Теоретические подходы к организации управления инновациями

Серпер Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Серпер Е.А. Теоретические подходы к организации управления инновациями // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 44-49.

Аннотация:
В статье рассмотрены основные теории управления инновациями. Раскрыты содержание и функции региональных инновационных систем. Предложен общий подход к формированию национальных, региональных и хозяйственных инновационных систем.

Ключевые слова: управление инновациями, инновационно-инвестиционная деятельность, инновационные системы, научные исследования, индустриальные кластеры, сетевыеструктуры, технологические системы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Теории управления инновациями основываются на системном и логистическом подходах. Однако сегодня еще рано говорить о них как о четких установившихся «теориях», правильнее было бы определить их как «концептуальные рамки».

В теории и на практике наиболее широко известны три направления:

– концепция технологических систем;

– концепция индустриальных кластеров;

– концепция сетевых структур.

Концепции управления инновациями

Концепция технологических систем рассматривает технологии как интегрированные системы компонентов, поддерживаемые управленческими или общественными отношениями. Здесь технология может пониматься как в инженерно-технологическом, так и в социально-управленческом аспекте.

Изменения в технологии влекут за собой изменения во всем общественном устройстве, то есть в основе экономического развития лежит «технологический толчок». Подобная точка зрения на общественное развитие отражена в работах Дж. Доси о технологических парадигмах (1982) и Н. Розенберга (1982) и ряде других. В отечественной науке к данному направлению можно отнести работы С. Глазьева, Д. Львова и Г. Фетисова о динамике технологических укладов в историческом контексте [1].

Концепция индустриальных кластеров. Сторонники данного подхода рассматривают существование индустриальных секторов с позиций интеграции различных типов фирм и отраслей, часто базирующихся на высоких технологиях. В этом случае межотраслевые взаимосвязи и адекватные внешние факторы образуют динамические кластеры отраслей промышленности, характеризующиеся высокой производительностью и высоким уровнем продукции.

Концепция сетевых структур. Исследование современных тенденций в большей степени рыночного (самостоятельного и саморегулируемого) механизма организации инновационно-инвестиционной деятельности, часто выходящей за рамки отдельного предприятия, показывает формирование новых типов организационных структур. Они функционируют на логистических принципах координации взаимодействия, интеграции управления и оптимизации принятия управленческих решений.

Региональная инновационная система

В научной литературе широко используется понятие региональной инновационной системы. Региональное (государственное) прямое и косвенное регулирование инновационно-инвестиционной деятельности заключается в том, что полномочия региональных властей позволяют им создавать структуры двух типов.

Во-первых, государственные органы, напрямую регулирующие данную сферу деятельности, – различного рода комитеты, департаменты и т.п., как в рамках уже существующих органов (например, управления в рамках министерств и комитетов), так и вне них [2].

Во-вторых, органы региональной власти могут создавать либо способствовать созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе – организаций, занимающихся:

– разработкой и экспертизой инновационных проектов;

– сертификацией инновационной продукции;

– маркетингом инноваций;

– исследованиями и разработками по заказам предприятий и организаций;

– лизингом высокотехнологичного оборудования;

– консультированием и аудитом знаний в компаниях;

– информационным обеспечением инновационной деятельности в рамках региона.

Для эффективного осуществления инноваций в регионе инфраструктурным обеспечением должны быть охвачены все стадии инновационно-инвестиционного процесса:

– фундаментальные и прикладные исследования;

– инвестирование;

– опытные разработки;

– серийное производство;

– анализ рыночного потенциала;

– сбыт инновационной продукции.

Это позволяет обеспечить логистическую целостность инновационно-инвестиционных процессов в масштабах региона.

