Поиск инструментов развития бренд-коммуникаций в условиях динамично меняющихся трендов маркетинга на рынке хлебобулочных изделий
Медведицкова А.С.1, Юрова О.В.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)
Цитировать:
Медведицкова А.С., Юрова О.В. Поиск инструментов развития бренд-коммуникаций в условиях динамично меняющихся трендов маркетинга на рынке хлебобулочных изделий // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 4. – С. 1441-1458. – doi: 10.18334/ce.16.4.114548.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447166
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В статье приведено обоснование необходимости развития бренд-коммуникаций для промышленных производителей хлеба и хлебобулочных изделий на примере лидера локального рынка, поскольку коммуникации способствуют закреплению в сознании потребителей образа бренда и ценности продукта в целях формирования привычки приобретать постоянно продукцию конкретного бренда. Обоснован выбор маркетинговых инструментов и представлена последовательность маркетинговых действий, необходимых для построения эффективной системы бренд-коммуникаций в целях удержания позиций на рынке хлеба и хлебобулочных изделий в условиях изменения структуры и тенденций рынка, а также предпочтений потребителей. По результатам анализа рынка хлебобулочных изделий и авторского маркетингового исследования предложена комплексная методика построения эффективной системы бренд-коммуникаций, основанная на поиске актуальных инструментов взаимодействия и способов выстраивания отношений бренда с целевой аудиторией, которая может быть взята за основу для разработки бренд решений другими субъектами индустриального хлебопечения в целях повышения конкурентоспособности
Ключевые слова: бренд-коммуникации, поле ассоциаций бренда, хлебобулочные изделия, коммуникационные инструменты, промышленный производитель хлебобулочных изделий
JEL-классификация: M31, M21, L66
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий меняется не в пользу индустриального производителя. В условиях снижения потребления хлеба, изменений потребительских предпочтений (стремление к ЗОЖ), роста числа малых субъектов хлебопечения, развитие бренд-коммуникаций с целевыми аудиториями приобретает особую актуальность для производителей, работающих на данном рынке. Производитель ищет эффективные способы контакта с целевой аудиторией и дифференцирования от конкурентов, чтобы донести потребителям необходимую информацию, продемонстрировать заботу об их изменяющихся потребностях. Вследствие того, что значительную часть времени потребитель проводит в социальных сетях, то построение бренд-коммуникаций посредством данного инструмента в современных реалиях является наиболее востребованным и многогранным способом продвижения и общения с целевой аудиторией. Грамотное оформление и ведение аккаунта предприятия в социальных сетях способствует привлечению потребителей и формированию положительной репутации и имиджа. Развивать бренд в современных условиях, пренебрегая интернет-позиционированием, крайне сложно, как для привлечения новых клиентов, так и для удержания и поддержания лояльности существующих. Однако необходимо сформировать свой индивидуальный стиль позиционирования как в онлайн, так и в офлайн направлениях. Социальные сети, а также мессенджеры позволяют предприятию устанавливать и поддерживать долгосрочные, доверительные взаимоотношения с целевой аудиторией, повышать информированность потребителей о продукции, закрывать их возражения (показать и аргументировать свои конкурентные преимущества) и демонстрировать наилучший способ решения их проблемы посредством своей продукции. Общение через онлайн-каналы с потребителями в современных высококонкурентных условиях позволит предприятию дольше удерживать свои лидерские позиции за счет сохранения и увеличения категории лояльных клиентов, так как происходит планомерный и поэтапный процесс перехода потребителя из разряда «не знаю о вас» до «постоянный клиент», с которыми производитель выстраивает особые отношения.
