Оценка состояния креативных индустрий и поиск инструментов по совершенствованию их функционирования

Татарова С.П.1, Коротков Е.С.1
1 Восточно-Сибирский государственный институт культуры

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 1 (Январь 2024)

Цитировать:
Татарова С.П., Коротков Е.С. Оценка состояния креативных индустрий и поиск инструментов по совершенствованию их функционирования // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 1. – С. 127-144. – doi: 10.18334/ce.18.1.120269.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60018857

Аннотация:
В статье анализируется опыт развития креативных индустрий как одной из приоритетных отраслей экономики, описывается уровень их развития в России. Авторы обращают внимание на то, что сущность креативных индустрий заключается в партнёрском функционировании культуры и бизнеса, в необходимости поиска приоритетных интересов бизнеса в развитии креативных пространств. На основе аналитики мировой и отечественной практики раскрываются формы успешного использования культурных ресурсов в коммерческой деятельности. Целью статьи является оценка текущего функционирования креативных индустрий в России, а также анализ сложившихся инструментов и форм социального партнерства бизнес-структур с креативными организациями для определения проблем и основных направлений, которые будут способствовать совершенствованию отрасли креативных индустрий. В работе обобщается значимость креативной экономики в социальном развитии страны и регионов, подчеркивается, что от сотрудничества креативного сектора и бизнеса выигрывают как территории, население, проживающее на ней, так и арт-кластеры и предприниматели.

Ключевые слова: креативные индустрии, бизнес, государственно-частное партнерство, некоммерческий сектор, культурный продукт

JEL-классификация: O31, O33, M31



Контактное лицо:

Фамилия
Татарова
Имя Отчество
Светлана Петровна
Телефон (мобильный)
+7 9085980300
Адрес электронной почты
svetlana.tatar@inbox.ru
Почтовый адрес
670031 г. Улан-Удэ ул.Терешковой 1 ФГБОУ ВО ВСГИК
Информация об авторах:

Фамилия
Татарова
Имя и отчество
Светлана Петровна
Название организации полностью без сокращений с указанием города и страны
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г.Улан-Удэ, Россия
Должность, ученая степень, научное звание и др.
Профессор, доктор социологических наук, доцент
Адрес электронной почты *
svetlana.tatar@inbox.ru
SPIN (если есть) **
3561-5689
ORCID (если есть) ***
0000-0002-6276-0852
Информация об авторах:

Фамилия
Коротков
Имя и отчество
Ефим Сергеевич
Название организации полностью без сокращений с указанием города и страны
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ, Россия
Должность, ученая степень, научное звание и др.
Магистрант кафедры социально-культурной деятельности
Адрес электронной почты *
baynistvsgic@gmail.com
SPIN (если есть) **
6330-8485
ORCID (если есть) ***
0000-0002-4210-4882

Введение

Драйвером развития экономики в современном мире являются креативные индустрии. Актуальность их изучения и функционирования детерминируется глобализацией мировой экономики, стремительными темпами экономического развития страны.

Креативная экономика — это один из перспективных, быстрорастущих секторов экономики, а инвестирование в него позволяет улучшать привлекательность городов, развивать инфраструктуру, формировать арт-кластеры, снижать социальную напряженность в поселениях, способствовать повышению качества жизни населения. Креативные пространства способны обновлять территории за счёт ревилитализизации старых зданий, сохранять и распространять культурное наследие, формировать новые точки притяжения для населения. Несмотря на стремительное развитие инновационных и цифровых технологий, творческие идеи становятся конкурентными в реальном секторе экономики, формируя новые коммерческие предложения.

Креативные индустрии способствуют формированию инновационной городской среды, развитию коммерческого сектора экономики, искусства и культуры. С учётом международного опыта, отечественные ученые и практики стали уделять больше внимания проблеме формирования благоприятных условий для стабильного социально-экономического и культурного развития страны.

