Качество продукции как основной фактор конкурентоспособности: методика расчета для производителей хлебопекарной отрасли

Косач О.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Косач О.Ю. Качество продукции как основной фактор конкурентоспособности: методика расчета для производителей хлебопекарной отрасли // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 127-133.

Аннотация:
В статье описана методика оценки качества продукции, выпускаемой хлебопекарной отраслью, позволяющая производителю восполнить отсутствие необходимой системы оценки качества по каждому наименованию. Предложенная методика может применяться для выявления степени роста показателей качества, что необходимо для управляющих воздействий.

Ключевые слова: качество продукции, конкурентоспособность, продовольственный рынок, экспертный способ, иерархическое дерево, коэффициент весомости, хлебопекарная отрасль



Движущей силой современного развития экономического и производственного потенциала отдельных организаций, предприятий и общества в целом выступает качество продукции, которое оказывает всестороннее влияние на многие стороны финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике качество продукции является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности, сбыта продукции и прибыльности работы предприятия. Для предпринимательских структур в конкурентной борьбе с производителями-аналогами очень важен ценовой фактор и уровень качества продукции, второй из которых за последнее время приобрел первостепенное значение для покупателя.

Качество – это важнейший показатель конкурентоспособности продукции и как следствие − предприятия. Именно качество в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, позволяет нарастить темпы научно-технического прогресса и эффективности производства. Международная практика свидетельствует, что страны, где в центр проблемы поставлена конкурентоспособность, обеспечиваемая высоким качеством товаров при эффективном использовании ресурсов, добиваются высокого и постоянно растущего жизненного уровня [4].

Качество дает экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Производство продукции развивается не столько за счет прироста количества товаров, сколько за счет улучше­ния их качества, что способствует более высокому уровню конкурентоспособности продукции и рациональному использованию ресурсов.

Качество продукции и конкурентоспособность предприятия

С целью управления качеством продукции и повышения его уровня для производителя весомое значение приобретает наличие и возможность количественной оценки показателей качества выпускаемой продукции. Качество – это фактор, обеспечивающий конкурентоспособность продукции, его уровень влияет на финансово-экономический, кадровый, маркетинговый и производственно-технологический потенциал и в конечном итоге на прибыль.

Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции прослеживается следующим образом: улучшение качества → снижение затрат → повышение производительности → снижение цены → расширение рынка → удержание рынка → обеспечение работой и увеличение объема работ → возврат капиталовложений [7].

Научная методология (квалиметрия), связанная с количественной оценкой качества продукции, позволяет теоретически давать оценку качеству продукции. Но, как показывает практика, в работе предприятий пищевой отрасли данная работа зачастую не ведется. А именно достоверная оценка уровня качества продукции является основой для выработки дальнейших управляющих воздействий и корректировок в системе управления качеством выпускаемой продукции для большей ее конкурентоспособности на продовольственном рынке [2].

Проблема многокритериального выбора является одной из ключевых экономических проблем. Сущность ее в том, что при сравнительном выборе принимаемых решений приходиться учитывать не один критерий, а некоторую совокупность критериев (показателей) [1].

Для решения этой задачи необходимо воспользоваться комплексным, экспертным и расчетным методами, которые учтут специфику выпускаемой продукции.

Комплексный показатель качества хлебопекарной продукции

Методика включает в себя несколько этапов работы:

1. Определение номенклатуры показателей качества продукции (ПКП) через построение иерархической структуры целостного и усеченного «дерева» свойств (см. рис. 1,2 на с.130, 131). На нулевом уровне находится качество − обобщенное комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства. Расчет комплексного показателя качества требует определения коэффициентов весомости экспертным способом.

Рис. 1. Иерархическое «дерево» свойств качества хлеба и хлебобулочной продукции

Рис. 2. Усеченное «дерево» свойств качества хлеба и хлебобулочных изделий

2. Определение коэффициентов весомости показателей качества, установленных экспертным и расчетным методами (см. табл. на с. 129).

qi = mi/ ∑mi, где

qi – коэффициент весомости,

mi– весомость показателя качества,

∑mi – сумма весомости показателей качества.

Таблица

Ранжир коэффициентов весомости качества хлеба и хлебобулочных изделий

Показатели качества
№ эксперта ∑ mi
qi
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Вкус
9
8
8
8
7
7
9
8
7
7
78
0,100
2
Цвет
4
6
4
4
5
5
5
6
4
4
47
0,060
3
Запах
8
4
7
7
6
6
7
4
5
5
59
0,075
4
Консистенция
5
5
6
5
8
8
6
7
6
6
62
0,079
5
Влажность
1
1
2
1
2
1
3
1
2
2
16
0,020
6
Кислотность
6
9
5
6
4
2
4
5
8
8
57
0,073
7
Пористость
3
2
3
2
3
4
2
2
3
3
27
0,030
8
Сжимаемость мякиша
2
3
1
3
1
3
1
3
1
1
19
0,024
9
Химический состав
11
12
11
12
12
10
12
10
10
12
112
0,143
10
Биологическая ценность
10
10
10
9
1
11
11
9
11
9
100
0,128
11
Энергетическая ценность
7
7
9
10
9
9
8
11
9
10
89
0,110
12
Безопасность
12
11
12
11
11
12
10
12
12
11
114
0,146
ИТОГО
780
-

В состав экспертной группы вошли 10 специалистов: технологи высшей категории в хлебопекарной отрасли, начальники производственных цехов и лучшие специалисты в хлебопечении на исследуемых предприятиях.

3. Разработка оценочного листа на каждый вид выпускаемой хлебной продукции. В оценочный лист внесены показатели качества в ранжированной последовательности, установленной экспертной комиссией. Числовые пределы задаются ГОСТ по каждому из единичных показателей. Минимальный предел относится к категории допустимого качества, лучший – к оптимальному.

4. Определение суммарных критериев допустимого и оптимального уровней (в бальной оценке).

Преимущества метода качественной оценки хлебопекарной продукции

Разработанный метод позволяет решить множество задач для производителей:

1) измерить качество в числовом значении;

2) понимать уровень качества выпущенной продукции по шкале;

3) производить расчет весомости каждого из показателей качества продукции, как комплексного, так и единичного;

4) позволяет получать обобщенную, интегральную оценку в баллах, как самой продукции, так и отдельных ее свойств;

5) устанавливает для производителей четкие границы в числовом выражении оценки качества, при которых задаются допустимые уровни по ГОСТ, улучшенные и имеющие наивысшие показатели;

6) приведет к единству оценки качества между производителями.

Использование данного метода для всех контролирующих органов позволит сравнивать показатели качества выпускаемой продукции между производителями по единой шкале.


Источники:

1. Абдразаков Р.И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организации // Менеджмент в России и за рубежом. − 2010. − № 2.
2. Азгальдов Г.Г. Количественная оценка качества продукции – квалиметрия (некоторые актуальные проблемы). − М.: Знание, 1986. − 116 с.
3. Наливкина В. Хлебопекарная промышленность: проблемы и направления развития // Проблемы теории и практики управления. – 2009. − № 11.
4. Юркова Е. Качество как экономическая категория конкурентоспособности в аграрном секторе // АПК: экономика, управление. – 2009. − № 5.
5. Методика определения и применения интегральных показателей качества продукции. − М.: Изд. Стандартов, 1983.
6. ГОСТ 5667-65. Хлеб и хлебобулочные изделия. Правила приемки, методы отбора образцов, методы определения органолептических показателей и массы изделия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gostedu.ru/4425.html.
7. Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами: пер. с англ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:59