Оценка взаимосвязи социальной безопасности региона с показателями инвестиционно-инновационного развития
Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Сайдакова В.А.1, Палешева Н.В.1, Беспятых А.В.1
1 Вятский государственный университет, Россия, Киров
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52263888
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предметом исследования является определение уровня взаимосвязи региональной социальной безопасности с индикаторами инвестиционного и инновационного развития территории. В рамках данного исследования выдвигается гипотеза, что уровень региональной социальной безопасности зависит от инвестиционного и инновационного развития территории. Цель исследования заключается в проверке поставленной гипотезы. В качестве основных методов были выбраны статистические методы: корреляционный и регрессионный анализ. При проведении исследования использовались синтез, обобщение, сравнительный анализ. Авторами была предложена методика оценки региональной социальной безопасности и апробирована на субъектах ПФО. В научной литературе отсутствует единый подход как к определению социальной безопасности, так и к ее оценке. В целях подтверждения поставленной гипотезы были отобраны показатели, отражающие инвестиционно-инновационную развитие региона. Посредством применения корреляционного и регрессионного анализа были выявлены взаимосвязи социальной безопасности региона с его инновационным и инвестиционным развитием. По результатам исследования по субъектам ПФО наибольшая взаимосвязь была отмечена у региональной социальной безопасности с инвестиционными процессами
Ключевые слова: социальная безопасность, регион, корреляционный анализ, регрессионный анализ, инвестиционное развитие, инновации
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение. Мировые вызовы третьего десятилетия XXI века оказали воздействие на социальную сферу. В России изменялись меры социальной поддержки, формы занятости населения (например, так называемая «удаленка»). Также произошло повышение активизации цифровых процессов в экономике и социальной сфере. Современная цифровизация социально-экономического пространства субъектов РФ возвысила роль инвестиционного и инновационного развития территорий, что сказывается и на развитии социального обеспечения населения, чем и объясняется актуальность исследования.
В Стратегии экономической безопасности РФ одна из целей государственной политики определена как повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Обеспечение социальной безопасности – это один из важнейших национальных интересов государства [1]. Повышение уровня безопасности социальной сферы государства во многом зависит от регионального развития.
В данной статье выдвигается гипотеза, что уровень региональной социальная безопасность зависит от инвестиционного и инновационного развития территории, которую необходимо либо подтвердить, либо опровергнуть, что и отображает цель исследования.
В научной литературе существует несколько дефиниций к определению социальной безопасности, которое предполагает состояние социальной сферы и инфраструктуры, которое определено стабильным развитием региональной социальной системы, наличием системы защиты от воздействия различных угроз и их нейтрализации.
В отечественной и зарубежной науке отсутствует единый подход к оценке уровня социальной безопасности региона. Вопросы обеспечения региональной социальной безопасности и нейтрализации выявленных угроз поднимаются в работах Е.А. Григорьевой [3], В.М. Караулова [7], В.М. Караулов [24], М.В. Львовой [10], И.К. Полянской, О.Е. Малых [12], О.А. Рязановой, А.Н. Тимина, А.В. Котанджян [16], Н.К. Савельевой [17], А.П. Соколова [19], Н.В. Тимофеевой [21], И.В. Караваевой, М.Ю. Льва [5], С.В. Казанцева, Е.С. Митякова [4] и других.
Вопросы инновационного и инвестиционного развития региона раскрываются в исследованиях Е.В. Караниной [6], Н.И. Кузьменко [9], Э.В. Наговициной, Е.А. Братухиной [11], А.А. Созиновой, М.В. Палкиной [18], Т.Н. Субботиной [20], В.В. Филатова [22], В.Н. Шаповаловой [23], и других.
В исследовании использовались такие методы как общенаучные (синтез, обобщение, сравнительный анализ), так и статистические (корреляционный анализ, регрессионный анализ).
