Управление научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении

Денисов Д.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (80), Август 2013

Цитировать:
Денисов Д.Ю. Управление научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 8. – С. 40-43.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20270727
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье предлагается обобщенная функциональная модель управления научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении. В основе указанной модели лежит рассмотрение научно-технической деятельности кафедр и исследовательских подразделений вуза.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, модель, научно-техническая деятельность, исследовательское подразделение



Научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении определена в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, технологических, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем обеспечения функционирования науки и производства как единой системы» [1]. При этом научный и (или) научно-технический результат – продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе [1].

Анализ сложившейся практики в высшей школе

Анализ сложившейся практики в высшей школе показал, что к научно-технической деятельности (НТД) вуза следует отнести:

• научно-исследовательскую работу (НИР);

• диссертационные исследования;

• учебно-методическое обеспечение процесса обучения по всем разрешенным вузу формам.

Организацию научно-технической деятельности вуза, как правило, обеспечивают проректор по науке и проректор по учебной работе совместно с подчиненными им подразделениями.

Это подтверждается и литературными источниками, в которых отмечается, что общее число вузов в России на начало учебного 2011 года составило 1115 [3].

При этом в 98,2% вузов имеются проректоры по учебной работе и в 85,7% – проректоры на научной работе [2].

Таким образом, для подавляющего числа вузов научно-техническая деятельность, включающая научную и учебную работу, продолжает оставаться основной (базовой).

Представим на рисунке (см. рис.) обобщенную функциональную модель управления научно-технической деятельностью в вузе.

Модель управления научно- технической деятельностью в вузе

Рассмотрим более подробно модель управления научно-технической деятельностью в вузе (см. рис).

В модели осуществляются два уровня управления: ректоратом (ректором и проректорами), функциональными подразделениями (управление научными исследованиями и учебно-методическое управление), которые функционально управляют исследовательскими подразделениями и кафедрами вуза.

При этом исследовательские подразделения, как правило, входят в состав управления научными исследованиями (УНИ) и подчиняются его руководству административно. Что касается кафедр вуза, то они входят в состав факультетов и административно подчиняются соответствующему деканату.

Следует отметить, что названия указанных функциональных подразделений в различных вузах могут иметь иные наименования, но их функции по содержанию в основном остаются одинаковыми.

В данном случае процесс управления НТД в вузе (см. рис.) будет рассматриваться как функциональный без учета административного управления.

По сложившейся практике организации НТД в вузе, научно-исследовательские работы и диссертационные исследования осуществляют исследовательские подразделения и кафедры.

При этом исследовательские подразделения и кафедры могут проводить, например, НИР совместно. Учебно-методическое обеспечение процесса обучения, как правило, выполняют кафедры.

Взаимодействие управления научными исследованиями и кафедр

Рассмотрим взаимодействие УНИ с исследовательскими подразделениями и кафедрами вуза на примере организации и выполнения НИР, предусмотренных в тематическом плане вуза по заданию Минобрнауки России, по научно-техническим программам, грантам, хоздоговорам.

В случае получения заказа на выполнение работы от Минобрнауки России УНИ определяет исследовательское подразделение или кафедру для его выполнения. Устанавливает контроль над подготовкой необходимой документации и обеспечивает ее передачу в Министерство, а затем включает ее в тематический план НИР вуза.

Другая часть указанного тематического плана в значительной степени основывается на результатах участия исследовательских подразделений и кафедр в конкурсах, объявляемых, например, Минобрнауки России по научно-техническим программам, грантам, в частности, Российского фонда фундаментальных исследований и других подобных фондов, заключения хоздоговоров с промышленными предприятиями, научными учреждениями, организациями сферы услуг и т.п.

Все НИРы, выигранные по конкурсу и по хоздоговорам, включаются в тематический план НИР вуза.

При этом следует отметить, что в процессе подготовки конкурсной документации и хоздоговоров УНИ оказывает активную консультационную помощь исследовательским подразделениям и кафедрам.

После утверждения Тематического плана НИР вуза УНИ обеспечивает контроль над его выполнением и отчетностью о результатах НТД.

Рассмотрим учебно-методическое обеспечение процесса обучения в вузе на основе взаимодействия учебно-методического управления (УМУ) с кафедрами (см. рис.).

Сложившаяся практика учебно-методического обеспечения в высшей школе возлагает на УМУ контроль над созданием и совершенствованием учебно-методических комплексов дисциплин, а также над изменением государственных стандартов (ГОСов) и принятие необходимых мер по приведения всей учебно-методической документации согласно принятым в них изменениям.

На основе рекомендованных УМУ изменений кафедры при выполнении НИР или диссертационных исследований могут учесть эти новые требования при написании по результатам проведенных исследований монографий, учебников, учебных пособий и других методических рекомендаций. Введение в учебный процесс указанных результатов НТД кафедры проводится во взаимодействии и под надзором УМУ.

На этом завершается рассмотрение обобщенной функциональной модели управления научно-технической деятельности в вузе (см. рис.).

Рис. Обобщенная функциональная модель управления научно-техническойдеятельностью в вузе

Следует отметить, что использование механизма управления НТД на основе представленной функциональной модели (см. рис.) позволяет обеспечить кафедрам введение в учебный процесс результатов НИР непосредственно преподавателями, участвующими в выполнении исследовательской работы при методическом участии УНИ и УМУ. Следовательно, в этом случае сокращается время разработки учебных пособий и других учебно-методических материалов, созданных на основе НИР, для использования их в учебном процессе.


Источники:

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в ред. от 23.12.2003.
2. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российский вузов // Университетское управление: практика и анализ, 2012. – № 12. – С. 74–80.
3. Россия 2012: стат. справ. / Федеральная служба гос.статистики. – М., 2012. – С. 13–14.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:58:20