инновационной экономике – инновационное вузовское образование

Хаирова С.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Инновационная экономика невозможна без инновационного образования. Потенциал, наработанный вузами, должен быть использован в части модернизации образовательного процесса путем их сетевого взаимодействия и получения эффекта синергии как на региональном, так и на федеральном уровнях. Трансформацию вузов региона целесообразно осуществлять в направлении формирования образовательного консорциума (отраслевого, территориального) в рамках которого может осуществляться вовлечение персонала и студентов вузов в инновационную деятельность.

Ключевые слова: высшее образование, инновационная инфраструктура, экономика знаний, инновационный рост, сетевое взаимодействие, образовательный консорциум



Центральным ресурсом новой экономики становится знание.

Ускорение развития экономики будет обеспечено, на наш взгляд, не только с помощью новых производственных технологий, но и благодаря более оперативному принятию решений и быстрой реализации всех управленческих операций. Сегодня главным условием роста эффективности экономики становится опережающее развитие интеллектуального и духовного уровня человека – производителя товаров и услуг.

Развитие инновационных способностей вузовского сектора науки, вовлечение в хозяйственный оборот результатов его научной деятельности станет реальным фактором, ускоряющим механизм распространения новых знаний и технологий в экономику страны.

Переход к стратегии инновационного роста и формирование прогрессивной структуры экономики предполагает некоторое сокращение доли торговли при относительном увеличении доли транспорта и связи, социальных услуг, рост доли экспорта деловых услуг. Это невозможно осуществить без определенных реформ в образовании.

Модернизация российской экономики и новые требования к вузам

Качество образования и инновационность вуза не зависят от его масштаба.

Инновационная экономика невозможна без инновационного образования и разработки образовательных программ в соответствии со спецификой региона в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

Серьезный потенциал, наработанный вузами, на наш взгляд, должен быть использован в части модернизации образовательного процесса путем их сетевого взаимодействия и получения синергического эффекта как на региональном, так и на федеральном уровнях. Это возможно посредством оптимального удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей реального сектора экономики, социальной сферы, науки, бизнеса в квалифицированных кадрах, конкурентоспособных как на отечественном, так и на мировом рынке труда. Таким образом, мы считаем вектор, направленный на интеграцию, целесообразным, с учетом профилей подготовки, размещения, эффективности работы.

Однако понятие «интеграция» зачастую понимается как недружественное поглощение одного вуза другим. И это недопустимо. При взаимодействии с другими вузами за основу необходимо брать не количественные, а качественные показатели, что должно привести к принципу паритетности в подготовке выпускников.

Необходим поиск новых организационно-экономических форм интеграции науки, образования и инноваций.

Трансформацию вузов целесообразно осуществлять в направлении генерации новых знаний и формирования инновационной интеллектуальной среды. В этих рамках может осуществляться полноценный переход на двухуровневую систему «бакалавриат – магистратура», предполагающий активное использование студентов, прежде всего магистратуры, в качестве важнейшей рабочей силы для исследований и разработок, реальное включение большинства преподавателей и студентов вуза в исследовательскую и инновационную деятельность.

Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики, как приоритет следующего десятилетия, требует:

– подготовки кадров с новыми компетенциями;

– формирование мощного источника инновационных идей и технологий;

– учет удельных и общих затрат на образовательный процесс в целом при определении места вуза на рынке образовательных услуг и выборе показателей.

Реорганизация внутривузовских структур

Необходима как интеграция как по вертикали, подразумевающая тесное взаимодействие всех уровней образования, так и интеграция «по горизонтали», то есть открытость образования нуждам и запросам экономики, науки, общества. Требуется также и применение логистического подхода к совершенствованию организации системы управления деятельностью, то есть органичное сочетание старых и новых методов управления в переходе к новой экономике – экономике знаний.

Мониторинг работы подразделений вуза по реализации федеральных стандартов, направленный на повышение компетенций и исследовательских мощностей, позволит вузам стать площадкой для аутсорсинга образовательных и исследовательских работ организаций реального сектора экономики, прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства.

В реорганизации нуждаются внутривузовские структуры, взаимодействующие с рынками труда и образовательных услуг. Функции формирования планового набора студентов в части платного образования, финансового и ресурсного обеспечения следует перенести на уровень подразделений.

