Оценка уровня развития цифровой экономики страны и региона (на примере Южного федерального округа)
Гапоненко Т.В.1, Медведева Л.С.1, Бармута К.А.1
1 Донской государственный технический университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В статье исследуется достигнутый уровень цифрового развития России в сравнении с международным уровнем, а также динамика показателей развития цифровой экономики Южного федерального округа (ЮФО). Изучены позиции России в международных рейтингах цифрового развития и выявлено преимущественно отрицательное их изменение. Оценена динамика использования цифровых технологий организациями ЮФО, изучен уровень владения населением цифровыми навыками и проведено его сравнение со среднероссийскими показателями. Представлено распределение субъектов ЮФО по уровню их цифрового развития. Выявлены противоречия между уровнем владения населением рассмотренных субъектов цифровыми навыками и использованием организаций этих же субъектов цифровых технологий. Сделаны выводы о низких темпах роста показателей развития цифровой экономики в целом по стране, наличии цифрового внутрирегионального неравенства.
Ключевые слова: уровень цифровизации, цифровые технологии, внутрирегиональные диспропорции, цифровое неравенство, кластеризация регионов, цифровые навыки
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00848, https://rscf.ru/project/24-28-00848/
JEL-классификация: L80, L86, C80, Q10
Введение. Цифровые технологии являются одной из фундаментальных основ современной экономики, определяя формы, способы коммуникации и взаимодействия между ее субъектами. Главной тенденцией развития можно назвать продолжение процессов цифровизации за счет проникновения цифровых технологий во все сферы экономической и общественной жизни. Это необходимо учитывать при разработке стратегий развития регионов, которые опираются на достигнутый уровень цифровизации и стремятся к лучшим показателям. Кроме того, важна и оценка результатов развития страны в целом, так как показатели цифровой экономики регионов являются тем базисом, на котором формируется вывод о цифровой конкурентоспособности страны в целом. Это предопределяет важность регулярной оценки уровня цифровизации регионов, чем и определяется актуальность темы данного исследования.
Среди наиболее значимых исследований последних лет в области анализа цифровизации экономики стран и регионов, основанных на статистическом подходе, можно отметить следующие:
- исследование оценки влияния процессов цифровизации на обновление кадрового потенциала промышленности, выполненное коллективом исследователей Института экономики УрО РАН (Екатеринбург) и Пермского национального исследовательского политехнического университета [1]. Был получен вывод о высокой пространственной неоднородности уровня развития цифровой экономики субъектов РФ. К сожалению, информация об уровне цифровизации регионов ЮФО не представлена в данной статье;
- исследование регионального промышленного комплекса в цифровую эпоху и его информационно-коммуникационное Урасовой А.А. [2], гдерассматривается взаимосвязь между затратами регионов на ИКТ (затраты на технологии, использующие микроэлектронику и технические средства для организации оборота и хранения информации) и ВРП региона (выступает как результирующий показатель). Выявлена высокая прямая корреляция между затратами регионов на ИКТ и ВРП регионов, а также неравномерность в расходах регионов на ИКТ, уровне использования ИКТ, что позволило сделать вывод о разной скорости процессов цифровизации в российских регионах;
- оценка трудовых ресурсов и структуры занятости в разрезе крупных городов Российской Федерации с численностью населения более 1 млн человек (города-миллионники), выполненная Малых О.Е., Хурматуллиной А.Ф. методом анализа временных рядов [3]. По результатам исследования авторами сделан вывод о наличии «поляризованной структуры занятости в российских городах-миллионниках», негативном влиянии пандемии COVID-19 на структуру экономики и спросе на труд.
Рассмотренные исследования поднимают проблему цифрового неравенства регионов, однако полученные выводы больше относятся к межрегиональному взаимодействию. Для регионов интерес представляют и внутрирегиональные диспропорции в цифровом развитии, которые могут быть устранены при грамотной разработке планов стратегического развития территорий, а они, в свою очередь, базируются на результатах анализа.