Проблема. Ниша хлеба и хлебобулочных изделий (ХБИ) является частью высококонкурентного рынка FMCG (Fast Moving Consumer Goods). Рынок FMCG представляет собой потребительские товары, пользующиеся высоким спросом и продающиеся по относительно низкой цене в больших количествах; т.е. такие продукты (хлеб, молоко и т.д.) покупают часто и потребляют за короткий промежуток времени [17]. Сформировать бренд для хлебозавода задача сложная, но реализуемая и приносящая свои результаты. Капитал бренда работает в двух направлениях: ценность для потребителя (эмоциональная и рациональная) и для компании (конкурентная и экономическая). Однако первое, с чем может столкнуться хлебозавод, желающий продвигать себя как бренд в данной нише – стереотип о том, что хлеб есть социальный продукт, при покупке которого потребитель с меньшей вероятностью будет смотреть на бренд и принимать решение о покупке, ориентируясь на него. Некоторая часть потребителей будет придерживаться мнения о том, что социальные сети хлебозавода скучные, неживые, либо совсем отсутствуют. Онлайн каналы индустриальных производителей ХБИ часто проигрывают малым субъектам предпринимательства, которые борются за каждого клиента в своей клиентской базе. Многие потребители подписаны на бизнес аккаунты частных пекарен, лента новостей которых выглядит интересной и полезной для клиента (за счет образовательного контента, например, с подборками самых удачных рецептов). При таких обстоятельствах рынок частных пекарен может превзойти хлебозаводы по объемам выручки, лояльности потребителей и структура рынка продолжит меняться не в пользу промышленного хлебопечения. Следовательно, даже крупным хлебозаводам на местном рынке стоит уделить внимание не только производственно-технической части своего ремесла, но и клиенту, так как лояльный клиент – фундамент существования бизнеса в настоящее время, построение бизнеса на одноразовых покупках постепенно ушло в прошлое. Клиент ценит высокое качество и персонализированный подход. Поэтому важно установить эмоциональную привязанность и доверие клиента к производителю для удержания лидерской позиции в будущем.
Объектом исследования выступали конечные (физические) потребители хлеба и хлебобулочных изделий (ХБИ) в торговых точках – мужчины и женщины разных возрастных категорий, проживающие в г. Волгоград. Предметом – потребительские предпочтения при потреблении хлеба и ХБИ, а также отношение потребителей к продукции промышленных производителей ХБИ на локальном рынке (на примере Хлебозавода №5 г. Волгограда).
Авторами выбран лидер на локальном рынке ХБИ, который в настоящий момент постепенно теряет клиентский поток в результате конкурентного давления со стороны малых субъектов хлебопечения, удовлетворяющих потребительский спрос оперативно, индивидуально и вкусно. Лидер рынка, вокруг которого уже сформировалась определенная репутация, предпринимает усилия в борьбе за сохранение и приумножение своей доли на рынке, задавая тон для других игроков на локальном рынке ХБИ, его успешная практика построения коммуникационной стратегии с целевой аудиторией может быть использована в качестве бенчмарки.
Цель, задачи, гипотеза. Целью исследования является определение универсального алгоритма построения поэтапной эффективной системы бренд-коммуникаций для промышленных производителей ХБИ на локальном рынке (на примере Хлебозавода №5 г. Волгограда), который бы позволил выстроить доверительные, долгосрочные отношения с целевой аудиторией в условиях прогрессирующей конкуренции со стороны малых субъектов хлебопечения и меняющихся трендов маркетинга на рынке ХБИ.
Задачи исследования:
− Анализ ключевых трендов рынка ХБИ;
− Выявление потребительских предпочтений на рынке ХБИ и отношения потребителей к продукции промышленного (индустриального) хлебопечения на локальном рынке (на примере Хлебозавода №5 г. Волгоград) с использованием результатов авторского маркетингового исследования;
− Формирование комплекса бренд решений для разработки системы коммуникаций, используя результаты анализа продукта и конкурентов.
Гипотеза.
Авторами выдвинуты следующие гипотезы:
− игнорирование (снижение) степени важности развития бренд-коммуникаций промышленными производителями ХБИ приведет к переделу рынка хлебопечения в пользу пекарен с последующим трендом снижения доли рынка промышленных игроков;
− большая часть респондентов придерживается ограничений в количестве потребления хлеба по различным соображениям (заботе о своём здоровье, фигуре, недостаточная осведомленность о пользе хлеба, различных его видах и т.д.); расширение ассортимента и правильная подача информации для целевой аудитории может быть использована при разработке системы бренд коммуникаций;
− часть потребителей не ассоциируют продукцию с конкретным хлебокомбинатом;
− большинству потребителей не важны коммуникации с брендом, однако есть предпосылки того, что потребителям было бы интересно подписаться на аккаунт хлебозавода при наличии определённых критериев.