Большое значение для оптимального функционирования региональной инновационно-инвестиционной системы в настоящее время имеет реализация территориальных инновационных программ и проектов, соответствующих приоритетам развития региона, территорий и отдельных предприятий и отраслей. Как отмечают отечественные исследователи, в условиях существования различных форм собственности и, соответственно, наличия свободных в выборе сферы деятельности экономических субъектов, мотивами участия последних в региональных инновационно-инвестиционных программах является не директивное принуждение государственных органов, а прибыльность регионального заказа и его обеспеченность финансовыми ресурсами и определенными льготами.

Следовательно, в основе разработки программ лежат добровольные договорные отношения между органами региональной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. Эти отношения закрепляются в нормативно-правовых документах, регулирующих данные соглашения, что делает их инструментом регионального регулирования инновационно-инвестиционной деятельности.

Принципы взаимодействия субъектов инновационной системы

В региональной системе управления инновационно-инвестиционной деятельностью можно выделить следующие субъекты управляемой подсистемы:

– производителей инновационной продукции, имеющих разные организационно-правовые формы и неодинаковое управленческое, финансовое и информационное внутреннее взаимодействие;

– поставщиков (изготовителей) материально-технических ресурсов;

– поставщиков научных, производственно-технологических, финансовых, правовых, образовательных, информационных и других видов услуг;

– органы муниципального и регионального законотворчества и управления;

– политические и общественные организации;

– потребители инновационной продукции;

– инвесторы.

Взаимодействие субъектов региональной инновационно-инвестиционной системы основано на ряде принципов, к которым относятся:

– интеграция взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной системы, локальные цели которых подчинены реализации общей цели функционирования, что предполагает наличие ведущей организационной структуры в системе;

– оптимальность взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной системы региона на основе оптимизации товарно-материальных, сервисных, информационных и финансово-инвестиционных потоков;

– комплексность региональной инновационной системы заключается в том, что она состоит из различных подсистем и элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, причем от характера и степени этого взаимодействия зависит результативность инновационной деятельности;

– автономность региональной инновационной системы проявляется в наличии самостоятельной организационной структуры, которая в границах предоставленных ей полномочий самостоятельно распоряжается своими ресурсами и результатами деятельности, определяет свои стратегии принятия решений. Следовательно, взаимодействие всех элементов строится с учетом этого условия, то есть на основе более партнерских, нежели принудительных отношений;

– координация взаимодействий для обеспечения непрерывности и целостности протекающих в регионе инновационных процессов. Это означает, что элементы региональной инновационной системы должны координировать и синхронизировать свою деятельность во времени и пространстве. От успеха этой координации зависит результат инновационной деятельности, особенно при создании наукоемких продуктов и технологий высокой степени сложности.

Роль государства и частного бизнеса в инновационной системе

Таким образом, в инновационной системе любого уровня (национальной, региональной или отраслевой) присутствуют два основных институциональных агента – государство (в лице управляющих, регулирующих и контролирующих органов) и хозяйствующие субъекты, принадлежащие в основном к частному сектору экономики. Сложившаяся в мировой практике и теории наиболее простая модель их взаимодействия показывает следующее.

Роль хозяйствующих субъектов заключается в рыночном освоении инноваций и проведении НИОКР в целях разработки новых коммерчески эффективных продуктов и технологий. Роль государства заключается в создании условий производства фундаментального знания в университетах, научных институтах и центрах, а также комплекса технологий стратегического характера, инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности на всех уровнях.

Этот общий подход позволяет формировать национальные, региональные и хозяйственные инновационные системы:

– устанавливать распределение обязанностей государства и частного сектора в выполнении указанных функций;

– определять относительную роль крупного и мелкого бизнеса;

– устанавливать соотношение фундаментальных и прикладных исследований, динамику развития и отраслевую структуру инновационной деятельности.


Источники:

1. Глазьев С.Ю. Пути создания эффективного инвестиционного механизма в России // Русский предприниматель. – 2002. – № 5. – С. 15–17.
2. Государственно-частное партнерство в инновационных системах. – М.: ЛКИ, 2008. – 312 с.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 01:46:01