От научного поиска студента к поиску работы (противоречия и пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (28), Апрель 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в 3/2002).
Сегодня тяжело решаются вопросы финансирования науки. Меняются приоритеты в молодежной политике. Выстроить систему отношений с талантливыми и одаренны-ми студентами – исключительно сложная и неоднозначно решаемая проблема для каждого вуза.
Ключевые слова: молодые специалисты, трудоустройство, поиск работы
Сегодня тяжело решаются вопросы финансирования науки. Меняются приоритеты в молодежной политике. Выстроить систему отношений с талантливыми и одаренными студентами – исключительно сложная и неоднозначно решаемая проблема для каждого вуза.
По мнению Владимира Зарницына, исполнительного директора ISSEP (Международная Соросовская программа образования в области точных наук), «…работать с такими людьми всегда неимоверно трудно. Потому что с каждым из них нужно работать и общаться отдельно. Если Вы хотите собрать людей в некое единство, и при этом чтобы каждый был талантлив по-своему, ‑ то я не смогу предложить ни одной модели, а меньше всего для этого годится демократический централизм, ну и другая модель, где большинство решает за меньшинство».
Полагаем, что развитие всего комплекса условий, обеспечивающих повышение мотивации студентов к усвоению информации, а не только и не столько к ее успешной репродукции в ходе сессионных испытаний, должно определять приоритеты в области руководства учебным заведением.
Есть ли желание у студента вникнуть в то, что предлагается ему на занятиях? Насколько продумана деятельность по освоению содержания занятий? Четко ли проведено целеполагание совместной деятельности преподавателя и студента на всех этапах и во всех формах самостоятельной работы последнего – на лекциях, семинарах, во время практики, в период подготовки исследовательских работ и пр.? Если созданы условия, и их уровень достаточен для достижения поставленной цели, мотивация к усвоению информации, к усилению практического характера знаний не может не измениться. Индивидуальные задания для учащихся разрабатываются с учетом ориентации на проникновение студента в замысел ученых. Так, ознакомление с историей научных открытий в любой области знания приближает студента к пониманию сущности изучаемой проблемы, рассматриваемого вопроса. Понять замысел – значит приблизиться к уровню понимания автора идеи, его мышления.
Подчеркнем необходимость методического и организационного руководства самостоятельной работой студента. В принципе вся организация учебного процесса построена в соответствии с этой необходимостью: рабочее время студента в университете состоит их 2-х примерно равных частей: аудиторная работа и самостоятельная работа. При этом самостоятельная работа условно разделяется на самостоятельную работу, организуемую преподавателем, и самостоятельную работу, организуемую студентом по собственному усмотрению без непосредственного контроля
О каких условиях идет речь? Это – кадры, информационная структура вуза, экспертные условия (в частности, четкая система критериев качества подготовки студента, постепенный отказ от субъективизма в оценке уровня подготовки специалиста; технологичность процедуры аттестации – текущей, рубежной, итоговой и др.). Безусловно, ничто не заменит общения с мастером. Опыт организации подготовки профессионалов в высшей школе – отечественной и зарубежной – дает основание считать, что создаваемая и поддерживаемая уникальная атмосфера учебного заведения в огромной степени повышает активность ребят, усиливает желание больше знать. Чему учит хорошая школа? Ответ давно известен: работоспособности, умению самостоятельно получать и переваривать огромный массив знаний; духу здоровой, честной конкуренции, когда ты побеждаешь только благодаря себе.
Возникает вопрос, как создать эту неповторимую атмосферу в вузе в условиях очевидного снижения интереса к исследованиям? Фундаментальные разработки и работы прикладного характера обходятся весьма недешево. Не случайно важнейшим аккредитационным показателем для высшей школы является финансирование научных исследований. Тем не менее, не только в России, но и во всем мире научная деятельность как таковая теряет свой социальный статус.