Материалы и методы. В статье использовались методы полевого и кабинетного исследования. Теоретической базой исследования выступают научные работы в области стратегии развития бренда с использованием онлайн-каналов коммуникаций. Особенности позиционирования бренда освещены в работах Е.В. Пономарёвой [6] (Ponomareva, 2019), А.М. Буровой [3] (Burova, 2019), В.С. Никитиной [5] (Nikitina, 2021). Алгоритмы построения коммуникации бренда через онлайн-каналы рассматриваются в трудах Ю.П. Дусь [4] (Dus, Vereteno, Delyaeva, 2019), О.В. Авериной [1] (Averina, 2018), Г.Д. Баторшиной [2] (Batorshina, Protsenko, chumikova, 2021). Исследованием бренд-ассоциаций занимались С.А. Старов, И.В. Гладких [8] (Starov, Gladkikh, 2019). Для исследования рынка ХБИ и успешных практик использования онлайн-каналов для повышения эффективности ведения бизнеса, а также принципов внедрения онлайн инструментов в бизнес структуры использовались статьи профильных интернет-ресурсов (vc.ru, mind.ua, t-laboratory.ru, marketing.rbc.ru, foodmarket.spb.ru, ohlebe.ru).
Научная новизна исследования состоит в выявлении и систематизации современных маркетинговых трендов рынка ХБИ и особенностей их влияния на разработку коммуникационной политики промышленными производителями хлеба и хлебобулочных изделий.
Результаты и их обсуждение. Для грамотного построения бренд-платформы, под которой понимается совокупность смысловых категорий (атрибутов) бренда, образующих идеологический и эмоциональный каркас для демонстрации ценностей компании и дифференцирования от конкурентов [5], необходимо провести исследование рынка, целевой аудитории и ближайших конкурентов. Для того, чтобы бренд нашёл отклик у своих клиентов, необходимо сформировать ассоциативное поле – понять какими словами, образами, метафорами вас описывает потребитель. Полученные ассоциации пойдут в основу формирования комплекса бренд решений. Построению эффективной системы бренд-коммуникаций предшествует этап анализа рынка, цель которого заключается в определении главных векторов потребительских предпочтений. Анализируя рынок хлеба и хлебобулочных изделий по состоянию на 2021г., авторами были выявлены и сгруппированы тезисно ключевые тренды: изменение культуры потребления, ценность времени и ресурсов, смена лидерства на рынке хлеба и ХБИ, крафтовый хлеб (см. табл. 1) [9,10,12,13,14,15,19].
Таблица 1
Ключевые тренды рынка ХБИ
Изменение
культуры потребления хлеба:
1. возрастающие требования к разнообразию продукции 2. изменения в культуре потребления (ЗОЖ, диета) 3. хлеб перестал быть базовым продуктом в рационе 4. повышенное внимание к составу продукта, наличию витаминов, минералов, влиянию на здоровье и лишний вес. 5. тренд на функциональный хлеб (не только утолить голод, но и польза, удовольствие) |
Ценность
времени и ресурсов:
1. экономное потребление: мелкоштучные и порционные хлебы и булочки 2. повышенное внимание к упаковке и способу ее создания и переработки 3. рост рынка стритфуда. (возрастание объемов потребления еды «на ходу») 4. рост спроса на замороженную, пребейк-продукцию, которая разогревается на месте |
Крафтовый
хлеб:
1. рост спроса в сегменте высокомаржинального хлеба (рынок для хлеба с добавленной стоимостью, семечками, сухофруктами и др.) 2. спрос на неупакованный хлеб или в оригинальной упаковке 3. ценовой фактор уступает место качеству и ассортименту |
Смена
лидеров на рынке ХБИ:
1. сокращение индустриального производства 2. рост частного сектора производства (пекарни, домашнее хлебопечение) 3. развитие сетевым ретейлом собственное производство хлеба |
