«ФРЕШ»-продукты как сегмент рынка высокомаржинальных товаров

Малыгина В.Д.1, Гладкая А.Д.1, Федоркина И.А.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Статья в журнале

Торгово-экономический журнал *
Том 3, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Малыгина В.Д., Гладкая А.Д., Федоркина И.А. «ФРЕШ»-продукты как сегмент рынка высокомаржинальных товаров // Торгово-экономический журнал. – 2016. – Том 3. – № 3. – С. 253-270. – doi: 10.18334/tezh.3.3.36563.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27337488
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье проведен анализ рынка высокомаржинальных «ФРЕШ»-продуктов, в основу чего было положено определение потребительских преимуществ образцов «ФРЕШ»-продуктов и расчет интегрального показателя конкурентоспособности «ФРЕШ»-продуктов на примере яблочного сока.

Ключевые слова: конкурентоспособность, продовольственный рынок, «ФРЕШ»-продукты, высокомаржинальные товары, потребительские свойства, свежевыжатый сок

JEL-классификация: F10, M31, L66



В настоящее время во многих странах мира представлено новое направление высокомаржинальных продуктов – продукты быстрого приготовления (менее пяти минут) из натурального сырья. Эта продукция не подвергается заморозке, не подлежит длительному хранению, что достигается за счет специальной упаковки. Проблема формирования и развития сегмента рынка высокомаржинальных продуктов на сегодняшний день является достаточно актуальной, что обусловлено особенностями производства и реализации данной продукции, формирования их цены и качества.

Проблемами исследования рынков высокомаржинальной продукции занимались Дойль П., Майоне К., Паула Е., Батиста Б., Барбоза Р., которые разрабатывали методы интеллектуального анализа органических и обычных продуктов питания. Следует отметить ученых, которые рассматривают проблемы формирования товарного ассортимента, а именно Кондрашову Е.А., Конек Н.В. и Пешкову Т.А., Кондратьева Н.Д. Особую роль в их исследованиях занимает анализ рынка «ФРЕШ»-продукции. При этом в исследованиях применяются методы, предложенные Котлером Ф., Дихтлем Е. и Хершгеном X., Завьяловым П.С., используются матрицы Маркони. При этом недостаточно внимания в исследованиях уделяется сравнительным характеристикам образцов «ФРЕШ»-продуктов, а также потребительским предпочтениям «ФРЕШ»-продуктов.

Исходя из выше изложенного, целью статьи является анализ рынка высокомаржинальных «ФРЕШ»-продуктов, в основу чего было положено определение потребительских предпочтений образцов «ФРЕШ»-продуктов и расчет интегрального показателя конкурентоспособности «ФРЕШ»-продуктов на примере яблочного сока [1].

В настоящее время на рынке продаж продукции является, та продукция, на которой можно сделать хорошую наценку и достаточно быстро продать. Такой сегмент рынка продовольствия называют «высокомаржинальным». Маржа (gross profit, рентабельность продаж) – разница между отпускной ценой товарной единицы и себестоимостью товарной единицы. Эта разница обычно выражается как прибыль на единицу продукции (коэффициент прибыльности). Маржа – термин, применяемый в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между прибылью и издержками. Отсюда следует, что высокомаржинальные продукты – продукты, продажа которых приносит высокий доход (маржа) [2].

К высокомаржинальной продукции следует отнести соковую продукцию, а именно, натуральный сок – очень полезный продукт, содержащий многие биологически активные вещества, витамины, минеральные соли, органические кислоты необходимые человеческому организму. Известно, что сок получают путем его выжимания из лучших спелых фруктов или овощей, некоторые люди выжимают сок из различных съедобных стеблей, корней и листьев (например, сок сельдерея). По оценкам ученых аналитиков, развитие рынка «ФРЕШ»-продуктов, в том числе и соков, способно повысить прибыльность отрасли в пределах 25 40%.

По способу производства выделяют:

– Свежевыжатый сок – сок категории «ФРЕШ»-продуктов, выжатый непосредственно перед употреблением, это натуральный, наиболее полезный сок;

– Сок прямого отжима – фруктовый или овощной сок, прошедший пастеризацию и уже разлитый в стеклянную тару или асептическую упаковку. Из-за термообработки во время пастеризации сок теряет некоторую пищевую ценность, однако цвет, вкус и запах полностью сохраняются;

– Концентрированный сок – это сок, получаемый вследствие удаления из сока прямого отжима лишней воды;

– Восстановленный сок – сок, полученный из концентрированного сока или сока прямого отжима и питьевой воды, продается в асептической упаковке [5].

