Повышение конкурентоспособности системы образования на основе масштабного бенчмаркинга
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (92), Август 2014
Цитировать:
Екшикеев Т.К. Повышение конкурентоспособности системы образования на основе масштабного бенчмаркинга // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 8. – С. 107-112.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30103977
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена проблемам повышения конкурентоспособности вузовского образования на основе бенчмаркинга. Мониторинг вузов рассматривается как начальный этап аналитического бенчмаркинга, инициатором которого выступает Министерство образования и науки.
Ключевые слова: инновации, образование, конкуренция, мониторинг, компетенции, потребители, бенчмаркинг, образовательное пространство, конкурентоспособность вузов
Реформирование отечественной системы образования направлено на повышение его качества как объективно необходимое условие, сдерживающее развитие инновационного и интеллектуального потенциала государства. Данный тезис подчеркивается в целом ряде публикаций [1, 4, 5, 6], в которых рассматриваются различные аспекты развития отечественной экономики на различных уровнях ее функционирования. Ключевым моментом в данном контексте является вывод о том, что уровень и качество образования в настоящее время должны быть существенно повышены, поскольку это будет в перспективе определять конкурентоспособность страны.
Мониторинг вузов
Современный этап реформирования системы образования затрагивает практически все ее устои, сформировавшиеся за длительный период времени. В рамках реформирования принят новый Закон «Об Образовании», который определяет основной контур проводимых мер. Значительные изменения в этом контексте происходят в высшем образовании. Ежегодно проходит мониторинг вузов, на основе которого определяются неэффективные вузы. Их дальнейшая судьба связана либо с так называемой «оптимизацией», которая на деле превращается в закрытие вуза или его присоединение к другому, более успешному, по мнению Министерства образования и науки, учебному заведению, либо вузу предоставляется дополнительная возможность доказать свою состоятельность.
Одновременно с мониторингом эффективности деятельности вузов ведется значительная работа по повышению их конкурентоспособности на мировом уровне. В результате проведенного конкурса 15 российских вузов стали участниками этого проекта и получат дополнительное финансирование. В рамках проекта должна быть активизирована научно-исследовательская и образовательная деятельности, предполагается привлечение к работе в вузах ведущих зарубежных ученых, совершенствуется работа по подготовке научных кадров высшей квалификации и т.д.
Мониторинг вузов проводится уже не первый год. Первая волна мониторинга прошла в 2012 г. и вызвала широкий общественный резонанс. Позднее стало понятно, что проведение мониторинга будет проходить на постоянной основе.
Показатели, пороговые значения и критерии, на основе которых проведено выделение образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности, подготовлены в соответствии с рекомендациями Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, образующих Ассоциацию ведущих университетов [1] и представлены на сайте Министерства образования и науки. Вторая волна мониторинга была проведена в 2013 г. В настоящее время начинается следующий этап. Следует отметить, что разработанная методика претерпевает определенную модернизацию для более целостного и всестороннего рассмотрения анализируемых процессов.
Мониторинг проводится по пяти укрупненным позициям: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура. По каждому направлению определены соответствующие показатели и их пороговые значения. При проведении мониторинга в 2014 г., по мнению инициаторов, учтены имеющиеся замечания.
Бенчмаркинг в вузе
Повышение эффективности вузов следует рассматривать как комплексную системную задачу, требующую использования научных методов и подходов. В этой связи проведение мониторинга можно рассматривать как аналитический бенчмаркинг, который направлен на сбор, обработку и анализ информации о различных аспектах деятельности вуза в целях разработки мер по повышению его конкурентоспособности. Этот аналитический бенчмаркинг можно рассматривать как начальный этап масштабного бенчмаркинга в сфере высшего образования. Масштабность характеризуется не только количеством вовлеченных высших учебных заведений, но и амбициозностью поставленных целей, их общественной, экономической и социальной значимостью.
Методология бенчмаркинга уже достаточно хорошо известна как по публикации отечественных специалистов, например [2, 7], так и по переводным и оригинальным публикациям [8].
Большинство публикаций по вопросам бенчмаркинга рассматривают его либо с позиций менеджмента (вклад в развитие конкурентоспособности и качества, инструмент инновационного развития компании, различные функциональные аспекты и области применения, такие как персонал, НИОКР, логистика и т.д.), либо в рамках определенной укрупненной отрасли экономики (например, промышленность, сфера услуг, транспорт и т.д.).
