Инновационный потенциал регионов Южного федерального округа: сравнительный анализ и перспективы развития

Савицкая О.Е., Мантуров К.К.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Савицкая О.Е., Мантуров К.К. Инновационный потенциал регионов Южного федерального округа: сравнительный анализ и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121894.



Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие инновационной сферы и активизация инновационного потенциала выступают приоритетным направлением развития России ближайшего десятилетия. Глобализация мировой экономики, эскалация конкурентной борьбы среди передовых технологий требуют высокого уровня оснащения и соответствия национальных предприятий к вызовам внешней среды. Коллектив авторов установили приоритетные направления инновационного развития в условиях обострения санкций недружественных государств и соответствующие им базовые макроэкономические показатели [14, с.164]. Долгих Е.А. и Паршинцева Л.С. в своем научном труде выявили сильные и слабые стороны страны [5, с.41]. Такие авторы, как Осипов и Афонин С.Е. доказали, что среди регионов страны наблюдается высокая степень различия в уровне инновационного финансирования и, как следствие, в темпах инновационного развития [11, с.49]. В статье Тодосийчука А.В. проанализированы состояние научно-технологического и инновационного потенциала нашей страны, механизм реализации государственной научно-технической и инновационной политики [13, с.240]. Боуш Г.Д., Вертиновой А.А. и Солдатовой Л.С. были сопоставлены группы критериев популярных рейтингов инновационного развития, для формирования модели влияния университета на инновационное развитие регионов [2, с.1232]. Вольчик В. В. и Фурса Е. В. определили важнейшие факторы и способы повышения активности в национальной инновационной системе [3, с.27]. Егоровой Н. Е. и Ступачевым С. А. определены ограничения, тормозящие реализацию механизма открытых инноваций в России: внешнеэкономические и внутренние, раскрыты причины низкой абсорбционной способности российской инновационной системы [7, с.201]. Лазаревой Н.В. предложена уровневая модель развития предприятия, которая способна стимулировать высокотехнологичные рынки страны [10, с.503]. Горячевой Т. В. и Мызровой О. А. разработана в виде матрицы классификация факторы разной направленности, влияющих на технологический суверенитет страны [4, с. 33]. С. А. Дятлов и Е. В. Васильченко обосновали создание нового института ‒ Совета по кластерной политике ЕАЭС [6, с.30].

В современных условиях хозяйствования важным фактором развития региона или государства в целом, является повышение инновационного потенциала, который является главным индикатором измерения эффективности национальной экономики. Целью настоящего исследования ставится анализ текущих методов оценивания инновационного развития региона и предложений по составным элементам новой архитектуры показателей результативности инновационного развития.

Научная новизна состоит в обосновании закономерности кадрового обеспечения и результатов инновационного развития региона или государства. Авторская гипотеза заключается в значимости инновационной активности государства, которая способна вырасти за счет инновационных возможностей регионов, образуя синергетический эффект в устойчивом социально-экономическом развитии [9, с.81]. Для достижения поставленной цели необходимо исследовать количество занятых в создании и реализации инновационной деятельности регионов, изучение индексов влияющих на устойчивое развитие регионов и выработке мер по поддержанию деятельности в области инновационного развития.

Основная часть

Объектом исследования выступили территории южного федерального округа, которые представляют стратегический интерес для России исходя из обеспечения продовольственной безопасности РФ. Южный федеральный округ (ЮФО) включает семь регионов и один город федерального значения: республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, город Севастополь. Инновационное развитие играет важную роль на макроуровне и на микроуровне, а реализация инновационных проектов способно повысить конкурентоспособность российской экономики в условиях стагнации, вызванной тотальным блэкаутом от стран Запада и последствиями всемирной пандемии COVID-19. Эффективное инновационное развитие для российской экономики является очень актуальным поскольку страна занимает ведущее положение среди других стран мира по основным показателям, например показатель «площадь территории» Россия занимает первое место, по численности населения - на девятом. Показатель валового внутреннего продукта позволяет поставить российскую экономику на 4-е место среди стран мира и 1-е среди стран Европы по объему ВВП. Таким образом, сохранение традиционного уклада экономики без внимания его инновационного развития неизбежно приведет к экстенсивному развитию экономики и снижению темпов экономического развития страны.

В таблице 1 дана количественная характеристика исследователей по областям науки на территории Российской Федерации.