Основная часть. Социальная безопасность включает в себя следующие характеристики: снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, улучшение демографической ситуации, преодоление безработицы, снижение инфляции, обеспеченность доступным и качественным образованием и здравоохранением и т.д. [8].
Коллективом авторов предлагается методика определения уровня социальной безопасности региона. Показатели для оценки социальной безопасности разделены на 5 категорий, которые отражают сферы социальной жизни населения (рис. 1). Выбранные показатели раскрывают особенности обеспечения социальной безопасности региона с различных аспектов: демографический, рынок труда, уровень жизни, здравоохранение, образование, жилья и городская среда, культурно-рекреационный.
Рисунок 1. Показатели для оценки социальной безопасности региона
Источник: разработано авторами.
Таким образом, представленные показатели охватывают многообразные области социальной жизни населения, что достаточно важно при определении социальной безопасности региона, потому что при акценте лишь на какую-либо отдельную группу показателей, оценка социальной безопасности не будет является в полном объеме достоверной. Следует отметить, что в процессе разработки данных показателей были исключены из исследования те, которые являются мультиколлинеарными.
Определение уровня региональной социальной безопасности сводится к применению метода линейного масштабирования, чтобы преобразовать значения всех показателей от 0 до 1, поскольку они имеют разную соразмерность, что не в «истинном» виде не позволит оценить уровень безопасности. Преобразование показателей производится с помощью так называемых референтных значений. Интегральный показатель социальной безопасности региона определяется через среднеарифметическое значение преобразованных показателей.
Согласно представленной методике была произведена оценка социальной безопасности регионов Приволжского федерального округа за 2020 год (рис. 2) [13]. Необходимо отметить, что на представленном рисунке у наименования регионов стоят коды ОКТМО согласно Приказа Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст [2].
Рисунок 2. Оценка социальной безопасности субъектов ПФО
Источник: составлено авторами.
Согласно представленной диаграмме, средний уровень социальной безопасности регионов ПФО равен 0,452. Именно с его значением произведено сопоставление полученных уровней безопасности. Половина субъектов ПФО имеют уровень выше среднего, при этом наибольше значение зафиксировано у Республики Татарстан. Остальные регионы, соответственно, находятся ниже среднего уровня по вопросу обеспечения социальной безопасности. Наименьшее значение на 2020 год принадлежит Саратовской области.
Для проверки гипотезы необходимы показатели, характеризующие инновационную и инвестиционную деятельность в регионе. Для этого были выбрано 10 показателей, представленных на рисунке 3. Они отражают степень развития инвестиционной и инновационной деятельности на территории субъекта.
Рисунок 3. Показатели, характеризующие инновационную и инвестиционную
деятельность в регионе
Источник: составлено авторами.
Динамика показателей, необходимых для исследования, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Показатели, необходимые для проведения исследования
ОКТМО
|
Х1
|
Х2
|
Х3
|
Х4
|
Х5
|
Х6
|
Х7
|
Х8
|
Х9
|
Х10
|
80
|
90885
|
100,9
|
1,792
|
25,1
|
1,4
|
7,9
|
1,13
|
33,5
|
53,86
|
10830,80
|
88
|
54020
|
123,5
|
0,377
|
9,5
|
0,8
|
6,2
|
0,88
|
21,5
|
32,98
|
178,8
|
89
|
58224
|
81,6
|
0,492
|
20,4
|
2,5
|
20,9
|
0,72
|
36,4
|
44,27
|
1088,60
|
92
|
155384
|
91,1
|
2,474
|
24,9