Для анализа рынка соков была применена интегральная оценка конкурентоспособности товаров. В рамках нашего исследования объектом были выбраны следующие соки, которые относятся к категории «ФРЕШ»-продуктов: «ФРЕШ»-сок яблочный свежевыжатый; три образца сока яблочного прямого отжима и два образца сока яблочного восстановленного, представленные на рынке г. Донецка. Все образцы «ФРЕШ»-продуктов были пронумерованы следующим образом:

№ 1 – «ФРЕШ»-сок, свежевыжатый яблочный сок;

№ 2 – сок яблочный прямого отжима не осветленный пастеризованный ТМ «Galicia», ООО «Яблочный дар», Украина, Львовская обл., г. Городок;

№ 3 – сок яблочный прямого отжима не осветленный стерилизованный ТМ «Садочок», ООО «Сандора», Украина, Николаевская обл., Октябрьский р-н., с. Николаевское;

№ 4 – сок яблочный прямого отжима не осветленный пастеризованный ТМ «Смак», ГП «Дринкс Украины», Украина, Черниговская обл., г. Нежин;

№ 5 – сок яблочный восстановленный осветленный пастеризованный ТМ «Jaffa», СП «Витмарк-Украина» ООО, Украина, г. Одесса;

№ 6 – сок яблочный восстановленный осветленный стерилизованный ТМ «Rich», ИП «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед» ООО, Украина, Киевская обл., Броварской р-н, п.г.т. Большая Александровка.

Единичный показатель конкурентоспособности рассчитывался по формуле (1):

qi = Роцен/Рбаз, (1)

где qi – единичный показатель по i - му параметру;

Роцен – величина i-го параметра для оцениваемого товара;

Рбаз – величина i-го параметра для товара, принятого за базу сравнения.

Из расчета единичного показателя конкурентоспособности яблочного сока рассчитывали групповые показатели. Для этого единичные показатели суммируют с учетом коэффициента значимости каждого из них по формуле (2):

Im = αі *q і, (2)

где Im – групповой показатель по техническим параметрам;

n - число параметров, участвующих в оценке;

ai - коэффициент значимости i-го параметра (сумма всех коэффициентов значимости = 1;

qi - единичный показатель по i - му техническому параметру.

В соответствии с этим рассчитывали групповой показатель по экономическим параметрам, по формуле (3):

Iэ = Соцен / Сбаз, (3)

где Соцен – цена потребления исследуемого товара;

Сбаз - цена потребления товара, принятого за базу сравнения.

На базе групповых показателей рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности товара (4):

К = Im / Iэ (4)

Интегральный показатель выражает степень привлекательности товара для покупателя. Если К>1, то исследуемый товар превосходит по конкурентоспособности товар, принятый за базу сравнения; если К < 1 – уступает; если К = 1 – оба изделия находятся на одном уровне. Для принятия решения о целесообразности вывода продукции на рынок, руководствуются следующими значениями: К > 1,6 очень перспективно, К = 1,4-1,59 перспективно, К = 1,2-1,39, малоперспективно, К = 1,00-1,19 неперспективно.

Для интегральной оценки конкурентоспособности был применён экспертный метод, на основании которого все образцы были оценены по потребительским предпочтениям, энергетическим ценностям, а также по органолептическим показателям [3; 4]. Экспертную группу составляли 5 человек, студенты-товароведы выпускного курса кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». Данное количество экспертов обеспечивает достаточную точность оценок.

Для определения коэффициентов весомости каждого показателя качества использовали метод ранжирования, который заключается в том, что наименее значимому показателю присваивается ранг 1, а наиболее важному – 5. Главными показателями при оценке качества потребительских предпочтений «ФРЕШ»-продуктов являлось то, что характеризует вкус, аромат, консистенцию, цвет и внешний вид.

Следующей этап исследования заключался в характеристике качества «ФРЕШ»-продукта по выбранным показателям. Это выполнялось путем проставления оценок по каждому показателю всех образцов исследования. Данные о потребительских предпочтениях относительно «ФРЕШ»-продуктов (по оценке экспертной группы) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Экспертная оценка потребительской ценности «ФРЕШ»-продуктов (на примере яблочного сока)


Показатели качества
Ранги, поставленные экспертами
Сумма рангов
Коэф.
весомости показателей
1
2
3
4
5
1.
Внешний вид и консистенция сока
4
3
2
3
3
15
0,20
2.
Вкус сока
5
5
5
5
5
25
0,33
3.
Аромат сока
3
4
4
4
4
19
0,25
4.
Цвет сока
2
2
3
2
2
11
0,15
5.
Внешний вид и состояние упаковки
1
1
1
1
1
5
0,07
Вместе





75
1

Потребители становятся с каждым годом более образованными и требовательными в выборе соковой продукции. Спрос на свежевыжатые соки – «ФРЕШ»-соки увеличивается с каждым годом, и требует от производителей ответственного отношения к качеству выпускаемой продукции. Внимание покупателей заслуживает упаковка и маркировка продукции, а при покупке «ФРЕШ»-соков – еще и качество обслуживания.