Целью данного исследования является анализ статистических данных о развитии цифровой экономики в Южном федеральном округе (ЮФО), в том числе в сравнении с общероссийским уровнем, и кластеризация субъектов ЮФО по уровню цифрового развития.
Оценка уровня цифровизации ЮФО была проведена на основе статистического подхода, основанного на применении методов математической статистики и статистического анализа. В качестве методов исследования был использован анализ временных рядов (оценка темпов прироста показателей, характеризующих уровень цифрового развития Российской Федерации и ЮФО), кластерный анализ для распределения субъектов ЮФО по уровню цифрового развития. Информационной базой исследования послужили периодические статистические сборники Росстата: «Россия в цифрах», «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Индикаторы цифровой экономики» и другие. Кроме того, были использованы результаты исследования, проводимого авторами в рамках НИР, финансируемой за счет гранта РНФ.
Основная часть. Статистический анализ цифровой экономики Российской Федерации содержится в ежегодных статистических сборниках «Индикаторы цифровой экономики», выпускаемых национальный исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Так, реализация Правительством РФ мер по развитию цифровой экономики отражается на международных рейтингах нашей страны (таблица 1).
За период 2017-2022 гг. не наблюдается существенного изменения рейтинговых позиций России, наоборот, по многим индексам отмечено ухудшение позиций. Отмечается рост индекса готовности к сетевому обществу.
Анализируя динамику основных показателей показатели развития цифровой экономики согласно [4-7], можно отметить следующее:
― доля внутренних затрат на развитие цифровой экономики стабильно составляет 2,1-2,2% от ВВП;
― удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг сектора ИКТ вырос с 5,4% в 2010 году до 10,8% в 2022 году, причем этот показатель наиболее существенно вырос за 2021 год ― с 7,6% в 2020 году до 9,4% в 2021 году;
― валовая добавленная стоимость сектора ИКТ в процентах к ВВП выросла с 2,9% в 2019 году до 3,2% в 2021 году, но снизилась до 3% в 2022 году;
― валовая добавленная стоимость сектора контента и СМИ стабильно составляет 0,3-0,4% ВВП;
― отмечается ежегодный рост фиксированного широкополосного доступа к интернету в среднем на 3%, в то время как прирост аналогичного мобильного доступа намного выше и составляет до 11% в год;
― в 2022 году 84,9% населения использовали интернет практически каждый день, а 86,6% населения ― для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Таблица 1
Позиции России в международных рейтингах по развитию цифровой экономики (составлено по данным (составлено по данным [4-7])
Индекс, год
|
Всего стран в рейтинге
|
Место России
в рейтинге |
Изменение позиций к предыдущему периоду
|
Изменение позиций
| |
период (годы)
|
значение
| ||||
Индекс готовности к сетевому обществу, 2022
|
131
|
40
|
+3
|
2019-2021
|
+8
|
Индекс инклюзивного интернета, 2022
|
100
|
32
|
-2
|
2018-2022
|
-7
|
Индекс развития электронного правительства, 2022
|
193
|
42
|
-6
|
2016-2020
|
-7
|
Индекс мобильного взаимодействия, 2022
|
170
|
35
|
-4
|
2018-2021
|
-7
|
В целом можно сделать вывод о росте обеспеченности населения РФ доступом к интернету, росту интенсивности использования интернета. Однако темпы развития цифровой экономики в нашей стране целом нельзя назвать высокими.
Ведущим сектором цифровой экономики являются ИКТ. В нашей стране выделяются семь направлений ИКТ: аудиовизуальные технологии, базовые коммуникационные процессы, информационные технологии в управлении, компьютерные технологии, полупроводники, телекоммуникации, цифровая связь. Вклад сектора ИКТ в развитие российской экономики вырос с 2,8% ВВП в 2019 г. до 3,2% ВВП в 2021 г., но в 2022 году снизился до 3% (для сравнения: вклад торговли как достаточно масштабного сектора российской экономики в ВВП составил в 2022 г. 12,4%, вклад добычи полезных ископаемых – 14%) [7]. Роль ИКТ в российской экономике пока нельзя назвать определяющей.