Целью статьи является оценка текущего функционирования креативных индустрий в России, анализ сложившихся инструментов и форм социального партнерства бизнес-структур с креативными организациями для определения проблем и основных направлений, которые будут способствовать совершенствованию отрасли креативных индустрий.

Научная новизна

В качестве ключевых аспектов научной новизны мы выделяем:

- подтвержден тезис о значимости креативных индустрий для развития регионов, экономического роста страны;

- раскрыт феномен государственно-частного парнерства в функционировании креативных индустрий, определены взаимные выгоды для обеих сторон;

- обобщен опыт взаимодействия креативного кластера и бизнеса, раскрыты возможности и преимущества такого сотрудничества;

- выявлены проблемы функционирования креативного кластера и актуальные способы их решения: использование не только проектного подхода к развитию креативных площадок и продуктов, но и применение маркетинговых стратегий, подразумевающих повышение качества креативного продукта, оперативное реагирование на спрос потребителя, дифференциацию потребностей населения; подготовка профессиональных кадров для креатиных индустрий.

История возникновения вопроса и степень его разработки

Исследователи по всему миру изучают креативные индустрии в различных контекстах. Некоторые из самых известных исследований в этой области проведены Ричардом Флоридой, который изучает роль креативных работников в развитии экономики и городской среды [10]. Джоном Хокингом, который изучает влияние креативной экономики на общество [11]. Более широкие аспекты развития креативных индустрий также изучались в рамках исследований университетов и академических институтов по всему миру.

Сегодня многие исследователи солидарны с определениями креативных индустрий Ч. Лэндри [9] и П. Энглен которые рассматриваются ими как важный компонент социального и экономического развития, как отрасль экономики, которая консолидирует вокруг себя бизнесменов и предприятия, занимающихся производством креативного продукта, реализацией творческих идей и интеллектуальной собственности [3].

Вопросами креативных индустрий занимаются А.Р. Агаева [1], К.Г. Григорян [5], Ю.О. Глушкова [4], А.В. Кошкин [8] и др. Сегодня исследователи акцентируют внимание на проблематике становления креативной экономики, изучают вопросы продвижения культурного продукта на рынок. Формирование и условия функционирования творческих арт-площадок также находятся в поле зрения ученых и требуют дальнейшего изучения.

Перспективные исследования креативных индустрий как единой системы, посвящены разработке показателей оценки ее эффективности, анализу ее функционирования и развития с учётом зарубежного опыта. Это позволяет определять креативные индустрии как ведущие направления развития экономики, разрабатывать инструментарий для успешной их интеграции в городскую инфраструктуру и эффективного использования, а также создания нормативно-правовой базы, регламентирующей и определяющей их деятельность.

Более 30 лет назад появилось понятие креативной индустрии, которое консолидировало в себе творчество и бизнес. Очевидно, что в основе их фукционирования наблюдается единство разнонаправленных и, казалось бы, противоречащих друг другу операций. Однако реалии успешной реализации креативных практик, показывают, что в единстве этих процессов кроется их глубинная сущность. Так, с одной стороны, мы видим значимость тенденции персонализации спроса, создании эксклюзивных моделей, образцов. С другой стороны, мы наблюдаем черты индустриализации, массового тиражирования креативных продуктов, создание условий для их массового производства. Кроме того, с одной стороны, основу креативных индустрий составляет творческий процесс, который помогает в самовыражении и самореализации человека, а со второй, это продажа культурного продукта и получение прибыли. В итоге объединения этих идей происходит процесс монетизации культурных продуктов. Таким образом, в креативных индустриях происходит использование творческих способностей людей и при посредничестве менеджеров и технологов создается новый товар или услуга, которые приносят прибыль.

