Концепция принятия управленческих решений в контексте цифровой трансформации бизнеса

Лугерт Н.Е.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Лугерт Н.Е. Концепция принятия управленческих решений в контексте цифровой трансформации бизнеса // Информатизация в цифровой экономике. – 2024. – Том 5. – № 1. – doi: 10.18334/ide.5.1.120559.

Аннотация:
Цифровизация управленческих решений позволяет быстро получать актуальную информацию о состоянии бизнеса через использование различных систем аналитики и отчетности. Она также упрощает процесс принятия решений, предоставляя менеджерам доступ к большому объему данных и алгоритмам искусственного интеллекта для анализа и прогнозирования различных сценариев. В представленной работе описана авторская концепция принятия управленческих решений в контексте цифровой трансформации бизнеса

Ключевые слова: управленческие решения, увеличение эффективности решений, цифровая трансформация бизнеса, выбор стратегии

JEL-классификация: M15, O32, D81

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Цифровизация экономики и бизнеса открывает новые перспективы для развития в области управления предприятиями. Основной задачей данной работы является разработка авторской концепции принятия управленческих решений в условиях цифровой трансформации экономики, предусматривающая реализацию авторских методов и алгоритмов, базирующихся на применении современных аналитических подходов, и цифровых сервисов, и инструментов.

Автор статьи ориентировался на труды Хайруллина А. В. [2], Адаменко А.А. [3] по оптимизации управленческих решений. Автор статьи ранее опубликовал статьи, посвященные своим авторским разработкам методов принятия управленческих решений [4, 5, 7-10], но там не была выявлена общая концепция, не выстроен единый инструментарий. Роль цифровизации в управлении предприятием описана у Александровой Т.В. [1], но какой-то решенной задачи по автоматизации нет. В то время как сформированный инструментарий в данной статье можно применить для автоматизации и использовать для создания цифровых двойников.

Результаты исследования. Цифровизация управленческих решений является центральной инновационной задачей в современном мире [1]. Цифровые технологии позволяют повысить эффективность процессов принятия решений за счет прозрачности и скорости обработки данных. У компаний появляется больше доступной информации для выявления трендов, понимания поведения клиентов, оценки эффективности исполнения процессов и т.д. Цифровые технологии предполагают внедрение новых инструментов, таких как облачное обеспечение, искусственный интеллект, цифровые двойники, которые помогают автоматизировать процессы, улучшить точность аналитики и предоставить рекомендации для принятия решений [2]. Компании, работающие в направлении цифровой оптимизации, становятся более гибкими и адаптивными по сравнению с другими организациями, игнорирующими современные тенденции ведения бизнеса. Цифровая трансформация позволяет автоматизировать рутинные и повторяющиеся процессы, что помогает сократить фактор человеческой ошибки и увеличить производительность предприятия. Оптимизация процессов с помощью программных средств также позволяет эффективнее использовать ресурсы и улучшить качество работы. Цифровая трансформация требует изменений в структуре организации и в ее бизнес-процессах. Компания должна планировать реорганизацию, для того, чтобы обеспечить поддержку и обучение своих сотрудников для успешной реализации цифровой интеграции.

Автором работы разработана концепция принятия корпоративных решений в условиях цифровой трансформации предприятия, которая включает использование авторских методов и алгоритмов на основе современных аналитических, цифровых сервисов и инструментов (смотрите рисунок 1).

Базисными принципами концепции являются системность, принцип вероятных последствий, контроль реализации и автоматизация. Эти принципы взаимосвязаны и вместе обеспечивают эффективность и безопасность принятия управленческих решений в различных сферах деятельности фирмы.

Рис. 1 Авторская концепция принятия управленческих решений

Источник: разработано автором работы

Рассмотрим детально базисные принципы:

1. Системность предполагает комплексное рассмотрение задач и процессов фирмы, что позволяет учесть многие аспекты и факторы, влияющие на результаты. Без системного подхода может возникнуть непредвиденные ситуации и негативные последствия.

