Основные принципы трансформации вуза социально-гуманитарного профиля в предпринимательский университет: кейс Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Штыхно Д.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать:
Штыхно Д.А. Основные принципы трансформации вуза социально-гуманитарного профиля в предпринимательский университет: кейс Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 501-508. – doi: 10.18334/epp.11.2.111641.

Аннотация:
В статье рассматриваются факторы, оказывающие воздействие на формирование предпринимательской среды в вузах социально-гуманитарного профиля, предлагается модель трансформации вуза в предпринимательский университет с учетом перспектив развития вузовского консалтинга

Ключевые слова: предпринимательская среда, развитие вуза, коммерциализация, управленческий консалтинг

JEL-классификация: I23, I28, M13



Введение

Подготовка предпринимателей, в том числе в отраслях непроизводственной сферы, – коммерсантов, финансистов, мерчандайзеров, способных вывести российскую экономику на высокий международный уровень, была указана в качестве цели создания в 1907 г. Московского коммерческого института (предшественника Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова): «Давать высшее коммерческое и политико-экономическое образование». Институт был сформирован на базе курсов по подготовке преподавателей для Мужского и Женского коммерческого училищ, открытых в 1903–1905 гг. Московским обществом распространения коммерческого образования (М.О.Р.К.О.) на средства крупнейших купцов, финансистов, промышленников России, поставщиков императорского двора.

На протяжении всего периода своего существования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова готовил специалистов, необходимых для роста и развития национальной экономики. В начале 1990-х гг. в университете (тогда – академии) начали появляться образовательные программы, направленные на формирование навыков, которых требовала формирующаяся рыночная экономика. В 1991 г. был создан факультет бизнеса и делового администрирования, а к середине 1990-х гг. около 1% выпускников академии являлись частными предпринимателями (преимущественно в сфере торговли и оказания услуг) в течение пары лет после окончания обучения. Постепенно курсы, способствующие формированию предпринимательских навыков, стали включаться в программы подготовки по инженерным и технологическим специальностям, затем – в сфере информатики. С конца 1990-х гг. во многих вузах социально-гуманитарного профиля (тех, где основная или значительная часть программ реализуется по общественным наукам, по современному перечню – это укрупненные группы направлений подготовки 38.00.00 «Экономика и управление», 39.00.00 «Социология и социальная работа», 40.00.00 »Юриспруденция», 42.00.00 »Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», 43.00.00 »Сервис и туризм») начали развиваться образовательные программы, направленные на подготовку предпринимателей.

В конце 2000-х гг. были сделаны первые шаги по развитию технологического предпринимательства в вузах. Однако на уровне законодательства определения многих понятий сферы предпринимательства не менялись с 1990-х гг., хотя к этому времени были осуществлены определенные меры как по либерализации предпринимательской деятельности, так и по созданию структур, призванных содействовать развитию предпринимательства, в том числе в вузовской среде [1].

Стратегические ориентиры для вузов

После кризисов 1998 г. и особенно 2008–2009 гг. государство стало декларировать содействие развитию предпринимательству в качестве одной из приоритетных задач. В 2007 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а в 2009 г. был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [1].

В 2011 г. на полях IV Петербургского международного инновационного форума вице-президент по образованию и исследованиям Фонда «Сколково» О. Алексеев и ректоры ряда российских вузов подписали декларацию о создании Ассоциации предпринимательских университетов России [2]. В числе подписантов – Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО), Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»). Ассоциация была создана для содействия формированию государственной политики, продвижения передового российского опыта, активного включения в процессы трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вузов, развития эффективного партнерства вузов с государственными органами власти и бизнеса в рамках модели предпринимательского университета как одного из компонентов «тройной спирали» Г. Ицковитца и Л. Лейдесдорфа [8] (Itskovits, 2010). Весной 2012 г. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на конференции «Развитие инновационно-технологического предпринимательства в университетах» в Московской школе управления «Сколково» подписал Соглашение о вступлении в Ассоциацию предпринимательских университетов.

Практика показала, что Федеральный закон № 217-ФЗ лишь декларировал возможность создания хозяйственных обществ при вузах и НИИ, но не устранил препятствия к этому. Тем не менее к 2013 г. в России было создано около 1800 МИПов, а доход одного МИПа в среднем вырос с 800 тысяч рублей в 2011 г. до 2,7 млн рублей в 2012 г. [6] (Smirnov, 2013).