Для изучения потребительских предпочтений и требований к продукции промышленных производителей ХБИ на примере конкретного игрока локального рынка («Хлебозавод №5» г. Волгоград) был проведен опрос с помощью google-форм с выборкой 100 человек. В соответствии с целью исследования под потребителями подразумеваются конечные (физические) потребители в торговых точках, под которых подбираются коммуникационные каналы. Результатом проведенного маркетингового исследования является портрет целевой аудитории (карта потребителя) (см.табл. 7-8) на примере локального рынка ХБИ промышленного производства, служащий отправной точкой формирования инструментария взаимодействия бренда с целевой аудиторией. Карта потребителя – это структурированная презентация потребностей, желаний, мотивов и болей целевой аудитории, служащая важным маркетинговым инструментом управления потребительским поведением и основой построения правильных точек контакта. Выдвинутые авторами гипотезы нашли свое подтверждение. В ходе исследовательской была подтверждена главная гипотеза – игнорирование промышленными производителями ХБИ инструментов бренд-коммуникаций, что аргументируется сменой лидерских позиций на соответствующем рынке: рост доли пекарен (доля на рынке ХБИ 95,7%) [16] и сокращение индустриального производства (1,1% от общего объема предприятий хлебопечения) [16]; а также изменением привычных мест покупки хлеба в пользу пекарен, повышением требований к хлебу [13,15]. Таким образом, пекарни активно используют маркетинговые инструменты, в т.ч. развитие бренд-коммуникаций для привлечения, работы и удержания клиентов. На локальном рынке промышленный производитель ХБИ часто пренебрегает бренд-коммуникациями, итогом игры вслепую является потеря клиентской базы, а вследствие этого объемов продаж и прибыли. По результатам маркетингового исследования были подтверждены оставшиеся гипотезы. Например, более 50% респондентов ограничивают потребление хлебобулочных изделий по определенным причинам. Несмотря на то, что при выборе хлеба бренд имеет среднюю степень влияния, однако только 8,3% не ассоциируют продукцию с конкретным хлебокомбинатом, что дает «поле» работы маркетологам для развития бренд-коммуникаций и повышения количества лояльных клиентов. Подтверждение последней гипотезы определяет векторы разработки системы бренд-коммуникаций, в частности через онлайн-каналы при условии полезного потребительского контента.
Представим наиболее интересные с точки зрения целей исследования результаты (потребительские предпочтения, болевые точки и требования целевой аудитории к продукции промышленного производителя ХБИ). Среди наиболее распространенных причин отказа от употребления хлеба половина респондентов выбрали вариант «диета, слежу за фигурой», 11,5% не употребляют хлеб по состоянию здоровья, а 9,4% не любят есть хлеб по индивидуальным причинам. Формула идеального хлеба для респондентов выглядит как: свежий (83,3%), вкусный (89,6%), полезный (52,1%), малокалорийный (20,8%).
При изучении вкусовых предпочтений респондентов наиболее потребляемыми хлебами традиционного сорта являются лаваш (49%), пшеничный или белый (46,9%), батон (44,8%), ржаной (39,6%), сладкие булки (34,4%) и бородинский (38,5%). Среди хлебов нетрадиционного сорта наиболее популярным является хлеб с добавлением семечек, орехов (65,6%), отрубной (41,7%), хлеб с добавлением пряностей и бездрожжевой в равных долях (22,9%).
Для респондентов доминирующими факторами при выборе хлеба являются качество/вкус (91,7%), а также цена (50%), предпочтение бренду отдают 13,5%. Наиболее распространёнными болевыми точками потребителей, возникающими при покупке/потреблении хлеба являются свежесть (50%) и вкус (30,2%), маленький ассортимент (25%), не удовлетворенность составом (17,7%) и сложность купить любимый хлеб рядом с домом (18,8%).
