Креативный характер разработки и принятия управленческих решений

Горн А.П., Новиков Д.Т., Гребнев Е.Т.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (2), Февраль 2007

Цитировать:
Горн А.П., Новиков Д.Т., Гребнев Е.Т. Креативный характер разработки и принятия управленческих решений // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 2. – С. 65-69.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959313
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Управленческие решения на предприятиях и в организациях могут основываться не только на интуитивном уровне проработки и принятия решений, но и на экспертных оценках специалистов в каких-то конкретных сферах бизнеса. Достоинством такого подхода является привлечение функциональных экспертов к подготовке управленческих решений. Специалисты могут грамотно применять инструменты соответствующей области знаний для обоснования правильности предлагаемых вариантов решений.

Ключевые слова: управленческие решения, креативность, интеллектуально-креативные ресурсы, принятие решений, креативный подход



Окончание. Начало в № 1/2007

Управленческие решения на предприятиях и в организациях могут основываться не только на интуитивном уровне проработки и принятия решений, но и на экспертных оценках специалистов в каких-то конкретных сферах бизнеса. Достоинством такого подхода является привлечение функциональных экспертов к подготовке управленческих решений. Специалисты могут грамотно применять инструменты соответствующей области знаний для обоснования правильности предлагаемых вариантов решений.

Управляемость. Одно дело допускать некоторые отклонения от нормативной модели на практике и совсем другое дело – фактически признавать это в объективной информации, заранее подготовленной к компьютерной обработке. Поэтому процесс формализации интеллектуально-креативной деятельности сводится не только к ее объективизации, т.е. к последовательному непротиворечивому и недвусмысленному описанию, но и требует легализации в той его части, которая полезна системе и может к тому же способствовать улучшению самой нормативной модели управления.

Таким образом, управление можно отнести к общественному феномену, который заставляет большинство людей делать достаточно хорошо, что им не хочется, когда они свободны, т.е. предоставлены сами себе. Следовательно, адекватные управляющие воздействия в виде положительных и отрицательных стимулов, применяемые управляющими субъектами с учетом преобладающей мотивации работников управляющей и управляемой систем, и мотивации деятельности объектов управления являются главнейшим условием управляемости. То есть реализации принимаемых решений, планов, программ, сигналов и команд управляющих систем (субъектов управления) всех уровней на преобразуемых объектах управления.

В самом общем, формальном определении, управляемость ‑ это способность целостной системы адекватно воспринимать решения и другие управляющие воздействия управляющих систем всех уровней, а также осуществлять их реализацию.

Степень управляемости, точнее неуправляемости системы, можно также оценить мерой отклонения реальной модели управления от нормативной. Это отклонение может осуществляться по всем уровням, задачам, а также пространственно-временным процессам управления, предусмотренным нормативной моделью. Особенно заметно и значимо по своим социально-экономическим последствиям отклонение реальной социально-экономической постановки от нормативной.

Напомним, что программу деятельности и поведения работника при выполнении заданных в нормативной постановке задачи условий (социальных констант) можно назвать нормативной программой его деятельности. Реальная социально-экономическая постановка задачи может отличаться от нормативной по двум параметрам: за счет подмены или деформации целевой функции.

Так работник (рабочий, управленческий работник, посредник, бизнесмен) может в силу недостаточной заинтересованности в достижении заданных результатов или экстремизации целевой функции снизить социальную активность и целеустремленность в ее достижении (снизить интенсивность труда, не заниматься поиском оптимальных вариантов решений и т.д.).

Управляемость и рассмотренные ее составляющие формируют необходимое условие эффективного управления, поскольку снижение управляемости по одному из рассмотренных показателей (или по обоим) до критического уровня делают бессмысленным самую продуктивную и трудоемкую деятельность по проектированию и реализации прогрессивных реформ и перспективных (самих по себе решений) на всех уровнях управления.

Креативный характер повышения управляемости. Еще более креативный характер носит деятельность, связанная с сохранением, восстановлением и особенно с повышением достигнутого уровня управляемости.