Таблица 1 - Численность исследователей за 2020-2023 гг.*

года
Численность исследователей – всего человек
в том числе по областям науки, человек
естественные
технические
медицинские
сельскохозяйственные
общественные
гуманитарные
Исследователи
2020
346497
80966
208994
14584
9551
20076
12326
2021
340142
84364
199585
13923
9669
19728
12873
2022
340666
84461
201513
14190
9315
18665
12522
2023
338900
83346
201569
14231
9445
17708
12601
из них имеют ученые степени
2020
99122
41716
22734
9173
5133
12527
7839
2021
97537
40974
21677
8679
5109
12526
8572
2022
95204
40170
21367
8788
4798
11657
8424
2023
92601
39841
20357
8822
4833
10537
8211
в том числе доктора наук
2020
24473
10757
3974
3339
1197
2959
2247
2021
24074
10475
3825
3159
1195
2989
2431
2022
23306
10074
3780
3181
1109
2746
2416
2023
22626
10014
3464
3227
1122
2491
2308
кандидата наук
2020
74649
30959
18760
5834
3936
9568
5592
2021
73463
30499
17852
5520
3914
9537
6141
2022
71898
30096
17587
5607
3689
8911
6008
2023
69975
29827
16893
5595
3711
8046
5903
* по данным федеральной службы государственной статистики

Представленные данные свидетельствуют о высоком присутствии ученых в области технических наук (201569 занятых в 2023 году), которые способны качественно изменить элементы производства в новых видах энергии, технологий, материалах и ресурсах. Исследователи в области технических наук повышают социально-экономическую эффективность воспроизводства страны. Вторым пунктом перечня по количественному присутствию за 2023 год выступают естественные науки (83346 человек в 2023 году), которые являются междисциплинарными, а именно геофизика, астрофизика, биофизика, биохимия, физическая химия, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение. Некоторые науки могут относиться сразу к нескольким группам, например, медицина, экология, психология, в совокупности данные области наук усиливают технологическую независимость станы и напрямую влияют на технологический суверенитет, что в настоящее время является первостепенной задачей государства.

Состав персонала в сфере исследований и разработок выделяются четыре категории работников — исследователи, техники, вспомогательный персонал, прочий персонал. Под исследователями понимаются работники, профессионально занимавшиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществлявшие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, и осуществляющие непосредственное управление указанными видами деятельности. Исследователи имеют законченное высшее профессиональное образование. Динамика последних лет свидетельствует о рецессии общего числа исследователей (таблица 2), наличие ученых степеней усиливает экспертность исследователей, но по данной группе также наблюдается спад, это может быть вызвано демографической ямой 1990-2000 годов.

Таблица 2 - Численность исследователей по возрастным группам**


2020
2021
2022
2023
Исследователи
из них
Исследователи
из них
Исследователи
из них
Исследователи
из них
доктора наук
кандидаты наук
доктора наук
кандидаты наук
доктора наук
кандидаты наук
доктора наук
кандидаты наук
Всего
346497
24473
74649
340142
24074
73463
340666
23306
71898
338900
22626
69975
в том числе в возрасте (полных лет):
до 29
56607
39
1746
53459
14
1462
53996
6
1313
54680
13
1197
30-39
96826
519
20295
95977
516
19683
96112
532
18953
93242
510
17852
40-49
60072
2472
17410
62799
2474
18113
65794
2409
18351
68903
2336
18457
50-59
48840
4076
11667
46115
3972
11529
44106
3715
11141
43164
3569
11082
60-69
51716
7887
13081
50060
7701
12577
48736
7160
12090
46986
6768
11531
70 и старше
32436
9480
10450
31732
9397
10099
31922
9484
10050
31925
9430
9856
** по данным федеральной службы государственной статистики

Динамика последних лет свидетельствует о регрессе исследователей Российской Федерации на 7,5 тысяч человек за четыре года, с 346497 человек в 2020 году до 338900 человек в 2023 году. Во многом это связано с отсутствием понимания интересующей области занятости, некоторые молодые люди не хотят применять полученные знания в исследовательской деятельности а зачастую большая часть исследователей не имеет мотивации к исследовательской деятельности из-за коммерческого интереса к иным отраслям хозяйствования [12, с.78].

Предлагается изучить авторскую систему рейтинговых оценок института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) [1, с.17], отличающуюся от традиционных систем оригинальностью количественных и качественных показателей инновационного развития регионов, и интегрированными в нее индикаторами, которые используются в аналогичных разработках Европейской комиссии (Regional Innovation Scoreboard).