Рассмотрим данные о цифровой трансформации Южного федерального округа (ЮФО), находящегося на юге европейской части Российской Федерации и включающего восемь субъектов РФ: Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Астраханская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Город Севастополь. По данным на 1 января 2024 г., население ЮФО составило 11,4 % от населения РФ. Вклад ВРП региона в общероссийский показатель ВРП в 2021 году составил 6,5% [8].
Сравнение использования цифровых технологий организациями ЮФО со среднероссийским уровнем показывает, что показатели доступности интернета для жителей ЮФО ниже среднероссийского уровня, максимальное отклонение составляет 14,3% по количеству абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет. Доля организаций, использующих цифровые технологии, также в целом по ЮФО ниже, чем в среднем по РФ (за исключением технологий сбора, обработки и анализа больших данных, там доля на 0,5% выше среднероссийского уровня) [сборники 2023,24].
Обращает на себя внимание отрицательная динамика использования организациями облачных сервисов и ERP-систем как в РФ в целом, так и в ЮФО. Однако аналитики это объясняют уходом с российского рынка зарубежных поставщиков этих услуг, и в первую очередь немецкой компании SAP, владеющей в 2022 году 42,4% рынка ПО для автоматизации бизнеса [9], а также вынужденной экономией ― под влиянием зарубежных санкций, политической ситуации многие российские организации испытывают финансовые трудности, а потому задействуют все возможные резервы экономии затрат. Поскольку ERP-системы достаточно дорогие, то многие компании, особенно малого и среднего бизнеса, отказались от их использования, либо же разрабатывают собственные малобюджетные аналоги. Тем не менее, аналитики прогнозируют рост востребованности облачных сервисов и ERP-систем, но в более бюджетном исполнении, в том числе за счет развития российских технологий.
Более подробный анализ использования организациями ЮФО цифровых технологий показывает, что наибольшей популярностью пользуются облачные сервисы, технологии Big Data, среднюю популярность имеют цифровые платформы, ERP-системы, IoT, геоинформационные системы. Технологии ИИ пока применяют только 5,5% организаций ЮФО. В разрезе по субъектам РФ наилучшие показатели использования цифровых технологий имеют Краснодарский край и Республика Адыгея, а показатели по таким регионам, как Республика Калмыкия, Республика Крым и город Севастополь отклоняются в отрицательную сторону от среднего уровня по региону до 42%.
Анализ отклонения уровня использования организациями ЮФО цифровых технологий (по субъектам Федерации) от среднероссийского уровня (рисунок 1) выявил недостаточный уровень использовании субъектами ЮФО цифровых технологий в сравнении со среднероссийском уровнем, однако на этом фоне выделяются Краснодарский край и Республика Адыгея как более оцифрованные регионы даже в сравнении со среднероссийским уровнем. Можно сделать вывод о неравномерности цифрового развития территории ЮФО.
Рисунок 1 - Отклонения уровня использования организациями ЮФО цифровых технологий (по субъектам Федерации) от среднероссийского уровня (составлено по данным [7])
По результатам проведенного анализа предложено дифференцировать субъектов ЮФО на три группы:
— регионы с опережающими показателями цифровизации экономики – Краснодарский край и Республика Адыгея;
— регионы со средними показателями цифровизации экономики – Ростовская область, Волгоградская область, Астраханская область;
— регионы с отстающими показателями цифровизации экономики – Республика Калмыкия, Республика Крым, Город Севастополь.
Важной характеристикой развития цифровой экономики является уровень владения населением цифровыми навыками. Перечень таких навыков может быть широким, но статистическому наблюдению, начиная с 2021 г., подвергается уровень владения населения такими навыками, как отправка электронной почты с прикрепленными файлами, работа с текстовым редактором и другие подобные навыки [4-7]. Владение данными навыками разделяются по уровням (низкий, базовый, выше базового), и уровень владения этими навыками населением субъектов ЮФО в сравнении со среднероссийским характеризуется следующим образом:
— доля населения ЮФО, владеющая цифровыми навыками на базовом уровне и выше, превышает среднероссийский уровень;
— доля населения ЮФО, владеющая цифровыми навыками на низком уровне, ниже среднероссийского.
