Государственное планирование в Японии, Франции и Южной Корее: полезный опыт для России?
Иванникова А.А.1, Удалов И.Д.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 30
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Иванникова А.А., Удалов И.Д. Государственное планирование в Японии, Франции и Южной Корее: полезный опыт для России? // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 1881-1898. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119295.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633285
Аннотация:
Статья посвящена теоретическому анализу особенностей Российской экономики и соотнесению её с зарубежными моделями развития, в частности с Японской, Французской и Южнокорейской. На основе выявленных характерных черт предложено рассмотреть основные положения отечественных экономистов относительно перспектив создания институтов государственного планирования. Выделены основные особенности отечественной экономической модели, предпосылки для её соотнесения с зарубежными и описаны ключевые аспекты зарубежного опыта экономического развития в «сложный» для стран период. На основе анализа зарубежных практических и отечественных теоретических моделей были выделены их ключевые принципы, возможные для апробации в российских условиях
Ключевые слова: модели развития, Япония, Россия, Южная Корея, индикативное планирование
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках фундаментальной НИР № 1022040500863-5-5.2.1;5.2.4 «Теоретические основы формирования новой парадигмы управления социально-экономическим, технологическим и финансовым развитием России: междисциплинарный синтез эволюционных и волновых концепций» по заказу Финансового университета при Правительстве РФ
JEL-классификация: E61, E65, E66, O33
Введение.
Определение рисков, барьеров и перспектив развития любой системы неотъемлемо связано с адекватностью направления, целей и возможностей развития данной системы. Со-направленное и осознанное развитие экономической системы возможно в условиях выстроенной иерархии стратегических и тактических целей, то есть задач среднесрочного и долгосрочного развития экономики. При этом данные цели должны опираться на располагаемые в стране материальные ресурсы и соотносится с внешними факторами.
Актуальность разработки модели экономики, способной эффективно функционировать в условиях геоэкономической и геополитической напряжённости проявляется в следующих аспектах:
- необходимость изучения зарубежного опыта экономического развития в кризисный период;
- анализ основных факторов успеха моделей экономического роста развитых стран, использующих инструменты планирования, по результатам которого стало упрочение влияния стран на мировую экономику;
- обзор альтернативных направлений осуществления государственного экономического регулирования для создания комплексной хозяйственной модели, учитывающее несколько научных позиций.
Индикативное планирование является предметом изучения множества учёных, как внутри России, так и за рубежом. Отечественные исследователи связывают данный инструмент государственного регулирования с возможным переходом к новому уровню технологического развития и активизации экономического роста (С.Д. Бодрунов [16], А.В. Бузгалин [15], А.И. Колганов [15]). Отдельные учёные также отмечают социальную функцию планирования, связанную с консолидацией общества и выработке механизмов социальной коммуникации (В.В. Коссов [22], А.В. Бузгалин [15]). В зарубежной научной среде научный анализ индикативного планирования в ряде случаев представлен рассмотрению опыта его использования и экономических последствий (Комия Р.И. [26], Ватанабе Т. [25] и др.). [ЕВ1] [ЕВ2]
Методология исследования включает в себя использование взаимосвязанных методов логического анализа с количественными методами, теоретической аналитики и инструментами ретроспективного анализа.
Целью исследования является обзор основных характеристик зарубежных моделей экономического роста, основанных на использовании индикативного планирования, и выявление практик, применимый в отечественных условиях.
Научная новизна работы заключается в [ЕВ3] анализе опыта экономического строительства Японии, Южной Кореи и Франции, в частности индикативного планирования, и его применимости в российской экономике (конкретных экономических практик и принципов).
Авторская гипотеза: опыт индикативного планирования Японии, Франции и Южной Кореи применим в российских условиях ограниченно. Экспортно-ориентированный характер азиатских экономик и в ряде случаев директивное регулирование экономики со стороны их руководства в настоящее время видятся как инструмент ограничения потенциала бизнеса. Тем не менее структура регулирования и институциональная организация экономики в данных странах могут быть полезными для налаживания каналов коммуникации между субъектами российской экономики.
Краткое описание отечественной экономической модели.