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации строится по методу дедукции показателей российского регионального инновационного индекса (РРИИ). Данный индекс сформирован на базе 55 показателей и таких индексов, как «Социально-экономические условия инновационной деятельности» (ИСЭУ), «Научно-технический потенциал» (ИНТП), «Инновационная деятельность» (ИИД), «Экспортная активность» (ИЭА) и «Качество инновационной политики» (ИКИП). Структура оценок индексов представлены на рисунке 1 и в таблице 1.

Подпись: Российский региональный инновационный индекс
РРИН

Рисунок 1 – Структура индексов РРИН [1, с.16]

Инновационная деятельность служит катализатором активизации инновационного потенциала, поскольку ресурсы, участвующие в формирование базы инновационного потенциала направлены на обслуживание общенациональной отрасли и служат удовлетворению нужд региона или хозяйствующего субъекта.

Результативность инновационной деятельности будет считаться в количественных объемах внедренных инноваций. Согласно всеми известной классификации инноваций, инновационной продукцией следует считать новую или подвергшуюся модификациям (усовершенствованиям).

Таблица 1 - Рейтинг субъектов РФ по значению российского регионального инновационного индекса на 2021 год [1, с.31]

Регион
Группа по РРИИ
Ранг по РРИИ
РРИИ 2021
Ранг по ИСЭУ
Ранг по ИНТП
Ранг по ИИД
Ранг по ИЭА
Ранг по ИКИП
Москва
I
1
0.5734
1
5
3
1
2
Ростовская область
II
21
0.3932
26
32
17
17
43
Краснодарский край
II
34
0.3663
38
34
52
14
39
Волгоградская область
II
43
0.3489
39
36
56
48
33
Астраханская область
III
60
0.3077
45
64
73
30
47
Республика Адыгея
III
64
0.2974
72
35
64
49
58
Республика Крым
III
65
0.2909
84
63
30
74
46
город Севастополь
III
68
0.2731
61
10
44
81
82
Республика Калмыкия
III
76
0.2469
73
58
71
70
71
Распределение регионов ЮФО по значению РРИИ заключается в присутствие во второй и третьей группах из четырех возможных. Во вторую группу вошли 3 региона ЮФО, уступающих городу Москва по значению РРИИ более чем на 20%, но не более чем на 40%, в третьей группе оказались 5 регионов ЮФО из 33 субъектов РФ входящих в состав общего рейтинга.

Город Севастополь, Астраханская область, республики Адыгея, Крым и Калмыкия отстают по величине совокупного индекса инновационного развития от лидера (г. Москва) более чем на 40%, но не более чем на 60%. Расчет индексов на 2021 год свидетельствует о высокой экспортной активности Краснодарского края, на несколько пунктов превосходящей лидера но в совокупном расчете значительно ниже, это объяснимо климатическими условиями и отраслевой принадлежностью региона. По индексу ИИД республика Крым превосходим регионы ЮФО, что объясняется необходимостью активного применения технологических и нетехнологических инноваций в регионе. Стоит отметить, что Волгоградская область выступает лидером по индексу качества инновационной политике, опережая лидера на 10 пунктов (33 - Волгоградская области, 43 - Москва), скорее всего нормативная база стимулирует активно участвовать хозяйствующие субъекты в федеральных программах что отражается на значении данного индекса.

В материалах Устинова К.А. [15] рассмотрено несколько периодов формирования научно-технической политики и обоснована необходимость улучшения условий развития территорий, путем согласованности между нормативно-правовыми положениями федерального и регионального уровней.

Индекс инновационной деятельности, путем всесторонней оценке интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования инноваций, позволяет сформировать рейтинг субъектов Российской Федерации. Данный индекс рассчитывается по девяти индикаторам и группируется в три специализированные группы:

ИИД-1 - активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций;

ИИД-2 - затраты на инновации;

ИИД-3 - результативность инновационной деятельности.

Для оценки результативности инновационной деятельности организаций региона используют показатели вышеуказанных групп (таблица 2).