Креативные индустрии относят к 4-му сектору экономики, базирующемуся на создании творческого продукта, имеющего культурную и экономическую ценность, в основу которого положены знания, информация, творчество. Креативная индустрия позволяет производить и реализовывать «творческий продукт», по сути, то же, что делают учреждения культуры - театры, музеи, дома культуры, выставочные залы. Однако в основе развития креативных индустрий лежит деятельность, развивающая творческий талант, идеи, при этом создает условия для развития местности, обеспечивает новые рабочие места, стимулирует развитие экономики в целом.

Креативные индустрии позволяют создавать новые товары и услуги, которые могут стать катализаторами развития инновационных идей в других сферах деятельности. Они позволяют приносить прибыль, развивать культурный туризм, давать вторую жизнь заброшенным постройкам, давать стимул для развития региона за счет развития промышленной и социальной инфраструктуры, усиливать конкурентную борьбу и повышать экономический оборот, привлекать высокопрофессиональных специалистов, инвесторов, стимулировать работников к созданию новых продуктов, реализации ииновационных проектов и идей.

История взаимовлияния культуры и бизнеса в зарубежных странах начинает складываться после второй мировой войны и получает активное развитие в 60-ые годы, в связи с усиливающимся значением СМИ, кино, музыкальной и модной индустрии в общественной и политической жизни. Новый виток в развитии креативных индустрий произошел в 90-е годы в связи с активизацией использования Интернета, компьютерных и цифровых технологий. Это стало отправной точкой для становления креативной индустрии, продвигающей творческие продукты и услуги, занимая значимую позицию в экономике. Сегодня наблюдается динамика усиливающегося роста доли креативной индустрии в производстве внутреннего валового продукта практически во всех странах мира [7]. Кроме того, наблюдается тенденция международного сотрудничества в сфере креативных индустрий, обмене информационными, коммуникационными и культурными услугами.

В нашей стране креативные индустрии находятся в стадии институционализации как одного из значимых секторов экономики, в рамках которого происходит создание рабочих мест, возникновение капитала посредством реализации творческого потенциала населения, создания креативного продукта, основанного на художественных и культурных идеях. Очевидно, что в ближайшее время в России будет расти интерес к креативным индустриям, что обосновывается необходимостью подтверждения высокого статуса страны и удержания значимого места в мировой экономике, обеспечения высокого уровня экспорта информационных и инновационных услуг государства.

Несмотря на то, что развитие креативных индустрий в России началось значительно позже, чем на западном континенте, тем не менее, уже сегодня наша страна является значимым поставщиком креативного продукта на мировой арене и объем экспорта постоянно увеличивается.

Россия, начиная с 2017 г. ежегодно увеличивает экспорт информационно-коммуникационных услуг на сотни миллионов, что показывает значительный потенциал нашей страны в данной отрасли в мировой экономике. Однако, несмотря на это, в 2021 г. Россия занимала лишь 20 место. В 2022 году рейтинг лидеров в креативных индустриях возглавили США, Великобритания, Китай, Германия и Япония. Наша страна в настоящее время производит более 1% от общего числа креативных продуктов, что в 1,7 раз ниже доли в мировом ВВП [12].

Развитие креативных индустрий в нашей стране способствует экспорту творческих продуктов, содержащих в себе инновационные и наукоемкие идеи, которые расширяют спектр услуг на мировом рынке. Среди актуальных и перспективных направлений российского экспорта креативных индустрий аналитики выделяют: индустрия моды, киноиндустрия, анимационная индустрия, IT индустрия, связанная с созданием цифровых программных продуктов [2].

Анализируя исследования других авторов, отметим, что среди инструментов, хорошо зарекомендовавших себя в повышении экспорта креативных продуктов на международном и отечественном рынке, можно выделить:

- кураторская поддержка проектов;

- консалтинг и аналитика внешнеэкономических отношений и маркетинга;

- грантовая поддержка на участие в фестивалях, международных выставках, а также на развитие туристских, информационных, креативных продуктов и услуг;

- информационная осведомленность в области креативных индустрий;

- благоприятные условия для кредитования;

- организация и проведение международных мероприятий, привлекающих внимание новых потребителей и расширение рынка сбыта креативных продуктов;

- сетевые программы для социального взаимодействия объектов креативных индустрий [12].

