Проблемы и перспективы государственного регулирования санаторно-курортного комплекса

Зикирова Ш.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зикирова Ш.С. Проблемы и перспективы государственного регулирования санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 140-144.

Аннотация:
Автор статьи высказывает идею о необходимости усиления госрегулирования санаторно-курортного комплекса с целью повышения доступности его услуг и улучшения их качества. По его мнению, чтобы добиться этих целей, следует совершенствовать стратегическое управление санаторно-курортным комплексом на всех уровнях: федеральном, региональном и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: государственное регулирование, санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные предприятия, реструктуризация сети предприятий, лечебно-оздоровительные услуги, дом отдыха



В современных условиях развитие санаторно-курортного комплекса, сохранение и умножение традиций отечественной курортологии, повышение профессиональных знаний и умений специалистов курортного дела – важнейшие задачи. Для их решения требуется привлечение государственных органов управления. Проведенное исследование показало, что действующий механизм управления в стране не позволяет решать основные задачи санаторно-курортного комплекса, о чем свидетельствует относительное снижение доступности санаторно-курортного лечения для населения.

Приоритетным направлением государственного регулирования санаторно-курортного комплекса выступает приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

Курортное законодательство

В последние годы предпринимаются попытки ревизии курортного законодательства с целью:

– ликвидации курортов федерального значения;

– снятия ограничения оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах зон их санитарной (горно-санитарной) охраны;

– изменения правового статуса курортов как особо охраняемых природных территорий, что может привести к утрате лечебных свойств природных ресурсов и самих курортов. В числе таких изменений разрешения:

1) переводить земли из категории курортов и лечебно-оздоровительных местностей в другие категории;

2) приватизировать земли первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны;

3) разрешать во второй зоне виды деятельности, не связанные с лечебным процессом на курортах.

Необходимо внести в законодательные и нормативные правовые акты изменения, предусматривающие преимущественное право санаторно-курортных организаций на пользование природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи).

Таким образом, снижение роли управляющего воздействия государства привело к тому, что нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного комплекса не соответствует современным требованиям и тормозит его развитие.

Управление развитием санаторно-курортного комплекса

В течение длительного периода времени государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, в центре которой находилась ориентация на массового потребителя. При этом массовость достигалась хорошо отлаженной системой финансирования как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников.

Существовавшая долгие годы система управления санаторно-курортным комплексом, направленная на его качественные и количественные изменения, пришла в противоречие с логикой проводимых социально-экономических реформ. Органы государственного управления систематически не занимались развитием данной сферы. Об этом свидетельствует отсутствие концепции развития санаторно-курортного комплекса, непроработанность законодательства, касающегося преобразования социально-значимых предприятий сферы. Отсутствие программы развития отрасли в целом по стране приводит к отсутствию единой политики, которую должны осуществлять государственные органы.

Рассмотренная практика управления развитием санаторно-курортного комплекса позволяет выделить ряд проблем, решение которых требует непосредственного участия органов государственного управления:

– создание условий для привлечения на отечественные курорты пациентов и отдыхающих;

– формирование потребности к здоровому образу жизни, что предполагает регулярное потребление услуг санаториев и профилакториев;

– создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса.

Решение первых двух проблем связано с популяризацией отдыха на отечественных курортах, в том числе путем формирования у населения культуры здоровья, а также повышением качества санаторно-курортных услуг. Это может быть обеспечено в ходе реализации комплексной государственной программы, предполагающей широкую пропаганду здорового образа жизни.

Необходимость создания программы по реструктуризации отрасли

Представляется необходимой разработка и реализация государственной программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса. Как инструмент государственного воздействия на экономические процессы подобная программа органично вписывается в рыночные механизмы функционирования курортной отрасли.

Реализация программы позволит решить социальные, экономические, финансовые, структурно-организационные, экологические и другие проблемы, которые объективно не могут быть решены только механизмами рыночной экономики без активного участия государства. Концептуальные основы программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса представлены ниже.

Основной целью программы является создание необходимых условий для достижения доступности и высокого качества санаторно-курортных услуг путем рационального размещения предприятий санаторно-курортного комплекса. Кроме того, необходимо выравнивание возможностей доступа населения к получению качественных санаторно-курортных услуг, при условии эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и природных лечебных ресурсов, а также современной эффективной организации здравоохранения.

Важным методологическим принципом разработки программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса является принцип непрерывности мониторинга и точного определения (количественного или качественного) ожидаемого эффекта (социального, экономического, экологического).

Программа реструктуризации сети предприятий комплекса состоит из функциональных (относящихся к конкретным сферам осуществления санаторно-курортной политики) и отраслевых (относящихся к конкретным отраслям комплекса) блоков. Они объединены общей стратегической целью, сформулированной в программе.

Основными принципами разработки программы должны быть системность, комплексность, целенаправленность, адресность, блочный принцип построения и выделение базовых составляющих.

Достижение главной цели программы возможно лишь в результате совершенствования стратегического управления санаторно-курортным комплексом на всех иерархических уровнях (федеральном, региональном, на уровне хозяйствующего субъекта).

Заключение

Реализация программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса благоприятно скажется на развитии материально-технической базы. Это обеспечит инвентаризацию санаторно-курортных учреждений, а также существующих на курортах профилакториев, домов отдыха, турбаз, гостиниц с целью изучения условий для реализации различных оздоровительно-реабилитационных услуг: от оздоровительного отдыха до специализированной медицинской реабилитации и долечивания. Это необходимо для подготовки к внедрению системы дифференцированных инвестиций в зависимости от возможностей и готовности санитарно-курортных предприятий к созданию профильных видов оздоровительно-реабилитационных услуг.

Особенности функционирования санаторно-курортного комплекса в современных экономических условиях определяются:

– мобильной структурой системы дополнительных платных услуг;

– разнообразием форм собственности;

– активным характером протекания процессов специализации, диверсификации и монополизации;

– высоким уровнем конкуренции как на рынке рекреационных услуг, так и с другими отраслями экономики за получение тех или иных видов ресурсов;

– возрастающим спросом на санаторно-курортные услуги.

Все эти и другие особенности современного санаторно-курортного комплекса определяют необходимость государственного регулирования как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.


Источники:

1. Концепция государственной политики развития курортного дела в России. Разработана и принята решением коллегии Минздрава РФ 24 июня 2003.
2. Стороженко Н.А. Курортная сфера и здравоохранение // Материалы Международного научного конгресса «Здравница-2010».
3. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» на период 1996–2000 годов.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:09