К вопросу о структуре инвестиций в человеческие ресурсы
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (89), Май 2014
Цитировать:
Каменев И.Г. К вопросу о структуре инвестиций в человеческие ресурсы // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 5. – С. 47-56.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21533032
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автор рассматривает различные виды инвестиций в человеческие ресурсы. Исследуются исторические подходы, предлагается разделение инвестиций в численность человеческих ресурсов, человеческий и социальный капитал, человеческий потенциал. Указываются качественные различия между этими четырьмя категориями инвестиций.
Ключевые слова: инвестиции, ресурсы, человеческий капитал, человеческий потенциал, предприятие, социальная политика, экономика знаний, кадровая политика, управление человеческими ресурсами, социальный капитал
Человеческие ресурсы сами по себе являются объектом инвестирования, однако в нем можно выделить четыре самостоятельных структурных элемента. Это количественная сторона (численность), качества самих людей (человеческий капитал), взаимосвязи между людьми (социальный капитал) и потенциал воспроизводства человеческого капитала (человеческий потенциал). Важно рассмотреть особенности инвестирования в каждую из них.
Исследования в области инвестиций в человеческие ресурсы становятся все более актуальными по мере перехода к экономике знаний и роста сферы услуг. Целью этого исследования является выявление внутренней неоднородности данной категории, обозначение различий, связанных с объектом инвестирования. Будет рассмотрен сложившийся в научной литературе подход к инвестициям в человеческие ресурсы, а также последовательно рассмотрены особенности инвестиций в численность, человеческий капитал и потенциал, социальный капитал социальной организации.
Эволюция научного подхода к человеческому капиталу
Наибольшее развитие в научной литературе получила теория человеческого капитала и инвестиций в него. Теория человеческого капитала разрабатывается в мировой экономической и управленческой науке с 1950-х гг.. Она развивает существовавшие уже в трудах классиков политической экономии преставления о человеке как носителе особого фактора производства – труда, который невозможно изъять из человека, а при современной организации общества, исключающей рабство, невозможно и приобрести в собственность. Карл Маркс и Фридрих Энгельс абсолютизировали труд как фактор образования «справедливой» стоимости, в то же время исключая из него такую важную разновидность, как труд предпринимателя, и не учитывая производственную ценность информации, носителем которой также может выступать человек. При этом они противопоставляли труд капиталу (средствам производства), абсолютизируя последний как фактор производства и связывая положение человека в обществе не с его способностями, а с наличием в его владении, пользовании и распоряжении средств производства.
Однако уже в середине XX в. стало ясно, что человек сам по себе является важнейшим фактором производства. И, в то же время, поддержание существования и развитие знаний, умений, навыков и способностей человека требует определенных затрат. То конечное потребление, которое прежде рассматривалось исключительно как расходы, начало рассматриваться как инвестиции в человека, формирующие человеческий капитал. «Люди тратят на себя ресурсы различным образом – не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов» [5].
Человек инвестирует в себя, рассчитывая в будущем получать более высокие проценты с человеческого капитала (в форме заработной платы, прибыли предпринимателя и т.д.). Также в человеческий капитал могут инвестировать и организации, заинтересованные в более высокой производительности труда работников. С развитием новой институциональной теории был создан и первичный эконометрический инструментарий изучения поведения людей, ориентированного на повышение стоимости человеческого капитала в долгосрочной перспективе.
«Под капиталом в общем виде понимается накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм» [7].
Человеческий капитал – это имеющийся у каждого человека запас знаний, умений, навыков, способностей и физических сил организма. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации и т.д. В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента [6]:
1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;
2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;
3) чистый труд.
«Индивидуальный человеческий капитал – это накопленный запас особенных и специальных знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющих ему получать дополнительные доходы и другие блага по сравнению с человеком без оных» [4].
Человеческий капитал характеризует наличные человеческие ресурсы с качественной стороны. К основным характеристикам человеческого капитала с учетом позиции различных исследователей можно отнести показатели: а) знаний; б) умений; в) навыков; г) склонностей и способностей; д) здоровья.
Все эти характеристики могут группироваться в различные компетенции, характеризующие способность человека осуществлять ту или иную деятельность.
Главной особенностью человеческого капитала является его связь с конкретным человеком-носителем. Как следствие, приход или уход людей в организацию влияет на ее человеческий капитал. Хотя работник, уходящий из организации, также теряет специфическую составляющую человеческого капитала, однако и специфический человеческий капитал не находится в собственности организации. Впрочем, данная особенность, обычно ассоциируемая в научной литературе не только с человеческим капиталом, но и вообще с человеческими ресурсами, присуща не любым инвестициям в человеческие ресурсы. В дальнейшем мы рассмотрим различные виды инвестиций в человеческие ресурсы и отметим специфику каждого из них.