2. Принцип учета вероятных последствий предусматривает анализ и оценку возможных исходов в случае принятия тех или иных решений, что помогает предусмотреть и предотвратить нежелательные ситуации, а также разработать превентивные меры по минимизации рисков.

3. Автоматизация в данной концепции подразумевает применения программного обеспечения для выполнения задач, например, с помощью цифрового двойника. Автоматизация позволяет собирать большой объем данных, проводить анализ и прогнозирование прибыли.

4. Контроль реализации включает в себя проверку и наблюдение за выполнением задач и процессов [3]. Контроль реализации также является важным элементом обратной связи.

Для осуществления базисных принципов предлагаются авторские методы, описанные подробно в статьях [4, 5, 7-10] и кратко описанные ниже:

1. Вариативный метод выбора стратегий интернет продвижения товаров и услуг. Автором построен метод, основанный на изучении бизнес факторов, влияющих на онлайн развитие бизнеса, являющиеся неоднозначными и имеющие возможность принимать два противоположных значения [4]. Целью данного метода является выбор оптимальной стратегии для интернет продвижения с учетом бюджета рекламной кампании и доступностью интернет каналов. Оригинальность данного вариативного метода состоит в том, что возможен двоякий исход, то есть бизнес факторы могут иметь два смысла. Неоднозначность обычно возникает на начальном этапе организации стартапов, когда возникает необходимость найти ответы на вопросы: «где лучше продвигаться на рынке В2В или на В2С?»; «ориентироваться на молодежь или на более зрелый возраст?», «будет высокая конкуренция или низкая?», «на товар\услугу существует спрос или нет?» и т.д. Если рассмотреть n–количество таких вопросов, то всего вариаций будет 2n (согласно формуле Хартли). Одно дело рассмотреть 3 взаимосвязанных вопроса и исследовать 23 = 8 сочетаний бизнес-факторов, другое дело, если необходимо 10 вопросов рассмотреть и отработать 210=1024 исходов. Вариативный метод выбора стратегий предполагает работу с большим количеством данных, поэтому ориентирован в первую очередь на программное исполнение.

Реализация данного метода предлагается по следующей методике, содержащей этапы:

1. Сопоставление каждого бизнес фактора с каналом продвижения по статистическим данным и рекомендациям экспертов.

2. Составление всевозможных вариаций бизнес факторов

3. Формирование таблицы, содержащей информацию о рекомендованных каналах продвижения в соответствии с набором бизнес факторов. Если канал рекомендован для исхода, то ячейка содержит 1, в противном случае 0. Подсчет единиц определяет наименьшее\наибольшее число, которое, соответственно, показывает наименее\наиболее затратные вариации бизнес факторов для интернет продвижения.

Преимуществом алгоритма выбора стратегии в том, что предоставляет конкретные числовые результаты, а не обобщенные выводы, что может послужить основой для разработки программного ресурса, который поможет выбирать стратегии онлайн продвижения с большей точностью.

2. Метод прогнозирования результативности интернет рекламной кампании на основе принципов нечеткой логики.

Рассматриваются переменные N1, N2, N3.

Предполагается, что есть тесная взаимосвязь между параметрами N1, N2, N3. Надо заметить, что рассматриваемые параметры могут иметь и точные числовые значения, и\или текстовые (слова и\или фразы). Формулируется задача: по известным характеристикам N1, N2 спрогнозировать параметры N3. Этапы решения задач в терминах нечетких правил выглядят так [5,6]:

1. Задаются нечеткие переменные.

2. Этап фаззификации.

3. Создание правил.

4. Деззафикаци.

Данный метод эффективен при решении задач, в которых присутствуют большой разброс данных.

3. Метод усовершенствования контроля реализации управленческих решений на основе принципов нечеткой логики.

При реализации данного метода программным способом происходит обработка данных, характеризующих управление бизнес процесса, и подается сигнал, когда необходимо скоординировать работу сотрудников [7].