Таблица 2 - Рейтинг регионов ЮФО РФ по значению индекса «Инновационная деятельность» на 2021 год [1, с.37]

Регион
Группа по ИИД
Ранг по ИИД
ИИД 2021
Группа по ИИД-1
Группа по ИИД-2
Группа по ИИД-3
Ростовская область
II
17
0.3559
I
IV
IV
Республика Крым
III
30
0.2980
II
II
IV
город Севастополь
III
44
0.2423
IV
I
IV
Краснодарский край
IV
52
0.2091
III
III
IV
Волгоградская область
IV
56
0.1811
III
IV
IV
Республика Адыгея
IV
64
0.1442
IV
IV
IV
Республика Калмыкия
IV
71
0.1237
IV
III
IV
Астраханская область
IV
73
0.1120
III
IV
IV
Лидером по реализации инновационной деятельности в южном федеральном округе можно считать Ростовскую область, несмотря на высокие затраты на инновации города Севастополя, этот регион в совокупности занимает лишь третью позицию в рейтинге регионов ЮФО по индексу «ИИД».

В динамично развивающем мире Правительство РФ реализует особую миссию стратегического планирования, которая заключается в развитии инновационной отрасли страны, путем стимулирования инновационной деятельности организаций, создавая комфортные финансовые привилегии в области научных исследований и разработок, поддерживая инновационную инфраструктуру, содействуя коммерциализации и активизации инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, формируя кадровый потенциал страны/региона и культуру инноваций [8].

Для перспективного развития инновационного потенциала региона и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в нем, для достижения стратегических целей инновационного развития России следует уделять значение обеспечению мотивационной составляющей инновационной деятельности, стимулировать хозяйствующие субъекты региона через налоговые льготы, гранты, субсидии, гарантии, кредиты, заказы, конкурсы, премии и другое. Понижать риск инновационной деятельности через развитие институтов разрешения споров или путем лицензирования интеллектуальной собственности, стандартизации и сертификации инновационных товаров/услуг. Увеличивать качество ресурсного обеспечения для создания инноваций через привлечение высококвалифицированных кадров, применения высокотехнологичного оборудования, материалов, информации, технологий. Создавать условия для синергии участников инновационной отрасли, в том числе путем организации новых форматов партнерства, масштабированию кластеров, участие в международных проектах и программах ЕАЭС, БРИКС. Проводить активную деятельность в развитии инновационной отрасли, через формирование актуальных целей и приоритетов инновационного развития страны в краткосрочном периоде, систематический мониторинг действий и измерение результативности различных органов и организаций, организацию прозрачности механизмов и инструментов государственной поддержки инноваций.

Выводы

На наш взгляд, для повышения уровня инновационного развития регионам ЮФО необходимо привлекать инвестиции в научную сферу, заниматься разработкой и исследованиями инноваций в различных сферах, организовать целевые наборы в высшие учебные заведения по розничным специальностям и направлениям подготовки, поскольку новшество необходимо не только спроектировать, прототипировать и выпустить промышленный образец, инновацией надо уметь управлять и внедрять в процесс функционирования хозяйствующего субъекта. Мотивировать молодых ученых и исследователей в различных областях науки путем создания благоприятных условий на рабочих местах, постоянное обновление основных фондов, соответствие их работоспособности тем вызовам, которые диктует внешняя среда в области цифровизации и машинного обучения. Такие скромные, но значимые мероприятия для занятых в области науки и технике способны мотивировать людей на создание новшеств, что способствует созданию новых методов и способов внедрения малозатратных нововведений, а вследствие активизации инновационного потенциала региона.

Активизация инновационного потенциала регионов Российской Федерации повлечет положительные преобразования в структуре экономике России, увеличит экономический рост и благосостояние граждан, систематизирует имеющиеся ресурсы в направлении технологической независимости страны. Эффективность использования инновационного развития страны или региона будет измеряться в свободной (высвободившейся) части ресурсной составляющей, которая способна к перераспределению в иные сферы хозяйствования. Инновационные процессы воздействуют на устойчивое развитие социальных взаимоотношений граждан и государственных органов, увеличивают уровень образования и предоставления услуг в области здравоохранения, туризма, консалтинга.

Инновационная отрасль Российской Федерации выступает первоочередой сферой развития страны, поскольку аккумулирует конкурентоспособность, экономический рост и социальное благополучие население и экономики государства. Сегодня Россия имеет высокий научно-технический и кадровый потенциал, развитую систему государственной поддержки инноваций, что во многом формирует технологическую независимость страны, внешние барьеры сдерживающие развитие России имеют перманентный характер и стимулируют к укреплению инновационного развития путем активизации адаптированного инновационного потенциала страны.


Страница обновлена: 17.10.2024 в 13:25:40