Разработка долгосрочных приоритетов развития отечественной экономики является актуальной задачей. В условиях сжатых временных рамок адаптации к изменившимся макроэкономическим и политическим условиям целесообразно не изобретать отечественное «уникальное» чудо, а адаптировать существующие экономические модели, краткая характеристика которых представлена в таблице 1 [1, 2].
Таблица 1 – Существующие модели экономического развития
Модель
|
Ключевой
ориентир развития
|
Государственное
вмешательство
|
Влияние
монополий
|
Доля
экспорта/импорта (в % от ВВП)
|
Степень
открытости
|
Роль
финансового сектора
|
Доля
теневого сектора (в % от ВВП)
|
Американская
|
Инновационное
развитие
|
Низкий уровень
участия
|
Появление
интернет-гигантов, подрывающих конкурентную среду
|
11/14,5
|
невысокая
|
Фондовые рынки
– основной источник инвестирования акционерных обществ, являющихся основой
экономики
|
8
|
Западноевропейская
|
Обеспечение
общественного благосостояния
|
Высокий
уровень участия; выделение средств на социальные нужды
|
Конкурентная
среда
|
>56/>55
|
Открытая
|
Существенный
уровень развития банковского сектора, величина активов которой составляет
260% ВВП
|
10-15
|
-
Модель Британии
|
Высокий
уровень участия
|
Конкурентная
среда, однако на некоторых рынках наблюдается доминирование небольшого числа
компаний
|
33/36,2
|
Модель
ориентирована на финансовой рынок, а главным источником финансирования служит
эмиссия ценных бумаг
|
11
| ||
-
Модель Германии
|
Высокий
уровень участия, но заключается преимущественно в законодательном
регулировании экономических отношений
|
Конкурентная
среда
|
50,4/48,5
|
Главный
источник финансирования – банковский кредит
|
12
| ||
-
Модель Скандинавских стран
|
Низкое участие
в создании общественных благ, но высокое в их перераспределении
|
Конкурентная
среда
|
53-70/27-59
|
Основной
источник финансирования – банковский кредит
|
9-15
| ||
Южно-европейская
|
Развитие
индустриального сектора
|
Активное
участие государства в перестройке экономики
|
Высокая
степень концентрации собственности, монополизм
|
30-50/20-50
|
открытая
|
Низкий уровень
развития фондовых бирж, однако около 8,5% крупнейших банков мира приходится
именно на Италию
|
25
|
Азиатская
|
Экспортно-ориентированная
модель
|
Значительный
уровень участия
|
Стремление к
уменьшению влияния монополий
|
>20/>18
|
открытая
|
|
15-50
|
-
Модель Японии
|
Либерализация
экономики и создание конкурентной среды
|
Стремление к
уменьшению влияния монополий
|
17,6/21,2
|
Высокий
уровень развития всех финансовых институтов; центральная роль принадлежит
банкам (11 банков — 2/3 банковских активов); развитые биржи; конкурентный
характер
|
10
| ||
-
Модель Индии
|
Конкурентная
среда
|
13,5/21,5
|
|
24
| |||
-
Модель Южной Кореи
|
Развитие конкуренции
|
39/37
|
Все кредитные
институты контролируются государством
|
26
| |||
Латиноамериканская
|
Импортозамещающая
модель
|
Тенденция к
сокращению государственного вмешательства
|
Вклад капитала
американских компаний усиливает монополизацию национальных рынков
|
19-32/15-33
|
невысокая
|
Н.д.
|
25-35
|
Африканская
|
Создание
рыночной среды
|
Высокий
уровень участия, но низкая степень развития государственных институтов
|
Тенденция к
усилению степени монополизации связи с влиянием развитых стран
|
>5/>12
|
невысокая
|
Н.д.
|
35-55
|
Советская
|
Построение
плановой социалистической экономики
|
Плановая
экономика
|
Отсутствие
конкуренции
|
-
|
закрытая
|
Система
государственного финансирования
|
3-12
|
Стоит отметить, что отечественная экономика, в процессе адаптации к рыночным отношения как внутри собственного контура, так и в рамках взаимодействия с внешним миром, сформировала ряд институциональных особенностей [5, 6]:
· Повышенное, но не всегда эффективное государственное регулирование и низкая эффективность антимонопольной политики, что связано с обобщающим характером законов, размытие полномочий ФАС;
· Крупная доля собственности находится в руках государства (33%), при этом большая часть частной собственности сконцентрирована в собственности крупного бизнеса;
· Высокий уровень социального расслоения (индекс Джини равен 0,4).