Экспертами в рамках российской креативной недели, проходившей в 2022 г. в г. Москве, было определено, что креативные индустрии приносят 1-2% ВВП России, а в развитых странах этот показатель составляет 10-15% [6]. Данный факт демонстрирует малую долю доходов от креативных индустрий в экономику нашей страны.

В мировой экономике креативные индустрии служат инструментом для регионального развития. Анализ зарубежного, а теперь уже и российского опыта показывает, что интенсивное развитие креативных индустрий на не экплуатируемых промышленных площадях происходит при грамотной организации взаимодействия бизнеса и культуры, благодаря чему формируются новые креативные пространства. Наличие их даёт возможность гражданам сочетать досуговое времяпровождение с покупками и участием в значимых мероприятиях. Стоит отметить, что креативные кластеры в значительной степени повышают притягательность территорий, обеспечивают положительное изменение имиджа поселения, рост цен на недвижимость, привлечение новых инвестиций в данную местность. Культурное разнообразие города обеспечивает высокую концентрацию людей, имеющих потребность в развлечениях.

Однако для более успешного развития креативной индустрии требуется создать дополнительные условия, учесть целый ряд факторов, влияющих на их работу. Для увеличения числа творческих продуктов и услуг требуется модернизация креативного сектора экономики и городской среды, развитие инфраструктуры, способствующей укреплению сотрудничества между потребителями и поставщиками креативных ресурсов.

Рассматривая объективные условия функционирования креативных индустрий, отметим, что возросла скорость оперативного реагирования на изменения спроса на рынке. Данный подход помогает представить потребителю креативный продукт и сформировать благоприятное представление о нем в короткие сроки. Компании, действующие таким образом, более конкурентоспособны за счет учета потребностей целевой аудитории. Удовлетворение потребителей качеством креативного продукта является значимой задачей всех субъектов (включая государство), производящих его.

В условиях рыночной экономики наиболее эффективными подходами в развитии креативной индустрии становятся не только проектный, но и продуктовый подход, подразумевающий создание таких услуг и товаров, которые являются клиентоориентированными, отвечающими требованию дифференциации потребностей населения. Важно, чтобы создаваемый креативный продукт нес в себе глубокую смысловую нагрузку, содержал в себе единство культурной и экономической ценности, был необычно представлен, тогда он будет востребован, и пользоваться спросом у потребителя.

Важным отличием индивидуального подхода является ориентация на потребности человека, и при разработке нового культурного продукта большая ставка делается на учет запросов аудитории, а не на увеличение объемов продаж.

Рассматривая условия, затрудняющие развитие креативного кластера, стоит акцентировать внимание на том, что сложная обстановка в стране затрудняет привлечение финансов в социокультурные проекты, требует поиска вариантов мотивации и эффективных механизмов вовлечения бизнеса в деятельность некоммерческих креативных организаций. Для увеличения заинтересованности бизнеса в поддержке творческих идей, необходимо установление партнерских отношений между бизнесом и креативным кластером, где каждый из них продвигает свои интересы, вместе с тем, создавая актуальные и значимые виды деятельности для населения.

В развитии креативных индустрий основным инструментом становится фандрайзинг, где могут использоваться государственные средства (гранты, участие в федеральных программах, например таких как «Волонтеры Культуры», «Развитие культуры» «Росмолодежь», «Формирование комфортной городской среды» и др.), а также частные капиталы (спонсоринг, патронаж, меценатство, обращение в фонды, например, благотворительные фонды В.Потанина, М.Прохорова, К.Хабенского, Фонд «Искусство, наука и спорт», «Вклад в будущее» и др.).

