Инновационная деятельность предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 24 | Цитирований: 31
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (18), Июнь 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394875
Цитирований: 31 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Чтобы быть успешным в современных условиях российской экономики, любому предприятию необходимо особое внимание уделять инновационной деятельности, прежде всего таким вопросам, как обновление производства, реорганизациия предшествующей деятельности, замена одних структурных элементов другими, дополнение уже существующих элементов новыми технологиями. Такими объектами инновации на предприятии являются средства производства и технологические процессы; производимая продукция и ее качество; человеческий потенциал и развитие творческой и активной личности; социальная сфера, включая изменение поведения сотрудников организации; организационное развитие и т.д.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, человеческий потенциал, организационное развитие
Чтобы быть успешным в современных условиях российской экономики, любому предприятию необходимо особое внимание уделять инновационной деятельности, прежде всего таким вопросам, как обновление производства, реорганизациия предшествующей деятельности, замена одних структурных элементов другими, дополнение уже существующих элементов новыми технологиями. Такими объектами инновации на предприятии являются средства производства и технологические процессы; производимая продукция и ее качество; человеческий потенциал и развитие творческой и активной личности; социальная сфера, включая изменение поведения сотрудников организации; организационное развитие [1] и т.д.
Инновационной считается деятельность, направленная на получение результатов научных исследований и проведение экспериментальных разработок, которые должны быть реализованы как новый или усовершенствованный продукт, востребованный рынком, а также на создание нового или совершенствование существующего технологического процесса, которые будут использованы в будущей производственной деятельности организации.
При этом следует помнить о том, что введение технических, организационных и экономических инноваций вызывает адекватные изменения в существующих формах и методах организации управления. Это обуславливает необходимость непрерывности процесса разработки управленческих инноваций и становится все более важным условием повышения эффективности деятельности предприятий [2].
Инновационная деятельность – это одна из форм управленческой деятельности менеджеров предприятия, учитывающая как влияние внешней среды, так и изменение российского рынка инноваций, происходящих под влиянием общих и специфических факторов.
К общим факторам, оказывающим влияние на инновационную деятельность предприятия, относятся циклические колебания, влияние которых на российскую экономику в результате процесса глобализации постоянно усиливается. Так рост цен на российское продовольствие происходит под влиянием роста мировых цен или рост цен на бензин является результатом роста мировых цен на нефть или рост мирового спроса повышает цены на отдельные ресурсы.
В качестве специфических факторов выделяют состояние научно-технического потенциала производственной сферы, коммерческо-политические условия реализации конкретных продуктов инновационной деятельности на рынке, активность самих менеджеров, которую инновационной назвать сложно.
В современных рыночных условиях особенностями инновационной деятельности являются:
‑ вовлечение в коммерческий и некоммерческий обмен достижений науки и техники, что способствует распространению производственного опыта предприятия на национальный и международный уровень;
‑ двойственная роль субъектов инновационного рынка, проявляющаяся в том, что предприятия, которые производят инновационный продукт, одновременно являются и его продавцами, предлагая его потребителям на конкурентной основе, и одновременно потребителями научно-технических достижений на рынке производителей такого рода продукции.
Конкуренция между продавцами инновационных продуктов заставляет руководителей предприятий повышать технический уровень производства и, соответственно, качество продукции, снижать производственные затраты, стремясь повысить эффективность инновационной деятельности. То есть конкурентная борьба на инновационном рынке активизирует развитие инновационной составляющей в деятельности предприятий. Это, в свою очередь, требует использования определенных механизмов.
Механизмом развития инновационной деятельности считается выбранная организационно-экономическая форма реализации и стимулирование ее проведения, формирование инновационных решений, методы их регулирования. Они осуществляются на трех основополагающих уровнях: федеральном, региональном и микроуровне (уровне предприятия).
На макроуровне формулируется государственная инновационная стратегия, законодательно создается благоприятный инновационный климат как для экономики страны в целом, так и для предприятий в отдельности. Примером этого является решение правительства о создании особых экономических зон [1], прежде всего, научно-исследовательских и технико-внедренческих.
На региональном уровне решаются аналогичные вопросы, но уже с учетом специфики конкретных регионов. В частности, в Липецкой области с 2007 г. активно развивается особая технико-внедренческая зона, получившая поддержку как на региональном законодательном уровне, так и со стороны частных инвесторов в инновационный сектор экономики. Федеральный и региональный уровни формируют условия для интенсивного протекания инновационных процессов на предприятии.
