инновационной экономике – инновационное вузовское образование
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Хаирова С.М. инновационной экономике – инновационное вузовское образование // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 114-118.
Аннотация:
Инновационная экономика невозможна без инновационного образования. Потенциал, наработанный вузами, должен быть использован в части модернизации образовательного процесса путем их сетевого взаимодействия и получения эффекта синергии как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Трансформацию вузов региона целесообразно осуществлять в направлении формирования образовательного консорциума (отраслевого, территориального) в рамках которого может осуществляться вовлечение персонала и студентов вузов в инновационную деятельность.
Ключевые слова: высшее образование, инновационная инфраструктура, экономика знаний, инновационный рост, сетевое взаимодействие, образовательный консорциум
Центральным ресурсом новой экономики становится знание.
Ускорение развития экономики будет обеспечено, на наш взгляд, не только с помощью новых производственных технологий, но и благодаря более оперативному принятию решений и быстрой реализации всех управленческих операций. Сегодня главным условием роста эффективности экономики становится опережающее развитие интеллектуального и духовного уровня человека – производителя товаров и услуг.
Развитие инновационных способностей вузовского сектора науки, вовлечение в хозяйственный оборот результатов его научной деятельности станет реальным фактором, ускоряющим механизм распространения новых знаний и технологий в экономику страны.
Переход к стратегии инновационного роста и формирование прогрессивной структуры экономики предполагает некоторое сокращение доли торговли при относительном увеличении доли транспорта и связи, социальных услуг, рост доли экспорта деловых услуг. Это невозможно осуществить без определенных реформ в образовании.
Модернизация российской экономики и новые требования к вузам
Качество образования и инновационность вуза не зависят от его масштаба.
Инновационная экономика невозможна без инновационного образования и разработки образовательных программ в соответствии со спецификой региона в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Серьезный потенциал, наработанный вузами, на наш взгляд, должен быть использован в части модернизации образовательного процесса путем их сетевого взаимодействия и получения синергического эффекта как на региональном, так и на федеральном уровнях. Это возможно посредством оптимального удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей реального сектора экономики, социальной сферы, науки, бизнеса в квалифицированных кадрах, конкурентоспособных как на отечественном, так и на мировом рынке труда. Таким образом, мы считаем вектор, направленный на интеграцию, целесообразным, с учетом профилей подготовки, размещения, эффективности работы.
Однако понятие «интеграция» зачастую понимается как недружественное поглощение одного вуза другим. И это недопустимо. При взаимодействии с другими вузами за основу необходимо брать не количественные, а качественные показатели, что должно привести к принципу паритетности в подготовке выпускников.
Необходим поиск новых организационно-экономических форм интеграции науки, образования и инноваций.
Трансформацию вузов целесообразно осуществлять в направлении генерации новых знаний и формирования инновационной интеллектуальной среды. В этих рамках может осуществляться полноценный переход на двухуровневую систему «бакалавриат – магистратура», предполагающий активное использование студентов, прежде всего магистратуры, в качестве важнейшей рабочей силы для исследований и разработок, реальное включение большинства преподавателей и студентов вуза в исследовательскую и инновационную деятельность.
Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики, как приоритет следующего десятилетия, требует:
– подготовки кадров с новыми компетенциями;
– формирование мощного источника инновационных идей и технологий;
– учет удельных и общих затрат на образовательный процесс в целом при определении места вуза на рынке образовательных услуг и выборе показателей.
Реорганизация внутривузовских структур
Необходима как интеграция как по вертикали, подразумевающая тесное взаимодействие всех уровней образования, так и интеграция «по горизонтали», то есть открытость образования нуждам и запросам экономики, науки, общества. Требуется также и применение логистического подхода к совершенствованию организации системы управления деятельностью, то есть органичное сочетание старых и новых методов управления в переходе к новой экономике – экономике знаний.
Мониторинг работы подразделений вуза по реализации федеральных стандартов, направленный на повышение компетенций и исследовательских мощностей, позволит вузам стать площадкой для аутсорсинга образовательных и исследовательских работ организаций реального сектора экономики, прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства.
В реорганизации нуждаются внутривузовские структуры, взаимодействующие с рынками труда и образовательных услуг. Функции формирования планового набора студентов в части платного образования, финансового и ресурсного обеспечения следует перенести на уровень подразделений.
