Механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (72), Декабрь 2012
Цитировать:
Малыгина Е.Н. Механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 12. – С. 61-66.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245624
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автором предложен механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений. Реализация мероприятий в рамках рассматриваемого механизма позволит оценить уровень инновационного развития вуза, сформировать и реализовать соответствующую комплексную стратегию.
Ключевые слова: менеджмент, рынок труда, высшее образование, инновационное развитие вуза инновационный потенциал вуза, комплексная стратегия развития
Современный этап характеризуется возрастающей ролью высших учебных заведений в обеспечении инновационного развития страны и регионов. Вместе с тем уровень организации образования и научной деятельности вузов не в полной мере соответствует современным потребностям общества и рынка труда [1].
В единстве подходов залог успеха
Для достижения качественного соответствия системы высшего образования современному уровню развития мировой и отечественной экономики возникает необходимость поиска новых подходов к управлению инновационным развитием вузов.
В предложенном департаментом стратегического развития Минобрнауки России проекте Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах говорится, что «модернизация российской экономики требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования». Для решения поставленных задач необходимы системные изменения в работе большинства российских вузов, направленные на организацию образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности и деятельности вуза как организации.
По мнению автора, конструктивный механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений, сочетающий в себе позитивный потенциал всех стратегических подходов менеджмента, позволит устранить основные проблемы методической регламентации инновационного развития вузов (ИРВ), а именно недостаточную разработанность критериев ИРВ, ограниченную изученность стратегий и методов ИРВ и оценки результативности ИРВ.
Под механизмом управления инновационным развитием высших учебных заведений (рис. 1) автор понимает совокупность методик, позволяющих:
- оценить уровень инновационного развития вуза в целом, а также составляющих его инновационного потенциала;
-выбрать базовую и частные стратегии инновационного развития вузов с учетом достигнутого уровня развития;
-подобрать методы и инструменты реализации альтернативных стратегий инновационного развития вуза.
Инновационное развитие вуза нами предполагается осуществлять на основе методик, составляющих структуру этого механизма, а именно:
Традиционно под методикой понимается совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Используем данный подход для понимания сущности методик в составе предлагаемого механизма управления инновационным развитием вузов.
Для реализации методик в составе механизма управления инновационным развитием вузовнеобходимо создать алгоритмы для понимания порядка и возможности осуществления вузами определенных действий. Практика составления алгоритмов повсеместно используется учеными при решении прикладных задач различного рода и положительно зарекомендовала себя. Поэтапное выполнение действий алгоритмов реализации методик в составе механизма управления инновационным развитием вузовпозволит ему достигнуть стратегической цели (повысить уровень ИРВ) и решить стратегические задачи (повысить уровень развития составляющих инновационного потенциала вуза).
Примечание: штриховые линии со стрелкой показывают выбор комплексной стратегии развития вуза и инструментов ее реализации в зависимости от уровня ИРВ
Рис. Механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений
В основу алгоритмов реализации методик в составе предлагаемого механизма управления инновационным развитием вузов должны быть положены различные методы и инструменты. Автор уточняет понятия «метод» и «инструмент» относительно специфики деятельности и развития вузов.
Под методом ИРВ предлагается понимать способ теоретического исследования и практического осуществления инновационного развития этого вуза. Инструмент ИРВ – средство достижения стратегических целей и задач инновационного развития вуза.
Методики отражаются в методах
Согласно определению методики, представленной ранее, для каждой методики в составе механизма управления инновационным развитием вузов необходимо подобрать методы и инструменты целесообразного проведения каких-либо действий.
Для первой методики в составе предложенного механизма необходимо выбрать оптимальный метод оценки уровня ИРВ. В качестве инструмента инновационного развития здесь может быть выбрана лепестковая диаграмма оценки уровня ИРВ. Создание такой диаграммы позволит определить условия инновационного развития вуза установленной категории.
Для второй методики в составе предложенного механизма оптимальными методами и инструментами инновационного развития могут стать методы и инструменты построения базисной и частных стратегий развития вузов установленной категории.
В учебной и научной литературе по стратегическому менеджменту даются различные трактовки терминов «стратегия инновационного развития предприятия» (например, вуза).
Стратегия инновационного развития вуза определяется как:
- совокупность основных прогнозируемых перспективных целей и задач инновационного развития вуза, согласованных по ресурсам и срокам;
- стратегия развития вуза за счет внедрения инновационных методов и технологий в подготовке специалистов;
- набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей инновационной деятельности.
