Оптимизация взаимодействий между участниками рекреационного кластера
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Взаимодействие предпринимательских структур в рекреационном кластере позволяет им совместно достигать более высоких результатов, но также ставит и новые задачи.
Возможности решения этих задач определяются направлениями оптимизации взаимодействия предпринимательских структур с основными группами участников рекреационного кластера, включающими потребителей, конкурентов и поставщиков ресурсов и услуг. Об этом пойдет речь в статье.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, оптимизация, рекреационный кластер, кластерное взаимодействие
Рекреационный кластер, с точки зрения взаимодействия участников, может быть определен как форма эффективного сосуществования организаций в рекреационной системе, основанная на конкуренции и сотрудничестве между ними.
Основную группу участников рекреационного кластера образуют предпринимательские структуры, которые постоянно взаимодействуют со своими потребителями, поставщиками, конкурентами, органами управления, образовательными учреждениями и другими организациями, входящими во внешнюю предпринимательскую среду. Исходя из этого, под взаимодействием предпринимательских структур в рекреационном кластере следует понимать совокупность деловых контактов, которые они устанавливают с другими участниками и воспроизводят в процессе своей предпринимательской деятельности.
Взаимодействие предпринимательских структур в рекреационном кластере позволяет им совместно достигать более высоких результатов, но также ставит и новые задачи. Возможности решения этих задач определяются направлениями оптимизации взаимодействия предпринимательских структур с участниками рекреационного кластера.
По нашему мнению, в первую очередь, направления оптимизации предполагают совершенствование взаимодействия предпринимательских структур со следующими группами участников: потребители, конкурирующие организации и поставщики услуг и материальных ресурсов.
Определение возможных подходов к совершенствованию кластерного взаимодействия может быть проведено на основе исследования его особенностей по каждому из указанных направлений. При проведении такого исследования важно учесть те аспекты взаимодействия, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность предпринимательской структуры.
Рассмотрим основные факторы, определяющие особенности взаимодействия предпринимательской структуры с группами участников рекреационного кластера на примере рекреационной организации.
Выбор потребителей услуг
Совершенствование взаимодействия с потребителями предполагает выбор из них наиболее значимых для рекреационной организации. Проведение такого выбора может быть основано на анализе основных факторов, определяющих влияние потребителей на ее предпринимательскую деятельность.
На наш взгляд, все факторы, влияющие на выбор ключевых потребителей, можно условно разделить на следующие группы: факторы объема, ценовые факторы и факторы структуры.
Анализ факторов объема позволяет обоснованно заключать договоры с теми из потребителей, которые зарекомендовали себя как постоянные клиенты, обеспечивающие стабильные и предсказуемые объемы продаж рекреационных услуг в течение года или ряда предшествующих лет.
Так, анализ имеющихся данных о динамике объемов продаж рекреационных услуг заключается в определении тенденций продаж рекреационных услуг, активности потребителей, позволяющих выявить наиболее значимых из потребителей услуг рекреационной организации с точки зрения объемов продаж рекреационных услуг.
Изучение динамики объемов продаж дополняется оценкой сезонных колебаний объемов продаж рекреационных услуг. Учет сезонных колебаний необходим, поскольку предпочтительнее выбирать тех потребителей, которые обеспечивают относительно равномерную круглогодичную загрузку рекреационной организации, длинные «цепочки» заездов.
Анализ ценовых факторов необходимо проводить в целях прогнозирования движения финансовых потоков, связанных с продажей рекреационных услуг.
В частности, оценка эластичности рекреационного спроса по цене позволяет рекреационной организации выбирать потребителей, наиболее адекватно реагирующих на проводимую ей ценовую политику, связанную с сезонной дифференциацией цен, применением системы скидок, специальных ценовых предложений и т.п.
Условия расчетов по договорам на оказание рекреационных услуг, как правило, включают пункт о внесении потребителями предоплаты. Особенностью предпринимательской деятельности рекреационных организаций является то, что договорная компания на следующий год начинается осенью, в осенне-зимний период вносятся авансовые платежи по рекреационным услугам, оказываемым весной-летом будущего года. Поскольку получение авансовых платежей необходимо для обеспечения функционирования рекреационной организации в межсезонье, возможность включения этого условия в договор зачастую определяет выбор потребителей рекреационных услуг.
Анализ структуры продаж по видам рекреационных услуг позволяет выбрать потребителей, обеспечивающих продажи услуг по наиболее прибыльным позициям (например, путевки с размещением в номерах категории «люкс»), или услуг, не пользующихся высоким спросом (например, путевки с размещением в номерах без балконов или с видом на парк, обладающие меньшей привлекательностью для рекреантов).
Сотрудничество с конкурентами
Следующее направление оптимизации взаимосвязей рекреационной организации с участниками рекреационного кластера – совершенствование взаимодействия с конкурентами, которое основано на учете следующих основных факторов:
− уровень и особенности конкуренции в рекреационном кластере;
− формы сотрудничества.
