Энергетический переход и его особенности в Южно-Африканской Республике
Раков И.Д.1
1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 25 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50087771
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается опыт Южной Африканской Республики по энергетическому переходу, который актуализируется мировыми тенденциями и множеством проблем в энергетической отрасли данной страны (изношенность электрических сетей, отсутствие доступа у населения к электричеству и производство электроэнергии за счет угольных электростанций). Проводится исторический анализ принимаемых инициатив органами государственной власти и их результаты. Оценены принимаемые ЮАР обязательства по снижению парниковых газов и их выполнение. Также в настоящей статье выявлены возможные положительные и отрицательные стороны проводимой политики по энергопереходу. Сделан вывод о необходимой модернизации не только энергетического сектора данной страны, а экономики в целом. При этом основной движущей силой должен стать не частный сектор, а государство
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, зеленая экономика, изменение климата, государственная политика, Южная Африка нская Республика
JEL-классификация: F63, F64, Q01, Q56, N77
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что энергопереход является одним из трендов мировой экономики, что отражено в Целях устойчивого развития 2015 г. Таким образом, актуально рассмотреть опыт по энергопереходу Южной Африканской Республики (далее ЮАР), которая является промышленно развитой страной Африки и занимает лидирующие положение по выбросу углерода. В частности, 80% всей производимой электроэнергии в стране производится за счет угольных электростанций [1].
Тематика энергоперехода в настоящее время является широко обсуждаемой в научных кругах ( [2, с. 56]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7]; [8]). Под энергопереходом понимаются структурные изменения в энергобалансах стран, где вытесняются старые первичные источники энергии на новые. При этом в последнее время основной акцент по энергопереходу смещен к возобновляемым источникам энергии [9]. Согласно мировому сообществу (например, ООН) энергопереход к возобновляемым источникам энергии несет преимущества [10; 11]: снижение выбросов парниковых газов и предотвращение изменения климата, отход от использования от ископаемого топлива, создание новых отраслей промышленности и рабочих мест. Но есть и противоположные мнения: нестабильность выработки энергии; необходимость добычи металлов для производства аккумуляторов, что ухудшает экологическую ситуацию [12]; отсутствие технологий по стабильному производству и хранению энергии; создание искусственного энергетического дефицита [13]; многие производственные процессы не могу обойтись без ископаемого топлива (например, черная металлургия).
Цель настоящего исследования – выявить особенности энергоперехода в ЮАР, а также определить возможные положительные и отрицательные стороны данной политики. Методологическую основой статьи составляет ретроспективный анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе рассматриваемого опыта ЮАР выявлены основные этапы энергоперехода и его особенности.
Основные этапы по энергетическому переходу в Южной Африке
Наследие апартеидной политики не было уничтожено в части электроснабжения населения, несмотря на цель Национального плана по электрификации – 100% доступ к электричеству для домохозяйств с низким уровнем дохода к 2003 году. Например, в настоящее время 14% южноафриканцев не могут получить надлежащий доступ к электроэнергии. Или на 2017 год у 25% сельского населения полностью отсутствует электричество, а автономная генерация имеет незначительную долю [14, с. 40].
Первую свою политику по перестройке и либерализации отрасли электроснабжения правительство представило в дорожной карте 1998 года. Однако не одна из целей данного документа не была реализована из-за противоречий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, например, национальная энергетическая компания (Eskom) и муниципалитеты, которые являются основными действующими лицами, не хотели никаких перестроек [15].
Стоит отметить, что национальная энергетическая компания Eskom находится в ужасном состоянии: сильно изношенные электросети, что привело к веерным отключениям электроэнергии во многих районах ЮАР; огромная задолженность перед кредиторами (более 400 млрд рэндов); инвестиционный рейтинг «Standard & Poor» ниже инвестиционного уровня. Это связано с плохим управлением данной компании, нецелевым использованием денежных средств, с нерешенными вопросами технического обслуживания сетей и отсутствием квалифицированного персонала [16; 17].
Несмотря на подписание Киотского протокола в 2002 году, страна не взяла на себя официально обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов. Но на конференции «Climate Change Conference» (COP17) в 2011 году президент ЮАР заявил об амбициозных планах по выполнению требований Киотского протокола при условии оказания международной финансовой помощи. В итоге в новой дорожной карте был предложен национальный план в ответ на изменение климата (National Climate Change Response White Paper), который был направлен на переход к низко углеродной экономике [14]. В частности, программа указывала на необходимость внедрения налога на выбросы углеродов и приоритетности реализации комплексного плана по использованию ресурсов (Integrated Resource Plan, IRP) [18].
