Оценка эффективности реализации мер правовой и организационной поддержки предпринимательства в Приморском крае

Волынчук Я.А.1, Королёва Э.В.2
1 Владивостокский государственный университет, Россия, Владивосток
2 Приморский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать:
Волынчук Я.А., Королёва Э.В. Оценка эффективности реализации мер правовой и организационной поддержки предпринимательства в Приморском крае // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 9. – С. 3367-3380. – doi: 10.18334/epp.13.9.118765.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773537

Аннотация:
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в условиях экономической нестабильности, вызванной последствиями санитарно-эпидемиологических и санкционных ограничениями, развитие малого и среднего предпринимательства приобретает особую значимость, прежде всего как инструмента, обеспечивающего экономический рост, занятости населения, расширение потребительского сектора, а также насыщение рынка товарами и услугами в субъектах РФ и России в целом. При этом малое и среднее предпринимательство в наибольшей степени подвержено негативным воздействиям факторов внешней среды, влияние которых может быть минимизировано посредством реализации мер государственной поддержки. Авторы проанализировали основные механизмы реализации на территории Приморского края программ поддержки субъектов малых и средних форм хозяйствования, а также представили анализ результатов анкетного опроса предпринимателей Приморского края. Также авторами был сделан ряд выводов на основе результатов проведенного анкетирования.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка предприятий, реальный сектор экономики, Приморский край

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение.

Предпринимательство играет важную роль в развитии государства. Оно обеспечивает занятость населения, создает новые рабочие места. В развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится 60-70% от общего числа предприятий и 40-45% ВНП. Малые и средние предприятия, их союзы и ассоциации являются важнейшим звеном, так как именно здесь создается значительная часть валового национального продукта, высокоманевренного в условиях рынка, оперативно реагирующего на изменение спроса и удовлетворяющего потребности населения.

Одной из ключевых целей в рамках указа Президента РФ «О нацио-нальных целях развития РФ на период до 2030 г.» выступает необходимость развития успешного предпринимательства, способствующего формированию устойчивой экономики страны. В условиях санкционных ограничений и международной конкуренции приоритет государственной политики в сфере предпринимательства направлен не на увеличение налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов, а на решение задач импортозамещения и обеспечение занятости особо уязвимых слоев населения.

Сфера малого и среднего предпринимательства наиболее восприимчива к изменениям внешней и внутренней среды в связи с ограниченностью ресурсов. Изменения, происходящие в экономической и политической областях (санкционные ограничения, разрыв международных связей и т.д.), существенно осложняют деятельность выбранного для исследования сектора экономики. Следовательно, особую значимость приобретают вопросы повышения эффективности реализации мер правовой и организационной поддержки предпринимательства в отношении субъектов МСП в том числе и на региональном и местном уровне.

Малый и средний бизнес, безусловно, остается одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Приморского края. А в текущих экономических условиях уделяется больше внимания поддержке и развитию приморского бизнеса [13] (Smitskikh, 2018).

Теоретическую основу статьи составил анализ научных трудов целого ряда российских ученых. Так, в работах Л.М. Батталова [1] (Battalova, 2023), А.А. Давыдова [4] (Davydova, 2020), Т.Г. Гришковой, А.О. Губина, О.Н. Лескиной, Ж.Б. Тумунбаярова [16] (Tumunbayarova, 2018) и других рассматриваются теоретико-прикладные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Труды таких исследователей, как А.А. Малюгина, Д.А. Величко, СВ. Теребова и др. [15] (Terebova, 2023) затрагивают вопросы зарубежной практики стимулирования предпринимательства, в том числе в условиях экономической нестабильности. Подходы к анализу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства представлены в работах Н.А. Блиновой, Н.В. Быковой [2] (Bykova, 2018),, А.И. Карпухина, В.Н. Нагих и др. Методы государственного регулирования хозяйствующих субъектов раскрываются в трудах таких исследователей, как И.А. Гришин, И.М. Давлетова, В.П. Красовский, Н.А. Образцова, И.Ф. Чернявский и др. Ряд авторов, в том числе А.В. Аверин, В.В. Илюхин, Л.Г. Онищенко, А.В. Меркулова [9] (Merkulova, 2018),С.А. Попов, А.Н. Шмелева, занимались изучением инструментария создания благоприятной среды для развития МСП в рамках государственного стимулирования предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, несмотря на достаточно большое количество научных трудов в данной сфере, проблематика реализации инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровне является предметом дискуссий и требует дальнейшего анализа. Ситуация в секторе МСП Приморского края характеризуется отрицательной динамикой по многим показателям экономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Однако, несмотря на это, регион сохраняет лидирующие позиции среди субъектов ДФО по ключевым результатам МСП. Мер государственной поддержки (включая правовые и организационные), действующих в Приморском крае, недостаточно, так как наблюдается сокращение количества малых и средних предприятий, а также увеличение доли заемных средств и задолженности по кредитам.