Более 90% респондентов не являются подписчиками социальных сетей каких-либо изготовителей хлебобулочной продукции. Но в тоже время при наличии определённых факторов респонденты готовы подписаться на социальную есть изготовителя хлебобулочной продукции. Наиболее значимыми факторами являются: информация о новинках и преимуществах бренда (46,9%), полезные рецепты хлеба (45,8%), короткие видеоролики о процессе хлебопечения (27,1%), проведение конкурсов со вкусными призами (21,9%), а также социальная активность предприятия (21,9%).
Доминирующими критериями при формировании базы лояльных клиентов являются следующие: высокое качество (86,5%), широкий ассортимент (54,2%), приемлемые цены (51%) и наличие в магазинах специальных брендированных стеллажей, чтобы покупателю было легче визуально найти бренд (14,6%).
При выборе наиболее предпочтительных каналов коммуникации с брендом респонденты поделились на 2 лагеря: для 53,1% не важны коммуникации с брендом; равные доли ответов распределились за социальными сетями и официальным сайтом организации (20,8%).
С использованием основных результатов опроса были сформированы карточки потребителя для двух выделенных сегментов (см. табл. 2-3).
Таблица 2
Карта потребителя
Предпочтения
|
Отрубной,
пшеничный, лаваш, батон, хлеб с семечками и орехами
|
Привычки
|
Ограничиваю
потребление из-за диеты
Ем в виде бутербродов и во время основного приема
пищи
люблю новинки
|
Важно
при покупке хлеба
|
Качество,
вкус, цена, бренд, упаковка
|
Болевые
точки
|
Несвежий,
невкусный, состав, сложно купить любимый хлеб рядом с домом, маленький
ассортимент
|
Идеальный
хлеб
|
Вкусный,
полезный, свежий, малокалорийный
|
Интересно
смотреть в соцсетях хлебозавода
|
Конкурсы со вкусными призами, полезные рецепты, информация о новинках, видеоролики
о процессе хлебопечения
|
Ценности
|
Здоровье, семья, образование, работа
|
Статус
|
Студент,
живет одна
|
Аудитория
|
Женщина
19-25 лет
|
Таблица 3
Карта потребителя
Предпочтения
|
Хлеб
с семечками, орехами, сухофруктами Пшеничный, лаваш, батон, бородинский,
ржаной, трубной
|
Привычки
|
Ограничиваю
потребление из-за диеты
Ем в виде бутербродов и во время основного приема
пищи
люблю новинки
|
Важно
при покупке хлеба
|
Качество,
вкус, цена
|
Болевые
точки
|
Несвежий,
невкусный, состав, большая упаковка
|
Идеальный
хлеб
|
Вкусный,
полезный, свежий, малокалорийный
|
Интересно
смотреть в соцсетях хлебозавода
|
Информация
о новинках, полезные рецепты, конкурсы со вкусными
призами
|
Ценности
|
Здоровье,
семья, работа, спорт
|
Статус
|
Семейная,
работает
|
Аудитория
|
Женщина
36-45 лет
|
Следующий шаг в цепочке построения бренд-коммуникаций – анализ продукта для выявления сильных и слабых сторон продукции, критериев дифференциации, сопоставление текущего ассортимента продукции с запросами целевой аудитории. В качестве примера авторами был проанализирован продукт Хлебозавода №5 (см.табл.4).
Таблица 4
Анализ продукта
Атрибуты
|
1. Слоган Хлебозавода №5 “Главный по
хлебу”.
2. Упаковка продукции прозрачная, имеющая элементы дизайна в средней, нижней
и верхней части.
|
Выгоды
|
1. Потребитель получит не только
чувство сытости, но пользу, энергию, витамины и минералы.
2. Наш хлеб не подведет по вкусу и качеству.
3. У нас есть хлеба диетического и лечебно-профилактического направления.
Каждый найдет себе хлеб по вкусу, желаниям и возможностям.
4. В ассортиментной линейке присутствует уменьшенный формат упаковки, который
избавит потребителя от проблем остатков хлеба, потери свежести и переедания.
|
Индивидуальность
|
1. Хлеб ассоциируется с чем-то
домашним, теплым, мягким, вкусным, а соответственно, и стиль общения должен
быть теплым.