При проведении исследования оценка качества соков проводилась по ДСТУ 7159 2010 «Консервы. Соки восстановленные. Общие технические условия». Органолептические достоинства оценивали путем проведения балловой оценки, разработанной на кафедре товароведения и экспертизы продовольственных товаров ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского».

Проведенные исследования потребительских предпочтений «ФРЕШ»-продуктов, позволяют констатировать, что наиболее высокую органолептическую оценку качества имеют образцы № 1 – «ФРЕШ»-сок яблочный свежевыжатый и образец № 3 – сок яблочный прямого отжима не осветленный стерилизованный. Эти образцы удовлетворяют требованиям потребителей и могут быть рекомендованы для предприятий торговли как продукты быстрого приготовления из натурального сырья, приносящие высокую маржу и обеспечивающие качество и высокие потребительные свойства (табл. 2,3).

Для установления уровня конкурентоспособности «ФРЕШ»-продуктов определяли интегральный показатель (табл. 4), при этом рассчитывали обобщающий показатель конкурентоспособности путем деления комплексного показателя потребительских свойств каждого из образцов на комплексный показатель потребительских свойств базового образца, а также отношением цены «ФРЕШ»-продуктов к цене базового образца. Базовым считался образец, значение комплексного показателя, конкурентоспособности которого является наибольшим. Таким образом, интегральный показатель выражается соотношением обобщающего показателя конкурентоспособности и показателя «отношения цены опытного образца сока к цене базового образца».

Исследования показали (таблица 4), что наиболее конкурентоспособным среди исследованных образцов оказался образец № 4 – сок яблочный прямого отжима неосветленный пастеризованный ТМ «Смак», ГП «Дринкс Украины», Украина, Черниговская обл., г. Нежин. С незначительной разницей в значении интегрального показателя конкурентоспособности (0,01), на втором месте оказался образец № 3 – сок яблочный прямого отжима неосвещенный стерилизованный ТМ «Садочок», ООО «Сандора», Украина, Николаевская обл., Октябрьский р-н., с. Николаевское. Средние позиции по конкурентоспособности по сравнению с «ФРЕШ» соком яблочным свежевыжатым занимают образцы № 6 и № 5 – соответственно сок яблочный восстановленный осветленный стерилизованный ТМ «Rich», ИП «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед» ООО, Украина, Киевская обл., Броварской р-н, п.г.т. Большая Александровка и сок яблочный восстановленный осветленный пастеризованный ТМ «Jaffa», СП «Витмарк-Украина» ООО, Украина, г. Одесса. Наименее конкурентоспособным из-за сравнительно высокой цены был признан образец № 2 - сок яблочный прямого отжима неосветленный пастеризованный ТМ «Galicia», ООО «Яблочный дар», Украина, Львовская обл., г. Городок.

При производстве «ФРЕШ»-продуктов отечественные производители руководствуются нормативными документами, действующими в определенных государствах на сырье, технологические процессы, методы контроля качества и безопасности, маркировки и фасовки, а также разрабатывают собственные технические условия. Для производства «сока прямого отжима», применяется стандарт, на примере Украины, ДСТУ 4283.1: 2007 «Консервы. Соки и соковые продукты. Часть 1. Термины и определения», не предусматривают такого срока. В соответствующей директиве 2001/112 / ЕС нет определения этого термина. В России, Беларуси и Казахстане определение «сок прямого отжима» предусмотрен Техническим Регламентом Таможенного Союза 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей». Таким образом, на примере продукции украинских производителей анализ нормативной регламентации качества и безопасности товаров категории «ФРЕШ» показал , что нормативная база требует совершенствования, что связано с возникновением на продовольственном рынке все большего количества торговых предприятий реализующих товары категории «ФРЕШ» пользующихся повышенным интересом потребителей.

Заключение

Анализ рынка соков категории «ФРЕШ» показал целесообразность торговли «ФРЕШ»-соками свежевыжатыми и соками прямого отжима, благодаря их высоким потребительским свойствам, несмотря на их высокую себестоимость, однако приносящим высокую стабильную прибыль – маржу.

Оценка уровня конкурентоспособности соковой продукции, проведенная на примере яблочного сока, свидетельствует в пользу сокам прямого отжима и «ФРЕШ»-соков, которые в полной мере отвечают современным требованиям потребителя.

«ФРЕШ»-соки – продукты быстрого приготовления из натурального сырья, высокого качества могут быть рекомендованы для предприятий торговли как продукты сегмента рынка высокомаржинальных товаров.