Так, несмотря на то что в России реализуется множество мер, в частности законов, направленных на поддержание макроэкономической стабильности и достижение экономического роста, они не всегда являются эффективными вследствие несовершенства государственного регулирования. В первую очередь это выражается в обобщающем характере законов, вследствие чего регулирование конкретных ситуаций происходит в отрыве от нормативно-правовых актов [6]. Более того, нельзя не отметить трудности в распределении полномочий между центром и субъектами РФ, а также организации грамотного контроля за исполнением обязанностей [7].
Стоит также отдельно остановиться и на второй особенности российской модели, являющейся крайне важной в контексте изучения долгосрочных ориентиров развития. Для этого необходимо рассмотреть экспортно-ориентированные отрасли российской экономики, в которых данная черта проявляется наиболее ярко (таблица 2):
Таблица 2 - Распределение государственного «влияния» на крупных игроков рынка отечественных ресурсов [ЕВ4] на начало 2022 года
Ресурсы
|
Основные компании
|
Доля собственности государства в компании
|
Нефть
|
Роснефть
Лукойл Сургутнефтегаз Газпром Татнефть |
50%
0% 0% 50% 36% (Правительство Татарстана) |
Природный газ
|
Газпром
Новатэк Лукойл Роснефть Сургутнефтегаз |
50%
10% (Газпром) 0% 50% 0% |
Горнодобывающая отрасль (кроме драгметаллов)
|
ГМК «Норильский никель»
Северсталь Русал НЛМК Алроса ММК Евраз Мечел УГМК ВСМПО-АВИСМА |
0%
0% 0% 0% 33% 0% 0% 0% 0% 25% |
Энергетика
|
Интер РАО
Русгидро Росэнергоатом Газпром энерго |
70% (разные госструктуры)
74% (Росимущество + ВТБ) 100% 100% (Газпром) |
Несмотря на высокий уровень ренты от владения природными ресурсами у корпораций, часть национального благосостояния, оказывающая у государства, является относительно низкой [8]. Вместе с тем на протяжении последних 13 лет она демонстрирует отрицательный тренд (Таблица 3).
Таблица 3 - Динамика распределения национального дохода РФ, трлн руб.
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Валовой внутренний продукт
|
60,11
|
68,10
|
72,99
|
79,03
|
83,09
|
85,62
|
91,84
|
103,86
|
109,61
|
107,66
|
135,29
|
153,44
|
Потребление основного
капитала
|
5,57
|
6,82
|
7,93
|
9,13
|
10,54
|
11,57
|
12,37
|
12,92
|
14,27
|
15,19
|
18,50
|
22,20
|
Национальный доход
|
54,54
|
61,28
|
65,05
|
69,90
|
72,55
|
74,04
|
79,47
|
90,94
|
95,34
|
92,47
|
116,79
|
131,24
|
Чистые налоги на
производство
|
8,74
|
9,83
|
10,06
|
11,00
|
9,26
|
9,41
|
9,97
|
12,19
|
12,10
|
10,45
|
13,51
|
12,30
|
Доля национального дохода,
остающаяся у государства
|
16,03%
|
16,04%
|
15,46%
|
15,73%
|
12,77%
|
12,70%
|
12,55%
|
13,40%
|
12,69%
|
11,30%
|
11,57%
|
9,37%
|
Оплата труда наемных
работников
|
26,39
|
30,19
|
33,80
|
37,44
|
39,75
|
41,24
|
43,90
|
46,42
|
48,38
|
48,70
|
54,20
|
59,91
|
Доля национального дохода,
распределяемая среди наёмных рабочих
|
48,37%
|
49,26%
|
51,96%
|
53,56%
|
54,79%
|
55,69%
|
55,24%
|
51,04%
|
50,75%
|
52,66%
|
46,41%
|
45,65%
|
Чистая прибыль предприятий
|
19,41
|
21,26
|
21,20
|
21,46
|
23,53
|
23,40
|
25,60
|
32,34
|
34,86
|
33,32
|
49,08
|
59,03
|
Доля национального дохода,
распределяемая среди владельцев предприятий
|
35,59%
|
34,70%
|
32,58%
|
30,70%
|
32,44%
|
31,60%
|
32,21%
|
35,56%
|
36,56%
|
36,03%
|
42,02%
|
44,98%
|
Инвестиции в основной
капитал
|
11,04
|
12,59
|
13,45
|
13,90
|
13,90
|
14,75
|
16,03
|
17,78
|
19,33
|
20,39
|
23,24
|
27,87
|
Доля инвестиций в чистой
прибыли
|
56,84%
|
59,19%
|
63,46%
|
64,78%
|
59,05%
|
63,03%
|
62,61%
|
54,99%
|
55,45%
|
61,21%
|
47,35%
|
47,21%
|
Доля чистого дохода
предприятий без инвестиций
|
43,16%
|
40,81%
|
36,54%
|
35,22%
|
40,95%
|
36,97%
|