2. Имиджевый контент в социальных сетях
3. Брендированные стеллажи в точках продажи с указанием qr-кода на социальную
сеть бренда.
|
Ценность
|
1. Мы производим хлеб, который
отвечает ключевым запросам потребителей к хлебу: вкус, польза, свежесть,
состав.
2. Предприятие имеет традиционную ассортиментную линейку, но и выпускает
новинки “здоровые хлеба”.
3. Формат упаковки рассчитан как на семейный прием пищи, так и для разового
приема пищи или перекуса.
|
ДНК
|
Мы заботимся о здоровье каждого нашего
клиента и предлагаем на выбор различные сорта хлебов (традиционный,
диетический, лечебно-оздоровительный), сохраняя при этом традиции, опыт и
неизменное следование стандартам качества
|
На основе анализа продукта было составлено ассоциативное поле для транслирования целевой аудитории ценностей бренда (см. табл. 5).
Таблица 5
Поле ассоциаций бренда
Горячо
|
Вкусно
|
Полезно
|
Натурально
|
Удобно
|
Разнообразно
|
Доступно
|
Практично
|
После формирования уникального наполнения бренд-платформы для полного дифференцирования от конкурентов необходимо проанализировать их инструменты и принципы построения коммуникационной политики. Взаимодействовать с потребителем нужно там, где ему комфортно. Соответственно, авторами делается акцент на онлайн инструменты (социальные сети и мессенджеры) коммуникации с целевой аудиторией по следующим причинам:
− экономическая эффективность соцсетей для бизнес-аккаунтов [12];
− перманентное воздействие на целевую аудиторию и обратная связь;
− актуальный способ формирования и управления репутацией и имиджем;
− широкий инструментарий для создания имиджевого контента;
По результатам маркетингового исследования было выделено ядро целевой аудитории потребителей ХБИ: женщины в возрасте 19-25 и 36-45 лет. Вследствие этого были отобраны наиболее популярные социальные сети, которые используют физические потребители – Instagram (совместно с Telegram) и Одноклассники, соответственно. В качестве конкурентов были выбраны конкуренты: местный конкурент «Хлебнаш» и внешние, наиболее популярные, по мнению авторов – Аютинский хлеб, Каравай Кубани, СМАК. Выбранные конкуренты ведут активное продвижение бренда через Instagram. В качестве ведущей социальной сети была выбрана сеть Instagram, так как она объединяет обе возрастные категории целевой аудитории, располагает большими возможностями для построения бренд-коммуникаций и пользуется спросом в бизнес-среде. Формируемая программа коммуникаций универсальна и может дублироваться в других социальных сетях и мессенджерах.
Результаты анализа коммуникационной политики конкурентов через соцсеть представлены в таблице 6.
Таблица 6
Анализ конкурентов
Ник
конкурента в Instagram
|
@autaxleb_official
|
@karavay_kubani
|
@smakhleb
|
@hlebnash
|
ER,%
|
1,65
|
2,86
|
3,58
|
1,95
|
Публикации
|
559
|
344
|
416
|
207
|
Подписчики
|
8970
|
8133
|
1500
|
2718
|
Подписки
|
104
|
581
|
43
|
3
|
Частота
публикаций
|
Каждые
1-4 дня
|
Каждые
1-4 дня
|
Каждые
1-4 дня
|
Каждые
1-4 дня
|
Среднее
кол-во взаимодействий
|
108
лайков
43 комментариев
|
197
лайков
40 комментариев
|
49
лайков
7 комментариев
|
53
лайка
2 комментария
|
Тематика
публикаций
|
1.
Информация о продукции
2. Конкурсы/розыгрыши 3. Рецепты 4. Поздравления 5. Повышение осведомленности о пользе хлеба 6. Обсуждения |
Следующим этапом представляемого механизма является формирование актуального инструментария для развития бренд-коммуникаций на рынке хлебобулочных изделий для конечных (физических) потребителей в торговых точках. В качестве основного инструмента выбраны социальные сети, так как они являются востребованным каналом взаимодействия бренда с целевой аудиторией. Развитие бренда через онлайн каналы удобно и экономически оправдано: возможность таргетированной рекламы, мониторинг результатов, рациональное распределение маркетингового бюджета по каналам взаимодействия, диалог с потребителями.
