Институциональные аспекты развития малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях

Можаренко Ю.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Можаренко Ю.И. Институциональные аспекты развития малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 37-42.

Аннотация:
В статье исследуются институциональные аспекты инновационного предпринимательства малых предприятий, созданных при высших учебных заведениях. Автор предлагает систему показателей для оценки социально-экономической эффективности малых инновационных предприятий при вузах и мероприятия по повышению их эффективности.

Ключевые слова: инновации, предпринимательская деятельность, социально-экономическая эффективность, малые инновационные предприятия, цели региона



В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 22.12.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», дополненной положениями Федерального закона от 2.12.2009 № 217-ФЗ, высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ.

Особенности этой нормы заключаются в том, что учреждение хозяйственных обществ происходит без согласия собственника их имущества, а сообщения о создании хозяйственных обществ федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, имеют уведомительный характер.

Имущество, находящееся в оперативном управлении данных высших учебных заведений, может быть внесено в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном ГК РФ.

Малые инновационные предприятия при вузах В этом контексте значимой является разработка принципов и системы взаимодействия органов управления различных уровней (государственных, муниципальных, общественных), образовательных учреждений, малых инновационных предприятий (МИПов) и организаций, заинтересованных в результатах их деятельности. Данную систему можно представить в виде матрицы с внутренними связями различных видов: жесткими административными, мягкими стационарными и временными.

В общем виде такая структурная схема слабо адаптирована к решению комплексных задач, требующих четкого взаимодействия всех ее элементов, так как возникает необходимость взаимодействия между элементами, не имеющими жестких связей (в частности, между администрацией вузов и созданными при них малыми инновационными предприятиями). Для решения данной задачи систему взаимодействия между органами управления, вузами и малыми инновационными предприятиями можно модифицировать посредством включения саморазвивающейся организация с надежной структурой обратных связей, объединяющей базовые элементы системы и основывающейся на задачах малого венчурного предпринимательства.

Наиболее надежно эту функцию может выполнить координационная общественная организация «Совет по модернизации и развитию образования в регионе». Предложенное решение может рассматриваться как универсальное вне зависимости от особенностей конкретного региона.

Целесообразно, чтобы представители регионального органа управления высшим образованием и отдела (департамента) развития предпринимательской деятельности администраций регионов входили в состав координационного совета. А координационный совет среди прочих задач должен представлять и интересы потребителей продуктов, производимых малыми инновационными предприятиями при вузах, что позволит МИПам правильно выстраивать маркетинговую политику.

Но в любом случае, малые инновационные предприятия при вузах, в первую очередь, должны быть нацелены на разработку и реализацию идей, которые возникают в стенах образовательных учреждений.

Таблица 1

Значения показателей оценки социально-экономической эффективностималых инновационных предприятий (МИП) при вузах

Потенциал развития малых инновационных предприятий

Проведенная нами методом репрезентативного опроса участников инновационной деятельности на базе Межрегионального инновационно-технологического центра «Высокие технологии для решения кризисных социально-экономических проблем» (г. Ярославль) оценка социально-экономической эффективности малых инновационных предприятий, созданных при вузах (см. табл. 1 выше), показывает, что имеются большой потенциал их развития и возможности реализации производимой инновационной продукции.

Из табл. 1 видно, что уровень достижения целей региона при реализации программы развития малых инновационных предприятий при вузах составил 0,34, что свидетельствует о недостаточном влиянии новой формы инновационного предпринимательства на развитие региональной экономики. В отличие от этого, показателя уровень достижения целей общества значительно выше, он составил 0,62.

Это характеризует общественную значимость разработки и внедрения инновационных продуктов с применением материально-технической базы и интеллектуальных ресурсов учреждений высшего профессионального образования.

Рис. Уровни достижения целей участников малой инновационнойдеятельности при вузах

Уровень достижения целей вуза, оцениваемый показателем 0,52, свидетельствует о том, что, с одной стороны, для специалистов вуза появилась возможность реализовать свой научный потенциал и предпринимательский талант, но, с другой стороны, разработки малых инновационных предприятий еще мало находят применения в самих вузах. Наиболее высоким является уровень достижения целей МИП – 0,78. Данный показатель характеризует заинтересованность сотрудников малых инновационных предприятий в реализации своих идей. В то же время уровень достижения целей потребителей (0,56) показывает, что не все научно-технологические разработки МИПов находят своих потребителей, либо не все из них удовлетворяют потребностям клиентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют значительные резервы роста эффективности МИПов для достижения целей регионов, общества и конечных потребителей.

Это наглядно отражено на рис. (см. выше).

Как повысить эффективность инновационной деятельности при вузах?

Проведенные исследования позволили нам предложить перечень мероприятий, которые могут быть реализованы с целью повышения эффективности малой инновационной деятельности при вузах (см. табл. 2 на с. 41).

В качестве примера успешности институционального обеспечения в данной сфере предпринимательства можно привести деятельность вузов Ярославля. В частности, в Ярославской области сложилась система сотрудничества вузов региона. Создан СПОН – «Совет в поддержку образования и науки», основными участниками которого стали ЯГТУ, Ярославская медицинская академия, ЯГУ им. П.Г. Демидова, ЯПУ им. К.Д. Ушинского и Между народная академия бизнеса и новых технологий. Малые предприятия созданы при МУБиНТ: «Лаборатория мультимедиа», «Информационные системы» и другие. Деятельность этих малых инновационных предприятий показала их высокую эффективность и социально-экономическую значимость. Например, разработанная ЗАО «Информационные системы» комплек-сная информационная система управления учебным заведением «КИС УЗ» была приобретена более чем 80 вузами России.

Таблица 2

Мероприятия по повышению социально-экономической эффективностидеятельности малых инновационных предприятий при вузах


Источники:

1. Федеральный закон от 22.12.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:52