Самым актуальным инструментом для развития креативного сектора экономики является государственно-частное партнерство, которое может выступать мощнейшим катализатором для прогресса креативных индустрий и формирования инфраструктуры для их создания. В отечественной бизнес-среде получили развитие следующие формы государственно-частного сотрудничества: аренда и лизинг оборудования; совместные предприятия; контракты, включающие в себя различные виды работ.

Государственно-частное сотрудничество не должно быть направлено только на софинансирование проектов. Государственная поддержка должна быть использована для стимулирования креативных индустрий и решения кадровых вопросов, возникающих в отрасли. Значимой проблемой в решении кадровой политики креативного сектора экономики, является то, что чем старше сотрудники, тем им сложнее менять подход к деятельности, а современная ситуация требует от человека не только наработанного опыта, но и освоения и использования новых технологий.

При реализации государственно-частного партнерства в креативных индустриях государство имеет определенные выгоды. Так, например, при привлечении частных инвесторов для реконструкции объектов происходит уменьшение расходов из государственного бюджета; сохранение памятников индустриализации, объектов городской инфраструктуры за счет передачи частному партнеру полномочий по предпроектной подготовке, эксплуатации и содержанию объекта на условиях обременения.

При этом для инвесторов участие в развитии креативных площадок также открывает определенные возможности: увеличение финансовой надежности вложений за счет возникновения частной собственности; возможности инвестиций и гарантии окупаемости при изменении макроэкономической ситуации или нормативно-правовой базы; уменьшение кредитной ставки из-за предоставления объекта финансирующей организации в залог (лизинг); возможность государственной поддержки и софинансирование проекта.

Привлечение средств в отечественной практике существенно опережает научные исследования в этом направлении. Российские исследователи в последнее время акцентируют внимание на финансирование в некоммерческом секторе. Осознание значимости привлечения средств в деятельность НКО, а также рассмотрение фандрайзинга как механизма для поддержки значимых проектов и предпринимательской деятельности, стала увеличиваться доля привлекаемых средств в систему высшего образования, в социальную сферу, культуру. В актуальных исследованиях кроме проработки теоретических знаний, рассматриваются механизмы проведения кампании по привлечению средств, раскрываются особенности работы со спонсорами, правила написание грантовых заявок. Для того чтобы понять интересы доноров и спонсоров, проводятся комплексные социально-экономические исследования.

Отметим, что инструменты по привлечению средств за период пандемии плавно переместились на интернет-площадки, были найдены новые механизмы для дальнейшего социального партнерства. Очевидно, что для развития фандрайзинговых технологий важно знать не только объем инвестиций или спонсорских вливаний в тот или иной проект, а проследить мотивацию доноров, какие каналы для финансирования они используют и средний чек их пожертвований. Остается открытым вопрос, какие источники привлечения ресурсов наиболее популярны, какова доля онлайн-фандрайзинга и краудфандинговых площадок, значимость нетворкинга как важного компонента для взаимодействия при поиске средств.

Креативные индустрии всегда нуждаются в финансировании разработки, реализации и продвижения культурного продукта. Развитие креативной индустрии помогает привлечь внимание к бизнес-структурам, которые реализуют свои интересы не только в экономике и политике, но и социальной и культурной жизни общества. Социальное партнёрство коммерческих и некоммерческих организаций помогает грамотно определить свою целевую аудиторию, выявить ее цели, потребности и интересы, а также взаимовыгодно использовать эффективные инструменты фандрайзинга. Важным аспектом в этом будет построение выгодных двухсторонних взаимоотношений: для креативного сектора важен поиск финансового ресурса для создания продукта, для донора важны выгодные инвестиции, а также возможности проявления благотворительности.

На определенном этапе взаимодействия стало очевидно, что интересы креативных индустрий стали совпадать со сферой бизнеса. С одной стороны, креативный сектор решает вопросы населения, развивает и облагораживает территории, с другой стороны, бизнес, поддерживая подобные проекты, одновременно заявляет о себе, укрепляет свой бренд, делает его более узнаваемым.