В работе использовались статистические данные о состоянии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае, официальные материалы органов власти Приморского края, занимающиеся вопросами функционирования субъектов предпринимательства в регионе, а также электронные ресурсы сети Интернет по проблемам реализации государственной политики в отношении поддержки хозяйствующих субъектов.

Методологию исследования составили теоретико-правовые положения и научные подходы к пониманию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые рассматриваются в качестве деятельности органов власти по разработке мер, направленных на развитие хозяйствующих субъектов. В статье использовались такие методологические принципы, как системность, объективность, научность и оптимальность.

Целью данного исследования является анализ действующих механизмов поддержки МСП на территории Приморского края и определение проблем и перспектив развития указанной сферы.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу применяемых мер поддержки развития сферы МСП на территории Приморского края в условиях экономической нестабильности, вызванной санитарно-эпидемиологическими и санкционными ограничениями, а также обосновании необходимости совершенствования механизмов их реализации.

Приморский край остается лидером Дальневосточного федерального округа по основным показателям развития малого и среднего бизнеса. На Приморье приходится 27% субъектов МСП, 29,4% работников в сфере малого и среднего предпринимательства. Общий вклад малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Приморского края составляет, по оценке, 30,5% (что выше, чем по ДФО - 19,8% и по России -22,5%) [8] (Koroleva, Ivel'skaya, Volynchuk, Dolgikh, Tsiruk, 2017).

К мерам налогового стимулирования можно отнести увеличенное количество видов экономической деятельности, по которым начинающие предприниматели могут воспользоваться режимом «налоговые каникулы» (в течение двух налоговых периодов по ставке 0%) на 29 видов деятельности по УСН, на 13 видов по патентной системе налогообложения. Снижены налоговые ставки:

- в 2 раза и более по УСН для отдельных видов деятельности (доходы - с 6% до 3% либо до 1%, доходы-расходы - с 15% до 7,5% либо до 5%);

- в 4 раза по налогу на имущество для кинозалов (с 2% до 0,5%).

К мерам финансовой поддержки относятся работа Гарантийного фонда. Гарантийный фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитным, лизинговым договорам, договорам банковской гарантии, микрозайма, что позволяет повысить доступность кредитно-финансовых ресурсов. Размер поручительства - до 70% объема обязательств, но не более 50 млн. рублей (для сферы импортозамещения - до 70 млн рублей).

Срок поручительств - до 10 лет на реализацию инвестиционных проектов, до 3 лет - на иные цели.

Снижена комиссия за поручительство Гарантийного фонда Приморского края до 0,25% для всех субъектов МСП до 31 декабря 2022 года, введена упрощенная форма заявки на предоставление поручительства, для поручительств до 10 млн. рублей сокращен перечень документов, прилагаемых к заявке, позволяющий максимально сократить срок рассмотрения заявок (до 1 рабочего дня с момента поступления полного пакета документов, а для компаний, использующих в своей деятельности импортозамещение, до 31 декабря 2022 года была увеличена максимально возможная сумма поручительства до 70 млн. рублей, независимо от цели финансирования. По льготной ставке выдано 328 поручительств на сумму 1 751,40 млн рублей, объем финансирования субъектов МСП с участием Гарантийного фонда Приморского края составил 4 665,22 млн. рублей [10].

Деятельность Фонда развития Приморского края направлена на повышение доступности финансовых ресурсов для бизнеса. Фонд предоставляет льготные микрозаймы субъектам МСП до 5 млн рублей по ставке от 1% до 12% годовых, установлена возможность отсрочки по погашению основного долга по микрозаймам до 6 месяцев.