Программные средства обеспечивают прозрачность выполнения задач, что позволяет улучшить контроль и реализацию управленческих решений. Контроль позволяет проверять, соответствуют ли реализуемые решения поставленным целям и задачам. Если возникают отклонения, они могут быть быстро выявлены и устранены, что способствует более эффективному использованию ресурсов и достижению желаемых результатов. Это помогает идентифицировать слабые места в реализации решений и вносить необходимые корректировки, что в свою очередь повышает качество и результативность принимаемых решений.

4. Метод формирования эффективных управленческих эффективных управленческих решений на основе корреляционно-регрессионного анализа.

Метод корреляционно-регрессионного анализа – это статистический метод, который используется для изучения связи между двумя или более переменными [8]. Он позволяет определить, насколько сильна связь между переменными и как эти переменные взаимодействуют друг с другом. Этапы создания корреляционно-регрессионной модели:

1. Подготовка данных

2. Выбор переменных

3. Определение типа модели

4. Оценка качества модели

5. Визуализация данных

6. Создание и тестирование модели

Строится модель регрессионного анализа в несколько этапов:

Сбор данных – первый этап построения модели регрессии. На этом этапе необходимо собрать данные и перевести их в соответствующий формат.

Определение целевой переменной – следующий этап заключается в выборе целевой переменной. Это будет та переменная, которую нужно предсказать в модели.

Выбор факторов – на этом этапе выбираются независимые переменные, которые будут использоваться для предсказания целевой переменной.

Построение модели – после того, как выбор переменных сделан, можно приступать к построению модели. Модель может быть простой или многофакторной.

Оценка точности модели – следующим шагом является проверка того, насколько точно модель способна предсказывать значения целевой переменной.

Многофакторное уравнение составляется следующим образом:

y = b0 + b1x1 + b2x2 + ... + bnXn

где y – целевая переменная, x1, x2, ... xn – независимые переменные, b0, b1, b2, ... bn – коэффициенты регрессии, которые определяют влияние каждой независимой переменной на целевую переменную.

Проверка построенной модели может производиться с помощью различных статистических критериев, таких как коэффициент детерминации. Автор работы считает перспективным реализацию данного метода в программном виде, потому, что способствует улучшению процесса принятия решений и созданию основы для развития инновационной стратегии компании.

Для данной концепции автором разработаны алгоритмы принятия решений:

1. Алгоритм прогнозирования влияния факторов интернет продвижения на прибыль. Условная взаимосвязь дохода от продаж и эффективность продаж устанавливаются ниже приведенными тождествами [8]:

(1)

(2)

Где и - это абсолютные и относительные вариации продаж, расходов, прибыли и рентабельности продаж, которые сформировались при осуществлении продвижения с помощью интернет рекламной кампании;

- коэффициент величины расходов

-операционная эффективность, определяется равенством:

, Вариация операционной эффективности под воздействием параметров интернет продвижения описывается через относительное изменение рентабельности продаж и величину рентабельности продаж.

Для менее маржинального случая и тогда

Отсюда следует

, где - объём изучаемого рынка.

Формирование полного вектора
F=( F1,…,Fm)
 факторов продвижения
Формирование вектора значимых факторов продвижения Определение «весовых коэффициентов» значимых факторов продвижения

Прогнозирование выручки с учётом воздействия факторов продвижения на основе применения модели множественной регрессии
BH=a0+a1·F1+ …+ am·Fm
,Прогнозирование относительных изменений показателей результата и эффективности онлайн продвижения
 

,Прогнозирование относительных изменений ключевых показателей конкурентоспособности под воздействием факторов интернет продвижения

Прогноз и оцен-ка соответству-ют критериям

НЕТ ДА

Применение данных

Рис. 2. Алгоритм прогнозирования и оценки факторов интернет продвижения

Источник: разработано автором работы

Автор работы считает перспективным реализацию данного алгоритма в программном виде, потому, что способствует улучшению процесса принятия

решений и созданию основы для развития инновационной стратегии компании. Алгоритм управления факторами интернет продвижения в программном исполнении может быть применен для создания цифрового двойника процесса интернет-маркетинга.