Базовыми элементами инновационной инфраструктуры вуза, осуществляющими единство учебного и научного процесса, могут стать центры ответственности и логистический центр. Их можно рассматривать как ресурсные центры для предприятий и организаций отраслей экономики региона, осуществляющих консалтинговую, информационно-аналитическую деятельность.
Трудовые коллективы кафедр необходимо настроить на интрапренерство (командное предпринимательство) и креативные решения в организации учебного процесса, налаживание партнерских связей с властью и бизнесом региона.
Информационная система в вузе должна обеспечить возможность прогнозирования движения материальных, финансовых и информационных потоков, более четко определять перечень образовательных услуг и поведение участников рынка, пути увеличения объема образовательных услуг, повышения имиджа вуза, обосновывать необходимость проведения структурных изменений. Необходимо формирование базы данных вузов-партнеров и организаций, перспективных для вуза с точки зрения наращивания компетенций выпускников и создания малого инновационного предприятия при вузе.
Синтез образовательного процесса и научных исследований
Присутствуя на двух рынках (рынке образовательных услуг и рынке труда), вузы оказываются зависимыми от требований указанных рынков.
Работодатели, определяя требования к нанимаемому персоналу, руководствуются, прежде всего, теми компетентностями, которыми он обладает в совокупности с его способностями и личными качествами.
В то же время компетентность – это не просто обладание знаниями, но и возможность их гибкого применения.
Конкурентоспособность выпускника на рынке труда тем выше, чем большим набором компетентностей он обладает. Востребованность выпускника на рынке труда определяется уровнем его базы знаний, способностями и личными качествами.
Синтез образовательного процесса, научных исследований при поддержке федеральных и региональных органов власти в процессе формирования единой инновационной сети может стать реальным путем инновационного возрождения экономики, активизации ее научно-технического потенциала.
Сложность и многоплановость проблем информационно-образовательного обеспечения инновационных процессов очевидна. Речь идет о подготовке и переподготовке кадров для научно-технической и инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых менеджерских команд для управления реализацией конкретных предпринимательских проектов. Следует рассматривать как стратегическую цель возможность продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на региональные, межрегиональные, федеральный и зарубежный рынки.
Кадровое обеспечение
инновационной инфраструктуры Важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры является ее кадровое обеспечение. Уровень образованности, наличие соответствующих знаний, навыков, умений, компетенций и опыта определяют готовность и способность выпускников вуза к включению в инновационную деятельность.
Вариативный компонент стандарта должен отражать специфику образовательного учреждения и быть направленным на превращение социального опыта студента в опыт личности.
Принципиальным для компетентностного подхода является положение о неразрывном единстве целостности личностных свойств, знаний и умений человека.
Многопрофильная подготовка специалистов высокой квалификации позволит им трансформировать свои знания для инновационного применения передовых технологий в экономической деятельности.
Деятельность вуза должна быть публична. Необходимо наладить регулярное информирование общественности через открытые доступные информационные источники, найти пути по общественно-профессиональной оценке качества образования.
В программе развития вуза должен быть усилен акцент на инновационную компоненту в системе «вуз – организация». Связи с предприятиями региона могут затрагивать и сам образовательный процесс посредством организации мест практики и привлечению ведущих специалистов к ведению спецкурсов и стажировки на производстве для преподавателей вуза, совместной разработке образовательных программ как для студентов, так и для работников компаний. В вузе должен существенно вырасти сектор дополнительного профессионального образования, обеспечивающий повышение квалификации работников организаций – стратегических партнеров.
Трансформацию вузов региона целесообразно осуществлять в направлении формирования образовательного консорциума (отраслевого, территориального). В его рамках может осуществляться подготовка нового типа специалиста (бакалавра, магистра) на базе вовлечения персонала и студентов вузов в инновационную деятельность.
Источники:
2. Мельников, О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 384 с.
3. Проценко, О.Д. Логистические концепции // Бизнес и логистика – 2002: материалы 4-го Моск. междунар. логистического форума (ММЛФ–2002). – М., 2002. – 205 с.
4. Хаирова, С.М. Логистический сервис в глобальной экономике – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2004. – 200 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:17:07