В 2022 г. утверждены новые льготные продукты для отдельных категорий субъектов МСП: участников внешнеэкономической деятельности, сельхозпроизводителей, производственных компаний, арендаторов государственного и муниципального имущества, предприятий IT-сферы, сферы туризма. Для этих категорий предусмотрены ставки по микрозаймам на уровне 3-5% годовых.

Кроме того, Фонд предоставляет займы промышленным предприятиям до 25 млн. рублей до 5% годовых, отсрочка по основному долгу составляет от 6 до 12 месяцев. Предусмотрена возможность выдачи Фондом грантов промышленным компаниям на компенсацию уплаченных процентов по кредитам: возмещается до 90%, но не более 50 млн рублей.

Поддержка социальных предприятий (субъектов малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем граждан и общества). Центр инноваций социальной сферы проводит акселерационные программы обучения для социальных предпринимателей, а также оказывает полный комплекс мер поддержки по реализации социальных проектов, участие - бесплатное.

Для социальных предприятий предусмотрены гранты из краевого бюджета в размере до 500 тыс. рублей. Полученные средства могут быть направлены на аренду или ремонт помещения, приобретение оборудования, присоединение к объектам инженерной инфраструктуры и другие направления расходов.

Снижена налоговая ставка до 1% по упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

Специально разработана программа предоставления льготных микрозаймов Микрокредитной компании Приморского края для социальных предприятий: до 5 млн рублей на срок до 3-х лет по ставке от 1% годовых. До 300 тыс. рублей не требуется залоговое обеспечение и стороннее поручительство. По заявлению предпринимателя предоставляется отсрочка оплате основного долга на период первых 6 месяцев с даты предоставления микрозайма.

Центр «Мой бизнес» на бесплатной основе оказывает комплексную информационно-консультационную поддержку по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности [17].

В 2022 году стартовало новое мероприятие - гранты молодым предпринимателям (в возрасте до 25 лет включительно) в размере до 500 тыс. рублей. Полученные средства могут быть направлены на аренду или ремонт помещения, приобретение оборудования, присоединение к объектам инженерной инфраструктуры и другие направления расходов.

Проведя анализ ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства в Приморском крае, а также рассмотрев систему действующих мер правовой и организационной поддержки, выявим эффективность их реализации. С этой целью был проведен анкетный опрос (весна 2023 г.) предпринимателей сферы МСП осуществляющих свою предпринимательскую деятельности на территории Приморского края.

Выборку составили 157 представителей МСП Приморского края, в возрасте от 25 до 53 лет. Социально-демографические и экономические характеристики респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Социально-демографические и экономические характеристики респондентов

Наименование показателя
Доля респондентов, %
Пол
Мужской
70,2
Женский
29,8
Возраст
От 25 до 53 лет
100
Тип предприятия
Микропредприятие
29,8
Малое предприятие
45,6
Среднее предприятие
24,6
Срок существования предприятия
Менее 1 года
15,8
От 2-х до 5 лет
28,1
От 5 до 9 лет
31,5
Свыше 10 лет
24,6
Вид деятельности
Торговля, услуги (бытовые, транспортные и т.д.), сельское хозяйство, гостиницы, туризм, строительство и ремонт, логистика
100
Источник: составлено авторами.

Экономический спад, вызванный санитарно-эпидемиологическими ограничениями, затронул все области хозяйственной деятельности. Ранее было обосновано, что в наибольшей степени от последствий данной кризисной ситуации пострадали субъекты малого и среднего бизнеса [3]. Рассмотрим ключевые проблемы МСП в Приморском крае, по мнению респондентов, в пандемийный период (рис.1).

Рисунок 1. Ключевые проблемы МСП в Приморском крае в период пандемии санитарно-эпидемиологических ограничений

Источник: составлено авторами

На первом месте среди проблем МСП, вызванных пандемией, респондентами отмечается отсутствие спроса (40,4 %). Далее следуют такие трудности, как невозможность выполнения кредитных обязательств (26,3 %) и высокая налоговая нагрузка (15,8 %). Наименьшее воздействие на опрошенных предпринимателей малых и средних форм хозяйствования оказали проблемные аспекты, связанные с оплатой труда (10,5 %) и платежами от контрагентов (7 %).

