Модель и механизм развития и реализации творческих способностей участников телевзаимодействий в инфоком-менеджменте

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (16), Апрель 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9950101

Аннотация:
(Окончание. Начало в «кэ» № 3/2008) Телеобщение между людьми – бурно развивающаяся область инфокомного менеджмента. Как его развивать, переводя в деловые совместные стратегии и конкретные действия, приводящие к плодотворным результатам? Ведь с точки зрения бизнеса, общение, не перерастающее в деловые взаимодействия, есть «просто болтовня», потеря такого дефицитного ресурса, как «время»… Именно здесь и нужно учитывать возможности проявления креативности участников инфокомных процессов в инфокомной среде.

Ключевые слова: деловое общение, креативность, инфокомный менеджмент, телеобщение, деловые коммункации



Окончание. Начало в «кэ» № 3/2007

Телеобщение между людьми – бурно развивающаяся область инфокомного менеджмента. Как его развивать, переводя в деловые совместные стратегии и конкретные действия, приводящие к плодотворным результатам? Ведь с точки зрения бизнеса, общение, не перерастающее в деловые взаимодействия, есть «просто болтовня», потеря такого дефицитного ресурса, как «время»… Именно здесь и нужно учитывать возможности проявления креативности участников инфокомных процессов в инфокомной среде.

Каждый из участников телеобщения на основе своих знаний и степени развития творческих способностей, своими конкретными идеями, гипотезами, концепциями и действиями в результате интеллектуально-креативной деятельности может вносить должный вклад в достижение общей цели, находясь при этом в условиях телевзаимодействий с коллегами. Важно, что в условиях инфокомной среды эти процессы управляемы системой инфокомного менеджмента.

3. Анализ механизма телеобщения применительно к условиям инфокомной среды (ИКС) полезно проводить на модели, которую просто назовем ‑ «модель треугольника». Ее схема представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель творческого вклада коммуникантов в достижение общей цели в ходе их телевзаимодействия в информационно-коммуникационной среде

Согласно приведенной модели, механизм телевзаимодействия не только поддерживает должное развитие внутри каждого этапа рассматриваемого инфокомного процесса, но, главное, обеспечивает переходы от этапа к этапу этого процесса (см. рис. 1 [3]), имеющие принципиально качественный характер. Эти переходы есть суть не только «качественных скачков» в саморазвитии каждого участника рассматриваемого процесса в ИКС, но и их креативного взаиморазвития в ходе телевзаимодействий.

Мерой вклада в такое развитие может являться своеобразный «показатель креативной результативности», определяющий что и, главное, как было предложено и сделано каждым из коммуникантов для достижения общей цели.

Подобные показатели могут быть определены коммуникантами совместно в ходе телеобсуждения, анализа и оценки итогов достижения общей цели, но также (что еще более нужно, но труднее выполнимо) при завершении каждого перехода от одного к другому этапу инфокомного процесса их плодотворных телевзаимодействий в ИКС.

Наиболее желательной здесь является технология взаимного согласования коммуникантами друг с другом каждой идеи, учитывая технологию «мышление – действие», и ее реализация (учитывая технологию «действие – мышление»), на протяжении каждого этапа. Это, в свою очередь, связано с должной частотой их телесвязи и телеобщения, а также интенсивностью, что особенно важно в телевзаимодействиях менеджеров с исполнителями, необходимыми для этого.

Как показывают наши исследования и практика ИКМ, телевзаимодействие приближается к идеальному, когда «проект» каждого творческого решения одного участника инфокомного процесса не только одобряется и поддерживается другим его участником, но им привносится и сотворчество в виде телесотрудничества. Однако именно здесь имеется критический момент такого взаимодействия, так как предложение одного из его участников может быть раскритиковано другим участником.

Это может происходить по разным причинам, в том числе из-за несовпадающего уровня их знаний и разных технологий мышления, неразвитости взаимопонимания и т.д. В таких случаях важнейшую роль может играть именно коммуникативная компетентность, заключающаяся, в частности, в знаниях технологии перевода полемики в дискуссию.