Многообразие подходов к пониманию стратегии инновационного развития вуза предопределяет необходимость их систематизации. Многие российские и зарубежные ученые предпринимают попытки создания классификаций стратегий инновационного развития хозяйствующих субъектов. Количество классификационных признаков различно. Профессор А.П. Егоршин выделяет в теории менеджмента восемь подсистем стратегического управления. В теории стратегического управления известно более двадцати типовых стратегий и значительно большее количество модификаций типовых стратегий. Названные классификации стратегий инновационного развития организаций, как правило, имеют общий характер и не учитывают отраслевой специфики отдельных сегментов национального рынка. С одной стороны универсальность позволяет использовать данные классификации во всех отраслях национального хозяйства, с другой – добиться существенного экономического эффекта от реализации подобных стратегий инновационного развития организаций крайне сложно.
Автор предлагает
Авторский вариант классификации стратегий инновационного развития вуза представлен в таблице. Предлагается классифицировать стратегии инновационного развития вуза по двум признакам: конкурентная позиция вуза и сфера принятия стратегических решений.
Таблица
Классификация стратегий инновационного развития вуза
Критерий
|
Группы стратегий
|
Виды стратегий развития вуза
|
1. Инновационная позиция вуза
|
Стратегия развития вуза – лидера инноваций
|
Удерживание лидерских позиций
|
Стратегия развития инновационного вуза
|
Усиление процесса создания инноваций
| |
Стратегия развития неинновационного вуза
|
Развитие профессорско-преподавательских ресурсов вуза
| |
2. Сфера принятия стратегических решений
|
Стратегия развития вуза как организации
|
Повышение рейтинга среди вузов
|
Стратегия развития образовательной деятельности вуза
|
Повышение уровня образования студентов в вузе на основе увеличения числа современных учебно-методических комплексов и информатизации учебного процесса
| |
Стратегия развития научно-исследовательской деятельности вуза
|
Повышение производительности труда посредством стимулирования ППС вуза
|
Инновационная позиция вуза – первый классификационный признак деления стратегий инновационного развития вуза на виды. В зависимости от категории вуза по уровню инновационного развития предлагаются следующие стратегии: удерживание позиций лидеров; усиление процесса создания инноваций; развитие профессорско-преподавательских ресурсов вуза.
Сфера принятия стратегических решений – второй классификационный признак деления стратегий инновационного развития вуза на виды. Здесь необходимо уточнить составляющие инновационного потенциала вуза. На наш взгляд, к ним относятся образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; деятельность вуза как организации. Для каждой сферы деятельности подбираются соответствующие стратегии инновационного развития и стратегические решения, которые способствуют росту эффективности работы вуза. Функциональный подход показал себя как наиболее эффективный во многих отраслях национального хозяйства России. Главное, чтобы выбранные функциональные стратегии были взаимосвязанными и непротиворечивыми.
Для третьей методики в составе предложенного механизма в качестве оптимальных методов и инструментов могут выступать различные концептуальные схемы, системы и программы инновационного развития вуза.
Выводы
Предложенный механизм является многофункциональным. Он позволяет оценить уровень инновационного развития вуза, сформировать и реализовать комплексную стратегию его инновационного развития. Комплексный подход к решению проблем вуза и составляющих его инновационного потенциала будет способствовать высокой результативности инновационного развития этого вуза.
Инновационное развитие вуза на основе научно обоснованных методик в составе рассматриваемого механизма способствует принятию и реализации обоснованных экономических решений в определенной последовательности.
Данный механизм способствует выходу вуза на траекторию устойчивого инновационного развития.
Важно понимать, что период внедрения механизма в деятельность конкретного вуза во многом зависит от региональной конъюнктуры и вузовской политики, которые могут существенно изменить стратегическую обстановку деятельности. В целом срок инновационного развития вуза можно условно определить как «обозримый», имея в виду, что появление не учитываемых автором изменений в составе стратегических факторов может вызвать необходимость пересмотра стратегии инновационного развития.
Источники:
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Батьковский, М.А. Разработка финансовой стратегии высшего учебного заведения [Электронный ресурс] // М. А. Батьковский, А. А. Вдовцов, Л. Л. Холод. – http://pravmisl.ru.
4. Стратегическая программа развития Тверского государственного университета [Электронный ресурс] // http://university.tversu.ru.
5. Мельник А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях рыночных отношений [Текст]. – Казань: ЦТД, 2001.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:09:20