Инновационная направленность инвестиций

Пацук О.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (58), Октябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985071
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Инновационное развитие России возможно только в рамках технологической модернизации промышленности. Потребность в структурной перестройке экономики выявляет важную роль инвестиций, однако их слабое сочетание с инновациями обусловлено недостаточной хозяйственной интеграцией различных видов деятельности. Научно-технические достижения в производстве новых или недостающих товаров являются определяющими для развития экономики страны, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, модернизация экономики, прогнозирование развития экономических систем, социально-экономическое развитие территорий



Политическое и экономическое положение любой страны в значительной степени зависит от того, какое место она занимает на мировом рынке технологий и инноваций. Многие государства успешно перешли на путь инновационной экономики благодаря существующему у них высокому уровню экономического развития и насыщения рынка. В нашей стране институциональная система формируется одновременно с такими предпосылками.

Трансформация ради роста

Эпоха ускорения информатизации выявляет зависимость экономического роста регионов от использования в производстве достижений науки и техники, то есть того, что называют инновациями. В связи с этим постоянное создание нововведений становится сейчас главным фактором выживания любой территории. Потребность в новых стратегиях дальнейшего развития в России поставила перед учеными и политиками задачу поиска таких факторов экономического роста, которые способствовали бы выходу из кризисной ситуации, поэтому переход на инновационную модель в существующих условиях является наиболее актуальной мерой.

Несмотря на целесообразность и перспективность инновационно-технологической модели трансформации промышленности, российский бизнес сейчас экономически и организационно еще недостаточно подготовлен к решению существующих социально-экономических проблем. Слабое сочетание инвестиций с инновациями обусловлено неразвитостью комплексной инфраструктуры, малой хозяйственной интеграцией видов деятельности, территорий и отдельных предприятий [1].

Экономика инноваций основывается не на точечных проектах, а возникает в ходе формирования национальной инновационной системы. Поэтому при структурной перестройке экономики, происходящей в условиях ухудшения инвестиционного климата во многих регионах, государство остается единственным крупным инвестором. Для того чтобы такие вложения поддерживали развитие территорий, в них должна содержаться значительная инновационная компонента.

Для формирования внутреннего рынка инноваций и технологий, повышения конкурентоспособности регионов необходимо выявить приоритеты страны в дальнейшем развитии экономики [2]. Инновационную направленность инвестиций определяет взаимодействие государственных институтов, которые функционируют в реальном секторе экономики. Проводимая административная реформа имеет целью формирование механизма конструктивного взаимодействия бизнеса, власти и общества. Однако в России сейчас государство и инновации, бизнес и инновации по ряду причин разобщены, в связи с этим в стране нет ни одного стабильно работающего и интенсивно развивающегося высокотехнологичного промышленного вида деятельности. В таких условиях государство должно выполнять целенаправленные функции в сфере науки и инноваций, нести определенную финансовую ответственность за общую стратегию технологического развития страны и регионов, осуществлять поддержку наукоемких технологий и наиболее актуальных прикладных и фундаментальных исследований.

Вложения, обусловленные перспективой

Оценка инвестиционной привлекательности по-разному интерпретируется различными научными кругами. Так, к значимым рискам, влияющим на формирование положительного инвестиционного климата, относят законодательный, финансовый и политический риски [3]. Финансовые риски в сфере инноваций выше, чем при инвестировании действующих производств, поэтому государственному ссудному инновационному фонду следует увеличить долю эмиссионных средств, что позволит обществу взять часть рисков на себя.

Средства, направляемые на развитие инновационной и инвестиционной деятельности нельзя рассматривать как характеристику венчурного капитала, который имеет рисковый характер принимаемых решений по поводу выбора сферы приложения. Вложения в научно-техническую сферу менее всего определены с позиций ожидаемых перспектив, а получение гарантированного экономического эффекта подтверждает то, что венчурный инвестор сильно рискует. Об этом свидетельствует неполное использование ресурсов некоторых венчурных фондов, так как при существующей системе отбора инновационных проектов только лишь 4–5% компаний-заявителей могут рассчитывать на получение инвестиций [4].

Рост инвестиционных рисков не способствует массовой реализации эффективных инновационных проектов, несмотря на то, что потребность в них очевидна. Сохраняется высокая энергоемкость ВВП, что связано с преобладанием в структуре российской экономики энергоемких отраслей (металлургия, химическая промышленность), которые не поддерживают конкурентоспособность нашей промышленности, но являются стимулом для модернизации, так как там даже недорогие технологические инновации приводят к заметному повышению эффективности производства.