Комплексный план по использованию ресурсов (Integrated Resource Plan, IRP) для генерации электроэнергии был представлен в 2010 году, который предполагал строительство электростанций, использующих возобновляемые источники энергии, общей мощностью 25 ГВт до 2030 года. Но план был приостановлен на семь лет, и только в 2019 году он был пересмотрен, но сроки реализации плана были сохранены. Новый план включил в себя не только строительство экологически чистых электростанций, но и списание старых угольных электростанций [15].
Плану IRP, утвержденный в 2019 году, установил достижение следующих целевых показателей к 2030 году [19]:
- угольная энергетика 33364 МВт (43% в общем энергобалансе);
- атомная энергетика 1860 МВт (2,4% в общем энергобалансе) – строительство новых объектов по ядерной энергетике в ЮАР не предвидится [15].
- гидроэнергетика 4600 МВт (5,8% в общем энергобалансе);
- гидроаккумулирование энергии 5000 МВт (6,4% в общем энергобалансе);
- солнечная фотоэлектрическая энергетика 8288 МВт (10,5% в общем энергобалансе);
- газовые электростанции 6380 МВт (8,1% в общем энергобалансе);
- ветроэнергетика 17742 МВт (22,5% в общем энергобалансе);
- концентрированная солнечная энергия 600 МВт (0,6% в общем энергобалансе).
Стоит отметить, что план IRP не дает конкретных цифр по стоимости энергоперехода. Прогнозирование в рамках плана осуществлялось только для оценки ожидаемого спроса на электричество (на основе регрессионной модели) [20], для оценки сокращения выбросов СО2 [19], для оценки стоимости строительства новых электростанций [21] и для анализа социально-экономических последствий [22].
Налог на выбросы углеродов от сжигания ископаемого топлива был введен только в феврале 2019 года в рамках промышленного производства и добычи угля. Но налог оказался не эффективен в рамках борьбы с выбросами углеводорода, так как на первом этапе (продлится до 2022 года) внедрения смог охватить не более 5% всех выбросов [16].
С целью реализации комплексного плана по использованию ресурсов в 2011 году была запущена Программа по закупкам электроэнергии из возобновляемых источников у независимых производителям (Renewable Energy Independent Power Producer Procurement Programme, REIPPPP). Согласно данной программе, независимые производители электроэнергии за счет возобновляемых источников могут на конкурсной основе продать генерируемое электричество в сеть, а в 2013 году внедрена программа для малых производителей электроэнергии. При этом количество закупаемой электроэнергии лимитируется государством (не более 1800 МВт) [23].
В 2015 году под давлением мировой общественности ЮАР подписывает Парижское соглашение [24] (рост парниковых газов в ЮАР за 1990-2017 гг. составил 41%), заявляя о достижении плато по парниковым газам в объеме 614 Мт СО2 к 2030 г. [25] (на 2015 г. объем выбросов составил 457 Мт СО2, а на 2020 – 435 Мт СО2 [26]). Таким образом, страна не взяла на себя никакие официальные обязательства по данному вопросу. В 2021 г. ЮАР обнародовала более «амбициозные планы», как заявлено в СМИ, по сокращению парниковых газов: до 398-510 Мт СО2 к 2025 г. и до 350-420 Мт СО2 к 2030 г. [27] – сокращение парниковых газов примерно на 3,5% по сравнению с 2020 годом.
Но несмотря на новые заявленные «амбициозные цели» по сокращению парниковых газов, ЮАР продолжила углеродоемкие инвестиции [16]. Например, правительство Южной Африки в начале 2020 г. выделил финансирование в размере 637,41 млн долларов США на поддержку ископаемого топлива, в то время как финансирование на поддержку чистой энергетики не предполагается вообще [28].
С ухудшением общественного мнения по использованию угля в промышленности и генерации электроэнергии угледобывающая промышленность ЮАР в 2018 году разработала «Национальную угольную стратегию Южной Африке» (National Coal Strategy for South Africa). В частности, в стратегии указывается экономическая целесообразность угольных технологий и их преимущества перед генерацией электроэнергии из возобновляемых источников, а решения проблем с выбросами загрязняющих веществ в стратегии видится с помощью чистых угольных технологий [29].
Однако в стране растет осознание увядания угольной отрасли несмотря на то, что Министерство полезных ископаемых и энергетики (Department of Mineral Resources and Energy, DMRE) не теряет надежду на использование чистых угольных технологий [15].