Этому должно помогать знание того, что при выяснении и сопоставлении разных точек зрения и противоречивых суждений должен активизироваться поиск и выявление единого мнения, и тогда может быть найдено оптимальное для данного случая решение. Важным аспектом здесь является то, что такое решение бывает более творческим и интересным, чем предложенные и обсуждаемые в спорах гипотезы, концепции, проекты каждого из участников взаимодействий. Часто именно так и рождаются новые идеи.

При перенесении результатов по рассматриваемым моделям в практику ИКМ следует учитывать, что диапазон реализации коммуникативной компетентности, проявления при этом креативности и учета соответствующих измерений по указанным выше показателям имеет свою шкалу достижения общей цели ‑ начиная от «ничего неделания» до «работы одного за двоих».

Для этого может быть использована даже «своя» эконометрика, согласованная взаимодействующими коммуникантами. Эти показатели и выработанные ими соответствующие оценки могут быть хотя и дистанционно, но в режиме реального времени оформлены и зафиксированы с использованием электронной цифровой подписи (что знаменует собой глобальный описанный нами в более ранних работах феномен перехода «от телеконтактов к телеконтрактам» в условиях ИКС, что и использует ИКМ).

Таким образом, укрепление «основания треугольника» нашей модели и динамика моделируемого ею механизма развития рассматриваемого инфокомного процесса будут определяться креативностью мышления и реальным творческим вкладом каждой из его «сторон» в ходе достижения поставленной цели [4].

В результате каждая из них сама по себе становится не только самоуправляемой, но все больше управляемой развивающимся «основанием треугольника» от их вкладов в достижение совместно поставленной общей цели. Такие своеобразные «обратные связи» и создают определенный мультипликативный управленческий эффект в динамике совместного достижения этой цели.

В то же время именно креативность в мышлении и в конкретных действиях «сторон» данного «треугольника», развивающая его «основание», обеспечивает такое их саморазвитие как элементов смоделированной нами системы рассматриваемого инфокомного процесса (рис. 1). Этот процесс, благодаря предложенному механизму, может быть управляемым. Именно в этом и заключается сущность данного механизма, приводящего к неизбежному спиралеобразному развитию, созданию условий для «свободы», «раскрепощения» проявления и реализации креативных способностей взаимодействующих коммуникантов, менеджеров и исполнителей.

Все эти модели «работают» (если, разумеется, их не разрушат сами коммуниканты или один из них не вызовет «сбой» в указанной системе инфокомных процессов плодотворных телевзаимодействий в условиях ИКС). В противном же случае ничто не мешает таким моделям, перенесенным в практику управления рассматриваемыми процессами, помогать их участникам становиться более динамично развивающимися и реализующими знания и креативные способности во благо успеха телевзаимодействий в соответствующей ИКС.

4. В инфоком-менеджменте осуществление рассмотренных процессов и управленческого механизма происходит на каждом витке («малой» и «большой» спирали), все более переходя к саморазвитию и самоуправлению в условиях рассредоточенности, удаления друг от друга сотрудников, подразделений, организаций и их объединений.

Процесс спиралеобразного развития креативности сотрудников в их телевзаимодействиях в условиях ИКС схематично представлен на рис. 3. На нем указаны номера этапов рассматриваемого инфокомного процесса (в соответствие с цифрами, указанными на рис. 1), изображены «малые» спирали развития коммуникантов на каждом из этих этапов, показаны «треугольники» нашей модели механизма креативного развития такого процесса и его участников, а размеры самих треугольников условно отражают качественные аспекты рассматриваемого креативного развития.

Рис. 3. Схема спиралеобразного развития креативности участников инфокомных процессов телевзаимодействий в ИКС.

Все изложенное можно распространить:

‑ на взаимодействия в любых организациях, являющихся географически рассредоточенными, которые осуществляют свою деятельность в условиях ИКС и потому применяющих ИКСТ и ИКМ,

‑ на телевзаимодействия менеджеров одного и разных уровней,

‑ на исполнителей и специалистов аппарата управления,

‑ на взаимодействия групп, подразделений, организаций, их разнообразных объединений.

