение поголовья сельскохозяйственных животных. В 2012-2019 г. поголовье скота и птицы в регионе составляло от восьми до девяти млн голов. Однако в 2020 г. отмечается снижение данного показателя до 6,3 млн голов. Данные негативные изменения связаны со снижением поголовья птицы (на 1,7 млн голов, которое вероятно явилось следствием птичьего гриппа), свиней (на 48,6 тыс. голов) и крупного рогатого скота (на 4,4 тыс. голов). Негативная тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота наблюдается и в преследующие периоды (рис. 7).

Рис. 7 – Поголовье скота и птицы в Омской области в 2012-2022 гг. [составлено авторами на основании источника литературы 15]

Для обеспечения положительной динамики производства в отрасли в регионе были введены новые направления поддержки: компенсация части затрат на увеличение маточного поголовья за счет проведения мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза, приобретение молодняка и грантовая поддержка в форме субсидий научным и образовательным организациям. В Омской области большинство мер государственной поддержки направлены на увеличение численности поголовья стада (табл. 4).

Таблица 4

Порядок предоставления субсидий направленных на увеличение поголовья стада

Категория
Условия получения субсидий
Субсидируемые затраты
Документы ля получения субсидий
Развитие мясного животноводства
Сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме племенных хозяйств)
− Наличие поголовья коров специализированных пород (не менее 25 у КФХ и 50 для организаций);
− увеличение поголовья коров по отношению к прошлому отчетному году или его сохранность
Затраты на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород
− Акт о наличии товарного поголовья коров специализированных мясных пород (на 1 января текущего года);
− реестр фактических затрат (перечень затрат, документы с реквизитами):
а) УПД, товарная накладная;
б) расчетная ведомость;
в) акт выполненных работ;
г) амортизационная ведомость и др. документы.
Ставка на 1 голову коровы: 6950 рублей
Срок предоставления документов: до 10 декабря текущего года
Поддержка племенного поголовья сельскохозяйственных животных
Сельскохозяйственные товаропроизводители
− Содержание племенного маточного поголовья
На 1 условную голову
− Заверенные копии свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре (до 20.01 года, следующем за получением субсидии);
− предоставление реестра затрат;
− заверенные копии документов, подтверждающие наличие племенного маточного поголовья и маточную продуктивность.
Ставка: Мясного направления -7 686 руб. Молочного направления - продуктивность до 6 000 кг - 5 500рублей, 6 000 - 7 000 кг. 6 500 руб., более 7 000 кг - 7 500 руб.
− Содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, кроме крупного рогатого скота
На 1 условную голову конематок, маточного поголовья птицы
− Реестр затрат с копией документов;
− копии документов, подтверждающих наличие племенного маточного поголовья;
− заверенная копия свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре
Ставка: На 1 условную голову: конематка - 7 000 руб., маточного поголовье птицы яичного направления - 3 500 руб., маточное поголовье птицы мясного направления - 5 000 руб.
− Содержание племенных быков-производителей молочного направления старше 16 мес.
По ставке на 1 голову.
Ставка: 200 000 рублей
− Отчет о наличии, использовании, проверке, оценке быков-производителей;
− реестр затрат с копией подтверждающих документов;
− документы, подтверждающие наличие животных;
− племенных свидетельств на племенных быков-производителей молочного направления старше 16 месяцев;
− заверенная копия свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре
− Приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного или мясного направления
По ставке на 1 голову приобретенного молодняка.
Молодняк молочного направления:
до 300 кг – 25 000 руб., 301- 400 кг − 31 300 руб., свыше 400 кг. − 36 000 руб.
Молодняк мясного направления:
до 400 кг. − 33 000 руб., свыше 400 кг. – 38 000 руб.
− договор на покупку молодняка;
− первичные документы, подтверждающие приобретение молодняка и оплату по договору;
− племенные свидетельства;
− свидетельство о регистрации племенного хозяйства, где был приобретен молодняк
Повышение генофонда стада КРС
Сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме организаций по искусственному осеменению животных)
− Наличие не менее 50 голов коров молочного направления или 25 голов мясного (на 1 число месяца, когда подаются документы);
− приобретения в текущем году замороженного семени племенных быков-производителей
По ставке за 1 руб. затрат
− Договоры по приобретению замороженного семени;
− первичные документы по приобретению замороженного семени и расчетом с поставщиками;
− племенные свидетельства, подтверждающие происхождение, продуктивность и др. качества племенных быков-производителей, от которых получено приобретенное семя
Приобретение кормов
Сельскохозяйственные товаропроизводители
− поголовье птицы не менее 1000 усл. голов, свиней не менее 1500 усл голов;
− приобретение кормов
На 1 условную голову
− подтверждающие поголовье;
− договор на приобретение кормов;
− первичные документы по приобретению и оплате кормов
Приобретение молодняка товарного КРС для доращивания и откорма
Сельскохозяйственные товаропроизводители
− не менее 150 голов специализированных мясных пород;
− приобретение молодняка (100 и 150 годов для КФХ и организаций соответственно);
− сохранение поголовья
По ставке на 1 голову молодняка
− договор на приобретение молодняка;
− учетные документы на поступление молодняка и его оплату;
− сопроводительные ветеринарные документы;
− акт о наличии поголовья коров специализированных мясных пород
Приобретение / увеличение маточного поголовья КРС при проведении мероприятий по оздоровлению от лейкоза
Сельскохозяйственные товаропроизводители
− не менее 100 голов коров молочных пород на 1 января;
− наличие поголовья на 1 число месяца, участия в отборе;
− увеличение поголовья коров
По ставке на 1 голову маточного поголовья КРС
− документы, подтверждающие поголовье;
− договоры на приобретение маточного поголовья;
− первичные документы на поступление и оплату маточного поголовья;
− план мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза;
− ветеринарные документы
Источник: составлено авторами

Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме личных подсобных хозяйств), которые получали субсидии на развитие племенного животноводства, представлены в табл. 5.

Таблица 5

Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших субсидии на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных

Направление специализации
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.* прогноз
Количество племенных предприятий
Молочное скотоводство
18
12
10
11
11
Мясное скотоводство
2
2
2
2
2
Коневодство
1
1
1
1
1
Птицеводство
3
3
3
3
3
Звероводство (кролики)
-
-
-
1
1
Количество товаропроизводителей, получивших субсидии
Молочное скотоводство
12
8
8
5
6
Мясное скотоводство
1
2
2
1
2
Коневодство
1
1
1
1
1
Птицеводство
1
1
2
3
3
Источник: составлено авторами на основании источника литературы 16

Как видно из вышеприведенной таблицы, количество предприятий, которые получают субсидии на развитие племенного молочного стада, снижается (как и количество племенных хозяйств), однако в 2023 г. наблюдается положительная динамика. Племенным мясным скотоводством в регионе заминается ООО «СИББИФ» и ООО «Дружба», которые регулярно получают субсидии на развитие. На 01 января 2023 г. было зарегистрировано ООО «Омский кролик», которое занимается выращиванием кроликов (серебряный, белый великан и калифорнийская), однако субсидии по данному направлению в 2023 г. не предоставлялись.

Как отмечает Чекунов А.С., поддержка товаропроизводителей молока способствует не только росту объемов производства, но и содействует стабилизации поголовья молочного стада [17]. Для упрощения процедуры получения сельскохозяйственными товаропроизводителями мер поддержки, направленных на увеличение объемов производства молока, с 2023 г. она относится к «стимулирующей» субсидии. В регионе к данной мере относятся следующие направления: «субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока» и компенсация части затрат на приобретение оборудования для производства, хранения (охлаждения) молока, кормления телят (табл. 6).