37,39%
|
45,01%
|
44,55%
|
38,79%
|
52,65%
|
52,79%
|
Национальный доход был определён посредством вычитания из общего объёма ВВП суммы потреблённого основного капитала. Показатель чистых налогов на производство характеризует долю дохода, остающуюся в распоряжении государства, оплата труда наёмных работников – в руках основной части населения, чистая прибыль – в руках владельцев компаний. Вместе с тем часть от общей прибыли направляется на инвестирование средств в воспроизводство и наращивание экономического потенциала.
Приведённые выше характеристики позволяют заявить о наличии схожести с некоторыми из приведённых выше моделей, в особенности Азиатских.
Предпосылки для трансформации экономики России.
Для инновационной трансформации российской экономики была утверждена Стратегия развития до 2030 года [10], предполагающая комплексный подход к модернизации экономики. В качестве операционной поддержки Стратегии были разработаны 14 национальных проектов, охватывающих практически все области жизни общества [11]. Стратегия подразумевает развитие всех важнейших для экономики направления без учета их приоритезации и ограниченных ресурсов для их реализации.
Также, немаловажным остаётся и тот факт, что на уровне Президента РФ и Правительства РФ неоднократно объявлялось, что политика свободного рынка, отстаиваемая правительством РФ до 2022 года и наложения ограничений со стороны иностранных держав потеряла свою актуальность. По мнению министра промышленности и торговли Д.В. Мантурова последующая политика в области технологического и институционального развития должна базироваться на модели построения технологического суверенитета [12].
Президентом РФ неоднократно подчёркивалась приверженность руководства РФ принципам рыночной экономики и неприкосновенности частной собственности, что, с одной стороны, ограничивает инструментарий для последующего развития, но с другой стороны позволяет оставить шанс для проявления инициативы частного сектора в трансформации структуры экономики РФ.
Из ключевых идей по рыночному подходу можно выделить следующие: рыночный подход на фоне ухода ряда компаний позволяет отечественным субъектам и компаниям из дружественных стран занять освободившуюся нишу. Однако в этой связи возможны объективны ограничения, вызванные неготовностью (технологической и финансовой) российских компаний к расширению производства в определённых областях, а также ограничения в области рисков, что ограничивает приход иностранных компаний.
Отечественные подходы к планированию.
Плановый метод может стать фактором повышения эффективности в государственном секторе, так как позволит выстроить механизм контроля и реализации национальных и проектов и программ, отсутствующий фактически в настоящее время. От ряда политических сил, как оппозиционных [13], так и правительственных [14] неоднократно звучали предложения о внедрении механизмов планирования. Основной идеей является индикативное планирование. Его сущность заключается в создании общегосударственной системы плановых показателей и ориентиров для государственных предприятий и частного сектора. По своему характеру документ не является обязательным к исполнению, однако за следование его рекомендациям правительство может предоставить дополнительные преференции для компаний.
Среди российских экономистов возникали конкретные проекты индикативного планирования. Селективное планирование, основоположниками которого являются отечественные учёные А.В. Бузгалин и А.И. Колганов [15]. Их концепция подразумевает, в том числе необходимость общественного согласия для её внедрения, а также отсутствие принудительности для исполнения плановых показателей со стороны частного сектора.