В таких условиях чрезвычайно полезно проводить с коллегами согласование планируемого управленческого решения до его окончательного принятия, учитывая последствия его реализации в масштабе всей адекватной ИКС. Заблаговременное уведомление о том или ином решении даже тех сотрудников, к которым данное решение не имеет прямого отношения, является весьма желательным шагом в рамках реализации системно-сетевого (инфокомного) подхода к достижению эффективности телевзаимодействий в ИКС.

Дело в том, что в этом случае (как показывает практика ИКМ и наши исследования) на принятое решение можно получить именно от этих сотрудников «креативный отклик», способствующий не бездействию или противодействию, а содействию в реализации этого для них управленческого «нерешения». По отношению к таким «системно-сетевым» коллегам подобное «неуправление» в масштабе инфокомных телевзаимодействий часто оказывается своеобразным креативным системно-сетевым управлением:

во-первых, вовлекающим их во взаимопонимание;

во-вторых, влияющим на мышление;

в-третьих, повышающим потенциал их возможных креативных действий и взаимодействий.

Ясно, что подобные «треугольники» могут быть любого масштаба и способны даже влиять на формирование и определение «границ» соответствующей деловой ИКС (в любых масштабах инфокомной системно-сетевой архитектуры «Интранет-Интернет-Экстра-нет»). Для этого, разумеется, должны быть развиты адекватные инфокомные связи организации как во внутренней, так и во внешней среде.

Отметим, что все изложенное относится и к телевзаимодействию с партнерами в конкретной ИКС, и к взамодействию организаций в рамках их разнообразных альянсов, объединений, союзов, ассоциаций, обществ.

Рассмотренные модели могут быть полезными и при решении ряда вопросов в рамках таких актуальных проблем, как обучающиеся организации, управление знаниями, межорганизационные, кросс-культурные (межкультурные, интеркультурные) коммуникации, а также связанных с этим проблем сохранения коммерческой тайны и ключевых знаний организации и других.

В качестве основных выводов отметим следующее.

1. Взаимоотношения, взаимопонимание и взаимодействия сотрудников с учетом схемы «мышление – действие» могут и должны быть всегда управляемы по схеме «мышление <=> действие», так как менеджменту в условиях ИКС при управлении организациями, персоналом в специфических условиях телевзаимодействий без творчества не обойтись. Оно, в свою очередь, должно «подпитываться» успехами реализации креативных способностей, на которые сосредоточивается внимание в ИКМ с учетом возможных оценок этих успехов.

2. Менеджмент должен быть адекватен деловой ИКС, формируя, поддерживая и раз-вивая для этого свою соответствующую интеллектуально-креативную среду взаимодействий. И здесь «остается дело за малым» – суметь трансформировать «тире» в первой схеме «мышление – действие», преобразовав его на практике в «двунаправленную стрелу» во второй схеме «мышление <=> действие».

3. Некоторые примеры своеобразных алгоритмов для подобного преобразования приведены в настоящей статье в виде их шагов, обозначенных как (a), (b) и (g).

4. Реализация креативного потенциала при использовании менеджментом системно-сетевого подхода в условиях ИКС может давать синергетический эффект в развитии рассмотренных инфокомных процессов и их участников, оказывая влияние на их интенции.

5. Организация должна использовать ИКС как источник отсутствующих для принятия решения релевантных знаний и иметь для этого развитые инфокомные связи.

6. В направлениях дальнейших исследований и учета рассмотренных аспектов креативности в телевзаимодействиях нужно иметь в виду, что по мере дальнейшего развития ИКСТ и все более широкого их применения в социально-экономической и организационно-управленческой деятельности опосредованные коммуникации по все большему числу соответствующих параметров будут приближаться к личным контактам людей. И это важно в части, касающейся их взаимных отношений, симпатий, взаимопонимания и взаимодействий, их взаимообогащения знаниями в ходе коммуникаций и более полной реализации интелектуально-креативных способностей.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:57:01