Формирование организационного механизма управления холдинговой компанией с позиций стоимостного подхода
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Зайцев А.В., Карпова В.Б. Формирование организационного механизма управления холдинговой компанией с позиций стоимостного подхода // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 55-60.
Аннотация:
В статье рассмотрен организационный механизм управления холдинговой компанией на основе концепции роста ее рыночной стоимости. Предложен алгоритм выполнения мероприятий, основанный на комплексе управленческих решений, разрабатываемых при формировании организационного механизма управления холдингом
Ключевые слова: бюджетирование, инвестиции, рыночная стоимость, структура капитала, финансовые потоки, организационные изменения, стратегия роста стоимости, холдинговая компания
При разработке и реализации конкурентной стратегии компании необходимо обеспечить не только прирост её рыночной стоимости, но и оптимизацию процессов использования ресурсов. Выбор менеджментом наилучшего альтернативного направления бизнеса, обеспечивающего максимизацию рыночной стоимости холдинговой компании (ХК), охватывает следующие инвестиционные блоки:
– капитальные вложения (как объекты реального инвестирования в создание материальных долгосрочных активов);
– финансовые активы (акции и облигации, векселя, депозиты);
– объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, торговые марки) и вложения в составляющие интеллектуального капитала (человеческий капитал и т.д.).
Каждое из этих инвестиционных направлений обязательно должно учитывать динамику изменения размеров ХК и дочерних предприятий, включая приобретение или продажу различных видов бизнеса. Это изменяет не только размер холдинга, но и уровень диверсификации бизнеса, повышая степень адаптивности к условиям жесткой конкуренции на рынке.
Холдинговые структуры, являясь особой формой объединения дочерних организаций, осуществляют предпринимательскую деятельность посредством формирования бюджетов и распределения ресурсов компании по основным направлениям бизнеса.
Поэтому эффективное бюджетирование ресурсов в ХК определяет качество управления единой организационной структурой и инвестиционным процессом группы дочерних предприятий.
Организационные изменения в системе управления бизнесом
В условиях стоимостного подхода финансовые аспекты играют доминирующую роль в формировании общей концепции управления холдинговой структурой. Однако финансовое управление ХК не может быть эффективно реализовано, если, во-первых, оно не будет увязано с другими элементами конкурентной стратегии, а во-вторых, не будет создан соответствующий организационный механизм управления.
В холдинговой компании к первоочередным задачам создания такого механизма относятся:
– проведение мероприятий по организационному изменению в системе управления бизнесом;
– исследование структуры капитала и выбор источников инвестирования;
– образование собственного внутреннего рынка капитала;
– бюджетирование и формирование методов управления финансовыми потоками.
Проведение мероприятий по организационному изменению в системе управления бизнесом заключается в реорганизации системы управления группой контролируемых дочерних предприятий компании с целью формирования единого финансово-хозяйственного комплекса с централизованным управлением. Единый комплекс с централизованным управлением, а также централизация ресурсов и денежных потоков не должны оборачиваться дополнительными расходами при формировании рыночной стоимости холдинга.
Такая централизация позволит ХК капитализировать часть доходов от проектов дочерних организаций и перераспределять ресурсы между различными направлениями бизнеса, а также создать собственный внутренний рынок капитала. Этот рынок как финансовый механизм холдинга, основанный на концентрации денежных потоков дочерних подразделений, способен формировать условия для эффективного управления ресурсами компании.
Таким образом, создаётся возможность направлять ресурсы от подразделений с текущими высокими денежными потоками, но низкими инвестиционными возможностями в другие виды бизнеса ХК с более высоким потенциалом формирования рыночной стоимости компании.
Бюджетирование в холдинге
Важным аспектом определения приоритетов эффективного использования инвестиционных ресурсов является исследование структуры капитала и стоимости финансовых инструментов рынка капитала. Поскольку бизнес холдинга может развиваться на собственном, заемном и привлеченном капитале, а в ряде случаев за счет бюджетных средств, то требуемая доходность всего капитала компании должна отражать веса различных привлекаемых источников финансирования в общем капитале и дороговизну каждого источника. Это даст возможность выявить наиболее перспективные для ХК финансовые инструменты рынка капитала, а также учесть вероятность активизации нематериальных факторов роста стоимости.
Кроме того, организационный механизм управления ХК должен включать систему бюджетирования.
Она обеспечивает не только рациональное использование всех ресурсов, но и переход к стандартам менеджмента качества. Управленческая отчетность ХК, сформированная в результате отлаженного процесса бюджетирования, служит основой для принятия решений в сфере инвестиционной деятельности.