Принципиальным различием концепций индикативного и селективного планирования является степень вмешательства государства. В методе, предложенном отечественными политэкономами, предлагается создать специальный государственный орган, ответственный не только за разработку экономических планов, но и за контроль над их исполнением, сбор обратной связи. Государство отводятся полномочия вырабатывать специальные нормативно-правовые акты, стимулирующие субъектов народного хозяйства действовать в русле общегосударственных и общественных интересов, не учётом корпоративной инициативы. Эту идею поддерживает и С.Д. Бодрунов, выражая мысль о том, что планирование развития экономики упростит её реструктуризацию и позволит обогнать лидирующие страны, не догоняя их [16].
Развивая дискуссию о преимуществах планового подхода к экономическому развитию по сравнению с рыночным, можно обратиться к трудам кибернетиков, испытавших влияние советских экономистов. Так, восточногерманский учёный Георг Клаус, анализируя устройство плановой и рыночной экономик [17], констатирует, что в обеих системах государство выполняет роль регулятора взаимоотношений между экономическими субъектами. Ключевое различие состоит в том, что плановая система функционирует на основе более меньшего и в высокой степени устойчивого объёма взаимосвязей между субъектами. В то же время рыночная экономика базируется на системе хаотичных и постоянно меняющихся соединений между различными предприятиями, фирмами и государством. Отсутствие определённости в развитии системы (отсутствие чёткого алгоритма решения задач развития), а также большее многообразие экономических субъектов и взаимосвязей между ними усложняет для государства процесс управления экономическим развитием. Г. Клаус, подводил к следующему выводу: плановая экономика с точки зрения управления более перспективна, так как позволяет более просто и конкретно регулировать развитие системы. Как показала практика, плановый подход также не лишён изъянов, однако основную функцию в виде ускорения и придания чёткости решения поставленных задач он показал эффективно. Примером может являться небезызвестный план ГОЭЛРО, благодаря которому практически с нуля была создана энергетическая система Советской России [18].
Другой теоретик плановой экономики Н.И. Бухарин являлся одним из основоположником общей схемы управления научно-техническим развития в рамках указанной системы народного хозяйства [19]. В его работах он отстаивает идею о формировании единства производственных и научных комплексов, заключающуюся в постоянном обмене технологий с одной стороны на обратную связь и результаты применения с другой. Во-первых, данная система способна ускорить проведение НИОКР, так как практическая апробация результатов исследований происходит в относительно короткие сроки. Во-вторых, предприятия получают безграничный доступ к оптимизации процесса производства.
Однако данная схема возможна к реализации преимущественно в государственном секторе, так как расходы предприятий в этом сегменте покрываются государством. Подобная схема взаимодействия частных структур и научных учреждений представляется менее перспективной, так как апробация новейших достижений науки существенно повышает издержки (стоимость первых экземпляров промышленного оборудования, как правило, является достаточно высокой), а также риски потерь экономической прибыли, связанные с упущенными краткосрочными прибылями в случае отказа от модернизации производства.
Зарубежные модели инновационного развития.
Перспективность инструмента государственного планирования с целью повышения эффективности экономического развития может быть также продемонстрирована на примере зарубежных стран.
Индикативное планирование, являющееся достаточно известным в среде экономистов теоретическим концептом, представляет собой систему показателей развития экономики, которые должны служить ориентиром для субъектов экономики.
Практика индикативного планирования во Франции позволила стране к середине 1970-х годов удвоить значения индексов реального ВВП, производительности труда и размера средней заработной платы [20]. Правительство поощряло стремление отечественных компаний соответствовать показателям индикативных планов, но в будущем столкнулось со спадом эффективности собственной политики. Последствием успеха индикативного планирования стала стагнация показателей средней заработной платы и игнорирование политики правительства со стороны бизнеса, после чего в данной стране инструмент планирования теперь используется лишь формально [21].
В чём же были слабости Французского опыта?
Во-первых, индикативные планы нуждаются в постоянной корректировке и переосмыслении в зависимости от изменения внутренних и внешних экономических условий, вместе с тем учитывая изменения интересов разных социальных групп. К концу 60-х годов прошлого века крупный французский капитал уже не хотел ограничиваться рамками внутреннего рынка, как того предполагали планы, в связи с чем они стали оказывать давление на правительство с целью корректировки планов, и снижения степени их нормативности. При отсутствии актуализации планов в условиях динамичной рыночной системы система индикативного регулирования рискует стать неэффективной и бесполезной с точки зрения предоставления экономическим субъектам максимальной прибыльности.