Таблица 6

Условия предоставления субсидий товаропроизводителям Омской области на компенсацию части затрат на производство молока

Категория
Условия получения субсидий
Субсидируемые затраты
Документы ля получения субсидий
Поддержка собственного производства молока
Сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных кредитных кооперативов)
− Наличие поголовья молочного стада КРС или коз;
− сохранность поголовья;
− проведение исследований на качество и питательную ценность кормов;
− соответствие информации об объеме произведенной и реализованной продукции в предоставленных данных и ветеринарных сопроводительных документах
Затраты на 1 кг реализованного / отгруженного на собственную переработку молока
1. Заверенные копии документов:
− наличие поголовья на 1 января отчетного и текущего года;
−наличие поголовья на 1 число месяца, когда поданы документы на субсидию;
−молочная продуктивность;
− объем производства молока та отчетный и год предшествующий отчетному;
− страхование поголовья;
− реализация и отгрузка продукции;
− об обстоятельствах непреодолимой силы, проведение мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза.
2. Реестр фактических затрат (наименовании статьи затрат, подтверждающие документы с реквизитами, сумма понесенных затрат):
а) товарная накладная / УПД, акт выполненных работ;
б) расчетная ведомость по заработной плате;
в) амортизационная ведомость, др. учетные документы.
Ставка на 1 кг реализованного (отгруженного на собственную переработку) молока: 0,75 руб. (коровье), 5 руб. (козье молоко)
Срок предоставления документов: до 10 декабря текущего года
Приобретение оборудования для производства, хранения (охлаждения) молока, кормления телят
Сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся молочным скотоводством (кроме расположенных в северной зоне области)
− приобретение нового оборудования;
− наличие поголовья молочных коров не менее 50 голов (на 1 число месяца обращения за субсидией);
− сохранение / увеличение поголовья;
− включение нового оборудования к учету и его использование в течение 3 лет
От 2 000 000руб. до 10 000 000 руб. (в зависимости от поголовья)
подтверждающие приобретение оборудования, ввод его в эксплуатацию, год его выпуска;
− документы, подтверждающие поголовье;
− платежные и иные документы
Источник: составлено авторами

Как отмечает Асташова Е.А. и Кошелев Б.С. [18] в 2010-2018 гг. отмечается снижение поголовья скота в северных районах Омской области более чем на 40%, однако с 2019 г. данное положение стабилизировалось. Данные изменения также связаны с реализацией мероприятий на комплексную модернизацию ферм на севере региона. Условия и порядок предоставления субсидий по данному направлению представлен в табл. 7.

Таблица 7

Порядок предоставления субсидий на комплексную модернизацию животноводческих ферм по разведению КРС в северных районах Омской области

Категория
Условия получения субсидий
Субсидируемые затраты
Документы ля получения субсидий
Сельскохозяйственные товаропроизводители
Содержание фермы или замена оборудования для:
− содержание скота;
− поения или кормления скота;
− воспроизводства скота;
− создания и поддержания микроклимата и освещения;
− навозоудаления;
− доильное оборудование;
− приемки / переработки молока.
Затраты на 1 руб. планируемых затрат
− приобретение оборудования согласно перечню, установленным Министерством;
− Ввод в эксплуатацию основных средств;
− Предоставление документов:
а) платежные и др. документы по договору поставки и монтажу оборудования;
б) документы подтверждающие приобретение и ввод в эксплуатацию оборудования и его монтаж;
в) подтверждение года выпуска оборудования (новое оборудование, выпущенное не раньше 3х лет, предшествующих текущему году).
− Предоставление отчета о понесенных расходов (ежеквартально).
Ставка: 0,8 руб. на 1 руб. понесенных затрат
Срок предоставления документов: до 10 декабря текущего года
Источник: составлено авторами

Северные районы Омской области основным направлением развития сельского хозяйства является мясное животноводство. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2021 г. в северной природно-климатической зоне было 3,9 тыс. голов коров мясных пород или 40% от общего поголовья в области. Для дальнейшего развития отрасли необходимо обеспечить рост мясного поголовья за счет улучшения кормовой базы (в том числе развитие собственной), а также улучшение технического оснащения отрасли.

Заключение:

На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что значительное влияние на развитие сельского хозяйства Омской области в целом и животноводства в частности оказывают меры государственной поддержки как федеральной, так и региональной направленности.

Потенциал Омской области в части природной, трудовой, климатической составляющей позволяет прогнозировать возможность интенсивного развития северных районов области в направлении животноводства, кормопроизводства и природопользования. В центральных и южных районах Омской области наиболее перспективными направлениями развития сельского хозяйства являются растениеводство, в том числе закрытого типа.

