Влияние рисков на эффективность проведения IPO

Чимаров А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены основные риски компании при проведении процедуры IPO, выделены экзогенные и эндогенные риски, влияющие на эффективность выхода компании на публичный рынок. Предложена общая поэтапная методика управления рисками.

Ключевые слова: акции компании, управление рисками, публичное размещение, экзогенные риски, эндогенные риски, нивелирование влияния рисков



Актуальность изучения трансформаций корпоративного контроля связана с продолжающимся в последние годы интересом к рынку IPO с участием российских компаний. Более интенсивный процесс обращения фондовых ценностей существенно меняет состав собственников предприятий, активизируя перераспределение акционерного капитала [4]. Большинство компаний заинтересованы в размещении своих акций на мировых биржах, в особенности их интересует привлечение акционерного финансирования, так как это одна из возможностей стратегического развития.

Собственники предприятий самых разных отраслей видят многочисленные перспективы и объективно выгодные новые возможности публичного предложения акций [5].

Выход на рынок IPO сильно зависит от внешней среды, рыночных предпосылок и предпочтений, соответственно, и менее прогнозируем.

Собственник может столкнуться с тем, что по независящим от него обстоятельствам его компания будет сильно недооценена со стороны инвестиционного сообщества. В то же время собственнику необходимо уметь грамотно управлять рисками, которые присущи данному процессу.

На наш взгляд управление рисками при выходе на публичный рынок должно включать несколько этапов.

1-й этап: идентификация рисков

На этом этап осуществляется идентификация рисков. Необходимо выявить опасности, которые могут привести к угрозе эффективного размещения акций компании на бирже. Для этого важно разграничивать экзогенные (внешние) риски, лежащие вне области решений хозяйствующего субъекта и эндогенные (внутренние) риски, находящиеся в области решений компании [1].

Экзогенные риски связаны с конъюнктурой рынка, а эндогенные формируют готовность эмитента к публичному размещению. Мы предлагаем следующую классификацию.

К экзогенным рискам относятся:

1) риск отмены IPO;

2) ценовой риск;

3) спекулятивная игра потенциальных инвесторов (риск ликвидности);

4) риск снижения рыночной капитализации;

5) инфляционный риск.

Риск отмены IPO непосредственно в процессе формирования книги заявок на западных площадках встречается в 20% случаев, в России эта цифра составляет порядка 5%. Ценовой риск, или риск изменения цены проявляется в том, что, приобретая ценные бумаги, инвестор не может быть до конца уверен, что через какое-то время (например, когда ему нужно будет их продать) их рыночная стоимость не понизится, либо акции могут быть недооценены рынком и размещение осуществляется по нижней границе ценового диапазона.

Риск потери ликвидности происходит как за счет сложившейся неблагоприятной ситуации на фондовом рынке, так и спекулятивной игры, когда инвесторы осуществляют сброс акций эмитента.

Риск снижения рыночной капитализации имеет место в 5% случаев.

Инфляционный риск, или риск покупательской способности – это риск того, что реальная доходность, то есть доходность с учетом инфляции, может оказаться отрицательной.

К эндогенным рискам следует отнести:

1) операционный риск;

2) финансовый риск;

3) бизнес-риск;

4) риск корпоративного управления.

Операционный риск включает в себя риск недостижения показателей, соответствующих требованиям широкого круга инвесторов, регуляторов в результате недостатков или ошибок управления бизнес-процессами.

Финансовый риск заключается в необязательном соответствии по времени потока доходов и финансовых обязательств эмитента.

Бизнес-риск включает в себя риск действий акционеров, менеджмента, риск репутации и стратегии компании.

Риск корпоративного управления включает финансовую и информационную прозрачность, структуру акционерного капитала, качество управления.

Каждый из описанных рисков в разной степени влияет на эффективность проведения IPO.

Процедура размещения акций на бирже предполагает три этапа: подготовительный, процесс размещения и процесс обращения акций. Мы считаем, что необходимо идентифицировать риски каждого этапа размещения, ранжировать их по степени важности и выявить причины возникновения каждого риска, что в дальнейшем поможет более точно оценить каждый риск.

2-й этап: определение степени влияния рисков на IPO

На этом этапе происходит измерение потенциального влияния идентифицированных рисков.

