Основные направления развития рынка онлайн-образования в России

Тагаров Б.Ж.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 8 (Август 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35384460
Цитирований: 38 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье выделены основные направления использования интернет-технологий в образовании и описана их специфика. Определены наиболее популярные методы монетизации онлайн-образования, включая платный контент, платные сертификаты, размещение рекламы и др. Автором рассмотрены меры российского правительства по внедрению интернет-технологий в образования, а также приведены целевые ориентиры приоритетного проекта, направленного на развитие онлайн-образования. Проанализирована степень проникновения онлайн-образования в основные сегменты рынка образования в России. Выявлен ряд проблем, мешающих развитию рынка-онлайн образования, в частности рассмотрена проблема теневой занятости в этом сегменте.

Ключевые слова: интернет, образование, экономика знаний, онлайн-образование

JEL-классификация: I21, D82, D22

Тезисы (Highlights):

  • • Несмотря на важность системы образования для современной экономики знаний, ее информатизация отстает от сферы торговли, финансовых услуг и многих других.
  • • Мировой рынок образования в 2017 году достиг объема в 5 трлн долларов. 3% данного рынка пришлось на рынок онлайн-образования.
  • • Можно выделить три аспекта использования Интернет в российском образовании: 1) это повышение эффективности работы существующей системы учебных заведений; 2) создание коммерческих курсов и образовательных услуг, предлагаемых бизнесом; 3) создание бесплатных интернет-ресурсов, предоставляющих образовательную информацию.
  • • Существуют следующие способы монетизации онлайн-образования: 1) платный доступ к контенту и услугам; 2) создание платформы для покупателей и продавцов образовательных услуг и взимание комиссии со сделок; 3) платный доступ к получению документов об образовании; 4) доходы рекламы; 5) привлечения клиентов к платным услугам, предоставляемым ее создателем с помощью бесплатного обучения.
  • • Правительство России развивает онлайн-образование путем создания интернет-портала с бесплатными онлайн-курсами, доступными населению.
  • • В 2016 году российским правительством был утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
  • • В России в 2016 году на онлайн-образование приходилось лишь 1,1% от общего объема рынка, что меньше среднемирового знания. По прогнозам экспертов к 2021 году доля онлайн-образования в России вырастет до 2,6%, а на мировом рынке – до 4-4,5%.
  • • Развитию онлайн-образования в России мешают следующие проблемы: 1) высокая доля государственного сектора; 2) высокий средний возраст кадров в образовании; 3) высокая роль брендов на рынке; 4) небольшой масштаб рынка онлайн-образования.

Источники:

1. Анохов И.В. Игровой аспект экономики // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 2(88). – С. 5-9.
Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционно-го образования в России. Концепт. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm.
Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/342961-budushchee-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-rost-i-ostorozhnye-investicii.
EdTech в России меньше, чем EdTech. Rb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/longread/edtech-v-rossii-menshe-chem-edtech.
Почему инвесторы видят потенциал в российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/23296-edtech-investigation.
6. Spence M. Job market signaling // Quarterly Journal of Economics. – 1973. – № 87(3). – С. 355-374.
Отчет: Сколько тратит и зарабатывает Wikipedia. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/8135-wikipedia-money.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция, 2018)
Современная образовательная цифровая среда Российской Федерации. Online.edu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://online.edu.ru/ru.
Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Edmarket.digital. [Электронный ресурс]. URL: https://edmarket.digital.
11. Чжан Д. Современное состояние цифровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в области цифровой экономики // Власть. – 2017. – № 9. – С. 37-46.
12. Суходолов А.П., Колпакова Л.А., Спасенников Б.А. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики // Всероссийский криминологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 258-267.
Бюллетень о сфере образования (март 2018): Развитие негосударственных вузов в России. Ac.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16511.pdf.
14. Уханов В.В. Подходы к определению понятия и сущности теневой экономики и анализу ее масштабов // Российское предпринимательство. – 2017. – № 22. – С. 3405-3418. – doi: 10.18334/rp.18.22.38452.
«Теневой» рынок труда: состояние и особенности формирования. Ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ranepa.ru/images/News/2016-06/09-06-2016-pokida-opros.pdf.
16. Жигас М.Г. Природа и сущность криптовалюты // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 8. – С. 201-207. – doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(2).201-207.
Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю. Индикаторы образования 2017. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 320 с.
Глава Минэкономразвития: доля государства в экономике России приблизилась к 50%. Mk.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/economics/2018/04/05/glava-minekonomrazvitiya-dolya-gosudarstva-v-ekonomike-rossii-priblizilas-k-50.html.
Суходолов А.П. и др. Современные информационно-телекоммуникационные технологии в управлении социально-экономическими системами. / Монография. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. – 21 с.

Страница обновлена: 23.01.2025 в 00:04:14