Подходы к развитию творческого потенциала сотрудников на предприятиях

Потемкин А.И., Филимонова Н.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Потемкин А.И., Филимонова Н.М. Подходы к развитию творческого потенциала сотрудников на предприятиях // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 96-101.

Аннотация:
В статье обоснована необходимость использования современных методов управления творческим потенциалом персонала на предприятии. Выявлены проблемы развития творческой активности. Определены стратегии управления творческим потенциалом и механизмы их реализации.

Ключевые слова: инновационная активность, стратегическое планирование, творческий потенциал, механизмы управления, организационные инновации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Необходимость внедрения механизмов управления творческим потенциалом сотрудников на современном предприятии обусловлена повышением роли человеческого фактора, который является одним из важных показателей повышения эффективности деятельности организации. И экономически значимыми, как показывают проведенные многими авторами исследования [1, 2, 3], становятся не только знания и опыт сотрудников, но и их креативные способности: воображение, адаптивность, гибкость мышления, способность генерировать новые идеи, решать нестандартные задачи.

Согласно результатам исследований, более половины топ-менеджеров организаций считают более значимыми для формирования конкурентных преимуществ компаний не столько технологические и продуктовые инновации, сколько инновационные модели бизнеса, но, согласно данным тех же исследований, лишь 10% инноваций были однозначно связаны с созданием новых моделей бизнеса [4]. В отчете о национальном проекте «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» отмечается, что только за счет реализации инноваций в области организации производства, труда и управления в российских компаниях можно увеличить ВВП страны на 50–80% [5], что свидетельствует об особой актуальности управленческих инноваций для российских предприятий в условиях глобализации и, соответственно, необходимости конкуренции с западными предприятиями.

Сложности

Основные сложности для внедрения механизмов управления творческим потенциалом на предприятиях связаны со следующими причинами:

– наличие стратегических планов развития только у крупных предприятий.

Остальные предприятия, в большинстве, ограничивают свою работу текущими, краткосрочными планами, в которые не включается реализация значительных инновационных и инвестиционных решений;

– неустойчивое финансовое состояние многих предприятий (фактическая неплатежеспособность, низкая рентабельность операций и капитала, дефицит реальных собственных источников финансирования, несбалансированность входящих и исходящих финансовых потоков и т.д.);

– высокий уровень централизации управления промышленными предприятиями и концентрация в руках высшего руководства всех значимых решений, что не дает возможности реализации инновационных идей;

– низкая эффективность многопрофильных служб и низкий уровень их технической оснащенности. Любое промышленное предприятие имеет большое количество структурных подразделений, обслуживающих основной процесс, и их деятельность является сложно контролируемой;

– технократический подход к управлению персоналом, который сводится к подбору кадров соответствующей квалификации и их расстановке согласно оптимальному решению задач организации производства и труда, что ведет к высокой степени отчужденности работника от его трудовой деятельности и снижению творческой активности.

Поэтому основная задача высшего руководства организаций, занимающихся исследованиями и разработками, состоит не столько в проектировании ресурсов, сколько в создании благоприятной среды, направленной на обеспечение поддержки и продвижение новшеств;

– низкий уровень мотивации и увеличение среднего возраста работников инновационной сферы. На многих промышленных предприятиях он составляет более 45 лет, что объясняется оттоком молодых кадров и нежеланием их работать в организации по причине несоразмерного затраченному труду материального вознаграждения;

– сопротивление сотрудников изменениям, являющееся фактором снижающим эффективность внедрения инновационных подходов на предприятиях;

– низкий уровень осведомленности о современных методах принятия решений. Результаты исследования свидетельствуют, что для принятия решений руководителям в 35% случаев не хватает знаний об опыте решения подобных задач, то есть процедурных знаний, и в 28% случаев не хватает концептуальных знаний, которые задают иной масштаб видения задачи и объясняют смысл необходимых действий [6].

Стратегии управления творческим потенциалом сотрудников

Для снижения отрицательного эффекта данных проблем на предприятиях необходимо внедрение современных подходов к управлению развитием творческого потенциала.

Как показывают исследования [7], основной базовой теорией при управлении креативным потенциалом сотрудников является общая теория менеджмента, которая акцентирует внимание субъектов управления на проблеме использования креативного потенциала, всех его сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс управления современных методов креативного мышления и принятия решений, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирующей развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников.

На основе проведенного авторами исследование определены стратегии управления творческим потенциалом на предприятии и основные методы их реализации в зависимости от источников активизации творческого потенциала сотрудников и факторов воздействия внешней среды (см. табл. 1 на с. 98).

Эффективность интрапренерства1 на предприятии зависит от уровня проработки программы его внедрения.

Выделим основные этапы внедрения и результаты внедрения интрапренерства на предприятии (см. табл. 2 на с. 99).

Таблица 1

Стратегии управления творческим потенциалом сотрудников предприятия

Таблица 2

Этапы внедрения программы интрапренерства на предприятии

Выводы

Таким образом, управление творческим потенциалом сотрудников на предприятии позволит повысить его эффективность за счет поддержки разработки и внедрения предпринимательских идей и проектов на базе технологий менеджмента знаний; развития системы регулярного менеджмента на основе нормативной базы отношений и расчетов системы внутрифирменного предпринимательства с использованием технологии проектного менеджмента; повышения мотивации сотрудников всех уровней за счет реализации потребностей роста, развития и свободного предпринимательства.


Источники:

1. Дубина И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. – М.: Academia, 2009. – 376 с.
2. Блинов А. О. Стратегический менеджмент творческим потенциалом человеческих ресурсов современных организаций// Вестник Поволжского государственного университета сервиса. – 2009. – Выпуск 6. – С. 12–18. – Серия « Экономика».
3. Мельников О.Н. Творческая энергия как механизм реализации интеллектуального капитала специалиста // Креативная экономика. – 2007. – №2. – С. 27–33.
4. Business 2010: Embracing the challenge of change. A report from the Economist Intelligence Unit sponsored by SAP. URL: http://www.sap.com/belgie/solutions/business-suite/erp/pdf/Business_2010_Europe.pdf . (Дата обращения: 10.03.2011).
5. Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» / Под ред. С.Е. Литовченко. – М.: Ассоциация Менеджеров, 2008. – 104 с.
6. Исаев А.П. Управление знаниями в повышении профессионализма менеджеров // Экономика региона. – 2007. – № 4. – С. 157–167.
7. Круглов А.В. Управление креативным потенциалом компании и его значение в рыночной конкуренции // Проблемы современной экономики. – 2004. – №4(12). – С.15–23.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:54:29