Однако в России до сих пор нет институциональной структуры, которая могла бы продвинуть эти проекты на рынок. Происходящий переход от поддержки организаций к конкурсной системе отбора инновационных проектов следует подкреплять детально проработанным механизмом выбора и продвижения проектов, который бы обеспечил эффективность дополнения инвестиций и инноваций [5]. Кроме этого, существует ряд проблем, относящихся непосредственно к инвестиционному процессу и также требующих решения:

• отсутствие развитой инфраструктуры по обслуживанию и подготовке инвестиций;

• низкий информационный уровень обеспечения инвесторов;

• отсутствие специалистов в области инвестиционного менеджмента на предприятиях и в органах исполнительной власти.

О первоочередных задачах инновационной деятельности

Опрос, проведенный Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ среди предпринимателей [6], выявил причины, препятствующие получению инвестиций: низкий уровень защиты прав собственника, высокие политические риски, недостаточная информационная прозрачность российских компаний и высокие административные барьеры. Поэтому первоочередными задачами инновационной деятельности является:

• активация процесса разработки и внедрения инновационных технологий в производство в различных видах деятельности;

• создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов в экономику;

• создание нормативно-правовой базы по поддержке инноваций.

Объем инвестиций в основной капитал в условиях рыночной экономики обусловлен соотношением спроса и предложения, которое зависит от наличия финансовых ресурсов и альтернативных возможностей их использования. В свою очередь, спрос связан с потребностью в обновлении основных фондов, зависящей не только от их физического и морального износа, но и от уровня конкурентности, а также степени монополизации рынка товаров и услуг. На региональном уровне спрос и предложение инвестиций в основной капитал, определяющих региональный инвестиционный климат, формируются под воздействием пяти групп факторов:

• геополитического положения, климатических условий и природно-ресурсного потенциала территории;

• производственного потенциала региона и его отраслевой структуры;

• уровня развития экономической инфраструктуры региона;

• особенностей режима инвестирования, установленных органами власти субъектов Российской Федерации;

• внеэкономических факторов (неурегулированность межнациональных, федеративных отношений, неблагоприятная экологическая ситуация и пр.).

Первые три группы факторов характеризуют инвестиционный потенциал региона, а четвертая и пятая – только условия деятельности инвестора, то есть степень инвестиционного риска, что подвержено значительным изменениям, особенно в условиях реформирования экономической и политической системы. В связи с этим при классификации регионов по условиям инвестирования, для оценки перспектив инвестиционной деятельности, следует анализировать факторы, определяющие инвестиционный потенциал.

В ходе становления в стране рынка инноваций будет проявляться эффект дополнения инновационного и инвестиционного факторов экономического роста.

Взаимозаменяемость инноваций по отношению к инвестициям проявляется через процесс ресурсосбережения, который ведет к экономии капиталовложений. Благодаря даже не слишком дорогим и быстро окупаемым технологическим и продуктовым инновациям можно сократить вложения в наиболее капиталоемкий сырьевой сектор, и получать продукты более глубокой, чем сейчас, степени переработки.

Необходимость ускоренного развития народного хозяйства в условиях устаревших и ограниченных ресурсов, огромная территория страны, сильная дифференциация в развитии регионов и уровне жизни населения приводят к поиску новых моделей регионального развития. В связи с этим достижение устойчивого экономического роста возможно при формировании модели воспроизводства основного капитала на основе технологических инноваций и модернизации материальной базы.

Переход к данной модели происходит постепенно, однако объемы существующих инвестиций недостаточны, их структура и нерациональное распределение по видам деятельности и территориям слабо стимулируют инновационную деятельность. Не решены также проблемы инновационного наполнения инвестиций, из-за чего воспроизводство основного капитала осуществляется на традиционной технической основе.

Вывод

В настоящее время основным источником инноваций остаются собственные средства предприятий, которые направляются на приобретение или модернизацию оборудования, так как банковское кредитование и привлечение инвесторов в качестве источников финансирования мало используются. Принятие решений по осуществлению крупных инвестиционных проектов в сфере производства, учитывая их высокую капиталоемкость, большую значимость для регионов и страны в целом, требует объективной оценки народнохозяйственного эффекта и возможных последствий.


Источники:

1. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования [Текст]. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
2. Самофалова Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева [Текст]. – М.: КНОРУС, 2008.
3. Шварц И. Инвестиции из ссудного фонда [Текст] // Промышленный ежегодник, 2004, №18 (31 мая-6 июня).
4. Эксперт, 2004, № 45.
5. Движение регионов России к инновационной экономике [Текст] / Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея; Ин-т экономики РАН. – М.: Наука, 2006.
6. Доклад о мировом развитии в 2005 г. – улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения [Текст]. – Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития; Всемирный банк, 2005.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 20:21:39