Проектная модель реализации инновационного потенциала вузовского сектора науки в системном взаимодействии «наука - образование - производство»
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (43), Июль 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112929
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В экономике взят курс на осуществление процессов модернизации. Решающая роль в этих процессах принадлежит вузовскому сектору науки и реализации его потенциала для поддержания и развития инновационных преобразований. Отсутствует системная зависимость между наукой, образованием и производством. Это вызывает необходимость разработки модели взаимосвязи, которая в статье представлена как 3 блока: вуз - производство - инновационный центр, инструментарий регулирования, алгоритм действий.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, производство, образование, защита интеллектуальной собственности, инновационный потенциал, наука и бизнес, вузовский сектор науки, налогово-кредитное стимулирование, проектная модель
Разработка и реализация стратегических проектов взаимосвязи производственной и научно-образовательной деятельности в процессе модернизации российской экономики является ключевым вопросом проведения инновационных преобразований. В этих условиях назрела необходимость серьезных структурных изменений. Сегодня, когда экономическая безопасность государства в силу геополитических факторов находится под угрозой, а внутри страны отсутствует согласованность действий и интересов между субъектами хозяйствования, проблема установления устойчивых взаимосвязей научно-образовательных и производственных бизнес-структур приобретает немалую актуальность.
Приоритетные направления
Остро стоит проблема эффективного использования инновационного потенциала вузовского сектора науки (ИПВСН). Она осложняются тем, что в программах экономического развития отсутствует системный мониторинг функционирования предпринимательских структур. При разработке планов и прогнозов по осуществлению инновационных преобразований выявляется проблема методического и методологического обеспечения взаимосвязи научно-образовательной деятельности с бизнес-структурами, а также отсутствие координации действий рынка труда и рынка образовательных услуг. Значительное замедление темпов внедрения научно-технических достижений в сфере материального производства и сферы услуг, падение производительности труда и уровня использования технологий сокращают спрос не только на специалистов с высшим образованием, но и затрагивают вопросы реализации научных разработок, выполненных на базе вузовского сектора науки (ВСН).
Решение этих проблем ставит необходимость определения приоритетов в системе взаимозависимостей «наука-образование-производство».
Среди первостепенных задач процесса модернизации российской экономики можно выделить следующие:
1. проведение инвентаризации существующих основных фондов национальной экономики – это вызывает необходимость разработки методического инструментария по оценке состояния основных фондов для обеспечения конкурентоспособности отраслей;
2. определение стратегических параметров роста производительности труда и конкурентоспособности продукции с одновременным снижением ее себестоимости;
3. оценка суммарной потребности производства в инвестициях и внедрении инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность научных разработок и продукции на мировых рынках.
В целом ситуация в экономике страны, особенно регионов (в частности, Забайкальского и Дальневосточного) негативна: архаизмы, коллизии, проблемы, которые общесистемны и требуют взвешенной стратегии и системного подхода к решению рассматриваемых задач. Структура экономики не меняется: основные индикаторы явно указывают на отсутствие практического движения по изменению сырьевой модели на инновационную экономику. [1].
Механизмы управления системными зависимостями в процессе реализации ИПВСН
При отсутствии методической обеспеченности процессов реализации ИПВСН необходим алгоритм его использования и активизации деятельности инновационных центров по типу бизнес-инкубаторов.
Взаимосвязь и согласованность действий в системе «наука-образование-производство» может быть представлена в проектной модели, включающей три блока механизмов управления системными зависимостями в процессе реализации ИПВСН.
1. Вуз-инновационные центры-производство. Вуз готовит кадры, находясь в авангарде технического и теоретического прогресса, проводя научно-практические и исследовательские работы. Эта система должна опираться на передовые методы из полученных и накопленных знаний. Добытые на этой основе новые знания должны использоваться в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности. В результате взаимодействия с инновационными центрами появляются научные наработки, разработки, которые через бизнес-инкубатор могут оформляться в проекты привлечения средства по обслуживанию в маркетинговом, экономическом, бухгалтерском направлении и т.д.
Для осуществления опытно-конструкторских работ вуз и бизнес-инкубатор привлекают производственные организации с целью создания мелкосерийного и серийного производства, совместных лабораторий и сборочных производств. Интерес вуза и бизнес-инкубатора в производстве очевиден, он выражается в повышении квалификации сотрудников и учащихся, получении практических навыков (компетенций). Кроме того, интерес производства состоит в получении заказов на производство новой конкурентоспособной продукции вузов, подготовке кадров, оптимизации расходов на производство в партнерстве с вузом и т.д.
