Оценка творческого развития личности сотрудников промышленных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (5), Май 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038135
Аннотация:
Наряду с экономической эффективностью достижение социально-эффективной деятельности промышленного предприятия в выборе методов управлениях персоналом является в настоящее время решающим. Это требует учета не только гигиенических, физиологических, но и психологических факторов. Отсюда следует, что требуется и учет, и определение степени влияния рассматриваемых групп факторов как на экономические показатели деятельности предприятий, так и социальную эффективность управления ими.
Ключевые слова: управление персоналом, промышленные предприятия, креативность, креативная деятельность, творческое развитие
Наряду с экономической эффективностью достижение социально-эффективной деятельности промышленного предприятия в выборе методов управлениях персоналом является в настоящее время решающим. Это требует учета не только гигиенических, физиологических, но и психологических факторов. Отсюда следует, что требуется и учет, и определение степени влияния рассматриваемых групп факторов как на экономические показатели деятельности предприятий, так и социальную эффективность управления ими [1, 2].
В качестве одного из возможных подходов предлагается использование количественного критерия оценки творческого развития личности работников промышленных предприятий. Данный метод позволяет определять психологический уровень организации труда на конкретном рабочем месте с учетом влияния на него различных параметров, в том числе профессиональной квалификации работника, уровня его образования, профессионального продвижения. Дает возможность провести количественную оценку психологического уровня организации труда и в дальнейшем прейти к его качественному анализу и разработке мероприятий и рекомендаций по его доведению до оптимального уровня.
Для определения психологического уровня организации труда предлагается воспользоваться коэффициентом психологического уровня Кп.
Для нахождения Кп предлагается произвести суммарный подсчет оценки развития личности (С.О.) по формуле:
С.О.= , (1)
где: i - параметры, влияющие на возможности личности (табл. 1),
n - число анализируемых параметров.
Таблица 1
Предлагаемый набор параметров, влияющих на возможности личности
Параметры (i)
|
Сущность параметров (i)
|
А
|
Длительность производственного цикла
|
В
|
Распределение функций
|
С
|
Предзаданность способа работы
|
D
|
Обратная связь
|
Е
|
Доля рутинного компонента
|
F
|
Кооперация
|
G
|
Степень свободы действий
|
Н
|
Планирование и принятие решения
|
I
|
Прием информации
|
К
|
Переработка информации
|
L
|
Использование профессиональной квалификации
|
М
|
Требования к дополнительной подготовке
|
N
|
Коммуникация
|
О
|
Степень ответственности
|
С.О.
|
Суммарная оценка развития личности
|
Тем не менее, рассматриваемая совокупность параметров не обеспечивает объективной оценки психологического уровня организации труда работников промышленных предприятий. При подсчете суммарной оценки возможностей развития личности необходимо учитывать два дополнительных показателя:
Ml ‑ использование уровня образования;
М2 ‑ использование профессионального продвижения.
Их введение обусловлено следующими причинами:
‑ высоким технологическим уровнем обслуживаемого оборудования промышленных предприятий;
‑ потенциально опасным уровнем обслуживаемого оборудования промышленных предприятий, предусматривающим постоянное совершенствование техники безопасности труда;
‑ быстрым техническим и технологическим развитием эксплуатационной техники;
‑ значительным количеством обслуживаемого оборудования;
‑ необходимостью постоянного обновления выпускаемой номенклатуры изделий, требующих непрерывной профессиональной переподготовки кадров, ротации рабочих мест.
Для каждого показателя вводится своя система оценки (табл. 2).
Таблица 2
Оценка показателей "использование уровня образования" и "использование профессионального продвижения"
Название показателя
|
Значение показателя
|
Оценка в баллах
|
М1
Использование уровня образования |
Неквалифицированный
|
1
|
Мало квалифицированный
|
2
| |
Средний уровень образования для данного предприятия
|
3
| |
Высший уровень образования
|
4
| |
М2
Использование профессионального продвижения |
Нет
|
1
|
Редко используется
|
2
| |
Используется по мере необходимости
|
3
| |
Необходимо постоянное профессиональное продвижение
|
4
|
Введение дополнительных показателей Ml и М2 было сделано с целью уменьшения значения влияния параметра М - «Требования к дополнительной подготовке».
Результаты, получаемые при проведении оценки, переводятся в баллы методом экспертных оценок, для каждого параметра отдельно. Далее производится перевод оценок в баллах в количественные оценки возможностей для развития личности.
Определением коэффициента психологического уровня организации труда (Кп) определяется, как отмечалось ранее, психологический уровень организации труда. Условно можно ввести следующие 3 зоны разделения оценок психологического уровня организации труда : Кп < 0,60 - уровень неблагоприятный; Кп < 0,80 ‑ уровень весьма благоприятный;. Кп > 0,80 ‑ уровень благоприятный.
- Улучшение психологического уровня организации труда на предприятии позволит увеличить не только социальную, но и экономическую эффективность деятельности предприятия. Применение данного метода позволяет количественно оценить возможности развития личности, определить психологический уровень организации труда и соответственно предпринять необходимые действия в сфере улучшения подготовки кадров.
При выявлении коэффициента психологического уровня организации труда (Кп) находящегося в неблагоприятной зоне; одной из рекомендаций по улучшению психологического уровня организации труда может явиться требование усиления внимания к параметрам для исследуемых рабочих специальностей.
Для промышленных предприятий (в случае применения данного метода) имеется возможность предложить необходимое повышение образовательного уровня тех специальностей, которые относятся к группе с неблагоприятным психологическим уровнем, осуществить внедрение новой техники, технологии и более современного программного обеспечения.
Проведенный анализ, по данным источников [3, 4, 5] профессионального обучения рабочих специальностей за период 2004-2005 гг. нескольких промышленных предприятий страны позволил установить, что среди рабочих имеет место отсутствие прохождения как первичного обучения, так и профессиональной переподготовки. Это говорит о необходимости более широкого использования профессионального обучения, продвижения и ротации рабочих специальностей, относящихся по своему психологическому уровню организации труда к неблагоприятной зоне.
Использование данных рекомендаций позволит улучшить психологический уровень организации труда и перевести рабочих тех специальностей, для которых на предприятии будет выявлено, что они относятся к группе с неблагоприятным психологическим климатом в среднюю группу с весьма благоприятным психологическим климатом (Кп < 0,80).
Предложенный метод рекомендуется использовать на промышленных предприятиях с широкой номенклатурой выпускаемой высокотехнологичной продукции. Его использование возможно также и при проведении анализа рабочих мест предприятий в других отраслях промышленности с учетом изменения значений влияния различных параметров, оказывающих воздействие на суммарную оценку развития личности.
Эффективное использование данного метода возможно в деятельности служб управления персоналом и технического обучения при разработке годовых и оперативных планов технического и профессионального обучения работников, осуществления профессионального продвижения работников, ротации рабочих и т.д.
Источники:
2. Пригожий А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе. – М.: Политиздат, 1983. – 176с.
3. Промышленность Псковской области: Статистический сборник. – Псков: Госкомстат, 2005.
4. Промышленность России: Статистический сборник. – М: Госкомстат, 2005.
5. Россия в цифрах (Краткий статистический сборник). — М.: Госкомстат, 2005.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:42:57