|
5
|
18,1
|
1,66
|
37,1
|
68,83
|
19215,00
|
94
|
73098
|
97,1
|
0,716
|
12,6
|
0,9
|
10,4
|
0,99
|
20,2
|
42,66
|
1947,80
|
97
|
43181
|
76
|
0,634
|
14,6
|
1,9
|
9,3
|
0,91
|
32,6
|
44,59
|
2010,10
|
57
|
107511
|
91,7
|
1,677
|
10,8
|
2,1
|
11
|
1,37
|
23,1
|
57,51
|
16902,40
|
33
|
52886
|
86,6
|
0,553
|
13,9
|
2,1
|
8,3
|
0,76
|
26,8
|
41,4
|
4267,70
|
22
|
120104
|
120,6
|
1,871
|
14
|
9,6
|
14,6
|
1,01
|
28
|
67,52
|
85239,20
|
53
|
102044
|
91,1
|
0,927
|
7,5
|
1,2
|
3,4
|
0,48
|
12
|
25,77
|
929,5
|
56
|
72928
|
100,2
|
0,664
|
17,5
|
3,1
|
8,7
|
1,1
|
26
|
46,39
|
3729,10
|
36
|
87952
|
88,2
|
1,713
|
14,9
|
3,8
|
9,2
|
1,36
|
25,8
|
60,64
|
16723,80
|
63
|
69434
|
96,4
|
1,145
|
7,1
|
0,4
|
1,3
|
0,95
|
18,1
|
40,12
|
6809,40
|
73
|
65833
|
94,7
|
0,693
|
15,1
|
2,3
|
13,1
|
1,74
|
28,7
|
55,39
|
11049,80
|
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что среди регионов ПФО отсутствует явный аутсайдер по показателям инновационного и инвестиционного развития. Следует отметить Республику Татарстан, которая по 4 из 10 рассматриваемых показателей, имеет лучшее значение среди рассматриваемых субъектов.
Поскольку по поставленной в исследовании гипотезе уровень региональной социальная безопасность зависит от инвестиционного и инновационного развития, то был использован корреляционно-регрессионный анализ. Результаты анализа на основе данных таблицы 1 представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты корреляционного анализа
Источник: составлено авторами.
Анализируя диаграмму, наиболее тесная взаимосвязь прослеживается у уровня социальной безопасности субъектов ПФО с такими показателями как инвестиции на душу населения, инвестиционный потенциал, уровень инновационной активности организаций, рейтинговый балл по научно-технологическому развитию. Наименьшее влияние на социальную безопасность оказывает индекс физического объема инвестиций.
На основе представленных результатов корреляционного анализа был сделан вывод, что с обеспечением социальной безопасности региона наиболее тесно взаимосвязано инвестиционное развитие территории.
Для регрессионного анализа были использованы переменные, оказывающие наибольшее воздействие на социальную безопасность субъекта федерации (табл. 2).
Таблица 2. Регрессионная статистика
Индикатор
|
Х1
|
Х3
|
Х4
|
Х9
|
Множественный R
|
0,846572
|
0,774947
|
0,526989
|
0,522809
|
R-квадрат
|
0,716684
|
0,600543
|
0,277718
|
0,27333
|
Нормированный R-квадрат
|
0,693074
|
0,63127
|
0,217528
|
0,212774
|
Стандартная ошибка
|
0,072107
|
0,08095
|
0,092111
|
0,092391
|
Наблюдения
|
14
|
14
|
14
|
14
|
Интерпретацию результатов регрессионного анализа начнем с описания зависимости в виде линейной функции (y = a+ x*b).
Рассмотрим зависимость между уровнем социальной безопасности регионов ПФО и объемом инвестиций в основной капитал на душу населения. Согласно результатам регрессионной статистики, изменение результативного фактора на 84,66% происходит за счет модификации независимой переменной. Через значение R-квадрат была произведена оценка адекватности регрессионной модели. В целом представленная модель адекватна, поскольку удовлетворяет требованиям достаточности аппроксимации (более 0,6).
Интерпретируя итоги дисперсионного анализа, фактическое значение критерия Фишера составило 15,11, которое позволяет оценить качество регрессионной модели. При уровне значимости α=0,05 табличное значение F-критерия равно 4,75. При сравнении двух значений критерия Фишера, был сделан вывод о признании представленного уравнения статистически значимым, вследствие превышения фактического значения над табличным.
