Государственное регулирование в системе формирования и развития продовольственного рынка региона (на примере субъектов СКФО)
Вартанова М.Л.1,2
1 Российский государственный социальный университет
2 Московский психолого-социальный университет
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29675809
Цитирований: 3 по состоянию на 19.12.2023
Аннотация:
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития страны считается насыщение внутреннего продовольственного рынка продуктами питания отечественного производства, которое обладало бы высокой конкурентоспособностью, возможностями вытеснить импортную продукцию, обеспечить продовольственную безопасность. Сложные проблемы, связанные с решением перечисленных вопросов, трудно решить без участия государства.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, производство, рыночный механизм, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, экономический механизм, продовольственный рынок, эффективность, регион, сельскохозяйственное производство, перспективы развития, субъекты Северо-Кавказского округа
Государственное регулирование представляет собой систему мер государства, направленных на упорядочение рыночных отношений и создание нормальных условий по достижению общественной стабильности, сводя к минимуму негативные последствия, организуя эффективное функционирование рынка для решения сложных социально-экономических проблем экономики.
Необходимо отметить, что в современной экономической литературе не утихают споры по поводу государства и его роли по регулированию экономических процессов, происходящих на рынке и в экономике в целом.
Существует два диаметрально противоположных взгляда или позиции. Одни считают, что государство ни в коем случае не должно вмешиваться в экономику, другие считают, что государство обязательно должно регулировать экономику.
По нашему мнению, существует необходимость государственного вмешательства в экономику, которое обусловливается тем, что рынок не справляется с рядом функций, допускает провалы, не может создавать институты.
В целом рыночный механизм имеет ряд недостатков, к которым относятся: не может обеспечивать социальную защиту; не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не создает стимулов для производства общественных благ; отсутствует экономический механизм защиты окружающей среды; не обеспечивает устойчивого и стабильного развития.
Кроме того, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности, хотя в достаточной степени может быть эффективным. Рыночные несовершенства могут быть устранены или смягчены соответствующими общественными институтами, участием государства в распределении ресурсов и преодолении проблем, которые не могут быть решены рынком.
При этом государство использует различные методы поддерживающего, компенсационного и регулирующего характера, которые реализовываются посредством административных, экономических и нормативно-законодательных мероприятий, которые претворяются в жизнь региональными и федеральными органами власти.
Основной целью является обеспечение устойчивого и сбалансированного развития системы региональных рынков и ее приспособления к меняющимся условиям.
Важной стороной государственного регулирования является социальный аспект, который включает в себя установление прожиточного уровня, минимальной заработной платы, регулирование доходности и покупательской способности населения на продукты питания. Покупательская способность должна соотноситься с медицинскими нормами потребления.
Существенным направлением деятельности государства является разработка механизма регулирования продовольственного рынка, который, как известно, выполняет важную социальную функцию по обеспечению населения продуктами питания.
Предусматривается также реализовать «вариант восстановления служб, которые бы обеспечивали реализацию федеральных и региональных программ, проводили мониторинг социального положения в сельских территориях» [13] (Chernyakov, 2002). Кроме того, предполагается повышение роли хозяйственного управления посредством деятельности отраслевых союзов (ассоциаций) (см. табл. 2).
Схема 1. Управление АПК
Управление АПК
|
Распределение функций между федеральными органами в части
управления АПК.
Повышение роли отраслевых союзов (ассоциаций). Упорядочение и укрепление союзов низовой структуры управления АПК на уровне районов. |
При этом в качестве стратегической цели следует поставить «двукратное сокращение отрицательного сальдо между импортом и экспортом в агропродовольственном сегменте внешней торговли и последующий выход на их баланс по совокупности всей продукции» [2] (Vartanova, 2016a).
Государственное регулирование продовольственного рынка означает, что государство посредством федеральных и региональных органов управления оказывает централизованное воздействие на спрос и предложение, условия реализации, включая цены, контроль качества товаров, инфраструктуру и другие.