Спонсоры, работающие в различных отраслях экономики, оказывающие бытовые, транспортные, коммунальные и другие услуги, в процессе формирования собственного бренда нуждаются в положительном имидже организации, популяризации ее деятельности и продуктов. Это могут обеспечить участники креативного кластера, реализующие проекты, направленные на все категории населения. Поддерживая социально-культурные проекты, участвуя в жизни социума, бизнес формирует положительное, эмоционально окрашенное отношение к себе со стороны населения. Коммерческие организации, жертвуя деньги в культуру, креативные индустрии не только решают социально значимые проблемы, но и укрепляют свой положительный имидж.

Еще одной потребностью участия в жизни креативных индустрий является то, что сфера бизнеса испытывает проблемы с эффективным продвижением своих продуктов. Цифровые технологии, интернет, социальные сети позволяют достигать наибольшей эффективности в продаже продуктов. Увеличение использования данных инструментов продвижения становится настолько распространенным, что приводит к изобилию информации, притупляющей внимание, а потому результативность таких мероприятий быстро снижается. Поэтому предприниматели заинтересованы в инвестициях в креативные индустрии, где традиционные средства подвижения заменяют новыми, связанными с появлением цифровых технологий, а также используют эффективные акции и формы маркетинга продукта через креативный сектор.

Сегодня бизнес-сфера озадачена не только созданием новых форм продвижения продуктов, но и выполнением своих обязательств перед инвесторами, территориями, сотрудниками. Здесь также происходит совпадение интересов креативных индустрий и бизнес-структур.

Таким образом, участие бизнеса в креативных проектах позволяет расширить деловые контакты, усилить конкурентоспособность фирмы, повысить объемы продаж. Кроме того, взаимодействия с креативным сектором формирует положительный имидж компании, позволяет расширять целевую аудиторию, привлекать внимание потребителей к фирме и ее продуктам, а посредством креативных проектов транслировать ценности бренда и компании. Помимо этого, бизнес-партнеры могут испытывать моральное удовлетворение от поддержания традиций, от чувства единения со своим народом, от причастности к решению проблем общества.

Недостаточно внимания уделено поиску взаимных интересов спонсоров и организций-реципиентов, механизмам их взаимодействия, которые трансформируются в связи с политическими, экономическими и социокультурными переменами в социуме.

Стоит признать, что в современном обществе становится все больше субъектов финансирования, которые нацелены на достижение своих интересов. Бизнес активнее влючается в финансовую поддержку разного рода общественных инициатив, социально-ориентированных и культурных организаций, поскольку стратегически мыслящие предприниматели признали, что очевиден рост креативной состаляющей в деятельности этих организаций, осознали, что существует не только имиджевый, но и экономический бонус от фандрайзинговой деятельности.

Успешная деятельность креативного сектора зависит не только от финансовой поддержки, но и от притока человеческого ресурса, осознающего, что данная деятельность – это не просто комплекс творческих, управленческих, маркетинговых знаний и навыков, но и определенных человеческих качеств. Очевидно, что сегодня происходит процесс создания креативного класса, что в свою очередь требует формирования среды для его развития.

