Оптимизация затрат по предоставляемым услугам с целью развития малого бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (193), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются возможные механизмы активации малого бизнеса в сфере услуг. Изложены требования к методике формирования затрат, из которых складывается стоимость услуг, предоставляемых предприятиями малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, сфера услуг, методика расчета, оптимизация затрат, калькуляция стоимости услуги
Экономика нашей страны на сегодняшнем этапе нуждается в ускоренном развитии сектора малого бизнеса. Мегаполисы, основанные на развитии только одной промышленности, не могут дать нужного количества рабочих мест, остро необходимых в условиях кризиса, пополнения ВВП и поступлений в бюджет страны. По сравнению с зарубежными странами, слабое развитие в нашей стране получил сектор услуг, что явно не соответствует требованиям сегодняшнего времени. Сфера услуг – эта та ниша, где идут активные инновационные процессы, что делает этот бизнес очень привлекательным.
Но чтобы сфера услуг получила развитие, услуга должна быть доступной, понятной и конкурентоспособной. Разработка методики формирования затрат в стоимости услуги, позволит этого добиться.
Затраты в себестоимости предоставляемых услуг
Стремиться минимизировать расходы – не значит действовать в ущерб интересам дела, лишь бы избежать затрат. Эту задачу следует решать, отыскивая методы, позволяющие оптимизировать соотношение доходов и расходов.
Тема оптимизации затрат актуальна для любой развивающейся компании, приблизившейся к пределам своего прямого роста, оптимизация затрат становится одним из приоритетных инструментов повышения прибыльности предприятия, что особенно важно для его дальнейшего развития. Чем меньше расходы в составе себестоимости предлагаемого продукта, тем более низкие цены предприятие может установить для своих продуктов и услуг, тем самым, повысив их конкурентоспособность на рынке. Для снижения стоимости необходимо провести анализ затрат на верхнем уровне, чтобы обнаружить зоны «потерь» и скрытых резервов.
Рассмотрим существующие методики расчета затрат на предоставление услуг. В бухгалтерской литературе уделяется мало внимания калькуляции себестоимости услуг, в силу того, что это отраслевой вопрос и каждым предприятием решается самостоятельно [1].
На практике применяются несколько методов расчета себестоимости (методов калькуляции) – простой, нормативный, позаказный, попередельный. Выбор одного из них зависит от того, каким видом предпринимательской деятельности занимается организация [3].
Затраты, включаемые в себестоимость оказываемых услуг, группируются по следующим элементам, указанным в п. 8 ПБУ 10/99 [4]:
– материальные затраты;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация
– прочие затраты.
Требования к методике расчета стоимости услуги
При рассмотрении этого списка может возникнуть вопрос об определении прочих затрат. Ответ прост – в них учитываются все иные виды затрат, не вошедшие в состав материальных, «зарплатных» затрат и амортизационных отчислений. На сегодняшний день прочие затраты предприятия могут составлять до 50%, что необоснованно увеличивает цену услуги. Необходимо ввести нормы списания расходов на прочие затраты, например:
– зависящие от фонда оплаты труда только производственных рабочих, непосредственно связанных с процессом производства услуги, что в свою очередь не только повлияет на объем расходов, но и поможет «обелить» заработную плату – не будет смысла ее занижать;
– зависящие от затрат на сырье и материалы, используемых для предоставления услуги [2].
Нормирования прочих затрат является одним из методов оптимизации затрат включаемых в стоимость услуги, которая приведет к снижению цены услуги, оптимальному соотношению доходов и расходов предприятия и даст развитию сферы услуг.
Также для развития малого бизнеса в сфере услуг необходимо четко определить методику формирования затрат. Методика позволит вновь создаваемым предприятиям уйти от скрытых необоснованных затрат, тем самым оптимизировать расходы, попадающие в цену предоставляемого продукта.
Методика расчета стоимости услуги должна предусматривать анализ процедуры предоставления услуги, выбор единицы измерения предоставляемой услуги, выявление фактических затрат на предоставление услуг, распределение затрат по подразделениям и видам оказываемых услуг.
Анализ предоставления услуги должен включать четкий регламент по предоставлению услуги, которого на сегодняшний день не существует. Потребитель, получая услугу и оплачивая ее, не знает, что входит в ее себестоимость. Предоставление услуг должно сопровождаться предъявлением перечня действий услугодателя, из которых складывается предоставляемая услуга. Все это позволило бы потребителю, сделав выбор услуги в пользу той или иной, ждать от нее того, что описано в регламенте по предоставлению услуг.
Как снизить цены на услуги? Предоставляемая услуга должна иметь единицу измерения, для того, чтобы четко понимать ее цену. Имея единицу измерения услуги, предприятию легче будет рассчитать входящие в ее состав расходы.
Также было бы целесообразнее группировать затраты по отнесению непосредственно к изготовлению услуги, для выявления фактических затрат. Возможная группировка может включать два вида затрат: прямые, непосредственно связанные с изготовлением услуги (материалы используемые в изготовление предоставление услуги, зарплата производственных рабочих и отчисления с нее) и прочие расходы (включаются все остальные расходы предприятия), причем косвенные должны быть нормируемыми по отношению к прямым и составлять не более 10–20%.
Для снижения цен на услуги необходимо ввести норму прибыли, которая будет зависеть от объема оказанных услуг и не должна превышать 30–35%. Объем оказания услуг, в свою очередь, будет определяться по точке безубыточности работы предприятия. Если в бухгалтерском учете не разработать четкую методику расчета стоимости услуги, цена будет завышена и развитие сектора услуг обречено на провал.
На сегодняшний день цена многих предоставляемых услуг устанавливается только относительно цены на рынке, без расчетных показателей себестоимости, поэтому она очень высока и недоступна для всех слоев населения. Для этого и существует оптимизация затрат, чтобы предприятия не получали сверхприбыли, предоставляя одну услугу по очень высокой цене, а увеличивали количество услуг по оптимальным ценам, то есть брали не высокими необоснованными ценами, а развитием более широкого спектра услуг, предоставляемых по оптимальным ценам, что гарантировало бы дальнейшее развития бизнеса.
На сегодня законодательство не может определить и регулировать цены предоставляемых платных услуг населению, они находятся в свободном диапазоне. Тем самым тормозится развитие сферы услуг, а значит, и развитие страны.
Вывод
Методика формирования затрат помогла бы не только оптимизировать цены на предоставляемые услуги, но и дала бы толчок к их развитию. А развитие сферы услуг крайне важно в интересах развития экономики и решения следующих социально-экономических задач:
– формирование дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширение спрос на потребительские товары и услуги;
– решение проблемы занятости населения;
– продвижение новых технологий, новых, более эффективных решений;
– увеличение поступлений в бюджет.
Источники:
2. Рассказанова-Николаева С.А. Учетная политика организации: бухгалтерский учет и налогообложение. − АКДИ «Экономика и жизнь». − 2006. − С.403
3. Денисова М.О. Себестоимость продукции: приемы калькулирования // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. − 2011. − № 8.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, в ред. от 08.11.2010).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:55:32