2. Инструменты: налогово-кредитное стимулирование, правовая защищенность интеллектуальной собственности. Необходимы гибкие операционные возможности для вузов, организаций и разработчиков, бизнесменов, жестко и неотвратимо учитывающие интересы заинтересованных сторон. Кредитно-денежная политика должна стимулировать доступ вузов, малых инновационных компаний к кредитно-денежным ресурсам по ставке не выше 10% годовых на срок от 6 лет и выше.
Одним из вариантов кредитования может быть оформление кредита без залога и поручительства, но с персональной гражданской ответственностью. В российском общесистемном отношении на первом этапе важно оставить программы субсидирования начальной деятельности предприятия. Желательно увеличить суммы финансирования, ужесточить условия и требования к конкурсантам, но при условии изменения принципа деятельности фонда и структуры финансирования. Средства, неизрасходованные в отчетный период должны переноситься на следующий расчетный период с накоплением к поступающим средствам. Фонд при этом может иметь право размещения излишек средств в акции и облигации, предприятия и другие инструменты с целью заработка и расходования ресурсов на цели развития по профилю деятельности организаций. Необходимо разработать стратегию по переводу фонда на самоокупаемость за счет начальных государственных субсидий и настроить механизм на получение стабильной коммерческой прибыли фондом с обязательной частью расходов на субсидирование малых инновационных компаний.
Эффективность деятельности ВСН и бизнес-структур рассматривается в соответствии с задачей увеличения числа эффективных малых инновационных предприятий, на уровне которых может быть задействован и апробирован результат деятельности ВСН. Все это нужно и возможно только при общесистемном подходе в целом. Вуз также должен иметь законодательную и практическую возможность участвовать в организации, софинансировании малых инновационных компаний и извлечении прибыли из них. Такая возможность предоставляется в рамках федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [2].
3. Алгоритм. При нормальных рабочих условиях, вуз должен перестроить учебный процесс, исходя из текущих и перспективных потребностей экономики региона, страны, мировой экономики. Так, необходимо выстраивать учебные программы, опираясь не только на обязательный стандарт, но и на конкретные исследования рынка труда и развития профильных отраслей и технологий применительно к внутреннему и глобальному рынку [3]. Применительно к конкретному виду деятельности, например, информационные технологии, автомобильное дело, дизайн, сервис и мода, электроника и защита информации и т.п. не могут быть эффективными без осуществления перестройки учебного процесса и лабораторной базы.
Прикладные аспекты проектной модели проявляются в том, что в научно-образовательной деятельности можно начать с использования опыта, технологий и ресурсных возможностей передовых компаний, лидеров рынка, которые зачастую сами стремятся прийти в систему высшего образования со своими программами. Невозможно обеспечить эффективность процесса реализации ИПВСН без:
В заключении необходимо сказать о разработке новых организационно-экономических систем регулирования инфраструктурных комплексов поддержки малого предпринимательства, в которых эффективно может быть задействован инновационный потенциал вузовского сектора науки.
Выводы
Несмотря на выявленные проблемы по осуществлению процессов модернизации в силу противоречивости законодательной базы сдерживается функционирование у предлагаемой проекторной модели взаимосвязи науки, образования и производства, новаторские преобразования и вероятность увеличения конечных показателей. Это ставит вопрос о необходимости создания единого информационного пространства и инновационной инфраструктуры для активизации деятельности малого предпринимательства, что может быть рассмотрено как методическая основа и проектная модель реализации ИПВСН.
На наш взгляд, проектная модель позволит ускорить формирование инновационной бизнес-среды, обеспечит процесс осуществления эффективного мониторинга, производство и продвижение инновационных идей и технологий на внутренние и международные рынки, а также обеспечит переход экономики как отдельных регионов, так и России на инновационный путь развития.
Источники:
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 № 217-ФЗ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fs2b.ru/.
3. Николаева Л.А. Проектное управление в системе формирования инновационной инфраструктуры региона / Г.П. Старкова, Л.А. Николаева, В.В. Бездольный // Российский регион: проблемы развития и управления. Всерос. науч.-практ. конф. (2008; Волгоград). – М: ООО «Глобус», 2009.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:25:11