Инновационный потенциал регионов Южного федерального округа: сравнительный анализ и перспективы развития
Савицкая О.Е.1, Мантуров К.К.2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» - Волгоградский филиал
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» - Воронежский филиал
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Савицкая О.Е., Мантуров К.К. Инновационный потенциал регионов Южного федерального округа: сравнительный анализ и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121894.
Аннотация:
В условиях глобализации экономики, инновациям отведена роль ключевого фактора экономического роста и конкурентоспособности, поскольку они способствуют повышению производительности труда, повышению качества и эффективности производства, созданию новых продуктов/технологий. Инновации также влияют на структурные изменения в экономике, формируя новые отрасли и рынки, диверсифицируя и модернизируя производственный сектор экономик страны. Основополагающим индикатором устойчивого развития, прогресса и укрепления территорий является инновационный потенциал, определяющий степень конкурентоспособности экономики региона и страны в целом. Рассмотрение регионов Южного федерального округа как элемента целостной системы, функциональные звенья которой формируются за счет бизнес сообществ региона, предоставляет возможность влияния власти на функционирование в целом, а взаимовыгода наступает тогда, когда бизнес сообщества ощущают свою включенность в решение социально-экономических проблем региона. Авторы обосновали тесную взаимосвязь кадрового обеспечения в процессе инновационного развития отрасли или региона. Доказано, что мотивационная составляющая молодых ученых играет важную роль при формировании культуры инноваций и непосредственно влияет на перспективное развитие инновационного потенциала региона или страны. Статья будет интересна тем, кто исследует динамику современного состояния инновационного развития регионов, что изучает специфику функционирования и активизации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационная деятельность, регионы Южного федерального округа
JEL-классификация: О31, О32, О33
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие инновационной сферы и активизация инновационного потенциала выступают приоритетным направлением развития России ближайшего десятилетия. Глобализация мировой экономики, эскалация конкурентной борьбы среди передовых технологий требуют высокого уровня оснащения и соответствия национальных предприятий к вызовам внешней среды. Коллектив авторов установили приоритетные направления инновационного развития в условиях обострения санкций недружественных государств и соответствующие им базовые макроэкономические показатели [14, с.164]. Долгих Е.А. и Паршинцева Л.С. в своем научном труде выявили сильные и слабые стороны страны [5, с.41]. Такие авторы, как Осипов и Афонин С.Е. доказали, что среди регионов страны наблюдается высокая степень различия в уровне инновационного финансирования и, как следствие, в темпах инновационного развития [11, с.49]. В статье Тодосийчука А.В. проанализированы состояние научно-технологического и инновационного потенциала нашей страны, механизм реализации государственной научно-технической и инновационной политики [13, с.240]. Боуш Г.Д., Вертиновой А.А. и Солдатовой Л.С. были сопоставлены группы критериев популярных рейтингов инновационного развития, для формирования модели влияния университета на инновационное развитие регионов [2, с.1232]. Вольчик В. В. и Фурса Е. В. определили важнейшие факторы и способы повышения активности в национальной инновационной системе [3, с.27]. Егоровой Н. Е. и Ступачевым С. А. определены ограничения, тормозящие реализацию механизма открытых инноваций в России: внешнеэкономические и внутренние, раскрыты причины низкой абсорбционной способности российской инновационной системы [7, с.201]. Лазаревой Н.В. предложена уровневая модель развития предприятия, которая способна стимулировать высокотехнологичные рынки страны [10, с.503]. Горячевой Т. В. и Мызровой О. А. разработана в виде матрицы классификация факторы разной направленности, влияющих на технологический суверенитет страны [4, с. 33]. С. А. Дятлов и Е. В. Васильченко обосновали создание нового института ‒ Совета по кластерной политике ЕАЭС [6, с.30].
