Организация принятий управленческих решений по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий

Гравшина И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гравшина И.Н. Организация принятий управленческих решений по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 153-157.

Аннотация:
Формирование эффективной системы управления конкурентоспособностью отечественных сельскохозяйственных предприятий является необходимым условием развития агропромышленного комплекса России. В статье представлена авторская система управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных экономических субъектов.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, система и методы управления конкурентоспособностью



В настоящее время условия функционирования предприятий агропромышленного комплекса определяются особенностями общегосударственной политики, одной из приоритетных задач которой является формирование конкурентоспособного сельского хозяйства.

Процесс создания конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий достаточно сложен и требует конкретных рекомендаций по формированию методов управления конкурентоспособностью в аграрно-промышленном комплексе, учитывающих специфические конкурентные факторы.

Исследования показывают, что в теории конкурентных отношений обозначены разные подходы к формированию исследуемой категории, одни из которых сводятся к наличию определенных способностей удовлетворять конкретные потребности, а другие предусматривают достижение определенных результатов деятельности.

Под конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий, на наш взгляд, следует понимать относительный интегральный показатель, отражающий способность предприятия противостоять конкурентному натиску на сельскохозяйственном рынке в определенный период времени, на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и применения методов, не противоречащих законодательству.

В свою очередь, управление конкурентоспособностью экономического субъекта представляет собой процесс осуществления решений, направленных на достижение определенного уровня конкурентоспособности.

Управление конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий

В настоящее время сельскохозяйственные предприятия используют различные методы управления. И их числе стандартные управленческие методы, такие как прогнозирование, анализ, контроль, а также различные методики, базирующиеся на внутреннем потенциале предприятия, оценке его внешней среды и т.д. При этом могут применяться различные системы управления, такие как сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard − BSC), система стратегического управления издержками (SCM − Strategic Cost Management), система SWOT – анализа и т.д. Однако любая из применяемых систем является лишь инструментом в глобальной системе управления конкурентоспособностью предприятия, направление которой в целом определяется применяемым подходом и методом управления.

Наиболее эффективных результатов в своей деятельности добиваются наиболее прогрессивные и адаптивные руководители, способные перенимать лучший опыт управления.

Управление конкурентоспособностью сельскохозяйственного предприятия имеет вид системы, которая представляет собой взаимосвязанную совокупность управленческих решений по созданию и применению конкурентных преимуществ организации. Предлагаемая нами система принятия решений по управлению конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий основана на схеме Фатхутдинова Р. А., описывающей процесс реализации конкурентных преимуществ организации [2].

При этом важно отметить, что формирование эффективной системы управления возможно при обеспечении ряда условий, к которым относится наличие информационной системы, мониторинг рынка и оценка различных уровней конкурентоспособности предприятия на различных этапах его финансово-хозяйственной деятельности.

Каждый этап рассматриваемой нами системы управления содержит ряд функций, которые выполняются на разных уровнях управления и различными структурными подразделениями предприятия. Поэтому наиболее важно обеспечить установление согласованности между ними.

Система управления конкурентоспособностью состоит из четырех упорядоченных этапов, на каждом из которых применяются специальные методы исследования.

Постановка целей и формирование системы ценностей

На первом этапе принимается решение о достижении уровня конкурентоспособности, соответствующего общим целям организации. При этом используются такие методы, как нормирование, планирование и оценка.

Функционирование системы управления конкурентоспособностью организации начинается с постановки целей, отражающих ее основную миссию и проводимую ей производственно-финансовую политику. Сформулировав генеральную цель системы управления и построив дерево целей, необходимо дать оценку стратегическому уровню конкурентоспособности предприятия.

В рамках первого уровня управленческой системы дается оценка местоположения организации на рынке. Это обусловлено значимостью рыночной позиции предприятия в системе управления его конкурентоспособностью.

Исследования показывают, что существуют различные методы качественной оценки рыночной позиции предприятия, позволяющие определить позиционирование конкретного предприятия относительно других аналогичных субъектов рынка. При этом разные авторы предлагают различные стратегии управления конкурентоспособностью относительно занимаемой рыночной позиции. Выбор стратегии и методов управления конкурентоспособностью конкретного экономического субъекта определяется характером и формой конкурентных отношений, а также местом, занимаемым им на рынке.

На втором этапе управления конкурентоспособностью осуществляется формирование системы ценностей, необходимых для достижения генеральной цели. В этих целях проводится выявление уже имеющихся у предприятия ценностей, в противном случае принимается решение об их создании или приобретении.

Применение ценностей в одном из направлений при условии достижения положительного эффекта применения представляет собой процесс превращения ценности в конкурентное преимущество. По каждому конкурентному преимуществу принимается индивидуальное решение об его использовании.

Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия

При управлении конкурентными преимуществами используются такие методы управления, как учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ. При этом необходимо учитывать, что любое конкурентное преимущество имеет определенный временной интервал своего жизненного цикла, на котором используются разные методы управления.

Стратегия роста конкурентоспособности организации должна опираться на поставленные цели и задачи, определять основные направления своего развития и устанавливать способы достижения цели.

Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия должна включать:

1) основные задачи, поставленные в раскрытие генеральной цели;

2) условия, необходимые для выполнения поставленных целей и задач;

3) тактические и стратегические решения, разработанные в рамках существующих условий и поставленных целей.

Заключительным этапом в принятии решений по управлению конкурентными преимуществами предприятия является оценка результатов реализации его конкурентной стратегии.

Таким образом, предлагаемая система управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий представляет собой последовательный процесс управления конкурентными преимуществами. При этом она опирается на систему факторов роста конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, но при определенной трансформации может быть использована и для других экономических субъектов.


Источники:

1. Бондаренко П. Ю. Проблемы оценки конкурентоспособности организации. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. − Режим доступа: http://perspectives.utmn.ru/2009_9/2.1.htm
2. Ушачев И. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика и управление. – 2009. – №3. – с. 12-30.
3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Эксмо, 2005, − 544 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:32