Во-вторых, индикативное планирование должно учитывать изменение конъюнктуры рынка за пределами страны. Участие иностранного сектора в экономике, как и вывоз капитала из страны в случае французского опыта планирования являлись второстепенными показателями, но в системе позднего капитализма они имеют ключевое значение. Тесная взаимосвязь экономик в рамках мир-системы предполагает чувствительность каждой составной части мирового хозяйства к малейшему изменению внешней конъюнктуры.
В-третьих, система стратегического планирования в национальном масштабе должна выполнять помимо прочего консолидирующую функцию, то есть выступать платформой для общественной дискуссии и служить интересам всех социальных групп [22]. Отказ от национального консенсуса, как в случае с Францией, может также стать одной из предпосылок для разложения данной системы.
Другим примером успеха плановой модели развития экономики является Япония. Рассматривая модель данной страны, стоит понимать, что планирование осуществлялось с целью восстановления и постройки новой индустрии в стране после разрушения экономики по итогам Второй Мировой войны. К основным принципам японской модели роста в сфере индустриальной политики относились: активное государственное вмешательство в экономику (происходившее по большей части до 60-х годов) и ориентация на внешнюю торговлю как на ключевой фактор развития.
Первый компонент состоял из нескольких направлений: поддержка нерентабельных и низко-прибыльных компаний, в стратегической перспективе способных стать локомотивами развития экономики (в том числе поддержка занятости в данных отраслях), активная антимонопольная политика и недопущения слияния крупных конгломератов, а также ориентация на импорт технологий и активное поощрение инноваций. Это, вкупе с внедрением индикативного планирования, позволило Японии достичь стабильного роста экономики около 10% в годовом выражении в период с 1950-х по начало 1970-х годов [23].
Второй компонент экономической модели Японии, стремление к опоре на внешнюю торговлю, заключался в том, что Японское правительство стремилось наполнить мировой рынок дешёвыми товарами, за счёт реализации которых получала бы необходимые для экономики технологии и технику, необходимую для модернизации производства. Данная позиция подвергалась критике со стороны экономистов [24] по причине формирования возможной неустойчивой экономической модели.
Японское планирование не лишено недостатков, на которые следует обращать внимание при изучении их опыта [25]:
· на начальных этапах японские органы государственного планирования испытывали дефицит квалифицированных кадров;
· некоторые экономические модели и расчёты оставались закрытыми, что затрудняло расчёты в случае смены правительства и состава плановой комиссии;
· прогнозные значения в ряде случаев расходились с интересами отраслевых групп, а также были недооценены по сравнению с фактическими показателями;
· дефицит корректной статистической информации.
По мнению критиков японской системы планирования эти факторы в последствии привели к тому, что из системы «Индикативного» планирования сформировалась система «Декоративного» планирования, то есть не имеющая отношения к реальным действиям правительства по реализации политики экономического роста. Однако на эту позицию находятся и возражения [26], согласно которым роль экономических планов в Японской экономике состояла не столько в направлении частного и государственного сектора по определённой траектории развития, сколько на начальных этапах в информировании экономических субъектов о предполагаемых результатах развития национального хозяйства, а на поздних в «пропагандистском» эффекте, то есть консолидации общества вокруг целей обозначенных правительством и формирования определённых моделей поведения. И во многом данные функции были исполнены в достаточной степени.
Другой страной, активно использовавшей инструмент активного государственного вмешательства в экономику и элементы планирования, является Республика Корея. В некоторых аспектах экономическая модель Южной Кореи схожа с японской. Так, правительство страны активно поощряло экспорт из страны и находилась в существенной зависимости от импорта [27]. Также совпадали и основные начальные цели правительств: усилить промышленную базу страны (тяжёлую, химическую промышленность и металлургию) на основе передовых технологий.
В рамках реализации экономических планов при власти президента Пак Чон Хи (которому приписывается «корейское экономическое чудо») [ЕВ5] допускалось прямое вмешательство в экономику вплоть до распределения ресурсов между отраслями народного хозяйства и отчасти даже распределения доходов, в том числе выравнивание доходов сельской и городской местности для ликвидации диспропорций в институциональной структуре национального хозяйства [28].