Вызовы времени требуют повышения профессионализма и подготовки специалистов, умеющих создавать оригинальные, необычные, креативные проекты, обеспечивающие позитивные изменения в обществе, а также привлекать финансовые и человеческие ресурсы для их реализации. Для креативного кластера, сегодня нужны профессиональные кадры, обладающие коммуникативной культурой, креативностью, имеющие опыт управленческой, творческой, организаторской, фандрайзинговой, проектной и другой деятельности. Законодательная проработка вопросов развития креативных индустрий рассматривает в числе разнообразных мер поддержки- формирование новых форматов обучения. Учреждения образования должны обеспечивать не только передачу фундаментальных знаний, но и активно развивать творческие способности учащихся. Модернизация образовательной системы поможет развитию творческих талантов у школьников и студентов. Введение предметов и курсов, направленных на развитие креативности, таких как изобразительное искусство, музыка, танец, технологии, дизайн и другие, поможет учащимся раскрыть свой потенциал и развить креативные навыки. Сегодня важно создавать условия для практического применения полученных знаний и навыков. Это может быть достигнуто через сотрудничество с креативными индустриями и предоставление обучающимся возможностей для разработки и реализации собственных задумок. Такие практические задания и проекты помогут учащимся найти свое направление в креативных индустриях и применить полученные знания на практике. Кроме того, необходимо развивать у молодежи понимание востребованности творчеких людей на рынке труда и значимость креативной сферы для личностного развития, профессионального роста, реализации потенциала. Этого можно достичь через проведение специализированных мероприятий, семинаров, ярмарок вакансий и других мероприятий, нацеленных на привлечение молодых людей в креативную сферу.

Сегодня в ряде вузов страны уже реализуются программы подготовки для творческой индустрии. Вузовское сообщество оперативно включилось в эти процессы, однако не везде они проходят гладко, имеются определенные трудности с материальной базой, методическим сопровождением, повышением квалификации и переподготовкой педагогического состава.

Обоснование и изложение результатов:

Креативные индустрии — это важный катализатор социально-экономического роста, консолидирующий предпринимателей и творческое сообщество, продукты которого основаны на использовании интеллектуального потенциала. По результатам проведенного исследования можно сказать, что формирование креативного пространства является важным процессом, способствующим развитию различных секторов экономики и общества.

Существует целый ряд условий, которые способствуют созданию и успешному функционированию креативных индустрий. Одним из таких условий является заинтересованность региональной и федеральной власти. Когда государство понимает важность развития креативной экономики и готово поддерживать соответствующие инициативы, это может стимулировать рост развития креативных индустрий. Такой интерес может проявляться в предоставлении финансовых и инфраструктурных ресурсов, а также в разработке векторов государственной политики, направленных на поддержку креативных инициатив. Развитие креативных индустрий является выгодной стратегией для государства, а потому определяя приоритеты культурной политики в этой области, оно признает значимость креативного сектора и включает его в стратегии развития, что способствует привлечению финансовых (грантов, налоговых льгот, федеральных программ, фандрайзинга) и человеческих ресурсов (волонтерство).

Проведенное исследование демонстрирует, что креативные индустрии уже стали неотъемлемой частью экономики государства. Они формируют рабочие места, способствуют экономическому росту территорий, привлекают инвестиции. Кроме того, креативные индустрии имеют огромный потенциал в плане инноваций и развития новых технологий, что только усиливает их роль в современной экономике.

Данное исследование подтверждает тот факт, что традиционные формы сотрудничества между креативными организациями и бизнесом, основанные на единовременной финансовой поддержке проектов ради упоминания в рекламе, уже не являются столь эффективными и выгодными. Это связано с изменением экономической, политической и международной ситуации, а также с изменением рынка. В связи с этим, требуется более глубокая интеграция интересов обеих сторон уже на этапе установления коммуникаций с общей целевой аудиторией, развитие долгосрочных партнерских отношений и стратегическое сотрудничество между креативными организациями и бизнесом.

В целом, результаты данного исследования подчеркивают необходимость развития новых подходов и моделей сотрудничества между бизнесом и креативным кластером, основанных на более глубоком взаимопонимании и обмене ресурсами. Такие инновационные партнерства будут способствовать устойчивому развитию обеих сторон и решению современных вызовов и проблем.

Не стоит недооценивать роль системы образования, которая может обеспечить специалистов для креативной сферы. В целом, система образования должна способствовать формированию и развитию творческих способностей учащихся, а также предоставлять возможности для практического применения полученных знаний и навыков. Это поможет не только увеличить интерес молодежи к креативным индустриям, но и удержать талантливых молодых людей в России, что даст им возможность внести свой вклад в развитие культуры и экономики страны.

