Механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений

Малыгина Е.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245624
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автором предложен механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений. Реализация мероприятий в рамках рассматриваемого механизма позволит оценить уровень инновационного развития вуза, сформировать и реализовать соответствующую комплексную стратегию.

Ключевые слова: менеджмент, рынок труда, высшее образование, инновационное развитие вуза инновационный потенциал вуза, комплексная стратегия развития



Современный этап характеризуется возрастающей ролью высших учебных заведений в обеспечении инновационного развития страны и регионов. Вместе с тем уровень организации образования и научной деятельности вузов не в полной мере соответствует современным потребностям общества и рынка труда [1].

В единстве подходов залог успеха

Для достижения качественного соответствия системы высшего образования современному уровню развития мировой и отечественной экономики возникает необходимость поиска новых подходов к управлению инновационным развитием вузов.

В предложенном департаментом стратегического развития Минобрнауки России проекте Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах говорится, что «модернизация российской экономики требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования». Для решения поставленных задач необходимы системные изменения в работе большинства российских вузов, направленные на организацию образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности и деятельности вуза как организации.

По мнению автора, конструктивный механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений, сочетающий в себе позитивный потенциал всех стратегических подходов менеджмента, позволит устранить основные проблемы методической регламентации инновационного развития вузов (ИРВ), а именно недостаточную разработанность критериев ИРВ, ограниченную изученность стратегий и методов ИРВ и оценки результативности ИРВ.

Под механизмом управления инновационным развитием высших учебных заведений (рис. 1) автор понимает совокупность методик, позволяющих:

- оценить уровень инновационного развития вуза в целом, а также составляющих его инновационного потенциала;

-выбрать базовую и частные стратегии инновационного развития вузов с учетом достигнутого уровня развития;

-подобрать методы и инструменты реализации альтернативных стратегий инновационного развития вуза.

Инновационное развитие вуза нами предполагается осуществлять на основе методик, составляющих структуру этого механизма, а именно:

  • методики комплексной оценки уровня ИРВ, позволяющей определить его инновационность;
  • методики формирования комплексной стратегии инновационного развития вуза установленной категории по уровню ИРВ на основе выбора базисной и частных стратегий развития вуза и составляющих его инновационного потенциала для повышения его инновационности с учетом стартового уровня ИРВ;
  • методики реализации комплексной стратегии инновационного развития вузов установленной категории и оценки результативности альтернативной стратегии развития механизма управления инновационным развитием вузов.
  • Алгоритмы управленческих решений

    Традиционно под методикой понимается совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Используем данный подход для понимания сущности методик в составе предлагаемого механизма управления инновационным развитием вузов.

    Для реализации методик в составе механизма управления инновационным развитием вузовнеобходимо создать алгоритмы для понимания порядка и возможности осуществления вузами определенных действий. Практика составления алгоритмов повсеместно используется учеными при решении прикладных задач различного рода и положительно зарекомендовала себя. Поэтапное выполнение действий алгоритмов реализации методик в составе механизма управления инновационным развитием вузовпозволит ему достигнуть стратегической цели (повысить уровень ИРВ) и решить стратегические задачи (повысить уровень развития составляющих инновационного потенциала вуза).

    1

    Примечание: штриховые линии со стрелкой показывают выбор комплексной стратегии развития вуза и инструментов ее реализации в зависимости от уровня ИРВ

    Рис. Механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений

    В основу алгоритмов реализации методик в составе предлагаемого механизма управления инновационным развитием вузов должны быть положены различные методы и инструменты. Автор уточняет понятия «метод» и «инструмент» относительно специфики деятельности и развития вузов.

    Под методом ИРВ предлагается понимать способ теоретического исследования и практического осуществления инновационного развития этого вуза. Инструмент ИРВ – средство достижения стратегических целей и задач инновационного развития вуза.

    Методики отражаются в методах

    Согласно определению методики, представленной ранее, для каждой методики в составе механизма управления инновационным развитием вузов необходимо подобрать методы и инструменты целесообразного проведения каких-либо действий.

    Для первой методики в составе предложенного механизма необходимо выбрать оптимальный метод оценки уровня ИРВ. В качестве инструмента инновационного развития здесь может быть выбрана лепестковая диаграмма оценки уровня ИРВ. Создание такой диаграммы позволит определить условия инновационного развития вуза установленной категории.

    Для второй методики в составе предложенного механизма оптимальными методами и инструментами инновационного развития могут стать методы и инструменты построения базисной и частных стратегий развития вузов установленной категории.

    В учебной и научной литературе по стратегическому менеджменту даются различные трактовки терминов «стратегия инновационного развития предприятия» (например, вуза).

    Стратегия инновационного развития вуза определяется как:

    - совокупность основных прогнозируемых перспективных целей и задач инновационного развития вуза, согласованных по ресурсам и срокам;

    - стратегия развития вуза за счет внедрения инновационных методов и технологий в подготовке специалистов;

    - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей инновационной деятельности.