Новый импульс развитие вузовского предпринимательства получило в 2018 г., когда был утвержден паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», разработанный Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3]. Нацпроект предполагает реализацию мер поддержки предпринимателей на всех этапах жизненного цикла развития бизнеса: появление идеи начать бизнес, регистрация и получение доступного финансирования, имущественная поддержка, последующая реализация проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство), расширение бизнеса с выходом на экспорт. Нацпроект включает пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и «Популяризация предпринимательства».

В начале 2020 г. президент «Опоры России» А. Калинин направил членам рабочей группы по обсуждению поправок в Конституцию предложение включить в часть 1 статьи 114 новое полномочие Правительства РФ: функцию содействия развитию предпринимательства и частной инициативы. Чуть позже глава государственной корпорации развития ВЭБ.РФ И. Шувалов высказал схожее предложение – в качестве поправок в Конституцию внести определение предпринимательства [7]. Эти примеры показывают, что при практической реализации мер содействия развитию предпринимательства полномочия (права, обязанности) органов исполнительной власти не всегда оказываются достаточными для формирования продуктивной и эффективной предпринимательской среды.

Разрабатываемая Министерством науки и высшего образования РФ программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» [4] также предусматривает формирование вузами предпринимательской среды и коммерциализацию вузовских научно-технических разработок, в том числе посредством создания МИП и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Однако для вузов социально-гуманитарного профиля коммерциализация научных разработок в формате лицензий на использование РИД или на использование патентов, а также создание малых инновационных предприятий оказывается малоприемлемой. Более перспективной формой представляется получение дохода от оказания научно-технических услуг и консультационных услуг (консалтинга). К наиболее перспективным видам консалтинговых проектов для вузов социально-гуманитарного профиля можно отнести стратегическое планирование и прогнозирование развития организаций, определение конкурентоспособности и изучение конъюнктуры рынка, определение эффективности системы управления и развитие организационной структуры, управление проектами, управление инновациями, управление качеством, управление цифровизацией [4] (Nikonchuk, Raychuk, 2004).

Принципы формирования среды предпринимательского университета

Свой вклад в обеспечение социально-экономического прорыва России с целью улучшения качества жизни населения и повышения ее глобальной конкурентоспособности в научно-образовательной и инновационной сфере РЭУ им Г.В. Плеханова предполагает реализовать путем концентрации усилий на формировании предпринимательской среды и культуры в обществе за счет воспроизводства новых научных знаний, элитных кадров и инноваций в приоритетных направлениях деятельности.

Новая стратегия развития РЭУ им. Г.В. Плеханова на период с 2021 г. по 2030 г. предполагает формирование экосистемы инновационной деятельности и предпринимательства, включающей собственную специальную инфраструктуру развития инновационной деятельности и систему сетевых взаимодействий с ведущими российскими и зарубежными университетами, научными организациями, предприятиями, инвесторами, центрами поддержки инноваций.

В качестве стратегической цели определено формирование университета предпринимательства мирового уровня, отвечающего международным стандартам качества науки, образования, цифровой экономики и инновационной деятельности, обеспечивающего воспроизводство нового научного и экспертного знания, социальных и технологических инноваций, востребованных в мировой и отечественной науке и экономике, реализующего стратегии опережающего непрерывного образования и, таким образом, вносящего существенный вклад в ответы на вызовы, стоящие перед Российской Федерацией.

Основными принципами реализации стратегии являются:

1. Значительное расширение коммерциализации генерируемых университетом ноу-хау и активное внедрение технологических и цифровых инноваций.

2. Сетевое взаимодействие с научно-образовательным и бизнес-сообществом, развитие кадрового потенциала и интернационализации, создание в РЭУ необходимой инфраструктуры.

3. Интеграция в экономику города Москвы и регионов, в которых расположены филиалы университета, расширение взаимодействия с промышленными предприятиями, региональными органами власти, институтами региональной экономической и инновационной систем.

За основу взята модель предпринимательского университета, которая строится на шести основных принципах:

1. Предпринимательство как дисциплина: предпринимательство преподается на всех образовательных программах и отражает подход к хозяйственной деятельности в любом секторе экономики, основанный на выявлении возможностей развития, разработке бизнес-идеи и вариантов ее ресурсного обеспечения. Преподавание предпринимательства должно включать все виды и формы предпринимательской деятельности – от государственного предпринимательства через владельческое управление до особенностей малого и среднего бизнеса.

2. Предпринимательство как метод обучения: выбор наиболее подходящего метода и технологии для достижения планируемого результата с учетом особенностей целевой аудитории. Преподаватели имеют свободу выбора методов и технологий, и креативный творческий подход всячески поддерживается и стимулируется. Студенты имеют возможность получить навыки предпринимательства через учебные задания, проекты и практики [5] (Saginova, Grishina, Shtyhno, 2017).