При этом, как показал анализ опыта Липецкой области, на всех уровнях актуальным является совершенствование механизмов развития инновационной деятельности на основе:
‑ уточнения нормативно-правовой базы;
‑ подготовки компетентных и активных менеджеров по инновационной деятельности;
‑ предоставления инвесторам определенных привилегий в виде налоговых льгот.
В процессе совершенствования механизма стимулирования инновационной деятельности необходимо обращать внимание не только на сформировавшиеся особенности, накопленный потенциал как некоторыми активными в инновационном плане субъектами хозяйствования, так и народным хозяйством страны в целом, но и на создание условий для дальнейшего эффективного развития участников рыночных отношений.
Базовыми для указанного механизма должны стать принципы, отвечающие современным условиям хозяйствования. Одним из них является участие предприятия в непрерывной подготовке и переподготовке кадров в регионе действия инновационного проекта. То есть инновационное предприятие не должно быть простым потребителем трудовых ресурсов, «оттягивая» их с других предприятий.
Отметим, что инновационное развитие хозяйственных систем характеризуется тремя взаимозависимыми признаками:
1) постановкой инновационных целей деятельности предприятия,
2) средствами достижения соответствующих целей,
3) совокупностью условий внутренней и внешней среды, позволяющей постоянно поддерживать инновационную деятельность предприятия на высоком уровне.
К этим условиям относится нормативно-правовая база, постоянно обновляющийся механизм развития инновационной деятельности, эффективное управление ею, доступность ресурсов, способность субъекта хозяйствования органично интегрировать науку, производство и рынок.
Ориентация предприятия на инновационный тип деятельности непременно повлечет за собой трансформацию всех компонентов хозяйственной системы. Особенно кардинально изменится стратегия предприятия. Поэтому взаимодействие стратегической и инновационной деятельности можно считать эволюцией систем управления хозяйствующих субъектов в ситуации быстрых изменений и непредсказуемости условий внешней среды.
Отсюда следует, что при принятии решений о внедрении инноваций следует учитывать такие стратегические факторы, как анализ внешней среды, размещение ресурсов и корпоративную стратегию предприятия. При этом важно помнить, что в ходе принятия стратегических решений внедрение новых технологий является в настоящее время одним из определяющих факторов. Это связано с тем, что реализация инновационной стратегии, как правило, ведет к трансформациям в деятельности предприятия, а любые изменения, сконцентрированные на совершенствовании какого-либо процесса, являются инновациями.
Таким образом, в настоящее время инновации обуславливают ориентацию предприятия на перспективное развитие, а, следовательно, инновационная и стратегическая деятельности предприятия с развитием рынка полностью объединяются.
Известно, что современный российский рынок инноваций характеризуется наличием следующих проблем:
‑ не хватает финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационных разработок;
‑ слабо привлекаются организации, коллективы и отдельные специалисты, потенциально способные осуществлять инновационную деятельность;
‑ противоречива система создания приоритетов бюджетного финансирования субъектов инновационной деятельности;
‑ не эффективны механизмы осуществления установленных государством приоритетов научно-технологического развития;
‑ не сформирована нормативно-законодательная база для эффективной реализации инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки;
‑ отсутствует координация финансируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
‑ происходит ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
‑ существует невысокая информационная прозрачность инновационной сферы;
‑ наблюдается низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства.
Как подчеркивает президент РФ Д.А. Медведев: «Главное в инновациях – результат, а главный враг инноваций – это инертность административной системы» [6].
Проведенное нами исследование инновационной деятельности региона показало, что крупные организации, за редким исключением, не привлекают малые предприятия в качестве смежников, партнеров, исполнителей или соисполнителей. Для разрешения этого противоречия следует исходить из того, что инновационная деятельность способна не только координировать работу предприятий разных форм собственности в рамках региональных структур в сфере подготовки кадров, но и привлекать к выполнению крупных проектов малый бизнес, способный быстро адаптироваться и менять направления своей деятельности.
Источники:
2. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: Инфра-М, 1999, 328 с.
3. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. – М.: КноРус, 2005, 320 с.
4. Городнов А.Г., Гаврилов А.И., Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2003, 471 с.
5. Янковский К., Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.: Питер, 2001, 448 с.
6. Не навредить себе / Российская газета, 19 апреля 2008 , № 86.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:55