Уровень и особенности конкуренции в рекреационном кластере определяют стратегию и тактику взаимодействия рекреационной организации с конкурентами.
Результаты проводимых исследований показывают, что в рекреационном кластере наблюдается высокий уровень конкуренции, большое число конкурирующих организаций [1]. Также для рекреационного кластера характерен относительно свободный вход на рынок, значительная дифференциация услуг, оказываемых рекреационными организациями.
По нашему мнению, рынок рекреационных услуг, на котором реализуют свои услуги участники рекреационного кластера, по своим характеристикам в наибольшей степени приближается к модели монополистической конкуренции. Исходя из этого, возможно использование широкого спектра ценовых и неценовых методов конкуренции в процессе соперничества с конкурирующими рекреационными организациями [2].
Со стратегическими целевыми установками рекреационной организации, обусловливающими методы и приемы конкурентной борьбы, связан также выбор формы сотрудничества с конкурентами.
Возможно использование двух основных форм сотрудничества рекреационной организации с конкурентами, основанных на стратегии интеграции или кооперации.
Стратегия интеграции предполагает увеличение доли рекреационной организации на рынке, достигаемой путем присоединения конкурирующих организаций различными способами. Такое присоединение позволяет использовать сильные стороны конкурентов в различных областях предпринимательской деятельности, например, в применении передовых технологий обслуживания рекреантов, продаж рекреационных услуг, управления персоналом и т.д.
Стратегия кооперации – это второй способ взаимодействия с конкурентами, предполагающий осуществление совместных действий с конкурирующими организациями. В отличие от стратегии интеграции, которая направлена на сокращение числа конкурентов, стратегия кооперации направлена на стабилизацию положения рекреационной организации на рынке рекреационных услуг путем уменьшения степени риска за счет сотрудничества с конкурентами. Применение стратегии кооперации целесообразно, если конкурирующие рекреационные организации осознают необходимость сохранения баланса сил во внешней предпринимательской среде и сохранения существующих конкурентных позиций каждой из них.
Выбор поставщиков
Важным направлением оптимизации кластерного взаимодействия является выбор поставщиков, который производится с учетом их влияния на предпринимательскую деятельность рекреационной организации.
На наш взгляд, всю совокупность факторов, влияющих на выбор поставщиков, можно разделить на следующие группы: факторы значимости, факторы надежности и ценовые факторы.
Факторы значимости, или важность поставляемых ресурсов и услуг для обеспечения функционирования рекреационной организации во многом влияет на то, как она строит свои отношения с поставщиками.
Можно выделить два противоположных подхода к взаимодействию с поставщиками: отношения, основанные на принципе экономической целесообразности, и партнерство [3].
Если рекреационная организация осуществляет разовые закупки или приобретает какие-либо ресурсы, не являющиеся приоритетными для обеспечения процесса обслуживания рекреантов, то можно строить отношения по принципу экономической целесообразности, предполагающему жесткую позицию на переговорах о закупке, направленную на получение самых лучших условий. Однако такой подход, как правило, эффективен только в краткосрочной перспективе.
В основе кластерного взаимодействия с поставщиками рекреационной организации лежат принципы партнерства. Особенно это касается поставок важных ресурсов и услуг, особо необходимых рекреационной организации (например, продуктов питания, медикаментов, услуг по сопровождению программного обеспечения, охранных услуг и др.).
Выбор поставщика в целях формирования партнерских отношений производится с учетом факторов надежности, проявляющихся в условиях и бесперебойности поставок ресурсов в строгом соответствии с заявками рекреационной организации, стабильности качества поставляемых ресурсов (особенно это важно в отношении, практически, ежедневно поставляемых продуктов питания).
Существенными аспектами при выборе поставщика являются также ценовые факторы, включающие динамику уровня цен на поставляемые ресурсы в анализируемом периоде и предусмотренные договорами формы расчетов (наличие возможности отсрочки платежей, проведения расчетов посредством взаимного оказания услуг и т.п.).
На основе анализа всех вышеперечисленных факторов и с учетом длительности предшествующего сотрудничества рекреационная организация выбирает поставщиков, в наибольшей мере удовлетворяющих условиям оптимизации поставок ресурсов и услуг.
Таким образом, существуют различные направления оптимизации взаимодействия предпринимательских структур с участниками рекреационного кластера, являющейся одной из предпосылок повышения эффективности предпринимательской деятельности в рекреационной системе.
Источники:
2. Цены и ценообразование / Под ред. д.э.н., проф. В.Е. Есипова. – 4-е изд. − СПб.: Питер, 2004.
3. Озоль С. Выбор стратегии работы с поставщиком // ЖУК. – 2008. – №3.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:49:15