Некоторые риски настолько малы, что практически неощутимы, а другие имеют гибельный потенциал для фирмы. Следует фокусировать внимание именно на наиболее серьезных рисках. После того как риски идентифицированы, необходимо измерить степень воздействия каждого риска. Любая финансовая операция может быть охарактеризована с позиции дохода и (или) доходности, на которые может рассчитывать лицо. Риск, связанный с операцией, означает вероятность неполучения желаемых или ожидаемых значений целевых показателей [3]. В целом, необходимо отметить, что оценка влияния риска на процесс IPO заключается в достижении эмитентом максимального объема привлечения, в связи с чем влияние факторов риска на процесс IPO будет выглядеть следующим образом:

Qmax = Qmin + ΔQ × Ir,

где

Qmax – максимальный объем привлечения;

Qmin – минимальный объем привлечения;

Q – разница между максимальным и минимальным объемом привлечения;

Ir – индекс риска.

При этом степень влияния риска можно представить следующей формулой:

Ir = P × L,

где

Ir – индекс риска;

P – вероятность риска;

L – величина потерь.

Вероятность возникновения риска определяется в соответствии с квалификацией рисков (в процентах или балах от степени влияния на подготовку компании к IPO. Величина потерь, которые может понести эмитент в результате выхода на IPO определяется в процентах от недостижения запланированного объема привлечения [1].

В целом степень влияния выявленных рисков на объем привлечения в процесс IPO можно представить в таблице с присвоением значений каждому показателю, например, по 10 бальной шкале.

В результате оценки степени воздействия того или иного риска на процесс выхода компании на публичный рынок можно отметить, что он может варьироваться в зависимости от этапа IPO.

Наиболее значимым с точки зрения эффективности размещения акций на бирже является внутренний фактор (операционный, бизнес-риск и информационный). Данная группа теско между собой коррелирует, так как отражает возможности компании и предпочтения инвесторов. Так как весь процесс размещения состоит из 3-х этапов, то для анализа воздействия того или иного риска мы можем применить усредненный показатель Ir, рассчитанный следующем образом:

где

Ir – среднее значение индекса риска;

Таким образом, можно предположить, что мероприятия, направленные на нивелирование всех групп риска, будут способствовать максимизации объема привлечения и повышения капитализации компании, и наоборот, отдельные группы риска приведут к минимальному объему привлечения и снижению рыночной стоимости компании.

3-й этап: нивелирование влияния рисков

На этом этапе осуществляется выбор метода минимизации каждого релевантного риска.

Рассматривая вопросы нивелирования рисков IPO необходимо учесть, что компании необходима разработка мероприятий, направленных на нейтрализацию всех выше перечисленных факторов риска в процессе IPO. Для этого необходимы разработка и определение наиболее эффективных методов воздействия на каждую группу риска [1]. Пример методов нивелирования рисков представлен в таблице (см. на с. 134).

Таблица

Наиболее эффективные методы воздействия на группы риска

Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий может быть представлена следующим образом:

CE = ΔQ × Ir1 – (ΔQ × Ir2 + C),

где

CE –экономическая эффективность управления рисками;

Ir1 – индекс риска с учетом мероприятий;

Ir2 – индекс риска без учета мероприятий;

C – затраты на мероприятия.

Заключение

В целом, если рассматривать влияние рисков на эффективность проведения IPO, необходимо отметить, что хотя определение цены размещения имеет свои законы и на ее формирование значительное влияние оказывает конъюнктура рынка, в то же время чистый доход, получаемый от IPO, напрямую зависит от качественных преобразований в компании и ее способностью управлять рисками.

В связи с этим собственникам необходим четкий план действий – алгоритм выхода из бизнеса с учетом всех имеющихся предпосылок, для того чтобы эффективно осуществить данную операцию.


Источники:

1. Алехина О.Е., Репетун Т.В., Якунина А.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2004. – 156 с.
2. Гвардин С.В. Выход из бизнеса с максимальной прибылью / С.В. Гвардин. – М.: Эксмо, 2008. – 208 с.
3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби : Проспект, 2006. – 1016 с.
4. Романенко О.А. Развитие теории интеграции и определение ее значения для управления финансами субъектов хозяйствования // Финансы и кредит. – 2010. – № 46(430).
5. Романенко О.А. Финансовые аспекты интеграции хозяйствующих субъектов: монография. – Саратов: СГСЭУ, 2010. – 170 с.

Страница обновлена: 14.10.2024 в 16:56:18