Южные российские регионы: экономика и торговля

Уварова Г.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены направления регулирования экономики регионов Юга России в посткризисный период. С учетом социально-экономической ситуации, экономико-географического положения, сложившейся специализации предложено приоритетное развитие товарных рынков.

Ключевые слова: государственная поддержка, экономика региона, региональное развитие, специализация, товарные рынки, сектор торговли, развитие юга России



В современных условиях управление региональным развитием предполагает согласование интересов между центром и регионами, усиление взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных ресурсов и финансовых потоков [1]. Вместе с тем, практически все регионы России имеют множество серьезных проблем, которые в большей или меньшей степени были усилены кризисом. А комплексная оценка социально-экономического развития регионов показывает, что в каждом из них имеются и традиционно неблагополучные территории.

К тому же сохраняющаяся и в настоящее время диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации [2]. В данных условиях, на наш взгляд, стратегически важным для России является проведение дифференцированной региональной политики, направленной на обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов федерации и формированием благополучной среды обитания для населения.

Наблюдаемая же в настоящее время динамика структурных изменений в национальной экономике и социальной сфере обуславливает необходимость повышения эффективности функционирования практически всех региональных социально-экономических систем.

Экономические особенности регионов Юга Росии

Важно отметить, что финансовый кризис и последовавший за ним экономический спад в разной степени затронули отдельные сегменты экономики регионов Юга России. При этом межтерриториальные различия обусловлены здесь следующими факторами:

– сложившимися пропорциями развития отдельных видов экономической деятельности;

– величиной федеральной бюджетной поддержки;

– качеством регионального управления;

– уровнем экономической активности и социальной мобильности населения.

В силу своих структурных особенностей экономика регионов Юга России напрямую не зависит от экспортных поступлений и финансового капитала. Поэтому на первой стадии общероссийской динамики замедления экономических процессов она понесла сравнительно меньшие потери, чем некоторые промышленно развитые регионы России.

Вместе с тем, в южнороссийских регионах сохраняются значительные меж- и внутрирегиональные диспропорции экономического и социального развития. Так, на Северном Кавказе наблюдается самый высокий в России уровень дотационности региональных бюджетов.

Между тем, кризис еще более усилил региональную дифференциацию по большинству социально-экономических показателей. В связи с этим регионы были вынуждены вносить изменения в бюджеты, пересматривать имеющиеся стратегии регионального развития. В этих условиях разработка основных приоритетов стратегического развития Юга России должна быть связана, на наш взгляд, с выявлением его особенностей по уровню социально-экономического развития, географическому положению, хозяйственной специализации и т.п.

Условия реализации потенциала южных регионов

Очевидными преимуществами регионов Юга России являются:

– исключительно благоприятные климатические условия;

– выгодное географическое положение;

– высокий агроклиматический потенциал;

– уникальные рекреационные ресурсы;

– высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами.

Ограничениями для развития южнороссийских регионов являются:

– неоднородность уровня их развития;

– слабая инфраструктурная обеспеченность;

– низкий уровень квалификации трудовых ресурсов;

– значительная доля трудных для освоения горных территорий;

– угрозы проявления экстремизма и терроризма.

Вместе с тем, ключевыми условиями реализации экономического потенциала субъектов, расположенных на Юге России, в условиях модернизации национального хозяйства должны выступать:

– переход к конкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных специализаций;

– снятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений их развития.

В этой связи, на наш взгляд, достаточно эффективным направлением развития экономики Юга России и его регионов может стать ускоренное развитие товарных рынков. Путем товарного обмена они обеспечивают непрерывность регионального воспроизводства, включая воспроизводство материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов.

Известно, что торговля в России в последнее время стала одним из крупнейших секторов экономики.

Так, в секторе торговли в южнороссийских регионах в 2008 году было занято 0,6 млн человек, или 10,3% от общей численности занятых в экономике.

В общероссийских показателях занятости в сфере торговли удельный вес регионов составляет 12% от общей численности работающих в данном виде экономической деятельности [4].

Торговля, кризис и инвестиции

Определенное влияние на развитие сектора розничной торговли в целом по России и в южных регионах, в частности, в последние годы оказывает развитие торговых сетей: локальных, национальных и транснациональных. Вообще сектор торговли в ряде южнороссийских регионов является весьма инвестиционно привлекательным. Об этом свидетельствовали исключительно высокие темпы роста оборота розничной торговли и позитивные изменения в инфраструктуре розничной торговли в докризисный период.

Следует также отметить, что динамика экономического развития южнороссийских регионов в докризисный период характеризовалась ускоренными темпами роста всех секторов торговли, по сравнению со сферой материального производства.

Между тем, в условиях финансово-экономического кризиса с конца 2008 года темпы развития всех без исключения сфер торговли замедлились.

В то же время для инвесторов открылся ряд уникальных возможностей, заключающихся в выгодном расширении подешевевших торговых площадей, укреплении отношений с поставщиками и потребителями, реализации программ повышения эффективности. Данные шаги позволяют подготовиться к очередному витку роста в посткризисный период.

При этом следует учитывать региональные особенности южнороссийских территорий, поскольку в силу структурной специфики их экономики, обусловленной высоким удельным весом сельского населения и, соответственно, высокой долей сельскохозяйственного производства, потребности сельских жителей во многом обеспечиваются за счет продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах, деятельность которых относится к неформальной экономике.

Государственная поддержка и региональная политика

В связи с этим, по нашему мнению, в области регулирования, координации и контроля необходима реализация комплекса мер, к которым, прежде всего, следует отнести:

– защиту прав предпринимателей;

– ликвидацию необоснованных административных барьеров;

– упорядочение контрольной деятельности;

– поддержку малого бизнеса и создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий.

Требуют безотлагательного решения проблемы, связанные с взаимодействием отечественных товаропроизводителей с крупными сетевыми структурами розничной торговли. Особую актуальность и значимость приобретают вопросы государственного регулирования доступа фирм на рынок в увязке с практикой управления процессами размещения новых торговых предприятий.

Таким образом, сектор торговли в регионах Юга России является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений, имеющих важное значение, как для наполнения бюджета, так и для улучшения качества жизни населения.

Поэтому он требует самого пристального внимания и поддержки на региональном и федеральном уровнях. С этой целью, наряду с детальным анализом ситуации в торговле и прогнозированием тенденций ее развития, необходима, на наш взгляд, активная региональная политика. Она должна быть направлена на развитие торговой деятельности, поддержание, наряду с крупнотоварным сектором, частнопредпринимательских инициатив, малого бизнеса.


Источники:

1. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. // Министерство регионального развития РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. minregion.ru.
2. Постникова Е.А., Шильцин Е.А. Новейшие тенденции регионального развития России: некоторые фрагменты // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 3. – С. 67–86.
3. Селиверстов В.Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации // Регион: экономика и социология. – 2008. – № 4. – С. 3–14.
4. Социально-экономические процессы на Юге России в январе–сентябре 2009 года. / Ростовстат. – Ростов-на-Дону, 2009. – 369 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:39:08