Во-первых, потому, что для решения названных задач необходимо обладать мировоззрением системщика, для которого подчинение своих личных системных (в форме долга, служения делу, закону и т.д.) целей и интересов является чертой характера, как унаследованного, так и полученного в результате воспитания.

Во-вторых, состав управляющих воздействий настолько обширен и строго избирателен для различных управленческих работников, что выбор оптимальной комбинации этих управляющих воздействий (как сочетания «кнута и пряника») для обеспечения требуемого уровня управляемости практически не поддается формализации и осуществляется на эмоционально-эмпирическом уровне представлений, как результат сугубо креативной деятельности.

В-третьих, креатив по обеспечению управляемости предполагает особую способность продуцента креативных услуг интуитивно угадывать и оценивать отдаленные отрицательные последствия для управляемости системы со стороны различных, казалось бы, безобидных и даже благоприятных для большинства участников системы процессов, ситуаций и явлений. Это нужно для того, чтобы превентивно пресекать их «в зародыше» даже вопреки общественному мнению, руководствуясь изречением о том, что «дорога в ад вымощена благими намерениями».

В-четвертых, продуценты креативных услуг по обеспечению управляемости должны обладать достаточно большой волей, чтобы осуществлять необходимые для системы, но непопулярные мероприятия и при этом не только игнорировать многие обвинения в свой адрес, но и находить силы и возможности преодолевать препятствия, мешающие реализации своей программы по увеличению управляемости системы.

Следовательно, управляемость является главным, т.е. необходимым условием эффективного управления, а качество управленческих решений – его достаточным условием. Это, в свою очередь, требует каждый раз соизмерения принимаемых той или иной фирмой стратегий развития, долгосрочных планов, программ и повседневных решений с уровнем управляемости.

Между тем, большинство управленческих решений, особенно глобального и стратегического характера (национальные программы, планы, проекты и др.), проецируются на реальную действительность при молчаливом допущении их полной реализации, что предполагает стопроцентную проектную управляемость всех подконтрольных структур, призванных реализовать это решение.

Из этой же посылки исходят при оценке последствий реализации проектируемых решений, т.е. при расчете их ожидаемой эффективности. Истинная же эффективность такого управления в силу значительной утраты реальной обратной связи очень низкая и если такая практика продолжает осуществляться, то можно с большой уверенностью предположить, что субъекты управления либо недостаточно информированы и от них скрывают низкий уровень управляемости, либо это делается по соображениям, далеким от системных интересов и целей, сформулированных в нормативной модели управления (с целью пропаганды, исходя из корыстных или карьерных интересов, сохранения властных полномочий и др.).

Поэтому трезвый учет степени управляемости при разработке и принятии исполнительных решений требует внесения в них существенных корректировок, в результате которых они становятся менее амбициозными, но зато более реалистичными, как в отношении связанных с их осуществлением затрат, так и ожидаемого эффекта, рассчитанного на более высокий и нереальный уровень управляемости.

Программа, направленная на повышение степени управляемости, предусматривает три вида мероприятий:

1) мероприятий, связанных преимущественно с повышением социальной активности и творческой инициативы управленческих работников с целью мобилизации всех имеющихся в их распоряжении резервов и возможностей для оптимизации значений нормативной целевой функции при соблюдении установленных ограничений;

2) мероприятий, связанных главным образом с повышением ответственности за соблюдение нормативных требований при оптимизации целевой функции или ее допустимой величины в условиях рыночной экономики, где максимизация средней прибыли становится главной целью не только коммерческих, но и некоммерческих структур. Эта группа мероприятий по повышению управляемости становится более актуальной для обеспечения безопасности системы;

3) мероприятий, направленных на создание в управляющих и управляемых системах необходимого управленческого потенциала в виде квалифицированных работников, достаточно развитой материально-технической базы и наличия необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Реализация такой программы позволяет обеспечить единство и однонаправленность рабочих целей любой системы управления путем оптимального сочетания желания и умения реализовывать большинство эффективных управленческих решений.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:55:26