Основные направления развития рынка онлайн-образования в России

Тагаров Б.Ж.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 8 (Август 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35384460
Цитирований: 38 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье выделены основные направления использования интернет-технологий в образовании и описана их специфика. Определены наиболее популярные методы монетизации онлайн-образования, включая платный контент, платные сертификаты, размещение рекламы и др. Автором рассмотрены меры российского правительства по внедрению интернет-технологий в образования, а также приведены целевые ориентиры приоритетного проекта, направленного на развитие онлайн-образования. Проанализирована степень проникновения онлайн-образования в основные сегменты рынка образования в России. Выявлен ряд проблем, мешающих развитию рынка-онлайн образования, в частности рассмотрена проблема теневой занятости в этом сегменте.

Ключевые слова: интернет, образование, экономика знаний, онлайн-образование

JEL-классификация: I21, D82, D22

Тезисы (Highlights):

  • • Несмотря на важность системы образования для современной экономики знаний, ее информатизация отстает от сферы торговли, финансовых услуг и многих других.
  • • Мировой рынок образования в 2017 году достиг объема в 5 трлн долларов. 3% данного рынка пришлось на рынок онлайн-образования.
  • • Можно выделить три аспекта использования Интернет в российском образовании: 1) это повышение эффективности работы существующей системы учебных заведений; 2) создание коммерческих курсов и образовательных услуг, предлагаемых бизнесом; 3) создание бесплатных интернет-ресурсов, предоставляющих образовательную информацию.
  • • Существуют следующие способы монетизации онлайн-образования: 1) платный доступ к контенту и услугам; 2) создание платформы для покупателей и продавцов образовательных услуг и взимание комиссии со сделок; 3) платный доступ к получению документов об образовании; 4) доходы рекламы; 5) привлечения клиентов к платным услугам, предоставляемым ее создателем с помощью бесплатного обучения.
  • • Правительство России развивает онлайн-образование путем создания интернет-портала с бесплатными онлайн-курсами, доступными населению.
  • • В 2016 году российским правительством был утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
  • • В России в 2016 году на онлайн-образование приходилось лишь 1,1% от общего объема рынка, что меньше среднемирового знания. По прогнозам экспертов к 2021 году доля онлайн-образования в России вырастет до 2,6%, а на мировом рынке – до 4-4,5%.
  • • Развитию онлайн-образования в России мешают следующие проблемы: 1) высокая доля государственного сектора; 2) высокий средний возраст кадров в образовании; 3) высокая роль брендов на рынке; 4) небольшой масштаб рынка онлайн-образования.

Источники:

1. Анохов И.В. Игровой аспект экономики // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 2(88). – С. 5-9.
Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционно-го образования в России. Концепт. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm.
Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/342961-budushchee-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-rost-i-ostorozhnye-investicii.
EdTech в России меньше, чем EdTech. Rb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/longread/edtech-v-rossii-menshe-chem-edtech.
Почему инвесторы видят потенциал в российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/23296-edtech-investigation.
6. Spence M. Job market signaling // Quarterly Journal of Economics. – 1973. – № 87(3). – С. 355-374.
Отчет: Сколько тратит и зарабатывает Wikipedia. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/8135-wikipedia-money.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция, 2018)
Современная образовательная цифровая среда Российской Федерации. Online.edu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://online.edu.ru/ru.
Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Edmarket.digital. [Электронный ресурс]. URL: https://edmarket.digital.
11. Чжан Д. Современное состояние цифровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в области цифровой экономики // Власть. – 2017. – № 9. – С. 37-46.
12. Суходолов А.П., Колпакова Л.А., Спасенников Б.А. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики // Всероссийский криминологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 258-267.
Бюллетень о сфере образования (март 2018): Развитие негосударственных вузов в России. Ac.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16511.pdf.
14. Уханов В.В. Подходы к определению понятия и сущности теневой экономики и анализу ее масштабов // Российское предпринимательство. – 2017. – № 22. – С. 3405-3418. – doi: 10.18334/rp.18.22.38452.
«Теневой» рынок труда: состояние и особенности формирования. Ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ranepa.ru/images/News/2016-06/09-06-2016-pokida-opros.pdf.
16. Жигас М.Г. Природа и сущность криптовалюты // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 8. – С. 201-207. – doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(2).201-207.
Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю. Индикаторы образования 2017. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 320 с.
Глава Минэкономразвития: доля государства в экономике России приблизилась к 50%. Mk.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/economics/2018/04/05/glava-minekonomrazvitiya-dolya-gosudarstva-v-ekonomike-rossii-priblizilas-k-50.html.
Суходолов А.П. и др. Современные информационно-телекоммуникационные технологии в управлении социально-экономическими системами. / Монография. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. – 21 с.

Страница обновлена: 11.08.2025 в 00:38:17

 

 

The main trends of online education market development in Russia

Tagarov B.Zh.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 8 (August 2018)

Citation:

Abstract:
This article highlights the main trends of using Internet technologies in education and provides a description their specific features. We have defined the most popular methods of online education monetization, including paid content, paid certificates, placement of advertisement, etc. The author considers the measures taken by the Russian government to introduce Internet technologies into education, as well as the targets set for a priority project aimed at the development of online education. Analysis of the degree to which online education penetrates the major segments of the education market in Russia is provided. A number of issues that hinder the development of the online education market is revealed, in particular, the issue of shadow employment in this segment is considered.

Keywords: education, the Internet, online education, knowledge-driven economy

JEL-classification: I21, D82, D22

Highlights:

  • • Несмотря на важность системы образования для современной экономики знаний, ее информатизация отстает от сферы торговли, финансовых услуг и многих других.
  • • Мировой рынок образования в 2017 году достиг объема в 5 трлн долларов. 3% данного рынка пришлось на рынок онлайн-образования.
  • • Можно выделить три аспекта использования Интернет в российском образовании: 1) это повышение эффективности работы существующей системы учебных заведений; 2) создание коммерческих курсов и образовательных услуг, предлагаемых бизнесом; 3) создание бесплатных интернет-ресурсов, предоставляющих образовательную информацию.
  • • Существуют следующие способы монетизации онлайн-образования: 1) платный доступ к контенту и услугам; 2) создание платформы для покупателей и продавцов образовательных услуг и взимание комиссии со сделок; 3) платный доступ к получению документов об образовании; 4) доходы рекламы; 5) привлечения клиентов к платным услугам, предоставляемым ее создателем с помощью бесплатного обучения.
  • • Правительство России развивает онлайн-образование путем создания интернет-портала с бесплатными онлайн-курсами, доступными населению.
  • • В 2016 году российским правительством был утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
  • • В России в 2016 году на онлайн-образование приходилось лишь 1,1% от общего объема рынка, что меньше среднемирового знания. По прогнозам экспертов к 2021 году доля онлайн-образования в России вырастет до 2,6%, а на мировом рынке – до 4-4,5%.
  • • Развитию онлайн-образования в России мешают следующие проблемы: 1) высокая доля государственного сектора; 2) высокий средний возраст кадров в образовании; 3) высокая роль брендов на рынке; 4) небольшой масштаб рынка онлайн-образования.