Авторами был сформирован комплекс коммуникационной политики с учетом портрета целевой аудитории для онлайн каналов коммуникаций, а именно социальные сети. Стратегия продвижения бренда состоит из следующих шагов:
− подключение таргетированной рекламы на приоритетные социальные сети и мессенджеры;
− имиджевое оформление и постоянное ведение соцсетей (конетент-план);
− нативное транслирование ценностей бренда;
− взаимодействие с инфлюенсерами схожей тематической направленности.
Тематические блоки публикаций представлены в таблице 7.
Таблица 7
Тематические блоки публикаций
Рецепты и видео-рецепты, варианты
использования продукции на завтрак или в другой прием пищи
|
Информация о продукции: новинки,
преимущества нашего хлеба, почему выбирают наши хлеба/булочки
|
Здоровье/диетическое
питание: информирование о пользе хлеба с ссылкой на авторитетные источники
|
Поздравления/розыгрыши:
Победитель определяется случайно
Подарок - хлеб на вкус потребителя
|
Польза:
лайфхаки как сохранить свежесть, использовать остатки хлеба, какой хлеб лучше
выбрать, какой состав должен быть у хлеба и хлебобулочных изделий
|
Графика:
фотографии хлеба, композиция продуктов, потребление продукции, фотоотчет из
жизни хлебозавода, тематическая фотосессия хлебной продукции
|
Для привлечения подписчиков на начальном этапе ведения аккаунта авторы рекомендуют настроить таргетированную рекламу, которая позволит привлечь целевую аудиторию. Рекомендуемые сервисы для настройки таргета: Pepper.ninja, Publer, Starcomment и другие [18]. Перечень инструментов для мониторинга результатов активности соцсетей: IQBuzz, Brand Analytics, Babkee и другие [11].
Для отслеживания прогресса бренд-коммуникаций в социальных сетях, необходимо определить минимальный, но достаточный перечень онлайн-метрик [4] (Dus, Wereteno, Delyaeva, 2019), [7] (Rebyazina, 2016):
− количество подписчиков;
− количество и частота публикаций;
− среднее количество лайков;
− среднее количество комментариев;
− ER;
− Охват.
Мониторинг активности соцсетей необходим для адекватной оценки применяемых инструментов взаимодействия с целевой аудиторией и последующей корректировки коммуникационной стратегии. Инвестиции на развитие социальных сетей, равно как и в другие способы повышения экономического благополучия предприятия, предполагают последующий возврат в виде увеличения реально значимых экономических показателей (клиентский поток, выручка, прибыль). Следовательно, необходимы ключевые критерии отслеживания эффективности (KPI) для установления минимальных и максимальных результатов достижения конкретных показателей и понимания того, что мы в итоге должны получить как в плане работы конкретного отдела, так и в целом влияние на экономические показатели деятельности предприятия.
Резюмируя итоги исследовательской работы, выделим ключевые шаги алгоритма построения эффективной системы бренд-коммуникаций для промышленных производителей ХБИ на локальном рынке:
1. Анализ рынка ХБИ и выявление ключевых трендов.
2. Выявление предпочтений потребителей к продукции промышленного производителя ХБИ на локальном рынке.
3. Анализ собственного продукта и коммуникационной политики конкурентов для формирования комплекса бренд решений.
4. Определение актуальных инструментов развития бренд коммуникаций и перечня метрик эффективности для разработанного комплекса бренд решений.