С 2020 году принята новая Программа закупок электроэнергии у независимых производителей по снижению рисков (Risk Mitigation Independent Power Producer Procurement Programme, RMIPPPP). Программа разрешила закупать национальной энергетической компании Eskom электроэнергию у частных производителей (не более 2000 МВт), но при этом генерация электроэнергии разрешается из любых источников, в том числе за счет сжигания ископаемого топлива [16].
В 2021 г. вносится поправка в Закон о регулировании электроэнергии в Южной Африке (South African Electricity Regulatory Act, ERA), которая освобождает от лицензирования деятельность по распределенной генерации электроэнергии до 100 МВт (до этого был 1 МВт). Однако в 2022 году уже вносится в данный закон целый ряд поправок, которые закладывают модель конкурентноспособной мультирыночной энергосистемы [30]. В частности, новая модель будет включать следующие элементы: создание недискриминационной платформы по купле-продаже электроэнергии на почасовой и на ежедневной основе; предоставлено право заключать двусторонние сделки лицензируемым производителям на производство электроэнергии с потребителями и торговцами; установлена возможность совершать организованные сделки по покупке электроэнергии и оказании вспомогательных услуг у производителей через центральное закупочное агентство [31].
При это в Южной Африке до сих пор отсутствует механизм по продаже избыточной электроэнергии в сеть из возобновляемых источников, что сдерживает развитие генерации электроэнергии из возобновляемых источников [23].
Одним из успехов в проделанной правительством ЮАР работы по энергопереходу можно отметить факт привлечения международного финансирования. В частности, в конце 2021 года партнерство по справедливому энергетическому переходу, в котором участвуют Франция, Германия, Великобритания, США и ЕС, предоставило ЮАР 8,5 млрд долл. США для поддержки проектов по возобновляемой энергетике [1].
Положительные эффекты от энергоперехода на возобновляемые источники электроэнергии в ЮАР:
- Возможность легкого получения финансирования под проекты, связанные с возобновляемой энергетикой.
- Сокращение смертности населения и улучшение его здоровья за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ из-за использования ископаемого топлива [32, с. 21-22].
- Энергопереход может способствовать предотвращению изменения климата, что послужит восстановлению водных ресурсов в ЮАР, то есть сократится уровень засухи (согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК)) и снизится загрязненность вводных ресурсов из-за добычи угля. Следовательно, не потребуется огромных инвестиций на очистку воды [16, с. 27-28].
- Отсутствие перспективы у угольной отрасли в долгосрочном периоде: теряются экономические преимущества угольных электростанций перед новыми и «чистыми» источниками электроэнергии. Например, стоимость одного кВт электроэнергии из возобновляемых источников значительно упала – на 23%-70% по сравнению с 2010 годом. И ОЭСР предсказало, что в течении 5 лет ископаемое топливо уже не сможет конкурировать с возобновляемыми источниками электроэнергии [14, с. 31].
- Возможность внедрения децентрализованной электросети в ЮАР. Электрогенераторы, работающие на возобновляемых источниках электроэнергии, более мобильны, чем угольные электростанции, и позволяют разместить источники электроэнергии в отдаленных районах страны, что приведет к снижению затрат на энергораспределительную инфраструктуру [14, с. 33].
- Южноафриканские научные институты доказывают, что переход на возобновляемые источники энергии с внедрением технологий хранения электроэнергии является оптимальным вариантом для инвестиций и надежным вариантом энергоснабжения страны. Это позволит сократить вредные выбросы в атмосферу, создаст рабочие места и локализует производственно-сбытовые цепочки [16].
Отрицательные последствия от энергоперехода на возобновляемые источники электроэнергии в ЮАР:
- Для развития генерации электроэнергии из возобновляемых источников в ЮАР считается, что нужно разделить компанию Eskom на три подразделения: генерация электроэнергии, передача электроэнергии и реализация – это должно будет повысить эффективность работы энергетической отрасли и облегчит поставку в сеть электроэнергии из возобновляемых источников. Однако ожидается повышение затрат у миллионов налогоплательщиков (разделение планируется завершить к концу 2022 года) [23].
- Правительство, члены партии АНК [1] и профсоюзы считают, что при энергетическом переходе исчезнут рабочие места. Так как экономика ЮАР зависима от добычи энергоресурсов и большая часть сельского населения – это шахтерские города, следовательно любое изменение в энергобалансе может повлечь катастрофические последствия [1].