Также бюджетирование делает прозрачным финансово-экономическое состояние как ХК в целом, так и каждого дочернего предприятия. Создавая прозрачность финансовых потоков, система бюджетирования позволяет эффективно управлять этими потоками, приводя к экономии текущих и инвестиционных расходов. Таким образом, посредством бюджетирования оптимизируется структура капитала холдинга и своевременно обеспечивается потребность бизнес-проектов в финансовых ресурсах для реализации инвестиционной деятельности компании.
Две группы финансовых потоков
Одной из важнейших составляющих рассматриваемого организационного механизма является формирование методов управления финансовыми потоками. Это обусловлено тем, что финансовые потоки непосредственно связаны с разнообразными бизнес-процессами.
Потоковые методы управления позволяют широко использовать всевозможные способы перераспределения капитала между хозяйственными субъектами холдинга, создавать гибкие схемы налогового планирования и т.д. С помощью потоковых схем процесс функционирования холдинга легко структурируется и поддается количественному измерению.
В этом случае появляется возможность получения обобщающей картины финансово-хозяйственной деятельности сложной ХК [1].
При выборе методов управления финансовыми потоками холдинга необходимо рассматривать раздельно управление текущими и перспективными операциями. Поэтому в ХК необходимо выделять два типа финансовых потоков:
– первую группу финансовых потоков образуют средства, связанные с текущими операциями.
Эти потоки формируются в результате продажи продукции, закупок сырья, комплектующих и т.д.
Центральными объектами потоков текущих операций холдинга являются его дочерние предприятия. В них происходит формирование прибыли и финансовых резервов компании;
– вторая группа финансовых потоков отражает процесс перераспределения активов, текущие инвестиции и долгосрочные капиталовложения.
Финансовые потоки этого типа связаны с долгосрочными инвестициями холдинга, в том числе реализацией капиталоемких и наукоемких инвестиционных проектов инновационной направленности.
Алгоритм повышения инвестиционной активности холдинга
В практической деятельности менеджмент при формировании организационного механизма управления на основе концепции роста рыночной стоимости холдинга с целью повышения инвестиционной активности должен опираться на комплекс управленческих решений. При разработке этих решений реализуется следующий алгоритм:
1) реорганизация системы управления группой контролируемых дочерних предприятий компании;
2) проведение анализа рынка, конкурентов, а также имеющихся у компании материальных и нематериальных активов;
3) исследование структуры капитала;
4) определение стоимости привлекаемых источников инвестиций;
5) оптимизация направлений инвестирования и выбор оптимального варианта;
6) создание внутреннего рынка капитала и проведение оценки собственных инвестиционных возможностей;
7) выбор источников инвестиций на основе использования наиболее перспективных с точки зрения предприятия финансовых инструментов рынка капитала;
8) создание системы бюджетирование финансово-хозяйственной деятельности;
9) формирование методов управления финансовыми потоками;
10) анализ факторов, сдерживающих инвестиционную активность и ограничивающих использование ресурсов;
11) разработка и реализация мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия.
Заключение
Рассмотренный подход формирования организационного механизма управления ХК основывается на концепции роста ценности организации, а также на создании единого финансово-хозяйственного комплекса с централизованным управлением.
Реализация стратегии роста стоимости компании обеспечивается за счет оптимизации структуры капитала и создания внутреннего рынка капитала, системы бюджетирования и методов управления финансовыми потоками.
Этот комплекс мероприятий позволит сбалансировать взаимодействие ресурсов в процессе инвестиционной деятельности холдинга, создавая экономическую добавленную стоимость и увеличивая чистую прибыль компании. Капитализация этой прибыли дает возможность ХК создавать новые элементы имущества, учитываемого в виде материальных и нематериальных активов.
Источники:
2. Зайцев А.В., Баранов В.В. Бюджетирование как инструмент повышения рыночной стоимости холдинговых компаний // Российское предпринимательство. – № 11. Выпуск 1. – 2008.
3. Зайцев А.В., Карпова В.Б. Формирование инвестиционной привлекательности на основе концепции роста ценности организации. // Формирование новой экономики XXI века: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2009.
4. Карпова В.Б., Зайцев А.В. Значение бюджетирования в процессе максимизации рыночной стоимости холдинговой компании. // Аудит, налоги и бухгалтерский учёт в Российской Федерации (основы, теория и практика): Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2010.
5. Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. – Москва: Вершина, 2007. – 272 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:27:35