Уровень владения цифровыми навыками выше среднероссийского отмечен среди населения Ростовской области и города Севастополь, на базовом уровне – среди населения Волгоградской области, Республики Калмыкия, на низком уровне – среди населения Астраханской области, Республики Крым, Республики Адыгея, Краснодарского края.
Сравнение группировок регионов позволило выявить противоречивую тенденцию – распределение субъектов ЮФО по использованию организациями цифровых технологий не совпадает с распределением этих же субъектов по владению населением цифровыми навыками (таблица 2).
Таблица 2
Распределение субъектов ЮФО по показателям развития цифровой экономики (составлено авторами)
Группы
регионов
|
Показатели
удельного веса организаций, использующих цифровые технологии, в процентах
|
Уровень
владения населением цифровыми навыками
| ||
Характеристика
|
Субъекты
ЮФО
|
Характеристика
|
Субъекты
ЮФО
| |
Регионы с высоким
уровнем
|
Опережающие
среднероссийский уровень
|
Краснодарский
край и Республика Адыгея
|
Выше
базового (высокий)
|
Ростовская
область и г. Севастополь
|
Регионы со среднем
уровнем
|
Около
среднероссийского уровня
|
Ростовская
область, Волгоградская область, Астраханская область
|
Базовый
(средний)
|
Волгоградская
область, Республика Калмыкия,
|
Регионы с низким
уровнем
|
Ниже
среднего российского уровня
|
Республика
Крым, г. Севастополь
|
Ниже
базового (низкий)
|
Астраханская
область, Республика Крым, Краснодарский край и Республика Адыгея
|
Можно предположить следующие причины разрыва между владением населением субъекта ЮФО цифровыми навыками и использованием организациями цифровых технологий:
- граждане, владеющие цифровыми навыками на высоком уровне, не работают в организациях своего региона (там, где они могут применять свои цифровые навыки);
- для использования организациями цифровых технологий не требуются работники с высоким уровнем владения цифровыми навыками;
- организации, использующие цифровые технологии, привлекают работников из других регионов;
- недобросовестность организаций, подающих статистическую отчетность
- недостаточная выборка (возможные статистические погрешности).
Очевидно, что этот вопрос требует дальнейшего исследования.
Выводы. В целом по итогам проведенного исследования были выделены следующие проблемы развития цифровой экономики в Российской Федерации:
- недостаточные высокие позиции РФ в большинстве международных рейтингов цифрового развития – в среднем в конце первой тройки стран (30-40-е позиции);
- низкие темпы роста показателей развития цифровой экономики;
- цифровое неравенство субъектов РФ, проявляющееся в неравномерности доступа населения к интернету, дифференциации регионов по доле организаций, использующих цифровые технологии, уровню владения населением цифровыми навыками.
Полученные результаты могут быть использованы органами государственного управления других регионов, а также иными государственными и частными экономическими субъектами при разработке стратегических планов и программ развития территорий, управлении трудовыми ресурсами регионов.
Источники:
2. Урасова А.А. Региональный промышленный комплекс в цифровую эпоху: информационнокоммуникационное измерение // Экономика региона. – 2019. – № 3. – c. 684-694. – doi: 10.17059/2019-3-5.
3. Малых О.Е., Хурматуллина А.Ф. Оценка трудовых ресурсов и структуры занятости в городах-миллионниках России // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 1(46). – c. 55-63. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-55-63.
4. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2022. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 332 c.
5. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 c.
6. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2020. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 360 c.
7. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Бредихин С.В. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2024. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 276 c.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2023. – 1126 c.
9. Карелин И.В., Акимова И.В., Титова Н.В., Баландин И.А. ERP-СИСТЕМЫ 1С И SAP. Сравнение и интеграция // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 10-2. – c. 211-217. – doi: 10.17513/snt.39372.
Страница обновлена: 20.12.2024 в 14:21:45