В целом данная ситуация подтверждается данными, представленными в таблице 2.1, где показано, что в это время выросли объемы задолженностей по кредитам и заемных средств субъектов МСП Приморского края (на 34,2 и 109,5 % соответственно). Далее оценим выручку респондентов в пандемийный период (рис. 2).

Рисунок 2. Оценка выручки субъектов МСП Приморского края в период пандемии COVID-19

Источник: составлено авторами

По мнению более половины респондентов (54,4 %), объемы продаж их бизнеса сократились. Почти треть опрошенных субъектов МСП Приморского края (29,8 %) отмечают, что размер выручки от их деятельности не изменился. При этом финансовые показатели 15,8 % предпринимателей, участвующих в опросе, выросли.

В целом сокращение объемов продаж предприятий малых и средних форм хозяйствования негативно повлияли на инвестиционную активность субъектов МСП [6]. Так, 47,4 % респондентов отмечают, что в кризис инвестиции в их компанию не осуществлялись. При этом 15,8 % опрошенных предпринимателей Приморского края указывают на их рост, где 15,8 % респондентов констатируют увеличение выручки от реализации своей деятельности. Рассмотрим состояние делового климата в Приморском крае в пандемийный и постпандемийный периоды (рис. 3).

Рисунок 3. Оценка респондентами состояния делового климата в Приморском крае в пандемийный (2019-2021 гг.) и постпандемийный периоды (2022 г. – начало 2023 г.)

Источник: составлено авторами

Анализ рисунка 3 свидетельствуют об улучшении состояния делового климата в Приморском крае, начиная с 2022 г., по сравнению с пандемийным периодом, что в целом подтверждается данными таблиц 2.2-2.3. Так, в 2021-2022 гг. наблюдается рост таких показателей, как количество субъектов МСП (на 1,2 %) и среднесписочная численность работников предприятий малого и среднего бизнеса (на 2,1 %).

Результаты анкетирования показали, что в течение 2022 г. поддержкой от государства в сфере малого и среднего предпринимательства воспользовались в совокупности 54,4 % респондентов, а 45,6 % – не воспользовались ей по разным причинам.

Наиболее значимыми мерам (открытый вопрос), предусмотренными для субъектов малого и среднего предпринимательства, респондентами отмечаются такие, как снижение налоговой нагрузки, прямое субсидирование и любая финансовая помощь от органов власти. Следовательно, финансовая помощь в большей степени востребована среди опрошенных предпринимателей, чем, например, правовая и организационная.

8,8 % респондентов указали на наличие проблем при получении государственной поддержки. Среди проблемных аспектов (открытый вопрос) ими отмечаются следующие: «Правильность указания ОКВЭД», «Ограниченный размер помощи», «Временный характер многих мер» и «Отсрочки по налоговым выплатам способствуют лишь накоплению долгов перед государством, которые придется отдавать».

Сосредотачивая внимание на полярных точках зрения, важно отметить, что 47,3 % опрошенных предпринимателей Приморского края высказывают позицию, что положение в экономике России положительное, а 10,6 % – отрицательное. На рисунке 4 представлено распределение респондентов в отношении изменений, произошедших в экономической ситуации Приморского края за последний год.

Рисунок 4. Оценка респондентами состояния экономической ситуации в Приморском крае в 2022 г.

Источник: составлено авторами

Большинство опрошенных представителей малого и среднего бизнеса Приморского края в той или иной степени отмечают ухудшение экономической ситуации в регионе (в совокупности 63,1 %) [14]. Следовательно, в характеристике респондентами состояния экономики в России в целом преобладают более положительные оценки, чем по региону.

Данный факт закономерен и подтверждается, например, данными, представленными в специальном докладе Президенту РФ (2021 г.), в котором 45,6 % субъектов МСП отрицательно оценивают состояние российской экономики. При этом 63 % респондентов отмечают ухудшение экономической ситуации в регионе проживания за последний год [75]. Рассмотрим степень важности реализуемых мер поддержки МСП в Приморском крае (рис. 5).