2. Алгоритм прогнозирования прибыли на основе принципов нечеткой логики.

Рис. 3. Алгоритм результативности рекламной интернет кампании.

Источник: разработано автором работы

Автоматизацию управления интернет продвижением автор предлагает реализовать за счет создания цифровой модели, в основе которой применяется метод прогнозирования эффективности интернет продвижения на основе принципов нечеткой логики.

На рисунке 3 отображена блок-схема алгоритма управления рекламной интернет кампанией на основе прогнозирования её экономического эффекта методом нечёткой логики [5]. Цель алгоритма - автоматизировать управление рекламной интернет кампанией за счет проверки целесообразности и эффективности ее проведения и обратить внимание на возможный пересмотр входящих параметров, например, «посещаемости» и «рекламный бюджет». Тем самым сократятся необоснованные расходы на онлайн рекламу при неблагоприятном прогнозе дохода.

3. Алгоритм формирования цифрового двойника процесса интернет продвижения. Предлагается использовать такое понятие, как архитектура типа «классная доска» («whiteboard» architecture) [9]. Для построения цифрового двойника требуется огромный информационный поток, элементы которого могут меняться с течением времени или взаимодействовать друг с другом.

Моделеориентированная инженерия процесса с помощью онтологии выглядит так [9]:

Онтология процесса => Цифровой двойник процесса => Динамический цифровой двойник процесса.

Цифровой двойник может работать в двух режимах:

· Автоматический режим. Режим, в котором применяются динамические ресурсы, изменяющиеся в реальном времени.

· Ручной режим. Данные ключевых параметров можно изменять вручную на панели. Такой режим способствует прогнозированию процесса и результатов, а также может применяться, как обучающая система.

Предложенный алгоритм моделирования цифрового двойника процесса онлайн продвижения универсален, подробнее об алгоритме можно прочитать в статье автора работы «Lugert N. E. Creating a Digital Twin to the Online Promotion Process for Small Businesses» . Сформированный инструментарий можно применить для создания цифровых двойников других процессов, а также можно применять для различных сфер предпринимательства.

4. Концепции формирования цифрового двойника партнерского аутсорсинга. Обоснованием целесообразности создания аутсорсинг компаний из предшествующего фрактального бизнес – процесса, является мотивационное расширение бизнеса, способствующее инновационному развитию предприятий и повышению их инновационного потенциала, стратегического позиционирования и операционной эффективности [10,11]. Выделение дочерней аутсорсинг – компании из фрактала с одной стороны сопровождается снижением постоянных издержек за счёт сокращения заработной платы сотрудников и затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, а с другой стороны – возникновением дополнительных постоянных издержек, связанных с затратами на оплату услуг аутсорсинг компании. Условие выгодности процесса выделения имеет вид (1), где и - соответственно абсолютные величины снижения постоянных издержек и дополнительных постоянных издержек головного предприятия при выделении аутсорсинг – предприятия. Выполнение условия (1) влечёт за собой рост прибыли от продаж и рентабельности продаж головного предприятия, причём относительная величина этого роста равна по абсолютной величине результирующему относительному снижению постоянных издержек

Полученное выражение можно трактовать, как необходимое условие для выделения фрактального процесса в аутсорсинг компанию. Применив эту формулу в алгоритме цифрового двойника, на выходе получается автоматизированное решение о выгодном моменте с экономической точки зрения выделения фрактала отдельную компанию.

Заключение. В рамках авторской концепции сформулированы рекомендации по применению методов и алгоритмов (см. рис.4). Рекомендуется воспользоваться вариативным методом выбора каналов интернет продвижения товаров и услуг для повышения эффективности стратегического планирования. Прогнозирование дохода предложено автором сделать с помощью двух методов – на базе корреляционно-регрессионного анализа и на принципах нечеткой логики. Также на основе принципов нечеткой логики предложено производить оценку эффективности работы персонала. Описанные выше методы можно применить в создании цифрового двойника. На основе корреляционно-регрессионного анализа, описанного выше, можно не только прогнозировать доход предприятия, но и выделять приоритетные для развития бизнеса интернет факторы для дальнейшего их стимулирования.