Инвестиции в численность человеческих ресурсов
Численность человеческих ресурсов является наиболее привычной категорией инвестирования, поскольку задача привлечения рабочей силы возникла сразу вслед за разделением труда (будь то привлечение рабов, крепостных, подмастерьев или наемных работников). Отдачей от инвестиций в численность является появление в организации новых работников.
В первую очередь к инвестициям в численность человеческих ресурсов необходимо отнести все переменные (т.е. зависящие от количества привлекаемых работников) расходы на найм персонала. Так, например, рабочее время специалистов по подбору в большинстве случаев не является переменными расходами, поскольку специалист получает заработную плату независимо от того, сколько работников было отобрано. Напротив, выплаты кадровому агентству за закрытие вакансии и рабочее время руководителя линейного подразделения, проведенное на собеседовании с потенциальными кандидатами, относятся именно к переменным расходам.
Кроме того, к инвестициям в численность человеческих ресурсов необходимо отнести переменные расходы на удержание работников, т.е. заработную плату удержания в узком смысле, включая только денежные выплаты. Если организация не будет выплачивать эти деньги работнику, то он уволится и, следовательно, возникнет необходимость привлечения новых работников на данную вакансию.
Следует особо подчеркнуть, что переменные расходы на привлечение и удержание работников производятся при текущем состоянии инфраструктуры организации. Так, заработная плата удержания зависит от морально-психологического климата в коллективе, перспектив карьерного роста и других параметров системы управления персоналом.
Инвестиции в привлечение и удержание работников являются в полном смысле слова поддерживающими, без инновационной составляющей. Их можно сравнить с амортизацией оборудования. Спецификой инвестиций в численность человеческих ресурсов является именно эта их поддерживающая роль. От инвестиций в воспроизводство человеческих ресурсов их отличает, в первую очередь, отсутствие инноваций и неизбежность. Фирма вынуждена привлекать рабочую силу до предусмотренных штатом величин, если она не сворачивает свою деятельность; все остальные инвестиции в человеческие ресурсы прямо или косвенно влияют на эффективность использования этих ресурсов, но не на самое существование социальной организации. Ввиду наличия этих особенностей инвестиции в численность человеческих ресурсов следует выделять отдельно, хотя во многих случаях они осуществляются скоординировано с инвестициями в человеческий капитал и потенциал. При анализе социальных инноваций данная категория естественным образом устраняется.
Рассматривая продуктивность и эффективность инвестиций в численность человеческих ресурсов, необходимо отталкиваться от показателей штатной численности и рабочего времени. Эти инвестиции должны быть направлены на достижение желаемого организацией состояния штата, при котором численность работников соответствует штатной, и отработка ими рабочего времени близка к нормальной.
Инвестиции в человеческий капитал
Упомянутые выше изменения в инфраструктуре организации, напротив, требуют осуществления не переменных, а постоянных или разовых издержек и допускают инновационный подход. Расширение штата службы найма, разработка новых технологий оценки персонала и т.д. не связаны напрямую с численностью нанимаемых работников, однако их осуществление напрямую влияет на качество человеческого капитала работников, нанимаемых на внешнем рынке труда. Соответственно, они представляют собой инвестиции в человеческий капитал организации.
Наконец, инвестиции в планирование карьеры работников, формирование кадрового резерва, разработку критериев выдвижения работников на руководящие позиции и т.д. повышают качество человеческого капитала при внутреннем найме за счет большего качества отбора, аналогично отбору при внешнем найме. Эта категория инвестиций отличается также существенным инновационным потенциалом.
Следует выделить также обучение сотрудников, направленное на приобретение ими знаний, умений, навыков, а также оказание работникам необходимой физиологической и медицинской помощи. Инвестиции в эти программы повышают человеческий капитал организации за счет работников, уже имеющихся в организации.
Таким образом, человеческий капитал организации формируется не только за счет инвестиций в свойства работников, но и за счет инвестиций в технологии внутреннего и внешнего найма.
Характеристики человеческого капитала могут измеряться в рамках системы компетенций, привязанных к деятельности работника, либо посредством оценки упомянутых выше пяти групп свойств работников. Система компетенций при этом дает представление не обо всем человеческом капитале, а только о тех его характеристиках, которые выделяются работодателем в качестве значимых для данной должности либо системы должностей.
Инвестиции в социальный капитал
Одна из главных особенностей человеческого капитала, долгое время остававшаяся не замеченной в научных и научно-практических исследованиях по данной теме и выделившаяся лишь в процессе развития теории социального капитала, состоит в том, что человеческий капитал, находящийся в организации, не всегда может быть ею использован. Более того, он не всегда может быть использован и самим человеком. Можно привести аналогию с высокотехнологичным станком в собственности компании, который не может быть использован в отсутствие квалифицированного рабочего, способного этим станком управлять. Так же и человеческий капитал нуждается для своего раскрытия в особой социальной организации. Работник не может реализовать свои компетенции, если его должностная позиция не предполагает их использование. Более того, субъективные отношения с другими работниками и его собственная мотивация также могут ограничивать реализацию его компетенций.