    Многообразие подходов к пониманию стратегии инновационного развития вуза предопределяет необходимость их систематизации. Многие российские и зарубежные ученые предпринимают попытки создания классификаций стратегий инновационного развития хозяйствующих субъектов. Количество классификационных признаков различно. Профессор А.П. Егоршин выделяет в теории менеджмента восемь подсистем стратегического управления. В теории стратегического управления известно более двадцати типовых стратегий и значительно большее количество модификаций типовых стратегий. Названные классификации стратегий инновационного развития организаций, как правило, имеют общий характер и не учитывают отраслевой специфики отдельных сегментов национального рынка. С одной стороны универсальность позволяет использовать данные классификации во всех отраслях национального хозяйства, с другой – добиться существенного экономического эффекта от реализации подобных стратегий инновационного развития организаций крайне сложно.

    Автор предлагает

    Авторский вариант классификации стратегий инновационного развития вуза представлен в таблице. Предлагается классифицировать стратегии инновационного развития вуза по двум признакам: конкурентная позиция вуза и сфера принятия стратегических решений.

    Таблица

    Классификация стратегий инновационного развития вуза

    Критерий
    Группы стратегий
    Виды стратегий развития вуза
    1. Инновационная позиция вуза
    Стратегия развития вуза – лидера инноваций
    Удерживание лидерских позиций
    Стратегия развития инновационного вуза
    Усиление процесса создания инноваций
    Стратегия развития неинновационного вуза
    Развитие профессорско-преподавательских ресурсов вуза
    2. Сфера принятия стратегических решений
    Стратегия развития вуза как организации
    Повышение рейтинга среди вузов
    Стратегия развития образовательной деятельности вуза
    Повышение уровня образования студентов в вузе на основе увеличения числа современных учебно-методических комплексов и информатизации учебного процесса
    Стратегия развития научно-исследовательской деятельности вуза
    Повышение производительности труда посредством стимулирования ППС вуза
    В рамках каждой классификационной группы выделены виды стратегий инновационного развития вуза, наиболее целесообразных для реализации в определенной ситуации.

    Инновационная позиция вуза – первый классификационный признак деления стратегий инновационного развития вуза на виды. В зависимости от категории вуза по уровню инновационного развития предлагаются следующие стратегии: удерживание позиций лидеров; усиление процесса создания инноваций; развитие профессорско-преподавательских ресурсов вуза.

    Сфера принятия стратегических решений – второй классификационный признак деления стратегий инновационного развития вуза на виды. Здесь необходимо уточнить составляющие инновационного потенциала вуза. На наш взгляд, к ним относятся образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; деятельность вуза как организации. Для каждой сферы деятельности подбираются соответствующие стратегии инновационного развития и стратегические решения, которые способствуют росту эффективности работы вуза. Функциональный подход показал себя как наиболее эффективный во многих отраслях национального хозяйства России. Главное, чтобы выбранные функциональные стратегии были взаимосвязанными и непротиворечивыми.

    Для третьей методики в составе предложенного механизма в качестве оптимальных методов и инструментов могут выступать различные концептуальные схемы, системы и программы инновационного развития вуза.

    Выводы

    Предложенный механизм является многофункциональным. Он позволяет оценить уровень инновационного развития вуза, сформировать и реализовать комплексную стратегию его инновационного развития. Комплексный подход к решению проблем вуза и составляющих его инновационного потенциала будет способствовать высокой результативности инновационного развития этого вуза.

    Инновационное развитие вуза на основе научно обоснованных методик в составе рассматриваемого механизма способствует принятию и реализации обоснованных экономических решений в определенной последовательности.

    Данный механизм способствует выходу вуза на траекторию устойчивого инновационного развития.

    Важно понимать, что период внедрения механизма в деятельность конкретного вуза во многом зависит от региональной конъюнктуры и вузовской политики, которые могут существенно изменить стратегическую обстановку деятельности. В целом срок инновационного развития вуза можно условно определить как «обозримый», имея в виду, что появление не учитываемых автором изменений в составе стратегических факторов может вызвать необходимость пересмотра стратегии инновационного развития.


    Источники:

    1. Ковцев К.В. Высшее профессиональное образование сегодня: проблемы и угрозы экономического развития [Текст] // Креативная экономика, 2012. – № 10
    2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2006.
    3. Батьковский, М.А. Разработка финансовой стратегии высшего учебного заведения [Электронный ресурс] // М. А. Батьковский, А. А. Вдовцов, Л. Л. Холод. – http://pravmisl.ru.
    4. Стратегическая программа развития Тверского государственного университета [Электронный ресурс] // http://university.tversu.ru.
    5. Мельник А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях рыночных отношений [Текст]. – Казань: ЦТД, 2001.

    Страница обновлена: 24.10.2024 в 20:16:28