Для реализации вышеназванных функций властями Республики Кореи была создана смычка между тремя институциональными компонентами (государством, исследовательскими институтами и бизнесом). Формально бизнес обладал независимостью в сфере разработки и принятия собственных планов, однако государство имело право напрямую контролировать их соблюдение, а также соответствие принятым на государственном уровне ориентирам. Для согласования общих целей представители трёх институтов южнокорейского общества собирались на ежемесячные совещания, а исследовательские институты предоставляли актуальную информацию относительно перспектив экономического развития [28]. Тем не менее, как отмечают исследователи, самостоятельность южнокорейского бизнеса в период активной реализации политики экономического планирования была лишь юридической, фактически государство вмешивалось и в процессы принятия решений [29].
Недостатки Южнокорейской модели планирования заключается в критике переоценки роли отдельных отраслей (тяжелой промышленности и агропромышленного комплекса), а также затягивании государством общей либерализации экономики [27]. Кроме того, в 1970-х годах правительство Республики Корея приняло ряд неудачных мер относительно инвестиционной политики, что привело к замедлению экономического роста и впоследствии к некоторому ослаблению роли государства в экономическом развитии. Исследователями подчёркивается, что строгий контроль правительства привёл в том числе к высокому уровню инфляции в стране, а также неэффективному росту отдельных отраслей.
Модель Южной Кореи степенью государственного участия напоминает модель «государственного капитализма», однако она достаточно показательна в области выстраивания эффективной системы взаимодействия между исследовательскими институтами и бизнесом.
Заключение.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что трансформацию экономической модели Российской Федерации, несмотря на декларируемую руководством страны преданность идее рыночного саморегулирования, целесообразнее осуществлять на основе государственного регулирования, в том числе использующего элементы планирования. Это вызвано не только информационной, прогностической и психологической функций экономического планирования, но и упорядочения институциональной структуры экономики и формирования целостного взгляда руководства страны на экономическое развитие, в том числе и на региональное.
Отечественная система государственного планирования должна отвечать не только целям мобилизации экономики, но и социального развития государства. Принимая во внимание опыт описанных выше стран, а также советской системы централизованного планирования, можно констатировать, что отечественная система по своей функциональной составляющей должна ориентироваться на французскую модель или на южнокорейскую, по причине того, что политика невмешательства в сферу частного сектора показывает на примере провала стратегии-2020 свою неэффективность, а также нецелесообразность использования японской модели планирования, делавшую упор в том числе на декларативную функцию плановых документов.
Политика руководства страны в области планирования должна базироваться на принципах ограниченного вмешательства государства и координирования взаимодействия трёх институциональных составляющих: научных, корпоративных и государственных структур. Оптимизация каналов связи позволит ускорить инновационный процесс в экономике. В рамках отечественной экономики данный подход может быть реализован при реализации схемы взаимодействия экосистема-государство [30].
Не стоит упускать из виду тот аспект, что ориентация экономики на внешнюю торговлю по аналогии с моделями восточноазиатских стран не представляется в ближайшем будущем для России оптимальной. В силу международной изоляции России странами капиталистического центра, её устойчивого положения в виде полу-периферии в мир-системе, а также наличия сильного конкурента-экспортёра Китая осложняет приток товаров и технологий в отечественную экономику, ровно, как и экспорт из неё. Безусловно, переориентация на взаимодействие с дружественными странами Африки, Ближнего Востока и Азии способна в некоторой степени компенсировать взаимодействие с частью Западных партнёров, однако развивающиеся страны не обладают той же сопоставимой экономической и технологической мощью, которой обладают капиталистические гиганты. В связи с этим национальная модель планирования в России должна исходить из приоритетности внутреннего рынка и немногочисленных рынков развивающихся стран [ЕВ6] .
Последующие исследования по данной тематике могут быть посвящены концептуализации модели институтов государства и бизнеса, работающих в рамках национальной плановой системы, а также выработке моделей регулирования и нормативных актов, учитывающих, как отечественные предложения экспертов, так и опыт зарубежных стран.
[ЕВ1]по-русски
[ЕВ2]ссылки на источники после каждой ФИО
[ЕВ3]это не новизна
уточнить
[ЕВ4]на какой год
[ЕВ5]источник
[ЕВ6]добавить ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Заключении приводятся выявленные проблемы и авторские рекомендации по их решению, а также возможные направления дальнейших исследований.