Предпринимаемые меры должны способствовать обеспечению населения продуктами питания, снабжению перерабатывающих предприятий сырьем, оказывать содействие наращиванию экспортного потенциала, помогать решению социально-бытовых проблем на селе, повышать эффективность предприятий продовольственной сферы, содействовать рациональному использованию земельных и других природных ресурсов, сохранению окружающей среды.
Так, по мнению Т. Гомелько, «к общим аспектам государственного регулирования относятся следующие:
– поддержка доходов производителей, в которую включаются компенсационные и страховые платежи от стихийных бедствий, выплаты за ущерб, связанный с реорганизацией производства;
– развитие инфраструктуры сельскохозяйственных производителей и продовольственного рынка за счет государственных средств;
– возмещение затрат товаропроизводителей за счет субсидии, льготного налогообложения, льготного кредитования, выплат дотаций и субсидий по целевым программам;
– осуществление ценового регулирования через поддержку внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установление квот и тарифов; осуществление государственных закупок определенного перечня сельскохозяйственной продукции, государственное регулирование внешней торговли, импортные пошлины и экспортные субсидии» [4] (Gomelko, 2008).
Непосредственное государственное воздействие на региональный продовольственный рынок, на наш взгляд, должно осуществляться в формах:
– проведения социальной политики, направленной на уменьшение дифференциации доходов населения, поддержку населения с низкими доходами;
– политики поддерживаемых цен и доходов сельских товаропроизводителей;
– создания специального федерального фонда ценовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
– введения льготной системы налогообложения для сельских товаропроизводителей;
– регулирования в структуре совокупного предложения сельскохозяйственной продукции удельного веса собственного производства и импорта;
– списания кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий по федеральным налогам и сборам;
– обеспечения сельхозтоваропроизводителей кредитом на льготных условиях, предусматривающего предоставление им льготных ссуд и займов, в том числе использование лизинга;
– привлечения региональных и федеральных инвестиций;
– применения системы подтоварных кредитов;
– регулирования цен естественных и других монополий;
– применения производных финансовых инструментов на рынке сельхозпродукции;
– разработки целевых комплексных программ, охватывающих как собственно производство, так и различные стороны рыночных отношений.
Выполнение и решение этих задач государством будет способствовать более устойчивому развитию регионального производственного рынка и адаптировать его субъекты к изменяющимся условиям.
Анализ функционирования продовольственного рынка Северо-Кавказского федерального округа показал, что он находится на низком уровне развития, что связано с различными факторами, к которым относятся: территориальная и экономическая разобщенность предприятий АПК, низкий уровень конкуренции, олигополистичность большинства рынков продуктов питания, высокие производственные риски в отраслях сельского хозяйства, высокая изношенность оборудования, резкое колебание цен и др.
Кроме того, формирование и развитие отраслей продовольственного обеспечения региона существенно сдерживается отсутствием эффективных маркетинговых служб в управленческих структурах, единой системы информационного обеспечения, которые позволяли бы местным товаропроизводителям и потребителям продовольствия своевременно реагировать на изменение конъюнктуры регионального и внешних продовольственных рынков, определить наиболее прибыльные каналы реализации продукции.
Отсутствует и система прогнозирования и ориентирования хозяйствующих субъектов отраслей, что является причиной сложности организации их рациональной деятельности.
Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело бы его к деформации.
Основным фактором, оказывающим негативное влияние на функционирование продовольственного рынка, является то, что сельскохозяйственное производство самостоятельно не может выйти из зоны убыточности и низкорентабельности. Здесь много причин, но существенными являются экономические условия, в которых находятся хозяйствующие субъекты.
Опыт и практика разных стран показывают, что в данном случае необходима государственная поддержка и помощь производителям сельскохозяйственной продукции. В государственном регулировании и поддержке должны участвовать органы власти разного уровня – федеральные, региональные и местные органы.
