Основные направления повышения эффективности социальных инвестиций в современной российской экономике

Салова Н.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Салова Н.Ю. Основные направления повышения эффективности социальных инвестиций в современной российской экономике // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 55-58.

Аннотация:
В статье определены цели и задачи государственной политики в области повышения эффективности социальных инвестиций в современной российской экономике. Автор выделяет два основных направления повышения эффективности социальных инвестиций: активизацию роли частного бизнеса в социальные инвестиции, эффективное использование социальных инвестиций с учетом территориального фактора.

Ключевые слова: социальная ответственность, точки роста, развитие человеческого капитала, уровень жизни населения, эффективные социальные инвестиции, инструменты государственной политики, роль органов государственной власти



Во время кризиса в российской экономике особенно обнажились проблемы, связанные с реализацией социальной политики. Резко увеличилось количество безработных, ухудшился уровень жизни населения, особенно на селе и в моногородах.

По итогам 2009 года десятая часть населения России находилась в бедности, а доходы 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан страны различались в 16,7 раз. Однако все предпринимаемые государством меры либо заключались в поддержке крупных компаний, либо так и не показали ожидаемого результата.

В то же время, по мнению экспертов, необходимо заниматься не социальными расходами, а социальными инвестициями. Определим основные направления повышения эффективности социальных инвестиций в современной российской экономике.

Социальные инвестиции и функции власти

Государственную политику в области повышения эффективности социальных инвестиций в экономике можно условно разделить на два вида:

1) политику органов государственной власти, направленную на активизацию роли частного бизнеса в социальных инвестициях;

2) политику органов государственной власти в области эффективного использования социальных инвестиций.

Для реализации политики в целях активизации роли частного бизнеса в социальные инвестиции органы государственной власти регионов России должны выполнять следующие функции.

В сфере аналитической деятельности:

– проведение мониторинговых исследований процесса формирования гражданского общества, выявление динамики развития общественных и межрегиональных связей в целях устранения негативных явлений;

– изучение ситуации, выявление наиболее перспективных форм и благоприятных условий межсекторного взаимодействия, разработка рекомендаций для федеральных органов государственной власти и управлений на территории региона, органов государственной власти региона и органов местного самоуправления по формированию механизмов эффективного межсекторного взаимодействия в регионе;

– анализ, обобщение и использование в практике наиболее ценного отечественного и зарубежного опыта инициативного решения группами населения социально значимых вопросов;

– мониторинг социально ответственных компаний региона, определение рейтинга социально ответственных компаний региона и опубликование его в региональных СМИ;

– мониторинг удовлетворенности качеством обслуживания населения региона социальными учреждениями.

В социально-экономической сфере:

– привлечение негосударственных некоммерческих организаций и коммерческих организаций к разработке и выполнению программ социально-экономического развития региона;

– поддержка негосударственных некоммерческих организаций, содействующих развитию отечественного производства;

– поддержка социально ответственных компаний региона;

– создание условий для реализации предпринимательских инициатив негосударственных некоммерческих организаций в целях обеспечения уставной деятельности;

– совершенствование механизмов участия негосударственных некоммерческих организаций и коммерческих организаций в реализации социальной политики;

– установление и развитие партнерства между федеральными органами государственной власти и управлениями на территории региона, органами государственной власти региона, органами местного самоуправления, работодателями и работниками, взаимодействие с профсоюзами и другими общественно-профессиональными структурами;

– развитие благотворительности и мобилизация финансовых и материальных средств для социальной поддержки нуждающихся, привлечение дополнительных источников финансирования благотворительной деятельности.

Инструменты государственной политики и социальная стратегия региона

Для повышения эффективности социальных инвестиций в российской экономике необходимо активно использовать следующие инструменты государственной политики:

– налоговые преференции, участия в совместных проектах и программах, возможность выполнения государственных и муниципальных заказов компаниями, приоритетное предоставление грантов компаниям, которые имеют значение показателя эффективности социальных инвестиций равное от 0,8 до 1;

– нормативное закрепление особых льгот для социально ответственных компаний в региональном законодательстве и доведение информации об этом до бизнеса и общественности.

Направлениями государственной политики в области более эффективного использования социальных инвестиций могут стать:

– финансовое планирование направлений социальных инвестиций региона на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Его необходимо основывать на расчете индексов эффективности социальных инвестиций учреждений региона. Приоритетные направления следует определять по степени возрастания индексов эффективности социальных инвестиций [3, c.197];

– принятие и реализация стратегии эффективного использования социальных инвестиций региона.

Социальная стратегия региона – это стратегия, необходимость реализации которой определяется проведенным автором в 2008 г. исследованием брянских компаний. Одним из его результатом явилось то, что 90% опрошенных руководителей предприятий Брянской области готовы к социально-экономическому партнерству и ориентированы на такое взаимодействие с властью, при котором органы региональной власти и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов [2, c.330].

Социальная стратегия региона устанавливает стратегические социальные целевые приоритеты, программные мероприятия, их ресурсное обеспечение и контроль за реализацией данной стратегии.

Стратегические социальные приоритеты определяются на основе методики оценки эффективности социальных инвестиций. В рамках каждого стратегического социального приоритета определяются приоритетные проекты («точки роста»), обеспечивающие повышение качества оказания медицинских услуг, качества образования, спорта и физической культуры, культуры.

Заключение

Для повышения эффективности социальных инвестиций в российской экономике необходимо решить ряд задач, а именно:

1) повысить долю компаний малого и среднего бизнеса в социальных инвестициях в современной российской экономике;

2) повысить качество оказания медицинских услуг, качество образования, спорта и физической культуры, культуры за счет разработки и реализации социальных стратегий регионов России;

3) создать более благоприятные условия для экологической ситуации в России, в частности путем государственной поддержки родовых усадеб на территории сельских населенных пунктов России [1, c.20].

Лишь создание благоприятных условий жизни, сбалансирование экономических, социальных и экологических процессов, создание здоровой окружающей среды позволят территориям развиваться устойчиво, достигать главной цели социально-экономического развития – повышения уровня жизни населения. В результате социальные инвестиции в российской экономике станут более эффективными.

Без создания новых семей, без рождения и воспитания здоровых детей, без возможности роста интеллектуального капитала, повсеместного распространения концепции воспроизводства (сохранения и укрепления) здоровья населения и развития человеческого капитала страны в целом Россия обречена на вымирание.


Источники:

1. Насыров И.Н. Маркетинговый подход к коммерциализации родовых усадьб: Монография. – Набережные Челны: Камская гос. инженерно-экономическая академия, 2008. – 207 с.
2. Салова Н.Ю., Никитина Т.И. Активизация социальных инвестиций компаний как фактор регионального инновационного развития // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 1. – С. 328–331.
3. Салова Н.Ю. Методика оценки эффективности социальных инвестиций на региональном уровне // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2009. – № 4. – С. 195–201.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:39