Рисунок 5. Оценка респондентами важности реализации мер поддержки МСП в Приморском крае

Источник: составлено авторами

На основании итогов анкетирования констатируем, что финансовые меры поддержки наиболее востребованы среди респондентов, чем правовые и организационные. Данный факт подтверждается результатами открытого вопроса о значимости помощи от государства, где опрошенными предпринимателями Приморского края были отмечены снижение налоговых ставок и прямое субсидирование [5].

В целом реализация программ поддержки МСП в Приморском крае оценивается респондентами на достаточно высоком уровне (средний балл – 4,3). При этом они в наибольшей степени удовлетворены функционированием организационной (институциональной) среды (средний балл – 4,1), а в наименьшей – финансовой поддержкой от органов власти (средний балл – 3,7). Рассмотрим степень воздействия проблем на ведение бизнеса в Приморском крае (рис. 6).

Рисунок 6. Оценка респондентами степени воздействия проблем на ведение бизнеса в Приморском крае

Источник: составлено авторами

По мнению опрошенных представителей малого и среднего бизнеса Приморского края, наиболее затрудняют ведение предпринимательской деятельности такие проблемы, как избыточная отчетность и излишний документооборот, высокая административная нагрузка и отсутствие поддержки МСП со стороны государства (средний балл – 4,7, 4,7 и 4,5 соответственно). Наименьшее воздействие оказывают недобросовестная конкуренция и коррупция (средний балл – 3,7). Респондентами отмечались и иные проблемные аспекты, которые негативно влияют на функционирование их бизнеса, среди них: «Несправедливость налоговой системы, которая обеспечивает разные условия для бизнесменов», «Плохое информирование о требованиях, в результате чего увеличивается количество выписанных штрафов» и «Большие налоги на заработную плату» (средний балл – 4,8).

Далее рассмотрим степень информированности респондентов о действующей поддержке МСП в Приморском крае и ее доступностью. Около половины респондентов (47,4 %) частично знают о реализуемых мерах поддержки субъектов МСП в регионе, а 33,3 % – полностью не осведомлены о них. Данный факт говорит о низком уровне информированности данным аспектом, а также подтверждается данными где 33,3 % опрошенных представителей МСП отмечают, что в течение 2022 г. не получали помощь от государства, предусмотренную для малого и среднего бизнеса, по причине отсутствия сведений о ней.

Более половины участников анкетирования (68,4 %) знакомы с работой центра «Мой бизнес», из которых лишь 38,6 % пользовались его услугами. При этом оценка качества их предоставления недостаточно высокая. Следовательно, можно констатировать о недостаточной информированности о данной бизнес-площадке и предлагаемых мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также как следствие низкой востребованности предлагаемых услуг в ее рамках.

В оценке респондентами доступности и простоты получения мер поддержки МСП в Приморском крае преобладают усредненные характеристики. Если сконцентрировать внимание на двух полярных значениях, то 33,3 % опрошенных предпринимателей не удовлетворены указанными параметрами данной помощи, а 22,8 % считают, что государственная помощь доступна.

В отношении респондентов к деятельности органов власти Приморского края по поддержке МСП преобладают положительные оценки (в совокупности 64,9 %) несмотря на то, что большинство из них отмечают ухудшение экономической ситуации в регионе (в совокупности 63,1 %). Данный факт свидетельствует о достаточно высокой оценке представителями малых и средних форм хозяйствования действий региональных властей в рассматриваемом направлении [7]. При этом 29,8 % опрошенных предпринимателей, получавших какую-либо государственную поддержку, считают, что ее недостаточно.

Таким образом, результаты проведенного анкетирования позволяют сделать ряд выводов.

Во-первых, информированность опрошенных предпринимателей о реализуемых мерах поддержки в отношении субъектов МСП Приморского края находится на достаточно низком уровне (33,3 % респондентов полностью не осведомлены).

Во-вторых, при получении помощи от государства представители малого и среднего бизнеса столкнулись с рядом проблем (8,8 %), среди которых зависимость от правильно указанного ОКВЭД и ограниченный размер поддержки.

В-третьих, наиболее востребованными среди участников анкетирования выступают финансовые меры поддержки, а не правовые и организационные.

В-четвертых, опрошенные предприниматели в наибольшей степени удовлетворены функционированием организационной (институциональной) среды, а в наименьшей – реализацией финансовой помощи от государства.