- Для поддержания устойчивого электроснабжения из возобновляемых источников при отказе ЮАР от угля, как основного энергетического источника, необходимы огромные емкости для хранения электроэнергии. На настоящие время прогресс по разработке и коммерциализации данных емкостей сделал определенные успехи, но с точки зрения финансовой целесообразности данные технологии далеки от идеала, особенно для развивающихся стран [1].
Выводы
На основе проанализированного опыта ЮАР по энергетическому переходу можно сделать несколько выводов. Во-первых, основным источником получения электроэнергии в ЮАР выступает каменный уголь, и за последние 30 лет структура энергобаланса страны не сильно изменилась. Однако энергетическая отрасль в ЮАР находится в плачевном состоянии и требует модернизации. Во-вторых, южноафриканское правительство пытается произвести либерализацию энергетической отрасли, то есть создать рынок электроэнергии со множеством участников. При этом возобновляемые источники энергии на этом рынке должны играть значительную роль и должны заменить собой частично старые угольные электростанции. В-третьих, существуют множество нерешенных проблем, возникающих при переходе на возобновляемые источники энергии: потеря работы для большой части населения из-за сокращения угольной промышленности; сложность хранения электроэнергии из возобновляемых источников и др.
Таким образом, энергопереход в Южной Африканской Республике должен быть не точечным процессом, как в настоящие время: замена угля на возобновляемые источники энергии и создание рынка электроэнергии для частных компаний, что приведет к большой потери рабочих мест, подорожанию электроэнергии и дальнейшему изнашиванию электросетей.
Стране требуется комплексная модернизация всей экономики (создание новых рабочих мест в других отраслях промышленности) с восстановлением энергетической инфраструктуры. При этом эти вопросы в первую очередь должно решать только государство, так как частный сектор ориентируется на прибыль, а не на решение вопросов связанных с благополучием граждан: доступ к «чистой» и дешевой электроэнергии.
[1] Африканский национальный конгресс или АНК (The African National Congress, ANC) – социально-демократическая партия в ЮАР, которая находится у власти с 1994 года.
Источники:
2. Кранина Е. И. Китай на пути к достижению углеродной нейтральности // Финансовый журнал. – 2021. – № 5. – c. 51–61. – doi: 10.31107/2075-1990-2021-5-51-61.
3. Бушукина В. И. Особенности развития возобновляемой энергетики в мире и в России // Финансовый журнал. – 2021. – № 5. – c. 93–107. – doi: 10.31107/2075-1990-2021-5-93-107.
4. Онуфриева О.А. Цели энергоперехода - единые или // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № 2(134). – c. 101-106.
5. Федоров В. Политические и экономические аспекты концепции // Энергетическая политика. – 2022. – № 4 (170). – c. 68-81.
6. Мастепанов А., Сумин А., Чигарев Б. Австралийский путь энергоперехода // Энергетическая политика. – 2022. – № 2(168). – c. 26-43. – doi: 10.46920/2409-5516_2022_2168_26.
7. Кабир Л.С., Яковлев И.А. Обоснование климатической повестки и энергоперехода в зарубежных исследованиях: формирование институциональной среды // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 1(39). – c. 7-22.
8. Шепелев Г.В. Энергопереход: подходы к формированию повестки исследований для российской // Управление наукой: теория и практика. – 2022. – № 1. – c. 101-121. – doi: 10.19181/smtp.2022.4.1.6..
9. Энергетический переход. Wikipedia. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_% (дата обращения: 08.09.2022).
10. Глава ООН предложил план перехода на возобновляемые источники энергии. Оон. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/05/1424072 (дата обращения: 08.09.2022).
11. Достойные рабочие места и Справедливый переход к ветроэнергетике. IndustriALL. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.industriall-union.org/ru/dostoynye-rabochie-mesta-i-spravedlivyy-perehod-k-vetroenergetike (дата обращения: 08.09.2022).
12. Saleem H. Ali. Deep sea mining: the potential convergence of science, industry and sustainable development?. Sustainability Community. – 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabilitycommunity.springernature.com/posts/deep-sea-mining-the-potential-convergence-of-science-industry-and-sustainable-development (дата обращения: 08.09.2022).
13. Энергопереход к катастрофе. Ведомости. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/quotes/2022/06/29/929151-energoperehod-katastrofe (дата обращения: 08.09.2022).
14. Lawrence A. South Africa's Energy Transition. - Palgrave Pivot, 2020. – 177 p.
15. South Africa’s Energy Policies: Are Changes Finally Coming?. Édito Énergie. – Paris: Ifri, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/yelland_south_africa_energy_policies_2020.pdf (дата обращения: 04.05.2022).
