Основные направления повышения эффективности социальных инвестиций в современной российской экономике
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье определены цели и задачи государственной политики в области повышения эффективности социальных инвестиций в современной российской экономике. Автор выделяет два основных направления повышения эффективности социальных инвестиций: активизацию роли частного бизнеса в социальные
инвестиции, эффективное использование социальных инвестиций с учетом территориального фактора.
Ключевые слова: социальная ответственность, точки роста, развитие человеческого капитала, уровень жизни населения, эффективные социальные инвестиции, инструменты государственной политики, роль органов государственной власти
Во время кризиса в российской экономике особенно обнажились проблемы, связанные с реализацией социальной политики. Резко увеличилось количество безработных, ухудшился уровень жизни населения, особенно на селе и в моногородах.
По итогам 2009 года десятая часть населения России находилась в бедности, а доходы 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан страны различались в 16,7 раз. Однако все предпринимаемые государством меры либо заключались в поддержке крупных компаний, либо так и не показали ожидаемого результата.
В то же время, по мнению экспертов, необходимо заниматься не социальными расходами, а социальными инвестициями. Определим основные направления повышения эффективности социальных инвестиций в современной российской экономике.
Социальные инвестиции и функции власти
Государственную политику в области повышения эффективности социальных инвестиций в экономике можно условно разделить на два вида:
1) политику органов государственной власти, направленную на активизацию роли частного бизнеса в социальных инвестициях;
2) политику органов государственной власти в области эффективного использования социальных инвестиций.
Для реализации политики в целях активизации роли частного бизнеса в социальные инвестиции органы государственной власти регионов России должны выполнять следующие функции.
В сфере аналитической деятельности:
– проведение мониторинговых исследований процесса формирования гражданского общества, выявление динамики развития общественных и межрегиональных связей в целях устранения негативных явлений;
– изучение ситуации, выявление наиболее перспективных форм и благоприятных условий межсекторного взаимодействия, разработка рекомендаций для федеральных органов государственной власти и управлений на территории региона, органов государственной власти региона и органов местного самоуправления по формированию механизмов эффективного межсекторного взаимодействия в регионе;
– анализ, обобщение и использование в практике наиболее ценного отечественного и зарубежного опыта инициативного решения группами населения социально значимых вопросов;
– мониторинг социально ответственных компаний региона, определение рейтинга социально ответственных компаний региона и опубликование его в региональных СМИ;
– мониторинг удовлетворенности качеством обслуживания населения региона социальными учреждениями.
В социально-экономической сфере:
– привлечение негосударственных некоммерческих организаций и коммерческих организаций к разработке и выполнению программ социально-экономического развития региона;
– поддержка негосударственных некоммерческих организаций, содействующих развитию отечественного производства;
– поддержка социально ответственных компаний региона;
– создание условий для реализации предпринимательских инициатив негосударственных некоммерческих организаций в целях обеспечения уставной деятельности;
– совершенствование механизмов участия негосударственных некоммерческих организаций и коммерческих организаций в реализации социальной политики;
– установление и развитие партнерства между федеральными органами государственной власти и управлениями на территории региона, органами государственной власти региона, органами местного самоуправления, работодателями и работниками, взаимодействие с профсоюзами и другими общественно-профессиональными структурами;
– развитие благотворительности и мобилизация финансовых и материальных средств для социальной поддержки нуждающихся, привлечение дополнительных источников финансирования благотворительной деятельности.
Инструменты государственной политики и социальная стратегия региона
Для повышения эффективности социальных инвестиций в российской экономике необходимо активно использовать следующие инструменты государственной политики:
– налоговые преференции, участия в совместных проектах и программах, возможность выполнения государственных и муниципальных заказов компаниями, приоритетное предоставление грантов компаниям, которые имеют значение показателя эффективности социальных инвестиций равное от 0,8 до 1;
– нормативное закрепление особых льгот для социально ответственных компаний в региональном законодательстве и доведение информации об этом до бизнеса и общественности.
Направлениями государственной политики в области более эффективного использования социальных инвестиций могут стать:
– финансовое планирование направлений социальных инвестиций региона на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Его необходимо основывать на расчете индексов эффективности социальных инвестиций учреждений региона. Приоритетные направления следует определять по степени возрастания индексов эффективности социальных инвестиций [3, c.197];
– принятие и реализация стратегии эффективного использования социальных инвестиций региона.
Социальная стратегия региона – это стратегия, необходимость реализации которой определяется проведенным автором в 2008 г. исследованием брянских компаний. Одним из его результатом явилось то, что 90% опрошенных руководителей предприятий Брянской области готовы к социально-экономическому партнерству и ориентированы на такое взаимодействие с властью, при котором органы региональной власти и бизнес совместно определяют приоритеты социальной политики, в которых бизнес может нести социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов [2, c.330].
Социальная стратегия региона устанавливает стратегические социальные целевые приоритеты, программные мероприятия, их ресурсное обеспечение и контроль за реализацией данной стратегии.
Стратегические социальные приоритеты определяются на основе методики оценки эффективности социальных инвестиций. В рамках каждого стратегического социального приоритета определяются приоритетные проекты («точки роста»), обеспечивающие повышение качества оказания медицинских услуг, качества образования, спорта и физической культуры, культуры.
Заключение
Для повышения эффективности социальных инвестиций в российской экономике необходимо решить ряд задач, а именно:
1) повысить долю компаний малого и среднего бизнеса в социальных инвестициях в современной российской экономике;
2) повысить качество оказания медицинских услуг, качество образования, спорта и физической культуры, культуры за счет разработки и реализации социальных стратегий регионов России;
3) создать более благоприятные условия для экологической ситуации в России, в частности путем государственной поддержки родовых усадеб на территории сельских населенных пунктов России [1, c.20].
Лишь создание благоприятных условий жизни, сбалансирование экономических, социальных и экологических процессов, создание здоровой окружающей среды позволят территориям развиваться устойчиво, достигать главной цели социально-экономического развития – повышения уровня жизни населения. В результате социальные инвестиции в российской экономике станут более эффективными.
Без создания новых семей, без рождения и воспитания здоровых детей, без возможности роста интеллектуального капитала, повсеместного распространения концепции воспроизводства (сохранения и укрепления) здоровья населения и развития человеческого капитала страны в целом Россия обречена на вымирание.
Источники:
2. Салова Н.Ю., Никитина Т.И. Активизация социальных инвестиций компаний как фактор регионального инновационного развития // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 1. – С. 328–331.
3. Салова Н.Ю. Методика оценки эффективности социальных инвестиций на региональном уровне // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2009. – № 4. – С. 195–201.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 21:38:44