Заключение:

Креативные индустрии — это не только креативное публичное пространство, творческие продукты и богатство территорий, а еще и важный механизм для привлечения творческих людей. Креативный кластер начинает занимать все более значимую нишу в своременной российской и мировой экономике.

Увеличение объемов экспорта творческих продуктов и услуг свидетельствует о наращивании темпов и расширении их потребителей. Государственно-частное партнерство позволяет запустить разработку и реализацию инновационных продуктов, усилить развитие городской креативной инфраструктуры.

Участие бизнеса в жизни креативного сектора проявляется не только в финансовой поддержке, но и позволяет обустраивать и развивать территории, формировать инфраструктуру поселений, создавать новые арт-объекты. Благодаря развитию креативных индустрий происходит формирование туристического имиджа региона, улучшается мелкий и средний бизнес, повышается востребованность культурных, спортивных организаций, растет востребованность услуг ресторанного и гостиничного сектора, происходит решение социальных проблем, увеличивается прибыль в местный бюджет.

Однако, несмотря на значимость креативных индустрий для экономического равития страны, очевидно, что распространение креатиных практик на сегодняшний день идет достаточно низкими темпами, особенно в регионах. Не везде имеется поддержка креативного кластера со стороны местной власти, бизнеса в силу как узости восприятия происходящих перемен, так и по причине настороженного отношения к новациям. Мы отмечаем, что в сложившейся ситуации назрели вопросы создания условий для более эффективного формирования и развития креативных индустрий. Важным аспектом для эффективного продвижения товаров и выход на новые рынки является необходимость в создании сети социальных институтов, которые осуществляют поддержку креативных индустрий. Кроме того, важным условием является подготовка кадров, обладающих перечнем необходимых профессиональных знаний, навыков, способных по-новому взглянуть на роль и значимость креативных индустрий в современном мире.

Рассмотренные преимущества взаимодействия креативного кластера и бизнеса, варианты государственно-частного партнерства позволяют показать слабые и сильные места, точки развития отрасли, а также определить наиболее эффективные стратегии по ее совершенствованию.


Источники:

1. Агаева А. Р., Джабраилова А. О., Шемеев С. Х. Креативная экономика: перспективы развития DIGITAL технологий // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 8. – c. 625-627. – doi: 10.34925/EIP.2020.121.8.126.
2. Внешняя торговля технологиями России. Наука. Технологии. Инновации. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/08/01/1484726209/ NTI_N_138_01082019.pdf (дата обращения: 26.12.2023).
3. Волкова Ю. А. Формирование кластера креативных индустрий в современном городе // Ноэма. – 2021. – № 2. – c. 10-23.
4. Глушкова Ю. О., Бабаян И. В. Теоретические подходы к анализу креативных индустрий // Beneficium. – 2019. – № 3. – c. 14-24. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).14-24.
5. Григорян К. Г. Анализ креативных индустрий как нового сектора мировой экономики // E-Scio. – 2019. – № 11 (38). – c. 408-413.
6. Заседание представителей профессиональных гильдий российской креативной недели «Безопасность креативных индустрий в условиях санкций и политики отмены». Российская креативная неделя — 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://creativityweek.ru/event/2251 (дата обращения: 26.12.2023).
7. Кореньков А.О. Инфраструктурные факторы развития креативных индустрий // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – c. 182-186.
8. Кошкин А. В. Политика правительства Санкт-Петербурга в сфере развития новой экономики. / Арт-рынок в Новой экономике: границы, инвестирование, управление, Санкт-Петербург, 05 ноября 2019 года. - Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2019. – 37-41 c.
9. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Классика-XXI, 2001.
10. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2007.
11. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. - М.: Классика-XXI, 2011.
12. Шкарина В. С. Креативная экономика: мировой опыт и вызовы для России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2022. – № 4.

Страница обновлена: 09.02.2024 в 00:44:47