Базовыми элементами инновационной инфраструктуры вуза, осуществляющими единство учебного и научного процесса, могут стать центры ответственности и логистический центр. Их можно рассматривать как ресурсные центры для предприятий и организаций отраслей экономики региона, осуществляющих консалтинговую, информационно-аналитическую деятельность.

Трудовые коллективы кафедр необходимо настроить на интрапренерство (командное предпринимательство) и креативные решения в организации учебного процесса, налаживание партнерских связей с властью и бизнесом региона.

Информационная система в вузе должна обеспечить возможность прогнозирования движения материальных, финансовых и информационных потоков, более четко определять перечень образовательных услуг и поведение участников рынка, пути увеличения объема образовательных услуг, повышения имиджа вуза, обосновывать необходимость проведения структурных изменений. Необходимо формирование базы данных вузов-партнеров и организаций, перспективных для вуза с точки зрения наращивания компетенций выпускников и создания малого инновационного предприятия при вузе.

Синтез образовательного процесса и научных исследований

Присутствуя на двух рынках (рынке образовательных услуг и рынке труда), вузы оказываются зависимыми от требований указанных рынков.

Работодатели, определяя требования к нанимаемому персоналу, руководствуются, прежде всего, теми компетентностями, которыми он обладает в совокупности с его способностями и личными качествами.

В то же время компетентность – это не просто обладание знаниями, но и возможность их гибкого применения.

Конкурентоспособность выпускника на рынке труда тем выше, чем большим набором компетентностей он обладает. Востребованность выпускника на рынке труда определяется уровнем его базы знаний, способностями и личными качествами.

Синтез образовательного процесса, научных исследований при поддержке федеральных и региональных органов власти в процессе формирования единой инновационной сети может стать реальным путем инновационного возрождения экономики, активизации ее научно-технического потенциала.

Сложность и многоплановость проблем информационно-образовательного обеспечения инновационных процессов очевидна. Речь идет о подготовке и переподготовке кадров для научно-технической и инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых менеджерских команд для управления реализацией конкретных предпринимательских проектов. Следует рассматривать как стратегическую цель возможность продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на региональные, межрегиональные, федеральный и зарубежный рынки.

Кадровое обеспечение

инновационной инфраструктуры Важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры является ее кадровое обеспечение. Уровень образованности, наличие соответствующих знаний, навыков, умений, компетенций и опыта определяют готовность и способность выпускников вуза к включению в инновационную деятельность.

Вариативный компонент стандарта должен отражать специфику образовательного учреждения и быть направленным на превращение социального опыта студента в опыт личности.

Принципиальным для компетентностного подхода является положение о неразрывном единстве целостности личностных свойств, знаний и умений человека.

Многопрофильная подготовка специалистов высокой квалификации позволит им трансформировать свои знания для инновационного применения передовых технологий в экономической деятельности.

Деятельность вуза должна быть публична. Необходимо наладить регулярное информирование общественности через открытые доступные информационные источники, найти пути по общественно-профессиональной оценке качества образования.

В программе развития вуза должен быть усилен акцент на инновационную компоненту в системе «вуз – организация». Связи с предприятиями региона могут затрагивать и сам образовательный процесс посредством организации мест практики и привлечению ведущих специалистов к ведению спецкурсов и стажировки на производстве для преподавателей вуза, совместной разработке образовательных программ как для студентов, так и для работников компаний. В вузе должен существенно вырасти сектор дополнительного профессионального образования, обеспечивающий повышение квалификации работников организаций – стратегических партнеров.

Трансформацию вузов региона целесообразно осуществлять в направлении формирования образовательного консорциума (отраслевого, территориального). В его рамках может осуществляться подготовка нового типа специалиста (бакалавра, магистра) на базе вовлечения персонала и студентов вузов в инновационную деятельность.


Источники:

1. Белаш, О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе [Текст] / О.Ю. Белаш // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – 1. – с. 97–107. – (Маркетинг в непроизводственной сфере). – ISSN 1028–5849. – Библиогр. 107 с.
2. Мельников, О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 384 с.
3. Проценко, О.Д. Логистические концепции // Бизнес и логистика – 2002: материалы 4-го Моск. междунар. логистического форума (ММЛФ–2002). – М., 2002. – 205 с.
4. Хаирова, С.М. Логистический сервис в глобальной экономике – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2004. – 200 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:17:07