В настоящее время органы власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают кредитными ресурсами участников сельскохозяйственного производства, в том числе и граждан, которые ведут личное подсобное хозяйство.
Меры государственной поддержки оказываются в виде субсидий на развитие племенного животноводства, поддержку отдельных подотраслей растениеводства, выплаты на компенсацию затрат по страхованию урожая, на содержание племенного маточного поголовья овец карачаевской породы, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Следует отметить, что «эффективность функционирования продовольственного рынка во многом зависит от конкурентной среды, взаимосвязи и взаимовлияния участников рынка, без доминирования отдельных фирм и предприятий, без захвата рынка одной какой-то компанией. Негативные явления, связанные с монополизацией рынка, могут привести к росту цен, а в дальнейшем – трансформироваться в отрицательные социальные последствия» [6] (Dokholyan, Vartanova, 2016).
В целях увеличения объемов производства пищевых продуктов и напитков, повышения их конкурентоспособности оказывается государственная поддержка в форме предоставления субсидий:
– организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования;
– по затратам, связанным с производством столовых и марочных вин, коньяков;
– по затратам, связанным с приобретением технологического оборудования для заводов первичного и вторичного виноделия;
– на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам на приобретение виноматериалов для производства коньячных спиртов и столовых вин, полученным в российских кредитных организациях.
Государственное вмешательство и регулирование продовольственного рынка должно быть основано на определенных гарантиях государства. Это гарантии государства сельхозпроизводителям по беспрепятственному приобретению определенной части произведенной продукции и оплаты сдаваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции по гарантированным, заранее объявляемым ценам.
Государство, в зависимости от ситуации, может ввести систему цен на некоторые виды сырья и установить дотации на отдельные виды продукции продовольственного рынка. Так же оно может поступить и при покупке отдельных видов материально-технических ресурсов, необходимых для организации эффективной деятельности субъектов продовольственного рынка.
Косвенными формами государственного регулирования могут быть льготное налогообложение и льготное кредитование в части, касающейся как отдельных видов продукций, так и социально значимых объектов. Но государство может и напрямую финансировать научные программы по селекции и семеноводству, совершенствованию технологий производства, переработке, хранению и рациональному использованию продовольственных продуктов.
Надо отметить, что государственная поддержка, которая оказывается товаропроизводителям государственными структурами субъектов Северо-Кавказского федерального округа, важна, но она недостаточна для того, чтобы стать самодостаточным в финансовом плане.
Наиболее значимыми проблемами для Северо-Кавказского федерального округа в плане регулирования продовольственного рынка являются вопросы, которые связаны с развитием институтов. В частности, это касается обеспечения функционирования местных рынков, где продаются продукты питания для населения.
Дело в том, что первичные товаропроизводители не имеют доступа к рынку, они не могут сами непосредственно продавать свою продукцию: для этого им необходимо преодолеть преграды или барьеры в виде «крыш», которые устанавливаются различными криминальными структурами.
Кроме того, трудно учитываемые, но важнейшие «игроки» на продовольственном рынке – перекупщики и спекулянты, которые оказывают существенное влияние на ценообразование, при этом в негативную сторону для основной массы потребителей. Перекупщики, в сговоре друг с другом, устанавливают цены на товары, при этом они завышают цены на 25-50 %, чем цены, по которым они приобретают продукцию у непосредственных товаропроизводителей.
Результат подобных действий проявляется в искусственно завышенных ценах на продукты питания, в барьерах непосредственным товаропроизводителям, внесение определенного вклада в формирование высокой инфляции. В последнем случае и само государство также принимает «активное участие» в этом процессе через ежегодное повышение тарифов при слабом антимонопольном регулировании.
Отсутствие институтов, регулирующих функционирование продовольственного рынка на местном уровне, приводит к отмеченным негативным последствиям. На наш взгляд, решение проблем, связанных с продовольственным рынком, нужно начинать с самого нижнего звена – местных рынков, с наведения здесь институционального порядка.