Далее было построено уравнение регрессии с помощью полученных расчетных коэффициентов: y = 0,243942+0,000003*x1. Значимость коэффициента регрессии определяется t-критерием Стьюдента: для коэффициента b1 = 3,887. При уровне значимости 0,05 табличное значение t-критерия равно 2,1604. Следовательно, превосходство фактического t-критерия над табличным позволяет говорить о статистической значимости коэффициента регрессии. Вероятность, позволяющая определить значимость коэффициента регрессии составила 0,002, что меньше 0,05, поэтому уравнение регрессии значимо с вероятностью 95%.
Итак, произведенный регрессионный анализ позволяет сделать следующий вывод: повышение на 1 пункт объема инвестиций в основной капитал на душу населения содействует повышению уровня социальной безопасности регионов ПФО на 0,000003 п.п.
Второй переменной для анализа был выбран инвестиционный потенциал региона. Статистические инструменты были применены аналогичные, как и с фактором Х1.
Модификация зависимого фактора на 77,49% происходит за счет изменения независимой переменной. В данной модели уровень аппроксимации удовлетворительный, чтобы считать модель адекватной аппроксимации.
Дисперсионный анализ продемонстрировал, что фактическое значение F-критерия Фишера больше табличного показателя при уровне значимости α=0,05 (9,51>4,75). Следовательно, уравнение признается также статистически значимым.
Уравнение регрессии по рассматриваемой зависимости выглядит как y = 0,33382+0,105458*x3. Коэффициенты регрессии как уравнение признаются статистическими значимыми, что подтверждается сопоставлением табличного и фактического t-критерием Стьюдента: tтабл. < tфакт. (2,1604<3,084). Р-значение меньше 0,05, поэтому независимая переменная воздействует на зависимую переменную.
Таким образом, повышение на 1 пункт инвестиционного потенциала региона способствует увеличению уровня социальной безопасности на 0,11 п.п.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ свидетельствует о том, что выявленные тенденции дают возможность говорить о наличии взаимосвязи между социальной безопасностью региона и его инвестиционным развитием.
Среди показателей инновационного развития наибольшее влияние на социальную безопасность оказывают уровень инновационной активности организаций (Х4) и рейтинговый балл по научно-технологическому развитию (Х9). Данные показатели практически в равной степени взаимодействуют с результативным фактором (множественный R 52,7% и 52,28% соответственно). Однако значение R-квадрат меньше 0,6 исходя из анализа по обеим переменным, соответственно, модель требует определенных улучшений и для регионов ПФО данные критерии не имеют существенности.
Поэтому о наличии тесной взаимосвязи социальной безопасности региона и его инновационным развитием говорить не представляется возможным.
Заключение
Таким образом, исследование показало, что не все выбранные показатели инвестиционно-инновационного развития территории региона в полной мере отражают изменение социальное безопасности. Данное исследование позволяет говорить о наличии большего воздействия на региональную социальную безопасность со стороны инвестиционного развития региона, чем со стороны инновационного развития. Поэтому вопрос поиска факторов, оказывающих существенное влияние, и имеющие статистическую значимость при построении уравнений, будет отражен в дальнейших научных изысканиях. А выдвинутая в исследовании гипотеза не может быть полностью доказана, что также подтверждает необходимость последующих исследований.
Источники:
2. Приказ Росстандарта от 14 июня 2013 года №159-ст «ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (Том 5. Приволжский федеральный округ) (с учетом Изменений 1/2013 – 563/2022). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150887/ (дата обращения: 10.01.2023).
3. Григорьева Е.А. Разработка интегральной модели благополучия человека, связанного со здоровьем, для обеспечения социальной безопасности региона // Международный демографический форум: Материалы заседания, Воронеж, 22–24 октября 2020 года. Воронеж: Цифровая полиграфия. Воронеж, 2020. – c. 692-697.