Выводы и заключение. По результатам исследовательской работы были определены актуальные инструменты развития бренд-коммуникаций в современных реалиях рынка хлеба и хлебобулочных изделий для промышленного производителя локального уровня. Сформирована стратегия продвижения бренда с использованием онлайн инструментов (социальные сети и мессенджеры), обоснованы их удобство и востребованность. Результаты авторского маркетингового исследования объективны и могут быть взяты за основу при построении системы бренд-коммуникаций другими промышленными производителями ХБИ. Предложенная модель коммуникационной политики сформирована на основе актуальных запросов и требований потребителей к промышленным производителям ХБИ и позволяет в нативной форме поддерживать с ними общение, чтобы закрепить в их сознании образ бренда и ценность продукта, способствующие формированию привычки приобретать постоянно продукцию конкретного бренда. Бренд – это доверие, гарантирующее постоянную клиентскую базу, положительную репутацию и экономическое благополучие предприятия в перспективе. Полученные выводы и алгоритм преобразования торговой марки (Хлебозавод № 5) в бренд могут быть использованы в качестве бенчмарки другими промышленными производителями рынка ХБИ, которые в силу установившихся маркетинговых и рыночных трендов ищут возможности (пути) сохранения конкурентных позиций на своем рынке.
Источники:
2. Баторшина Г.Д., Проценко Ю.В., Чумикова С.Ю. Маркетинговые инструменты продвижения в социальных сетях // Маркетинговые коммуникации. – 2021. – № 4. – c. 308-313.
3. Бурова А.М. Визуальная идентификация бренда и ее адаптация к онлайн-среде // Интернет-маркетинг. – 2019. – № 1. – c. 70-82.
4. Дусь Ю.П., Веретено А.А., Деляева А.В. Методологические основы продвижения бренда через SMM // Маркетинговые коммуникации. – 2019. – № 3. – c. 232-243.
5. Никитина В.С. Сущность бренда: элементы и добавленная ценность // E-Management. – 2021. – № 1. – p. 58-67.
6. Пономарева Е.В. Позиционирование нового бренда на высококонкурентном рынке // Бренд-менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 186-198.
7. Ребязина В.А., Давий А.О. Анализ использования маркетинговых метрик российскими компаниями-производителями товаров повседневного спроса // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2016. – № 1. – c. 108-130.
8. Старов С.А., Гладких И.В., Муравский Д.В. Исследование бренд-ассоциаций для построения стратегических карт бренда // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2019. – № 2. – c. 116-130.
9. Анализ российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий: итоги 2019 г., прогноз до 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11527/ (дата обращения: 12.01.2022).
10. Исследование поведения потребителей на рынке хлебобулочных изделий. [Электронный ресурс]. URL: https://t-laboratory.ru/2020/10/19/issledovanie-hleb/ (дата обращения: 12.01.2022).
11. Как бизнесу зарабатывать в соцсетях: стратегия, цифры и примеры. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/260646-kak-biznesu-zarabatyvat-v-socsetyah-strategiya-cifry-i-primery (дата обращения: 22.02.2022).
12. Обзор рынка хлебобулочной продукции. 2018-2019 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2021&article=2643§ion=17 (дата обращения: 12.01.2022).
13. Потребительские тренды в хлебопечении. Чего ждать от 2021 года?. [Электронный ресурс]. URL: https://ohlebe.ru/manage/marketing/83-potrebitelskie-trendy-chego-zhdat-ot-2021-goda (дата обращения: 23.01.2022).
14. Российский рынок хлебобулочных изделий 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: https://foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2021&number=187&article=2793 (дата обращения: 22.09.2021).
15. Хлеб не сдается – Журнал «FoodService. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cafe-future.ru/analytics/khleb-ne-sdaetsya/ (дата обращения: 26.02.2022).
16. Хлебопечение в России и необходимость государственного регулирования ценообразования. [Электронный ресурс]. URL: https://business-magazine.online/fn_47086.html (дата обращения: 24.10.2021).
17. Что такое FMCG: понятие, примеры товаров в сфере FMCG. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-fmcg-ponyatie-primery-tovarov-v-sfere-fmcg/ (дата обращения: 14.03.2022).
18. 8 сервисов для эффективного продвижения: как настроить таргетинг. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/marketing/8_servisov_dlya_effektivnogo_targetinga/ (дата обращения: 15.03.2022).
19. 8 трендов, которые определяют будущее хлебного рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://mind.ua/ru/publications/20208077-8-trendov-kotorye-opredelyayut-budushchee-hlebnogo-rynka (дата обращения: 25.10.2021).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:53:20