В-пятых, на ведение бизнеса в Приморском крае в высшей степени негативное влияние оказывают такие проблемные аспекты, как избыточная отчетность и излишний документооборот, высокая административная нагрузка и др.

Заключение.

Приморский край несмотря на все имеющиеся сложности развития сферы МСП сохраняет лидирующие позиции среди субъектов ДФО по ключевым результатам развития рассматриваемой сферы. Так, на его долю приходится около трети всех хозяйствующих субъектов, а также работников округа. Основными тенденциями развития МСП Приморского края выступают увеличение объемов государственной поддержки, привлечение инвестиций и расширение отраслевой структуры МСП, а также образование новых ниш в связи с уходом с рынка многих зарубежных компаний [11].

Мер государственной поддержки (включая правовые и организационные), действующих в Приморском крае, недостаточно, так как наблюдается сокращение количества малых и средних предприятий в регионе в период 2018-2022 гг. на 5 %, а также увеличение доли заемных средств на 109,5 % и задолженности по кредитам на 34,2 %. При этом анализ реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» в 2020-2021 гг. показал, что фактические значения показателей превышали плановые в несколько раз [12].

Анализ проведенного анкетирования показал, что в целом опрошенные представители МСП Приморского края считают, что действующей поддержки малого и среднего бизнеса в регионе недостаточно. Среди государственных мер, пользующихся наибольшим спросом среди респондентов, выделяются финансовые, а не правовые и организационные. При этом наибольшее негативное воздействие на ведение предпринимательской деятельности оказывают такие проблемы, как высокая административная нагрузка, избыточная отчетность и др.


Источники:

1. Батталова Л.М. Государственно-правовые механизмы как неотъемлемый фактор развития предприятий малого и среднего бизнеса // Образование и право. – 2023. – № 2. – c. 184-190.
2. Быкова Н.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства. / дис.,.. канд. эк. наук: 08.00.05 / Быкова Наталья Витальевна. - Санкт-Петербург, 2018. – 320 c.
3. Годовые отчеты об исполнении государственных программ Приморского края. Правительство Приморского края. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/34hzce (дата обращения: 29.06.2023).
4. Давыдова А.А., Конева А.А. Малое предпринимательство: сущность и функции // Стратегии бизнеса. – 2020. – № 12. – c. 330-336.
5. Департамент инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d13/ (дата обращения: 11.07.2023).
6. Информационный отчет о работе АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края» в 2022 году. Мой бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/34hzbs (дата обращения: 23.06.2023).
7. Информационный отчет о работе АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края» в 2021 году. Мой бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/34hzcu (дата обращения: 29.06.2023).
8. Королева Э.В., Ивельская Н.Г., Волынчук Я.А., Долгих В.А., Цирук А.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в контексте реализации Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8-1. – c. 174-179.
9. Меркулова А.В. К вопросу о субъектах предпринимательских отношений // Ученые записки ОГУ. – 2018. – № 4. – c. 243-245.
10. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в Приморье // Финансы Приморья: Министерство финансов Приморского края. – 2022. – № 8. – c. 14-15.
11. МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Правительство Приморского края. [Электронный ресурс]. URL: https://primorsky.ru/regionalnye-proekty/msp-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-initsiativy/ (дата обращения: 22.06.2023).
12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае: Закон Приморского края от 01.07.2008 г. № 278-КЗ (посл. ред. 27.02.2023). СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/30127802/ (дата обращения: 23.06.2023).
13. Смицких К.В. Оценка динамической эффективности развития предпринимательства. / К.В. Смицких, Т.В. Терентьева. - Москва: Издательский Дом РИОР, 2018. – 243 c.
14. Статистика развития МСП в Российской Федерации. Опора России. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/34hzZY (дата обращения: 10.07.2023).
15. Теребова С.В. Налоговое стимулирование малого бизнеса в условиях экономической нестабильности // Проблемы развития территории. – 2023. – № 1. – c. 92-112.
16. Тумунбаярова Ж.Б. Об определении понятия «малое предпринимательство» // Российское предпринимательство. – 2018. – № 5. – c. 18-24.
17. Центр поддержки предпринимательства. Мой бизнес: Институты развития бизнеса Приморского края. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--25-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/structure/cpp/ (дата обращения: 29.06.2023).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:27:37