Другим значительным препятствием по налаживанию эффективного функционирования продовольственного рынка является несовершенство способов регулирования и их несоответствие современным условиям.
Низкий уровень существующих методов связан с некомплектностью законодательной базы, нестабильностью действия нормативных актов, наличием противоречий в законах и подзаконных документах, отсутствием жесткого контроля за выполнением решений и постановлений.
Вследствие специфики продовольственного рынка государственное регулирование должно играть более значительную роль, чем в других отраслях экономики, что предполагает обязательный учет формирования институциональной системы, включая информационное и законодательно-нормативное обеспечение, учитывающее внешние и внутренние производственные и экономические отношения.
Государственное регулирование продовольственного рынка нуждается в систематическом совершенствовании, что связано с его динамичностью, несовершенством и недостатками, которые ему присущи. Это непрерывный и планомерный процесс научно обоснованного повышения качества существующей системы и постоянного обновления имеющихся подходов.
Необходимо отметить, что во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа приняты или принимаются законодательные акты и программы по развитию в целом потребительского рынка, но ни в одном из субъектов нет отдельного закона или программы по развитию продовольственного рынка.
На наш взгляд, и это подтверждает наше исследование, отсутствие отдельных планов и программ по развитию продовольственного рынка является серьезным упущением властных структур.
Важность этого документа заключается в том, что на рынках имеет место ограничение конкуренции, что связано со многими факторами внешнего и внутреннего содержания в системе рыночных отношений. В частности, для товаропроизводителей они связаны со сбытом произведенной ими сельхозпродукции, недостатком мощностей по переработке сырья, что приводит к завозу из других регионов продукции переработки.
В структуре расходов на изготовление и торговлю продуктами питания приходится более 70 % от всех затрат производителей, а на долю выручки – одна треть. Такое положение не создает условий для привлечения инвестиций. «Ограничение конкуренции связано также с неразвитостью транспортной и логистической инфраструктуры, дефицитом складов, пунктов первичной переработки продукции, хранилищ, малой долей снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов, низким уровнем кооперации и интеграции хозяйств» [7] (Dokholyan, 2008).
Реализация принятой Программы должна устранить барьеры для вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов и ликвидировать имеющиеся недостатки в функционировании рынков. Наиболее существенными недостатками и барьерами являются:
– сложная процедура начала ведения торговой деятельности, длительная процедура регистрации организаций, высокие затраты на техническое оснащение производства;
– трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду сельскохозяйственной техники, сооружений;
– низкий уровень развития транспортной, торговой и логистической инфраструктуры, плохое состояние дорожной сети, особенно дорог районного значения;
– низкая доступность кредитных ресурсов;
– низкая насыщенность и емкость рынка, обусловленная низкой платежеспособностью населения;
– неприемлемые для поставщиков продукции условия вхождения в сетевые компании;
– наличие абсолютных и относительных преимуществ в издержках и долгосрочных контрактов между поставщиками и сетевыми розничными компаниями, которые совместно ограничивают возможности новых производителей;
– недостатки, связанные с низким уровнем функционирования оптового звена.
Барьеры и недостатки, которые не позволяют рынкам эффективно функционировать, вызывают необходимость решения следующих задач:
– повышение общей правовой и экономической грамотности руководителей сельскохозяйственных предприятий и фермеров;
– обеспечение прозрачности в земельных отношениях и упрощение процедур выделения земельных участков;
– увеличение масштабов объемов реализации продукции сельхозпроизводителями за счет развития разных каналов поставки;
– улучшение нормативно-правового законодательства по вопросам регулирования торговли продуктами питания;
– использование методических материалов, проведение маркетинговых исследований по вопросам спроса и предложений на региональном продовольственном рынке;
– привлечение частных инвестиций в реконструкцию и строительство розничных и оптовых рынков в муниципальных образованиях, торговых центров, мини-рынков;
– оборудование рядов летней торговли плодово-ягодной продукцией с личных подворий;
– развитие государственного и муниципального заказа;
– развитие информационной, транспортной, логистической, энергетической, финансовой инфраструктуры и обеспечение ее доступности всем участникам рынка;
– решение задач продовольственной безопасности страны на основе координации работ всех элементов рыночной инфраструктуры.