Обширное количество публикаций раскрывают общие вопросы бенчмаркинга, такие как история развития, виды бенчмаркинга, этапы проведения, партнеры по бенчмаркингу и т.п. Встречаются публикации, посвященные отдельным частным вопросам бенчмаркинга, в том числе и применительно к образованию [3]. В этих работах создан необходимый теоретический задел, позволяющий достаточно полноценно использовать данную методологию для развития университетского и вузовского образования.
Проведенный анализ, позволяет говорить, что целями проведения бенчмаркинга в вузе является:
– совершенствование ключевых процессов и повышение качества обучения;
– развитие применения инновационных технологий и методов обучения;
– активизация креативного потенциала и мотивации студентов за счет использования активных форм обучения, создания творческой атмосферы;
– развитие деловых и профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава, в том числе за счет активизации научно-исследовательской и публикационной активности;
– развитие использования информационно-коммуникативных технологий, в том числе дистанционных и виртуальных методов обучения;
– укрепление конкурентных позиций вуза в глобальном образовательном пространстве и на отечественном рынке и т.д.
Считается, что в бизнес-практике инициатором и организатором проведения бенчмаркинга является либо компания, стремящаяся к развитию, как это было, например, в случае с компанией Ксерокс – одним из пионеров использования бенчмаркинга в бизнесе, либо консалтинговая фирма, проводящая аналитический бенчмаркинг. Причем участники проекта реализуют его на добровольной основе, понимая возможные выгоды от полученного результата. В нашем случае в роли инициатора проекта выступает соответствующее министерство, а его участники вовлечены в проект на основе административных методов, что существенно снижает потенциал бенчмаркинга.
Реакция потребителей
Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют обеспечить гласность и широкую доступность полученных результатов, а рынок образовательных услуг должен быть восприимчивым к подобным результатам. Поскольку потребителями услуг в данном секторе экономики являются как минимум несколько экономических субъектов (государство, родители, студенты, компании), то они и должны быть вовлечены в процесс реформирования и соответствующим образом реагировать на полученную информацию (см. табл.).
Таблица
Реакция потребителей образовательных услуг вуза
Потребители
|
Возможные
формы реакции
|
Комментарий
|
Государство
|
Образовательные
стандарты; нормативно-правовое обеспечение; лицензии и аккредитация и т.д.
|
Прямое
и косвенное государственное регулирование
|
Родители
|
Восприятие
вуза, доверие, впечатления; поиск вуза на основе критериев восприятия;
рекомендации влиятельных лиц, анализ альтернатив, принятие решений
|
Качество
образования, имидж и престиж вуза, трудоустройство, ценность обучения
|
Студенты
|
Восприятие,
анализ альтернатив, рекомендации друзей и других влиятельных лиц
|
Желание,
воспринимаемое качество, доверие
|
Компании
|
Пересмотр
статуса, изменение условий договоров, прекращение (развитие) взаимодействия и
сотрудничества
|
Инновационность,
научный потенциал, имидж и престиж, квалификация будущих студентов,
совместные проекты
|
Вывод
Для повышения эффективности вузовского образования необходимо проведение комплексного бенчмаркинга, учитывающего не только современные международные тенденции и образовательные тренды, но и заинтересованность всех экономических субъектов агентов, участников отечественного рынка образовательных услуг.
[1] Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2012.
Источники:
2.Аренков И.А., Багиев Е.Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
3.Аренков И.А., Соловьева Ю.Н. Маркетинговые исследования и бенчмаркинг. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
4.Аржанова И.В., Райчук Д.Ю. Бенчмаркинг как инструмент формирования международных совместных образователь ных программ в России // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 4. – С. 56–59.
5.Бляхман Л.С., Чернова Е.Г. Образовательная политика в условиях перехода России к инновационной экономике // Вестник С.-Петерб. Ун-та. Серия 5.: Экономика. – 2012. –Вып.4. – С.44–60.
6.Мельников О.Н. От «материалистичности» к «человечности» экономики // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2 (200). – c. 58–63. – http://www.creativeconomy.ru/articles/22783/.
7.Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Современный университет и вызовы инноваций // Университетское образование: практика и анализ. – № 1(83), 2013. – С. 28–43.
8.Язенков Е.И. Применение бенчмаркинга в обеспечении экономической эффективности трудовых ресурсов предприятий промышленности // Креативная экономика. – 2012. – № 7 (67). – c. 17–23. – http://www.creativeconomy.ru/articles/24105/.
9.Сamp R.C.Benchmarking. The Search for IndustryBest Practices That Lead to Superior Performance.
10.ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:12:14