В современных условиях хозяйствования важным фактором развития региона или государства в целом, является повышение инновационного потенциала, который является главным индикатором измерения эффективности национальной экономики. Целью настоящего исследования ставится анализ текущих методов оценивания инновационного развития региона и предложений по составным элементам новой архитектуры показателей результативности инновационного развития.
Научная новизна состоит в обосновании закономерности кадрового обеспечения и результатов инновационного развития региона или государства. Авторская гипотеза заключается в значимости инновационной активности государства, которая способна вырасти за счет инновационных возможностей регионов, образуя синергетический эффект в устойчивом социально-экономическом развитии [9, с.81]. Для достижения поставленной цели необходимо исследовать количество занятых в создании и реализации инновационной деятельности регионов, изучение индексов влияющих на устойчивое развитие регионов и выработке мер по поддержанию деятельности в области инновационного развития.
Основная часть
Объектом исследования выступили территории южного федерального округа, которые представляют стратегический интерес для России исходя из обеспечения продовольственной безопасности РФ. Южный федеральный округ (ЮФО) включает семь регионов и один город федерального значения: республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, город Севастополь. Инновационное развитие играет важную роль на макроуровне и на микроуровне, а реализация инновационных проектов способно повысить конкурентоспособность российской экономики в условиях стагнации, вызванной тотальным блэкаутом от стран Запада и последствиями всемирной пандемии COVID-19. Эффективное инновационное развитие для российской экономики является очень актуальным поскольку страна занимает ведущее положение среди других стран мира по основным показателям, например показатель «площадь территории» Россия занимает первое место, по численности населения - на девятом. Показатель валового внутреннего продукта позволяет поставить российскую экономику на 4-е место среди стран мира и 1-е среди стран Европы по объему ВВП. Таким образом, сохранение традиционного уклада экономики без внимания его инновационного развития неизбежно приведет к экстенсивному развитию экономики и снижению темпов экономического развития страны.
В таблице 1 дана количественная характеристика исследователей по областям науки на территории Российской Федерации.
Таблица 1 - Численность исследователей за 2020-2023 гг.*
года
|
Численность
исследователей – всего человек
|
в
том числе по областям науки, человек
| |||||
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
| ||
Исследователи
| |||||||
2020
|
346497
|
80966
|
208994
|
14584
|
9551
|
20076
|
12326
|
2021
|
340142
|
84364
|
199585
|
13923
|
9669
|
19728
|
12873
|
2022
|
340666
|
84461
|
201513
|
14190
|
9315
|
18665
|
12522
|
2023
|
338900
|
83346
|
201569
|
14231
|
9445
|
17708
|
12601
|
из них имеют ученые степени
| |||||||
2020
|
99122
|
41716
|
22734
|
9173
|
5133
|
12527
|
7839
|
2021
|
97537
|
40974
|
21677
|
8679
|
5109
|
12526
|
8572
|
2022
|
95204
|
40170
|
21367
|
8788
|
4798
|
11657
|
8424
|
2023
|
92601
|
39841
|
20357
|
8822
|
4833
|
10537
|
8211
|
в том числе доктора
наук
| |||||||
2020
|
24473
|
10757
|
3974
|
3339
|
1197
|
2959
|
2247
|
2021
|
24074
|
10475
|
3825
|
3159
|
1195
|
2989
|
2431
|
2022
|
23306
|
10074
|
3780
|
3181
|
1109
|
2746
|
2416
|
2023
|
22626
|
10014
|
3464
|
3227
|
1122
|
2491
|
2308
|
кандидата
наук
| |||||||
2020
|
74649
|
30959
|
18760
|
5834
|
3936
|
9568
|
5592
|
2021
|
73463
|
30499
|
17852
|
5520
|
3914
|
9537
|
6141
|
2022
|
71898
|
30096
|
17587
|
5607
|
3689
|
8911
|
6008
|
2023
|
69975
|
29827
|
16893
|
5595
|
3711
|
8046
|
5903
|
Представленные данные свидетельствуют о высоком присутствии ученых в области технических наук (201569 занятых в 2023 году), которые способны качественно изменить элементы производства в новых видах энергии, технологий, материалах и ресурсах. Исследователи в области технических наук повышают социально-экономическую эффективность воспроизводства страны. Вторым пунктом перечня по количественному присутствию за 2023 год выступают естественные науки (83346 человек в 2023 году), которые являются междисциплинарными, а именно геофизика, астрофизика, биофизика, биохимия, физическая химия, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение. Некоторые науки могут относиться сразу к нескольким группам, например, медицина, экология, психология, в совокупности данные области наук усиливают технологическую независимость станы и напрямую влияют на технологический суверенитет, что в настоящее время является первостепенной задачей государства.