Социальный капитал включает в себя установившиеся взаимосвязи между людьми в социальной организации. Его нельзя отождествлять с человеческим капиталом или включать в него ни на уровне социальной организации, ни на уровне общества (национальной экономики). Он участвует и в формировании человеческого капитала (развитии человеческой личности), и в его реализации. Носителем социального капитала является не отдельный работник и не фирма как юридическое лицо, а весь трудовой коллектив социальной организации. Его нельзя приобрести в собственность фирмы юридически, однако именно фирма фактически им распоряжается.
Инвестиции в социальный капитал могут иметь совершенно различную направленность. В числе уже относительно изученных в теории менеджмента социальных объектов (подсистем), в развитие которых может инвестировать компания, можно выделить:
– систему линейного менеджмента (инвестиции в менеджмент, управленческие инновации);
– систему управления знаниями (представленную не только специализированными информационными системами, но и особыми социальными практиками);
– систему управления качеством;
– систему корпоративных коммуникаций.
Данный список ни в коей мере не претендует на исчерпанность, однако включает в себя наиболее подробно изученные в теории менеджмента социальные подсистемы. Общий принцип, применимый ко всем инвестициям в эти и иные составляющие социального капитала – любые подобные инвестиции должны быть направлены на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. Бесполезно ожидать от них увеличения самого человеческого капитала. Так, система управления знаниями не сможет помочь организации, сотрудники которой некомпетентны и не только не генерируют никаких новых знаний, но и не владеют своей профессией. И в то же время организации с относительно высоким качеством человеческого капитала остро нуждаются в социальном капитале, позволяющем раскрыть компетенции сотрудников.
Инвестиции в человеческий потенциал
Следует различать человеческий капитал как фактор производства, конвертирующийся в прибыль компании, и человеческий потенциал как прогнозную оценку возможностей человека в заданных условиях. Это понятие учитывает не только те способности, носителем которых является человек, но и различные социальные условия, которые способствуют либо препятствуют развитию или эффективному использованию человеческого капитала.
Человеческий потенциал, таким образом, является прогнозной оценкой развития человеческого капитала в конкретных социоисторических условиях с учетом воздействия различных факторов макроокружения.
Однако этот прогноз зависит не только от свойств человека, но и в большей степени от его социального окружения (социального капитала), а также составляющих организационной инфраструктуры, находящихся непосредственно в собственности фирмы. Примером такой инфраструктуры могут быть обучающие программы, условия труда и иные объекты материального окружения, т.е. часть физического, а не человеческого капитала, которая приобретается фирмой не для использования в процессе производства, а в качестве инвестиций в персонал. Именно этот вид инвестиций, находящийся на стыке человеческого и социального капитала, предлагается обозначить как инвестиции в человеческий потенциал.
Выводы
Рассмотрев различные виды инвестиций организации в человеческие ресурсы, мы можем обобщить различия между ними, обуславливающие целесообразность выделения различных классов инвестиций в этой сфере. Инвестиции в численность человеческих ресурсов позволяют организации укомплектовать штат в соответствии с существующей социальной организацией. Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают качество человеческих ресурсов за счет свойств, являющихся неотъемлемой и неотчуждаемой частью самих работников. Инвестиции в социальный капитал позволяют установить социальные практики, наилучшим образом раскрывающие доступный организации человеческий капитал. Наконец, инвестиции в человеческий потенциал формируют материальный капитал, необходимый организации для формирования ее человеческого капитала.
Инвестирование в человеческие ресурсы должно происходить целенаправленно, с осознанием показателей, отражающих коммерческую отдачу от инвестиций для организации. Каждому классу рассмотренных инвестиций соответствуют свои показатели, которые недопустимо смешивать с показателями других классов.
Источники:
2. Современные проблемы управления в контексте вызовов XXI века / Коллективная монография. – М.: ЮРАЙТ, 2013.
3. Социальные инновации управления человеческими ресурсами в современном информационном обществе / Под ред. Л.Н. Ивановой-Швец, А.А. Корсаковой. – М.: Юрайт, 2014.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: ЭКСМО, 2007.
5. Блауг М. Методология экономической науки // Вопросы экономики. – 2004.
6. Корицкий А.В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала // Креативная экономика. – 2007. – № 5.
7. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. // Экономическая социология. Электронный журнал. – 2002.– № 4. – Т. 3.
8. Разнодежина Э.Н. Человеческие ресурсы: их роль и значение // Управление экономическими системами. – 2011. – №1.
9. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом. – М.: ЕАОИ, 2008.
Страница обновлена: 23.07.2024 в 22:07:10