Источники:
2. Спиридонова Н.В. Теоретический анализ экономических систем. / Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. – 240 c.
3. World Economics: Informal Economy Sizes, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldeconomics.com/Informal-Economy/ (дата обращения: 25.07.2023).
4. World Integration Trade Solution: Trade statistics by Country. Region. [Электронный ресурс]. URL: https://wits.worldbank.org/countrystats.aspx?lang=en (дата обращения: 25.07.2023).
5. Булатов А. Российская экономическая модель // Мировое и национальное хозяйство. – 2013. – № 3-4. – c. 4.
6. Скурихин В.Е. Проблемы антимонопольной политики в Российской Федерации на современном этапе. - 2022. - С. 61-67
7. Баранова Д.М., Ожгихина П.А., Кузяшев А.Н. Особенности государственного регулирования экономики в россии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-1. – c. 119-121.
8. Официальный сайт ФСГС. Фсгс, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 13.08.2023).
9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Consolidated-accounts-1995-2022.xlsx (дата обращения: 24.07.2023).
10. Распоряжение от 20 мая 2023 года №1315-р. - М., 2023. – 57 c.
11. Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects (дата обращения: 23.07.2023).
12. Мантуров заявил о необходимости технологического суверенитета: ТАСС, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/15224463 (дата обращения: 12.07.2023).
13. Власти отвергли предложение КПРФ воссоздать Госплан: «Будет мешать личному обогащению чиновников»: Красная Линия, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rline.tv/news/2022-05-19-vlasti-otvergli-predlozhenie-kprf-vossozdat-gosplan-budet-meshat-lichnomu-obogashcheniyu-chinovnikov/ (дата обращения: 18.07.2023).
14. Минпромторг допустил возрождение Госплана в оборонной промышленности: Ведомости, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/11/01/948305-minpromtorg-dopustil-vozrozhdenie-gosplana-v-oboronnoi-promishlennosti (дата обращения: 18.07.2023).
15. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века // Вопросы экономики. – 2016. – № 1. – c. 63-80.
16. Бодрунов С.Д. Ноономика. / Монография. - М.: Культурная революция, 2018. – 432 c.
17. Клаус Г. Кибернетика и общество. - М.: Прогресс, 1967. – 432 c.
18. Бушуев В.В., Воропай Н.И. План ГОЭЛРО: итоги и уроки // Энергетическая политика. – 2019. – № 4. – c. 30-39.
19. Бухарин Н.И. Избранные труды: История и организация науки и техники. - Л.: Наука, 1988. – 504 c.
20. Comptes nationaux annuels (base 2000): INSEE, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://www.insee.fr/fr/metadonnees/source/serie/s1182 (дата обращения: 20.06.2023).
21. Рассадина А.К. Опыт индикативного планирования во Франции в свете задачи структурной трансформации российской экономики // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2017. – № 1. – c. 37-48.
22. Коссов В.В. О планировании социального и экономического развития России-платформа для консолидации общества. Выводы из опыта Госплана СССР // Экономическая наука современной России. – 2013. – № 3 (62). – c. 101-121.
23. Vestal J. E. Planning for Change: Industrial policy and Japanese economic development 1945-1990. - Clarendon Press, 1995. – 244 p.
24. Hollerman L. Industrial structure and economic planning in Japan // Pacific Affairs. – 1960. – № 3. – p. 219-226.
25. Watanabe T. National planning and economic development: A critical review of the Japanese experience // Economics of Planning. – 1970. – p. 21-51.
26. Komiya R. I. Economic planning in Japan // The Japanese Economy: Technology, foreign investment and competition policies. – 2004. – p. 59.
27. Asian SurveyHo S. P. S. South Korea and Taiwan: Development prospects and problems in the 1980s //Asian Survey. – 1981. – С. 1175-1196
28. Scitovsky T. Economic Development in Taiwan and South Korea: 1965-81 // Food Research Institute Studies. – 1985. – p. 215-264.
29. Wolf C. Economic planning in Korea // Asian Survey. – 1962. – p. 22-28.
30. Попов А.К., Удалов И.Д. Социально-экономические последствия развития экосистем // Креативная экономика. – 2022. – № 10. – c. 3727– 3750.
Страница обновлена: 16.08.2024 в 08:23:54