Состав персонала в сфере исследований и разработок выделяются четыре категории работников — исследователи, техники, вспомогательный персонал, прочий персонал. Под исследователями понимаются работники, профессионально занимавшиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществлявшие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, и осуществляющие непосредственное управление указанными видами деятельности. Исследователи имеют законченное высшее профессиональное образование. Динамика последних лет свидетельствует о рецессии общего числа исследователей (таблица 2), наличие ученых степеней усиливает экспертность исследователей, но по данной группе также наблюдается спад, это может быть вызвано демографической ямой 1990-2000 годов.
Таблица 2 - Численность исследователей по возрастным группам**
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
| ||||||||
Исследователи
|
из
них
|
Исследователи
|
из
них
|
Исследователи
|
из
них
|
Исследователи
|
из
них
| |||||
доктора
наук
|
кандидаты
наук
|
доктора
наук
|
кандидаты
наук
|
доктора
наук
|
кандидаты
наук
|
доктора
наук
|
кандидаты
наук
| |||||
Всего
|
346497
|
24473
|
74649
|
340142
|
24074
|
73463
|
340666
|
23306
|
71898
|
338900
|
22626
|
69975
|
в том числе в
возрасте (полных лет):
| ||||||||||||
до 29
|
56607
|
39
|
1746
|
53459
|
14
|
1462
|
53996
|
6
|
1313
|
54680
|
13
|
1197
|
30-39
|
96826
|
519
|
20295
|
95977
|
516
|
19683
|
96112
|
532
|
18953
|
93242
|
510
|
17852
|
40-49
|
60072
|
2472
|
17410
|
62799
|
2474
|
18113
|
65794
|
2409
|
18351
|
68903
|
2336
|
18457
|
50-59
|
48840
|
4076
|
11667
|
46115
|
3972
|
11529
|
44106
|
3715
|
11141
|
43164
|
3569
|
11082
|
60-69
|
51716
|
7887
|
13081
|
50060
|
7701
|
12577
|
48736
|
7160
|
12090
|
46986
|
6768
|
11531
|
70 и старше
|
32436
|
9480
|
10450
|
31732
|
9397
|
10099
|
31922
|
9484
|
10050
|
31925
|
9430
|
9856
|
Динамика последних лет свидетельствует о регрессе исследователей Российской Федерации на 7,5 тысяч человек за четыре года, с 346497 человек в 2020 году до 338900 человек в 2023 году. Во многом это связано с отсутствием понимания интересующей области занятости, некоторые молодые люди не хотят применять полученные знания в исследовательской деятельности а зачастую большая часть исследователей не имеет мотивации к исследовательской деятельности из-за коммерческого интереса к иным отраслям хозяйствования [12, с.78].
Предлагается изучить авторскую систему рейтинговых оценок института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) [1, с.17], отличающуюся от традиционных систем оригинальностью количественных и качественных показателей инновационного развития регионов, и интегрированными в нее индикаторами, которые используются в аналогичных разработках Европейской комиссии (Regional Innovation Scoreboard).
Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации строится по методу дедукции показателей российского регионального инновационного индекса (РРИИ). Данный индекс сформирован на базе 55 показателей и таких индексов, как «Социально-экономические условия инновационной деятельности» (ИСЭУ), «Научно-технический потенциал» (ИНТП), «Инновационная деятельность» (ИИД), «Экспортная активность» (ИЭА) и «Качество инновационной политики» (ИКИП). Структура оценок индексов представлены на рисунке 1 и в таблице 1.
Рисунок 1 – Структура индексов РРИН [1, с.16]
Инновационная деятельность служит катализатором активизации инновационного потенциала, поскольку ресурсы, участвующие в формирование базы инновационного потенциала направлены на обслуживание общенациональной отрасли и служат удовлетворению нужд региона или хозяйствующего субъекта.
Результативность инновационной деятельности будет считаться в количественных объемах внедренных инноваций. Согласно всеми известной классификации инноваций, инновационной продукцией следует считать новую или подвергшуюся модификациям (усовершенствованиям).
Таблица 1 - Рейтинг субъектов РФ по значению российского регионального инновационного индекса на 2021 год [1, с.31]
Регион
|
Группа
по РРИИ
|
Ранг по РРИИ
|
РРИИ 2021
|
Ранг по ИСЭУ
|
Ранг по ИНТП
|
Ранг по ИИД
|
Ранг
по ИЭА
|
Ранг по ИКИП
|
Москва
|
I
|
1
|
0.5734
|
1
|
5
|
3
|
1
|
2
|
Ростовская
область
|
II
|
21
|
0.3932
|
26
|
32
|
17
|
17
|
43
|
Краснодарский
край
|
II
|
34
|
0.3663
|
38
|
34
|
52
|
14
|
39
|
Волгоградская
область
|
II
|
43
|
0.3489
|
39
|
36
|
56
|
48
|
33
|
Астраханская
область
|
III
|
60
|
0.3077
|
45
|
64
|
73
|
30
|
47
|
Республика
Адыгея
|
III
|
64
|
0.2974
|
72
|
35
|
64
|
49
|
58
|
Республика
Крым
|
III
|
65
|
0.2909
|
84
|
63
|
30
|
74
|
46
|
город
Севастополь
|
III
|
68
|
0.2731
|
61
|
10
|
44
|
81
|
82
|
Республика
Калмыкия
|
III
|
76
|
0.2469
|
73
|
58
|
71
|
70
|
71
|
Город Севастополь, Астраханская область, республики Адыгея, Крым и Калмыкия отстают по величине совокупного индекса инновационного развития от лидера (г. Москва) более чем на 40%, но не более чем на 60%. Расчет индексов на 2021 год свидетельствует о высокой экспортной активности Краснодарского края, на несколько пунктов превосходящей лидера но в совокупном расчете значительно ниже, это объяснимо климатическими условиями и отраслевой принадлежностью региона. По индексу ИИД республика Крым превосходим регионы ЮФО, что объясняется необходимостью активного применения технологических и нетехнологических инноваций в регионе. Стоит отметить, что Волгоградская область выступает лидером по индексу качества инновационной политике, опережая лидера на 10 пунктов (33 - Волгоградская области, 43 - Москва), скорее всего нормативная база стимулирует активно участвовать хозяйствующие субъекты в федеральных программах что отражается на значении данного индекса.
В материалах Устинова К.А. [15] рассмотрено несколько периодов формирования научно-технической политики и обоснована необходимость улучшения условий развития территорий, путем согласованности между нормативно-правовыми положениями федерального и регионального уровней.
Индекс инновационной деятельности, путем всесторонней оценке интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования инноваций, позволяет сформировать рейтинг субъектов Российской Федерации. Данный индекс рассчитывается по девяти индикаторам и группируется в три специализированные группы:
ИИД-1 - активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций;
ИИД-2 - затраты на инновации;
ИИД-3 - результативность инновационной деятельности.
Для оценки результативности инновационной деятельности организаций региона используют показатели вышеуказанных групп (таблица 2).