Рис. 4. Структура взаимосвязи описанных методов с этапами стратегического управления

Источник: разработано автором работы

Необходимо расширять экономико-методологический аппарат, способствующий созданию цифровых двойников процессов управления для отработки всевозможных сценариев развития организации и внедрения технологий искусственного интеллекта. Для оценки воздействия факторов интернет-маркетинга на результативность и конкурентоспособность компании, а также для выявления наиболее важных аспектов и их учёта в прогнозировании и управлении процессом интернет-продвижения, предлагается использовать метод создания эффективных управленческих решений на основе анализа корреляции и регрессии. Для прогнозирования доходов и оценки эффективности работы персонала следует использовать методы, основанные на принципах нечеткой логики. Для повышения эффективности стратегического планирования целесообразно воспользоваться вариативным методом выбора каналов интернет продвижения товаров и услуг. Использование цифровых технологий приводит к изменению внутренних отношений в организации. С помощью программных решений обеспечивается прозрачность в выполнении задач, что способствует более эффективному контролю и осуществлению управленческих решений.


Источники:

1. Александрова Т.В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 137-144. – doi: 10.14529/em190313.
2. Хайруллина А.Р. Информационное обеспечение принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве в цифровой экономике // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 4(30). – c. 141-149. – doi: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-141-149.
3. Адаменко А.А., Бондаренко С.В., Петров Д.В. Последовательность разработки и принятия управленческих решений при осуществлении предпринимательской деятельности // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 30(4). – c. 8-12. – doi: 10.24411/2309-4788-2020-10382.
4. Лугерт Н.Е. Метод выбора стратегии онлайн-продвижения для малого бизнеса // Экономика и управление. – 2021. – № 1(183). – c. 58-64. – doi: 10.35854/1998-1627-2021-1-58-64.
5. Лугерт Н.Е. Управление рекламной интернет-кампанией на основе прогнозирования экономического эффекта методом нечеткой логики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 1205-1218. – doi: 10.18334/lim.9.4.116864.
6. Димитриченко Д.П. Применение переменнозначных логических функций и нейронных сетей в системах принятия решений // Вестник КРАУНЦ. Физико-математические науки. – 2016. – № 4-1(16). – c. 93-100. – doi: 10.18454/2079-6641-2016-16-4-1-93-100.
7. Лугерт Н.Е. Совершенствование контроля реализации управленческих решений при интернет продвижении малого предприятия в контексте цифровой трансформации бизнеса // Проблемы современной экономики. – 2022. – № 4(84). – c. 103-105.
8. Кунин В.А., Лугерт Н.Е. Инновационный подход к прогнозированию влияния факторов интернет-продвижения на ключевые показатели конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Экономика и управление. – 2022. – № 6. – c. 595-605. – doi: 10.35854/1998-1627-2022-6-595-605.
9. Lugert N.E. Creating a Digital Twin to the Online Promotion Process for Small Businesses // Digital Economy and Finances" (ISPC-DEF 2020): Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. volume 137. 2020, 2020. – p. 17-21.– doi: 10.2991/aebmr.k.200423.004.
10. Kunin V., Lugert N. Innovative Approach to Startingof Outsourcing Company // Challenges and Solutions in the Digital Economy and Finance: Proceedings of the 5th International Scientific Conference on Digital Economy and Finances. Saint-Petersburg, 2022. – p. 37-45.
11. Николаев В.В., Белых Т.И. Подходы к оценке эффективности рекламы // Экономический вектор. – 2019. – № 2(17). – c. 24-26.

Страница обновлена: 19.02.2024 в 13:32:15