4. Казанцев С.В., Митяков Е.С. Оценка значимости факторов динамики жизнеспособности субъектов Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 155-174. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114267.
5. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
6. Каранина Е.В., Давыдова Ю.В., Чучкалова С.В. Оценка влияния факторов на инновационную безопасность Кировской области // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 6(126). – c. 140-146. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.06.02.019.
7. Караулов В.М., Сайдакова В.А. Оценка социальной безопасности региона // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021): сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т., Киров, 12–30 апреля 2021 года. Киров: Вятский государственный университет. Киров, 2021. – c. 926-932.
8. Колотова Н.С. Социальная безопасность как элемент национальной стратегии // Труды Института государства и права РАН. – 2013. – № 1. – c. 60-82.
9. Кузьменко Н.И. Индекс инновационного развития регионов и его значимость для социально-экономического развития регионов РФ // Тенденции развития науки и образования. – 2017. – № 25-1. – c. 33-34. – doi: 10.18411/lj-30-04-2017-1-11.
10. Львова М.В., Краснов В.К. Влияние социальной сферы на экономическую безопасность региона // Управленческий учет. – 2022. – № 2-1. – c. 100-105. – doi: 10.25806/uu2-12022100-105.
11. Наговицына Э.В., Тусин Д.С., Братухина Е.А. Оценка инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона на примере Кировской области // Вестник университета. – 2021. – № 9. – c. 122-129. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-9-122-129.
12. Полянская И.К., Малых О.Е. Социальная безопасность региона: новые подходы к ее оценке и определению пороговых индикаторов // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 4(45). – c. 19-27. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-19-27.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm (дата обращения: 10.01.2023).
14. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов RAEX за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2020#tab3 (дата обращения: 10.01.2023).
15. Рейтинг российских регионов по научно-технологическому развитию. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20211025/tekhnologii-1756053678.html?in=t (дата обращения: 10.01.2023).
16. Рязанова О.А., Тимин А.Н., Котанджян А.В. Оценка социальной безопасности Кировской области // Проблемы анализа риска. – 2022. – № 2. – c. 18-29. – doi: 10.32686/1812-5220-2022-19-2-18-29.
17. Савельева Н.К., Сайдакова В.А. Социальная обеспеченность жителей на региональном уровне // Индустриальная экономика. – 2022. – № 3. – c. 51-55. – doi: 10.47576/2712-7559_2022_3_1_51.
18. Савельева Н.К., Созинова А.А., Палкина М.В., Караулов В.М. Оценка инновационного развития депрессивных регионов // Теоретическая экономика. – 2020. – № 11(71). – c. 42-60.
19. Соколов А.П., Садыкова А.И., Руцкой Р.А. Анализ социально-экономических проблем в обеспечении экономической безопасности государства // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2022. – № 3. – c. 44-49. – doi: 10.47576/2411-9520_2022_3_44.
20. Субботина Т.Н., Кожина О.А. Инновационное развитие региона как фактор устойчивого развития // Вектор экономики. – 2020. – № 12(54). – c. 49.
21. Тимофеева Н.В., Пучкова Н.В. Диагностика социальных рисков в системе экономической безопасности региона // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 11(136). – c. 551-555. – doi: 10.34925/EIP.2021.11.136.109.
22. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю. Оценка развития инвестиционной привлекательности регионов через развитие инновационного потенциала // Вестник университета. – 2012. – № 18. – c. 45-51.
23. Шаповалова В.Н. Оценка влияния инвестиционных и инновационных факторов на уровень социально-экономического развития региона // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. – № 11. – c. 86-92. – doi: 10.37882/2223-2974.2020.11.38.
24. Karaulov V.M., Palkina M.V. Assessment of the Innovative Development of Depressed Regions for the Sustainable Development of Their Digital Economy // Research for Development. – 2021. – p. 359-368. – doi: 10.1007/978-3-030-70194-9_36.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:10