В Омской области уровень сомообеспечения мясной продукцией превышает 100% (сомообеспечение мясом составляет 101%, молоком 11,7%, яйцом 166,9%), однако в 2022 г. фактическое потребление молоком и молочными продуктами составило 81,1% от рациональной нормы, показатели по мясу и яйцу соответствуют нормативом.

В настоящее время в регионе реализуется достаточно большое количество программ по развитию данной отрасли. Однако отмечается сокращение поголовья сельскохозяйственных животных, которое оказывает влияние на развитие отрасли. Поэтому необходимо реализовывать в регионе мероприятия, направленные на созданий благоприятных экономических условий деятельности предприятий животноводческой отрасли. Для обеспечения устойчивого развития отрасли необходима реализация мер, направленных на рост поголовья, технического оснащения ферм, а также увеличения производства животноводческой продукции. Данные мероприятия необходимо осуществлять параллельно мерам государственной поддержки, что обеспечит устойчивое развитие отрасли региона.


Источники:

1. Моисеенко Ж.Н. Направления государственной поддержки малых форм хозяйствования. / Монография. - Персиановский: Донской ГАУ, 2021. – 175 c.
2. Голова Е.Е., Блинов О.А. Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях геополитических вызовов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3555-3576. – doi: 10.18334/epp.13.9.118664.
3. Белокопытов А.В., Иванова Е.К. Риск-факторы устойчивого развития организаций молочного скотоводства региона // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 3. – c. 547-560. – doi: 10.18334/ppib.10.3.118371.
4. Вернигор Н.Ф. Государственная поддержка сельского хозяйства – неотъемлемая часть государственного регулирования // Вестника Алтайского государственного университета. – 2015. – № 2(124). – c. 143-147.
5. Шинделова О.С., Шелковников С.А. Экономический механизм государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2022. – № 1. – c. 56-63. – doi: 10.37984/2076-9288-2022-1-56-63.
6. Федеральный закон 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О развитии сельского хозяйства». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/fd04b06344182c9a0a39368a4a6f35558f145142/ (дата обращения: 10.10.2023).
7. Меры господдержки АПК в 2023 году. Stera.fm. Food market news. [Электронный ресурс]. URL: https://sfera.fm/articles/selskoe-khozyaistvo/mery-gospodderzhki-apk-v-2023-godu (дата обращения: 07.11.2023).
8. Государственная поддержка. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/ (дата обращения: 17.11.2023).
9. Объем зерновых культур, продуктов переработки зерновых культур, продуктов переработки семян масличных культур, овощной продукции, минеральных удобрений, семян масличных культур, рыбы и рыбной продукции, перевозимых по льготным тарифам, на 2023 год. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/0a7/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%202023%20%D0%BD%D0%B0%2007.11.2023.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
10. Горпинченко К.Н., Ляховецкий А.М., Барейша В.К. Государственная поддержка отрасли животноводства // Вектор экономики. – 2019. – № 3(33). – c. 36.
11. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Omskportal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://omskportal.ru/oiv/msh/state_support/agreement (дата обращения: 21.11.2023).
12. В Омской области увеличился объем производства молока и мяса. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/regions/v-omskoy-oblasti-uvelichilsya-obem-proizvodstva-moloka-i-myasa/ (дата обращения: 22.11.2023).
13. Продукция сельского хозяйства Омской области по категориям хозяйств. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sh_prod_utv-2022.htm (дата обращения: 23.11.2023).
14. Производство продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий Омской области. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sh_giv-2022.htm (дата обращения: 23.11.2023).
15. Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий Омской области. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sh_pogolovie-2022.htm (дата обращения: 23.11.2023).
16. Животноводство и племенное дело. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://omskportal.ru/oiv/msh/otrasl/production/cattle-breeder (дата обращения: 23.11.2023).
17. Чекунов А.С. Государственная поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве в РФ в современных условиях // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 4(79). – c. 135-152. – doi: 10.15217/issn2587-666X.2019.4.135.
18. Асташова Е.А., Кошелев Б.С. Развитие и эффективность скотоводства в сельскохозяйственных организациях Омской области // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 12. – c. 3427-3446. – doi: 10.18334/epp.12.12.116874.

Страница обновлена: 14.04.2024 в 09:04:03