Конечно же, можно взять на вооружение технологии дистанционного обучения «продвинутых» студентов. Но ничто – ни Интернет, ни дистанционные формы не смогут заменить для студентов общения с живыми носителями знаний и культуры. Понимая это, преподаватели университета предоставляют возможность для студентов на младших курсах (для многих – впервые в жизни) проводить небольшое исследование, самостоятельно изучать проблемы. Это не просто способствует изучению материала – это совсем другой уровень деятельности. Если студенты работают над проблемой в небольшом коллективе из 2-3-х человек – это уже приближено к условиям научной работы (и вообще любой реальной работы). Налицо состязательность. Сказываются все преимущества командной деятельности. В определенной степени это отражается на повышении конкурентоспособности выпускников на рынке труда молодых специалистов.
Системный подход к решению проблемы формирования исследовательских навыков студентов неизбежно приводит к осознанию целостности процесса работы с учащимися, студентами. На всех этапах обучения – от предпрофессионального до постпрофессионального – возникает необходимость единого подхода к организации работы с обучаемыми.
В УРАО это проявляется, например, в том, как подходят к организации предпрофессионального обучения: не просто как к подготовительным курсам – ориентируют преподавателей в работе со слушателями на выстраивание базы для творческого развития личности. В составе студенческой группы, как правило, есть сильные и слабые учащиеся. Нельзя игнорировать значение среды, окружения в становлении личности студента, будущего профессионала.
Не секрет, что сейчас редко профессионалы делятся своими открытиями (преподаватели не составляют исключения). В рамках факультета повышения квалификации УРАО и в целом в условиях межкафедрального общения коллеги предпринимают попытки творческого осмысления действительно лучших образцов преподавательской деятельности, не исключая феномена индивидуальности. Работает методологический семинар под руководством ректора Б.М. Бим-Бада, одного из авторитетов в области дидактики и методики преподавания в высшей школе. «Кафедральная революция» в университете продолжается. Работе кафедр, в особенности со студентами по развитию навыков исследовательской деятельности, уделяется особое внимание.
Обычно как бывает? Революция совершена, лидеры погибают. Но если система правильная, она развивается в том направлении, в котором закладывалась. Подчеркнем, что солидарность с нашей позицией в данном вопросе проявляет и ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий: «Принцип МГУ: не студент для университета, а университет для студента».
Кадры действительно решают, если не все, то многое. Студенты часто рассуждают о «добрых» и «злых» преподавателях: «Злой» преподаватель – тот, который там, где учащийся не видит своей ошибки, начинает «копать» и «топит» его в мелочах, которые сам студент считает несущественными вследствие недостаточного уяснения их значимости. Добро должно быть компенсировано жесткостью. Жесткость заключается, например, в том, чтобы давать задания безумной сложности.
В недалеком будущем планируется создание попечительского совета для университета из числа бывших выпускников. Мечта стимулирует поиск оптимального решения вопроса. Благородная идея ректора заставляет пересмотреть традиционно складывающиеся взаимоотношения со студентами – настоящими и бывшими.
В рамках системного подхода нецелесообразно игнорировать факт социальной неоднородности поступающих в университет. Специального исследования в УРАО с целью составления своеобразного социального «портрета» абитуриента не проводилось. Обратимся к результатам, полученным исследователями в процессе изучения специфики негосударственной системы высшего профессионального образования. Анализ социального положения родителей студентов негосударственных вузов: более половины из них не имеет высшего образования – в основном это предприниматели и рабочие; у студентов государственных вузов родители с высшим образованием составляют 72,4 %. Выходцы из традиционно интеллигентских семей ориентируются на бесплатное государственное образование (таких студентов более половины), в то время как в негосударственных вузах их количество не превышает ¼ студентов очной формы обучения. Можно констатировать, что непосредственная преемственность «дед-отец-сын» в интеллигентских семьях сокращается в последнем звене; однако количество интеллигентов в первом поколении, обучающихся в коммерческих вузах, увеличивается.
Окончание следует.
Источники:
2. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //Вестник высшей школы «Al-ma mater», 2002, № 11, С.35- 39.
3. Образование как товар //Вестник высшей школы «Alma mater», 2001, № 10, С.49-52.
4. Соколов А., Афанасьева Л. К вопросу о воспроизводстве русской интеллигенции //Вестник высшей школы «Alma mater», 2001, №10, С. 10-16.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:36:32