Теоретические подходы к организации управления инновациями
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены основные теории управления инновациями. Раскрыты содержание и функции региональных инновационных систем. Предложен общий подход к формированию национальных, региональных и хозяйственных инновационных систем.
Ключевые слова: управление инновациями, инновационно-инвестиционная деятельность, инновационные системы, научные исследования, индустриальные кластеры, сетевыеструктуры, технологические системы
Теории управления инновациями основываются на системном и логистическом подходах. Однако сегодня еще рано говорить о них как о четких установившихся «теориях», правильнее было бы определить их как «концептуальные рамки».
В теории и на практике наиболее широко известны три направления:
– концепция технологических систем;
– концепция индустриальных кластеров;
– концепция сетевых структур.
Концепции управления инновациями
Концепция технологических систем рассматривает технологии как интегрированные системы компонентов, поддерживаемые управленческими или общественными отношениями. Здесь технология может пониматься как в инженерно-технологическом, так и в социально-управленческом аспекте.
Изменения в технологии влекут за собой изменения во всем общественном устройстве, то есть в основе экономического развития лежит «технологический толчок». Подобная точка зрения на общественное развитие отражена в работах Дж. Доси о технологических парадигмах (1982) и Н. Розенберга (1982) и ряде других. В отечественной науке к данному направлению можно отнести работы С. Глазьева, Д. Львова и Г. Фетисова о динамике технологических укладов в историческом контексте [1].
Концепция индустриальных кластеров. Сторонники данного подхода рассматривают существование индустриальных секторов с позиций интеграции различных типов фирм и отраслей, часто базирующихся на высоких технологиях. В этом случае межотраслевые взаимосвязи и адекватные внешние факторы образуют динамические кластеры отраслей промышленности, характеризующиеся высокой производительностью и высоким уровнем продукции.
Концепция сетевых структур. Исследование современных тенденций в большей степени рыночного (самостоятельного и саморегулируемого) механизма организации инновационно-инвестиционной деятельности, часто выходящей за рамки отдельного предприятия, показывает формирование новых типов организационных структур. Они функционируют на логистических принципах координации взаимодействия, интеграции управления и оптимизации принятия управленческих решений.
Региональная инновационная система
В научной литературе широко используется понятие региональной инновационной системы. Региональное (государственное) прямое и косвенное регулирование инновационно-инвестиционной деятельности заключается в том, что полномочия региональных властей позволяют им создавать структуры двух типов.
Во-первых, государственные органы, напрямую регулирующие данную сферу деятельности, – различного рода комитеты, департаменты и т.п., как в рамках уже существующих органов (например, управления в рамках министерств и комитетов), так и вне них [2].
Во-вторых, органы региональной власти могут создавать либо способствовать созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе – организаций, занимающихся:
– разработкой и экспертизой инновационных проектов;
– сертификацией инновационной продукции;
– маркетингом инноваций;
– исследованиями и разработками по заказам предприятий и организаций;
– лизингом высокотехнологичного оборудования;
– консультированием и аудитом знаний в компаниях;
– информационным обеспечением инновационной деятельности в рамках региона.
Для эффективного осуществления инноваций в регионе инфраструктурным обеспечением должны быть охвачены все стадии инновационно-инвестиционного процесса:
– фундаментальные и прикладные исследования;
– инвестирование;
– опытные разработки;
– серийное производство;
– анализ рыночного потенциала;
– сбыт инновационной продукции.
Это позволяет обеспечить логистическую целостность инновационно-инвестиционных процессов в масштабах региона.
Большое значение для оптимального функционирования региональной инновационно-инвестиционной системы в настоящее время имеет реализация территориальных инновационных программ и проектов, соответствующих приоритетам развития региона, территорий и отдельных предприятий и отраслей. Как отмечают отечественные исследователи, в условиях существования различных форм собственности и, соответственно, наличия свободных в выборе сферы деятельности экономических субъектов, мотивами участия последних в региональных инновационно-инвестиционных программах является не директивное принуждение государственных органов, а прибыльность регионального заказа и его обеспеченность финансовыми ресурсами и определенными льготами.
Следовательно, в основе разработки программ лежат добровольные договорные отношения между органами региональной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. Эти отношения закрепляются в нормативно-правовых документах, регулирующих данные соглашения, что делает их инструментом регионального регулирования инновационно-инвестиционной деятельности.
Принципы взаимодействия субъектов инновационной системы
В региональной системе управления инновационно-инвестиционной деятельностью можно выделить следующие субъекты управляемой подсистемы:
– производителей инновационной продукции, имеющих разные организационно-правовые формы и неодинаковое управленческое, финансовое и информационное внутреннее взаимодействие;
– поставщиков (изготовителей) материально-технических ресурсов;
– поставщиков научных, производственно-технологических, финансовых, правовых, образовательных, информационных и других видов услуг;
– органы муниципального и регионального законотворчества и управления;
– политические и общественные организации;
– потребители инновационной продукции;
– инвесторы.
Взаимодействие субъектов региональной инновационно-инвестиционной системы основано на ряде принципов, к которым относятся:
– интеграция взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной системы, локальные цели которых подчинены реализации общей цели функционирования, что предполагает наличие ведущей организационной структуры в системе;
– оптимальность взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной системы региона на основе оптимизации товарно-материальных, сервисных, информационных и финансово-инвестиционных потоков;
– комплексность региональной инновационной системы заключается в том, что она состоит из различных подсистем и элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, причем от характера и степени этого взаимодействия зависит результативность инновационной деятельности;
– автономность региональной инновационной системы проявляется в наличии самостоятельной организационной структуры, которая в границах предоставленных ей полномочий самостоятельно распоряжается своими ресурсами и результатами деятельности, определяет свои стратегии принятия решений. Следовательно, взаимодействие всех элементов строится с учетом этого условия, то есть на основе более партнерских, нежели принудительных отношений;
– координация взаимодействий для обеспечения непрерывности и целостности протекающих в регионе инновационных процессов. Это означает, что элементы региональной инновационной системы должны координировать и синхронизировать свою деятельность во времени и пространстве. От успеха этой координации зависит результат инновационной деятельности, особенно при создании наукоемких продуктов и технологий высокой степени сложности.
Роль государства и частного бизнеса в инновационной системе
Таким образом, в инновационной системе любого уровня (национальной, региональной или отраслевой) присутствуют два основных институциональных агента – государство (в лице управляющих, регулирующих и контролирующих органов) и хозяйствующие субъекты, принадлежащие в основном к частному сектору экономики. Сложившаяся в мировой практике и теории наиболее простая модель их взаимодействия показывает следующее.
Роль хозяйствующих субъектов заключается в рыночном освоении инноваций и проведении НИОКР в целях разработки новых коммерчески эффективных продуктов и технологий. Роль государства заключается в создании условий производства фундаментального знания в университетах, научных институтах и центрах, а также комплекса технологий стратегического характера, инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности на всех уровнях.
Этот общий подход позволяет формировать национальные, региональные и хозяйственные инновационные системы:
– устанавливать распределение обязанностей государства и частного сектора в выполнении указанных функций;
– определять относительную роль крупного и мелкого бизнеса;
– устанавливать соотношение фундаментальных и прикладных исследований, динамику развития и отраслевую структуру инновационной деятельности.
Источники:
2. Государственно-частное партнерство в инновационных системах. – М.: ЛКИ, 2008. – 312 с.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 13:37:21