Таблица 2 - Рейтинг регионов ЮФО РФ по значению индекса «Инновационная деятельность» на 2021 год [1, с.37]
Регион
|
Группа по ИИД
|
Ранг по ИИД
|
ИИД 2021
|
Группа по ИИД-1
|
Группа по ИИД-2
|
Группа по ИИД-3
|
Ростовская
область
|
II
|
17
|
0.3559
|
I
|
IV
|
IV
|
Республика
Крым
|
III
|
30
|
0.2980
|
II
|
II
|
IV
|
город
Севастополь
|
III
|
44
|
0.2423
|
IV
|
I
|
IV
|
Краснодарский
край
|
IV
|
52
|
0.2091
|
III
|
III
|
IV
|
Волгоградская
область
|
IV
|
56
|
0.1811
|
III
|
IV
|
IV
|
Республика
Адыгея
|
IV
|
64
|
0.1442
|
IV
|
IV
|
IV
|
Республика
Калмыкия
|
IV
|
71
|
0.1237
|
IV
|
III
|
IV
|
Астраханская
область
|
IV
|
73
|
0.1120
|
III
|
IV
|
IV
|
В динамично развивающем мире Правительство РФ реализует особую миссию стратегического планирования, которая заключается в развитии инновационной отрасли страны, путем стимулирования инновационной деятельности организаций, создавая комфортные финансовые привилегии в области научных исследований и разработок, поддерживая инновационную инфраструктуру, содействуя коммерциализации и активизации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, формируя кадровый потенциал страны/региона и культуру инноваций [8].
Для перспективного развития инновационного потенциала региона и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в нем, для достижения стратегических целей инновационного развития России следует уделять значение обеспечению мотивационной составляющей инновационной деятельности, стимулировать хозяйствующие субъекты региона через налоговые льготы, гранты, субсидии, гарантии, кредиты, заказы, конкурсы, премии и другое. Понижать риск инновационной деятельности через развитие институтов разрешения споров или путем лицензирования интеллектуальной собственности, стандартизации и сертификации инновационных товаров/услуг. Увеличивать качество ресурсного обеспечения для создания инноваций через привлечение высококвалифицированных кадров, применения высокотехнологичного оборудования, материалов, информации, технологий. Создавать условия для синергии участников инновационной отрасли, в том числе путем организации новых форматов партнерства, масштабированию кластеров, участие в международных проектах и программах ЕАЭС, БРИКС. Проводить активную деятельность в развитии инновационной отрасли, через формирование актуальных целей и приоритетов инновационного развития страны в краткосрочном периоде, систематический мониторинг действий и измерение результативности различных органов и организаций, организацию прозрачности механизмов и инструментов государственной поддержки инноваций.
Выводы
На наш взгляд, для повышения уровня инновационного развития регионам ЮФО необходимо привлекать инвестиции в научную сферу, заниматься разработкой и исследованиями инноваций в различных сферах, организовать целевые наборы в высшие учебные заведения по розничным специальностям и направлениям подготовки, поскольку новшество необходимо не только спроектировать, прототипировать и выпустить промышленный образец, инновацией надо уметь управлять и внедрять в процесс функционирования хозяйствующего субъекта. Мотивировать молодых ученых и исследователей в различных областях науки путем создания благоприятных условий на рабочих местах, постоянное обновление основных фондов, соответствие их работоспособности тем вызовам, которые диктует внешняя среда в области цифровизации и машинного обучения. Такие скромные, но значимые мероприятия для занятых в области науки и технике способны мотивировать людей на создание новшеств, что способствует созданию новых методов и способов внедрения малозатратных нововведений, а вследствие активизации инновационного потенциала региона.
Активизация инновационного потенциала регионов Российской Федерации повлечет положительные преобразования в структуре экономике России, увеличит экономический рост и благосостояние граждан, систематизирует имеющиеся ресурсы в направлении технологической независимости страны. Эффективность использования инновационного развития страны или региона будет измеряться в свободной (высвободившейся) части ресурсной составляющей, которая способна к перераспределению в иные сферы хозяйствования. Инновационные процессы воздействуют на устойчивое развитие социальных взаимоотношений граждан и государственных органов, увеличивают уровень образования и предоставления услуг в области здравоохранения, туризма, консалтинга.