Источники:

1. «Амстор» увеличит долю продукции категории «fresh» в своих гипермаркетах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fruit-inform.com/
2. Маржа (gross profit, рентабельность продаж) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/n/margin/
3. European Commission – EU policy. Organic farming. [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/agriculture/ organic/eu-policy/logoen
4. Commission Regulation (EC) No 793/2006 of 12 April 2006 laying down certain detailed rules for applying Council Regulation (EC) 247/2006 laying down specific measures for agriculture in the outermost regions of the Union. Off J Eur Commun 2006; L145: [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri¼OJ:L:2006:145:0001:0055:EN:PDF
5. Исследование рынка соков: анализ производства и потребления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koloro.ua/blog/issledovaniya/issledovanie– rynka-sokov-v-ukraine-analiz-proizvodstva-i-potrebleniya.html
6. Система быстрого оповещения по продуктам питания и кормам (система быстрого оповещения для продовольствия и кормов, RASFF) [Электронный ресурс]. – http://finance-romance.ru/cz/clanek/inspekce-a-kontroly
7. ФАО: продовольственная безопасность и безопасность пищевых продуктов [Электронный ресурс]. – http://foodsmi.com/a105/
8. Кодекс Алиментариус. Маркировка пищевых продуктов. Сводные тексты. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Всемирная организация здравоохранения. – 46 с.
9. E. Capuano, R. Boerrigter-Eenling, Gr. van der Veer, S. M van Ruth, Analytical authentication of organic products: an overview of markers. J Sci Food Agric 2013; 93: 12–28 (2013)
10. Fast methods for authentication of organic plant based foods [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coreorganic2.org/
11. Дядечко Л.П. Механізми формування ринку продовольства в системі побудови постіндустріального суспільства в Украні: Монографія / Л.П. Дядечко, В.Д. Малигіна // Донецьк:ДонНУЕТ ім. М. Туган-Барановського. – 2005. – 231с.
12. Малыгина В.Д. Оценка безопасности кисломолочных продуктов повышенной биологической ценности / В.Д. Малыгина, К.А. Антошина, Л.Е. Лисовская, И.А Федоркина. // Екатеринбурский Научный журнал «Национальная ассоциация ученых (НАУ)». – № 8 (13), часть 1, 2015, С. 66 69.
13. Малыгина В.Д. Тенденции развития современного рынка продовольствия / В.Д. Малыгина, И.А. Федоркина // Материалы V Международной научно-практической конференции «Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности» / ДонНУЭТ. – Донецк, 2016– С. 51-54.
14. Малыгина В.Д. Характеристика радиологических показателей кулинарных изделий из рыбы, полученных пароконвекционным методом / В.Д. Малыгина, И.А. Федоркина // Научный журнал НИУ ИТМО «Процессы и аппараты пищевых производств».- Санкт – Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). – № 2. – 2015. – С. 84 89.
15. Погребняк В.Г. Исследование влияния пароконвекционного метода на микробиологические показатели готовых кулинарных изделий из рыбы / В.Г. Погребняк, И.А. Федоркина, М.С. Курганская // Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 5. Том 4.- Иваново: МАРКОВА АД, 2014. – С. 51 54.
16. Федоркина И.А. Исследования срока реализации и продолжительности хранения различных видов пиццы замороженной и выпеченной в пароконвектомате / И.А. Федоркина // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в пищевой промышленности и общественном питании – основа повышения качества, конкурентоспособности и безопасности товаров» / РУК. - Москва, 2013. – С. 421 424.
17. Kleter G.A. Timely awareness and prevention of emerging chemical and biochemical risks in foods: Proposal for a strategy based on experience with recent cases/ G.A. Kleter, M.J. Groot, M. Poelman, E.J. Kok, H.J.P. Marvin // Food and Chemical Toxicology, Volume 47, Issue 5, May 2009, P. 992 1008.
18. Малыгина В.Д. Квалиметрическая оценка сенсорных свойств кулинарных изделий из рыбы / В.Д. Малыгина, И.А. Федоркина // Материалы Международной научно-практической конференции «Пищевые добавки. Питание здорового и больного человека» / ДонНУЭТ. – Донецк, 2015. – С. 95 97.
19. Оносова И.А. Обоснование потребительских предпочтений в сегменте товаров категории «ФРЕШ» / И.А. Оносова, И.А. Федоркина // Донецкий Научный журнал «МЕНЕДЖЕР. Вестник ДонГУУ». – Донецк. – № 5, 2015, С. 110 117.
20. Федоркина И.А. Экономико технологический аспект производства товаров категории «ФРЕШ» / Федоркина И.А. // Донецкий Научный журнал «МЕНЕДЖЕР. Вестник ДонГУУ». – Донецк. – № 6, 2015, С. 127 135.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:45:35