Важными проблемами государственного регулирования на региональном уровне являются вопросы спроса и предложения. Система государственного регулирования предложения продукции продовольственного рынка должна быть направлена, прежде всего, на достижение следующих целей:
– обеспечение стабильных экономических и социальных условий для развития сельскохозяйственной сферы продовольственного рынка;
– формирование федеральных и региональных продовольственных фондов;
– обеспечение населения качественными продовольственными продуктами по социально приемлемым ценам;
– защита федерального и регионального рынков от разрушения со стороны внешнего рынка;
– интеграция рыночного пространства;
– снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Региональные органы власти могут использовать различные варианты регулирования не только предложения, но и спроса. К ним относятся:
– установление предельной наценки к закупочной цене;
– установление предельного уровня рентабельности (прибыльности);
– установление предельного норматива отчислений в фонд потребления;
– налогообложение сверхприбыли и завышенных отчислений в фонд потребления;
– ограничение розничных цен;
– субсидии потребителям отдельных видов мяса и мясной продукции, а также других видов продовольствия;
– поощрение экспорта или импорта продовольствия и сырья в зависимости от конъюнктуры на продовольственном рынке.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что главной задачей государства является создание конкурентной среды, где участники могут соперничать между собой на равных условиях и решить вышеперечисленные задачи.
Проведение государственной политики в области развития агропромышленного комплекса «требует дополнительной разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему республиканского аграрного законодательства и устранить пробелы и противоречия действующего» [9] (Lipina, 2010).
Дело в том, что в большинстве своем «выделяемые для реализации Программы бюджетные ассигнования недостаточны для устранения существенных различий в уровнях развития сельскохозяйственных организаций, экономических районов страны, субъектов Федерации, муниципальных районов» [11] (Panin, 2016). Поэтому необходимы «избирательные подходы к модернизации производства по конкретным хозяйствующим субъектам отрасли с учетом их финансово-экономического положения, вовлечения в кооперационные и интеграционные связи и другие виды производственной деятельности» [11] (Panin, 2016).
Реализация намеченных мероприятий позволит создать эффективно функционирующую систему продовольственного обеспечения региона и заложить предпосылки для долговременного и устойчивого развития продовольственного рынка.
Источники:
2. Вартанова М.Л. Основные направления обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 5. – С. 29-39.
3. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 12. – С. 4-9.
4. Гомелько Т.В. Особенности регулирования продовольственного рынка в зарубежных странах // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2008. – № 9. – С. 394-397.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120
6. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. – 2016. – № 17. – С. 2153-2178. – doi: 10.18334/rp.17.17.36538.
7. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. – 2008. – № 8-2. – С. 130-134.
Дохолян С.В. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и методологии. / Монография. - М.: Перо, 2013. – 156 с.
Липина С.А. Стратегические приоритеты социально-экономического развития республик Северного Кавказа: пути и методы их достижения. / Монография. - М.: URSS, 2010.
10. Одинцов М.М. Механизмы регулирования спроса и предложения на продовольственном рынке // Бизнесинформ. – 2010. – № 3. – С. 109.
Панин А.В. Экономический рост в сельском хозяйстве на основе модернизации на производстве. / Монография. - М.: Проспект, 2016.
Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа. - Москва, 2016
13. Черняков Б.А. Политика продовольственной безопасности зарубежных стран и интересы России // Экономика. – 2002. – № 5.
Страница обновлена: 30.10.2024 в 01:49:10