Инновационная отрасль Российской Федерации выступает первоочередой сферой развития страны, поскольку аккумулирует конкурентоспособность, экономический рост и социальное благополучие население и экономики государства. Сегодня Россия имеет высокий научно-технический и кадровый потенциал, развитую систему государственной поддержки инноваций, что во многом формирует технологическую независимость страны, внешние барьеры сдерживающие развитие России имеют перманентный характер и стимулируют к укреплению инновационного развития путем активизации адаптированного инновационного потенциала страны.
Источники:
2. Боуш Г.Д., Вертинова А.А., Солдатова Л.С. Инновационное развитие регионов: роль университетов // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1229-1238. – doi: 10.18334/epp.14.4.120671.
3. Вольчик В.В., Фурса Е.В. Российская инновационная система: нарративы и экономическая политика // Journal of New Economy. – 2023. – № 4. – c. 22-40. – doi: 10.29141/2658-5081-2023-24-4-2.
4. Горячева Т.В., Мызрова О.А. Подход к классификации факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие технологического суверенитета Российской Федерации // Инновационная деятельность. – 2023. – № 2(65). – c. 29-42.
5. Долгих Е.А., Паршинцева Л.С. Оценка инновационного развития регионов России // Финансы и управление. – 2024. – № 3. – c. 37-56. – doi: 10.25136/2409-7802.2024.3.71213.
6. Дятлов С.А., Васильченко Е.Е. Формирование трансграничных инновационно-промышленных кластеров в странах ЕАЭС // Инновации. – 2023. – № 3(293). – c. 28-32. – doi: 10.26310/2071-3010.2023.293.3.005.
7. Егорова Н.Е., Ступачев С.А. Перспективы использования механизма открытых инноваций в современных российских условиях // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 6(50). – c. 198-203.
8. Жернакова А.Д., Игишев А.В. Актуальное состояние и перспективы развития инновационной отрасли в РФ. Студенческий научный форум - Материалы XVI Международной студенческой научной конференции. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018036164 (дата обращения: 13.10.2024).
9. Кузнецова М.Н., Васильева А.С. Инновационный потенциал регионов Арктической зоны РФ: методика оценки, сравнительный анализ, перспективы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2023. – № 2. – c. 69-87. – doi: 10.15838/esc.2023.2.86.4.
10. Лазарева Н.В., Семенова Л.В., Артамонов В.С. Современное состояние развития инновационной системы в России // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 1(162). – c. 505-508. – doi: 10.34925/EIP.2024.162.1.093.
11. Афонин С.Е., Осипов В.С. Основные результаты 20-летнего инновационного развития российских регионов // E-Management. – 2023. – № 4. – c. 41-52. – doi: 10.26425/2658-3445-2023-6-4-41-52.
12. Проскурин А.Ю., Гражданкина Е.В. Проблема популяризации и привлечения молодежи к научной деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 2-3(104). – c. 76-80. – doi: 10.23670/IRJ.2021.103.2.077.
13. Тодосийчук А.В. Условия и факторы научно-технологического и инновационного развития экономики // Вестник Российской академии наук. – 2023. – № 3. – c. 237-245. – doi: 10.31857/S086958732303012X.
14. Трещевский Ю.И., Загорная Т.О., Праченко А.А., Бородкина Е.В. Инновационное развитие России — потребности и прогнозы национального и регионального уровней // Регион: системы, экономика, управление. – 2023. – № 3(62). – c. 156-168. – doi: 10.22394/1997-4469-2023-62-3-156-168.
15. Устинова К.А. Институциональные основы осуществления научно-технологических преобразований // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121861.
Страница обновлена: 03.11.2024 в 18:28:35