3. Предпринимательство в организации и управлении: формирование творческих коллективов и проектных групп, гибкая адаптивная организационная структура с существенной децентрализацией процессов принятия решения, выделение приоритетных прорывных направлений развития.

4. Предпринимательская культура: корпоративная культура университета, характеризующаяся инновационностью, готовностью принять на себя риск новых видов деятельности, социальной ответственностью, лидерством [2] (Dokukina, 2017).

5. Партнерство с бизнесом, которое развивается по всем направлениям деятельности и в различных формах, как традиционных для вуза (организация практики, привлечение практиков к преподаванию), так и через консалтинговые проекты, хозяйственные общества, участие в профессиональных сообществах, экспертную деятельность, развитие бизнес-инкубаторов и т.п.

6. Интернационализация: современный бизнес не ограничен национальными границами, предпринимательская инициатива использует ресурсы международного сотрудничества [3] (Kireeva, Slepenkova, Shipunova, Iskandaryan, 2017).

Заключение

Статус и позиционирование предпринимательского университета предполагает капитализацию проводимых университетом научных исследований в виде зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, внедрения в образовательный процесс и развития предпринимательских инициатив. Важнейшим направлением деятельности предпринимательского университета является консалтинг различных видов: прикладные исследования, отраслевой и внутрифирменный анализ, консультирование предпринимателей на разных этапах их развития. Для институциализации новых направлений, выявленных в ходе научных исследований и консалтинговых проектов, потребуется создание исследовательских центров и центров компетенций.

Ресурсы для превращения РЭУ им. Г.В. Плеханова в предпринимательский университет включают историческое наследие университета, опыт преподавания предпринимательства как дисциплины применительно к разным отраслям и сферам деятельности, опыт проектного обучения, наличие у преподавательского состава предпринимательского опыта, наличие прикладных исследований, наличие консалтинговых проектов и поддержки стартапов в бизнес-инкубаторе. При этом отмечается недостаток опыта патентной деятельности и коммерциализации разработок.

Таким образом, предпринимательский университет, формируемый РЭУ им. Г.В. Плеханова, является инкубатором новых бизнес-идей и бизнес-процессов для других вузов, оказывая им методическую и интеллектуальную поддержку, управленческий консалтинг и развивая различные виды сотрудничества.

[1] Федеральный закон Российской Федерации № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а в 2009 г. был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902168810 (дата обращения: 06.01.2021 г.)

[2] Официальные итоги IV Петербургского Международного Инновационного Форума. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nanonewsnet.ru/news/2011/ofitsialnye-itogi-iv-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-innovatsionnogo-foruma (дата обращения: 06.01.2021 г.)

[3] Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 21 июля 2020 года). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения:: 12.01.2021)

[4] Программа стратегического академического лидерства. [Электронный ресурс]. URL: https://psal.ru/ дата обращения: 12.01.2021).


Источники:

1. Материал заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России «О развитии студенческого технологического предпринимательства». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/27805 (дата обращения: 24.01.2021).
2. Докукина А.А. Стратегия лидерства в управлении организацией в период экономического кризиса // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – c. 317-329. – doi: 10.18334/rp.18.3.37298 .
3. Киреева Н.С., Слепенкова Е.В., Шипунова Т.С., Искандарян Р.А. Повышение конкурентоспособности вузов: международный опыт академического предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 20. – c. 2909-2922. – doi: 10.18334/rp.18.20.38418.
4. Никончук Е.Г., Райчук Д.Ю. Об опыте управленческого консалтинга в высшей школе // Управление. – 2004. – № 2(30). – c. 27-29.
5. Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А. Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – c. 417-425. – doi: 10.18334/rp.18.3.37306.
6. Смирнов С. Доходы малых инновационных предприятий растут. Наука и жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkj.ru/news/21768 (дата обращения: 24.01.2021).
7. Александр Калинин предложил в Конституции закрепить за Правительством РФ функцию содействия развитию предпринимательства. Опора россии. [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/news/aleksandr-kalinin-predlozhil-v-konstitutsii-zakrepit-za-pravitelstvom-rf-funktsiyu-sodeystviya-razvi.html?sphrase_id=1462416 (дата обращения: 24.01.2021).
8. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты, предприятия, государство. Инновации в действии. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010. – 107 c.

Страница обновлена: 24.02.2021 в 20:43:27