Product Quality as the Main Factor of Competitiveness: a Calculation Method for Producers of the Bakery Industry

Olesya Kosach

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 3-2 / March, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article describes a method for assessing the quality of products manufactured by the baking industry. This method allows producers to make up a deficiency of an adequate system of quality assessment for each item. This technique will help to measure the quality growth indicators, which is necessary for management actions.

Keywords: competitiveness, expert method, food market, baking industry, product quality, hierarchical tree, weighting factor



Движущей силой современного развития экономического и производственного потенциала отдельных организаций, предприятий и общества в целом выступает качество продукции, которое оказывает всестороннее влияние на многие стороны финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике качество продукции является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности, сбыта продукции и прибыльности работы предприятия. Для предпринимательских структур в конкурентной борьбе с производителями-аналогами очень важен ценовой фактор и уровень качества продукции, второй из которых за последнее время приобрел первостепенное значение для покупателя.

Качество – это важнейший показатель конкурентоспособности продукции и как следствие − предприятия. Именно качество в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, позволяет нарастить темпы научно-технического прогресса и эффективности производства. Международная практика свидетельствует, что страны, где в центр проблемы поставлена конкурентоспособность, обеспечиваемая высоким качеством товаров при эффективном использовании ресурсов, добиваются высокого и постоянно растущего жизненного уровня [4].

Качество дает экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Производство продукции развивается не столько за счет прироста количества товаров, сколько за счет улучше­ния их качества, что способствует более высокому уровню конкурентоспособности продукции и рациональному использованию ресурсов.

Качество продукции и конкурентоспособность предприятия

С целью управления качеством продукции и повышения его уровня для производителя весомое значение приобретает наличие и возможность количественной оценки показателей качества выпускаемой продукции. Качество – это фактор, обеспечивающий конкурентоспособность продукции, его уровень влияет на финансово-экономический, кадровый, маркетинговый и производственно-технологический потенциал и в конечном итоге на прибыль.

Взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции прослеживается следующим образом: улучшение качества → снижение затрат → повышение производительности → снижение цены → расширение рынка → удержание рынка → обеспечение работой и увеличение объема работ → возврат капиталовложений [7].

Научная методология (квалиметрия), связанная с количественной оценкой качества продукции, позволяет теоретически давать оценку качеству продукции. Но, как показывает практика, в работе предприятий пищевой отрасли данная работа зачастую не ведется. А именно достоверная оценка уровня качества продукции является основой для выработки дальнейших управляющих воздействий и корректировок в системе управления качеством выпускаемой продукции для большей ее конкурентоспособности на продовольственном рынке [2].

Проблема многокритериального выбора является одной из ключевых экономических проблем. Сущность ее в том, что при сравнительном выборе принимаемых решений приходиться учитывать не один критерий, а некоторую совокупность критериев (показателей) [1].

Для решения этой задачи необходимо воспользоваться комплексным, экспертным и расчетным методами, которые учтут специфику выпускаемой продукции.

Комплексный показатель качества хлебопекарной продукции

Методика включает в себя несколько этапов работы:

1. Определение номенклатуры показателей качества продукции (ПКП) через построение иерархической структуры целостного и усеченного «дерева» свойств (см. рис. 1,2 на с.130, 131). На нулевом уровне находится качество − обобщенное комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства. Расчет комплексного показателя качества требует определения коэффициентов весомости экспертным способом.

Рис. 1. Иерархическое «дерево» свойств качества хлеба и хлебобулочной продукции

Рис. 2. Усеченное «дерево» свойств качества хлеба и хлебобулочных изделий

2. Определение коэффициентов весомости показателей качества, установленных экспертным и расчетным методами (см. табл. на с. 129).

qi = mi/ ∑mi, где

qi – коэффициент весомости,

mi– весомость показателя качества,

∑mi – сумма весомости показателей качества.

Таблица

Ранжир коэффициентов весомости качества хлеба и хлебобулочных изделий

Показатели качества
№ эксперта ∑ mi
qi
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Вкус
9
8
8
8
7
7
9
8
7
7
78
0,100
2
Цвет
4
6
4
4
5
5
5
6
4
4
47
0,060
3
Запах
8
4
7
7
6
6
7
4
5
5
59
0,075
4
Консистенция
5
5
6
5
8
8
6
7
6
6
62
0,079
5
Влажность
1
1
2
1
2
1
3
1
2
2
16
0,020
6
Кислотность
6
9
5
6
4
2
4
5
8
8
57
0,073
7
Пористость
3
2
3
2
3
4
2
2
3
3
27
0,030
8
Сжимаемость мякиша
2
3
1
3
1
3
1
3
1
1
19
0,024
9
Химический состав
11
12
11
12
12
10
12
10
10
12
112
0,143
10
Биологическая ценность
10
10
10
9
1
11
11
9
11
9
100
0,128
11
Энергетическая ценность
7
7
9
10
9
9
8
11
9
10
89
0,110
12
Безопасность
12
11
12
11
11
12
10
12
12
11
114
0,146
ИТОГО
780
-

В состав экспертной группы вошли 10 специалистов: технологи высшей категории в хлебопекарной отрасли, начальники производственных цехов и лучшие специалисты в хлебопечении на исследуемых предприятиях.

3. Разработка оценочного листа на каждый вид выпускаемой хлебной продукции. В оценочный лист внесены показатели качества в ранжированной последовательности, установленной экспертной комиссией. Числовые пределы задаются ГОСТ по каждому из единичных показателей. Минимальный предел относится к категории допустимого качества, лучший – к оптимальному.

4. Определение суммарных критериев допустимого и оптимального уровней (в бальной оценке).

Преимущества метода качественной оценки хлебопекарной продукции

Разработанный метод позволяет решить множество задач для производителей:

1) измерить качество в числовом значении;

2) понимать уровень качества выпущенной продукции по шкале;

3) производить расчет весомости каждого из показателей качества продукции, как комплексного, так и единичного;

4) позволяет получать обобщенную, интегральную оценку в баллах, как самой продукции, так и отдельных ее свойств;

5) устанавливает для производителей четкие границы в числовом выражении оценки качества, при которых задаются допустимые уровни по ГОСТ, улучшенные и имеющие наивысшие показатели;

6) приведет к единству оценки качества между производителями.

Использование данного метода для всех контролирующих органов позволит сравнивать показатели качества выпускаемой продукции между производителями по единой шкале.


Страница обновлена: 31.05.2025 в 11:37:47