16. Policies & action. Climate Action Tracker. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://climateactiontracker.org/countries/south-africa/policies-action/ (дата обращения: 05.05.2022).
17. Шарова А.Ю. Электроэнергетические рынки Африки: современное состояние и проблемы развития // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1157-1174. – doi: 10.18334/eo.10.4.111161.
18. National Climate Change Response. White Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/nationalclimatechangeresponsewhitepaper0.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
19. Integrated Resource Plan. Department Of Energy. – 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energy.gov.za/IRP/2019/IRP-2019.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
20. Forecasts for electricity demand in South Africa (2017 – 2050) using the CSIR sectoral regression model for the integrated resource plan of South Africa. Department Of Energy. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energy.gov.za/IRP/irp-update-draft-report2018/CSIR-annual-elec-demand-forecasts-IRP-2015.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
21. Report on high level costing for collector stations for generation prepared for input into the Integrated Resource Plan. Department Of Energy. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energy.gov.za/IRP/irp-update-draft-report2018/Report-High-Level-Costing-for-Collector-Stations.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
22. Socio-Economic Impact Assessment System (SEIAS). Draft Final Impact Assessment. Department: Planning, Monitoring and Evaluation. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energy.gov.za/IRP/irp-update-draft-report2018/AnnexureE-IRP-SEIAS-Draft-as-Approved-by-DPME.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
23. Fontana L., Khumalo M., Dladla Y. The Renewable Energy Law Review: South Africa. The Law Reviews. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://thelawreviews.co.uk/title/the-renewable-energy-law-review/south-africa (дата обращения: 05.05.2022).
24. South Africa signs Paris Agreement on Climate Change in New York. Department of Forestry, Fisheries and the Environment. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dffe.gov.za/mediarelease/southafricasignsparisagreementonclimate (дата обращения: 05.05.2022).
25. South Africa proposes reduced 2030 greenhouse gas emission targets. Reuters. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-climate-change-safrica-emissions-idUSKBN2BM16D (дата обращения: 18.05.2022).
26. Carbon dioxide emissions from fossil fuel and industrial purposes in South Africa from 1970 to 2020. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/486073/co2-emissions-south-africa-fossil-fuel-and-industrial-purposes/ (дата обращения: 18.05.2022).
27. STATEMENT: South Africa’s Climate Commitment Much More Ambitious Than Before. World Resources Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wri.org/news/statement-south-africas-climate-commitment-much-more-ambitious (дата обращения: 04.05.2022).
28. South Africa. Energypolicytracker.org. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energypolicytracker.org/country/south-africa/ (дата обращения: 04.05.2022).
29. National Coal Strategy for South Africa. Chamber of Mines of South Africa. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mineralscouncil.org.za/component/jdownloads/send/25-downloads/535-coal-strategy-2018 (дата обращения: 16.05.2022).
30. What will drive South Africa’s Energy Transition? 3 Factors to Watch. Energy For Growth Hub. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energyforgrowth.org/memo/what-will-drive-south-africas-energy-transition-3-factors-to-watch/ (дата обращения: 07.05.2022).
31. Electricity Regulation Amendment Bill points to far-reaching structural changes. Creamer Media. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.engineeringnews.co.za/article/electricity-regulation-amendment-bill-points-to-far-reaching-structural-changes-2022-02-11/rep_id:4136 (дата обращения: 07.05.2022).
32. South Africa's Energy Fiscal Policies: An inventory of subsidies, taxes, and policies impacting the energy transition. International Institute for Sustainable Development. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iisd.org/system/files/2022-01/south-africa-energy-subsidies.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
Страница обновлена: 22.07.2025 в 07:10:31
Download PDF | Downloads: 25 | Citations: 1
Energy transition and its particularities in South Africa
Rakov I.D.Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Abstract:
The experience of South African on the energy transition is considered. It is actualized by global trends and a variety of problems in the energy sector. The problems are as follows: electrical networks' deterioration, lack of access to electricity for the population and the production of electricity at the expense of coal-fired power plants. The historical analysis of the initiatives taken by public authorities and their results is carried out. The commitments made by South Africa to reduce greenhouse gases and their implementation are evaluated. The possible positive and negative consequences of the energy transition policy have been identified. The conclusion about the necessary modernization not only of the energy sector, but of the economy as a whole is made. At the same time, the main driving force should not be the private sector, but the state.
Keywords: renewable energy, green economy, climate change, public policy, South Africa
JEL-classification: F63, F64, Q01, Q56, N77

Россия, Москва