Применение концепции спиральной динамики в управлении бизнес-процессами

Григорьева Ю.А., Мингалева Ж.А.

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Спиральная динамика – это концепция, которая описывает развитие индивидуумов, групп и общественных организаций. Согласно данной концепции, развитие происходит через циклические уровни, которые представляют собой набор ценностей, убеждений, мировоззрения, поведенческих характеристик, свойственные каждому уровню проблемы, ошибки, задачи, потребности и т.п. Авторами концепции являются Д. Бек и К. Кован [1,15], но в ее основу легла теория эмерджентных циклических уровней существования К. Грейвза [18,19,20,21].

В настоящее время концепция спиральной динамики является одним из лучших инструментов, помогающих решать задачи, связанные с управлением организацией [6]. А ценности организационной культуры предприятия являются одним из важнейших факторов инновационного развития [12,22].

Целью исследования является разработка методического инструментария и алгоритма управления бизнес-процессами на производственных предприятиях с применением концепции спиральной динамики.

Научная новизна заключается в разработке методического инструментария и алгоритма управления бизнес-процессами на производственных предприятиях с применением инструментов корпоративной культуры на основе концепции спиральной динамики и его оценки с помощью функционально-стоимостного анализа.

Основная часть

Конструктивной составляющей концепции спиральной динамики является ценностный мем (цМем), представляющий собой устойчивую приоритетно-смысловую конструкцию, характеризующую своеобразный образ мышления человека, восприятие мира, ценности, мировоззрение, набор установок, менталитет, тип сознания или мотивы, прямо воздействующие на его образ жизни, решения и поступки. В сущности, цМем представляет каждый уровень спирали [4,5].

В концепции спиральной динамики существуют определенные закономерности, такие как последовательность (в развитии невозможно перескочить через уровень), возвратность (развитие возможно, как вверх, так и вниз по спирали), многослойность (при переходе на новый вышестоящий уровень прежний уровень не исчезает, а остается под слоем нового), преемственность (новый вышестоящий уровень проявляется за счет хорошо отлаженных функционирующих инструментов предыдущего уровня), направленность (уровни самовыражения или индивидуализма и самопожертвования или коллективизма), кризисы (переход на другой уровень всегда сопровождается кризисом управления), конфликты (по мере продвижения на вышестоящие уровни конфликтность ослабевает), одновременное влияние нескольких уровней (человек, коллектив, бизнес-процесс или предприятие в целом на текущем доминирующем уровне всегда находится под влиянием, как минимум, трех уровней: предыдущего, текущего (доминирующего) и последующего), дуальность уровней первого порядка и многие другие.

У каждого уровня концепции спиральной динамики существует сбалансированное проявление (светлая сторона) и несбалансированное проявление (темная сторона). Задача заключается в усилении сбалансированного проявления, а также осознании и устранении несбалансированного проявления [2,14].

Гармоничное функционирование на одном из уровней осуществляется при условии, что доминирующий мЦем и уровень условий существования или уровень внешней среды совпадают. Для изменения уровня существует ряд условий или факторов [1]:

1) наличие потенциала личности или коллектива и готовности к изменениям;

2) решение проблем существования, присущих текущему и предыдущим уровням, чтобы иметь ресурсы и возможности для решения проблем нового уровня;

3) чувство диссонанса и неопределенности на текущем уровне, а именно осознание неспособности решить новые проблемы на данном уровне;

4) идентифицированные и преодоленные барьеры для трансформации, предполагающие снятие препятствий с целью трансформации и перемещения на новый уровень;

5) осознание или инсайт прошлых ошибок, возможных причин проблем, недостатков текущего уровня и имеющихся ресурсов для эффективного решения проблем;

6) консолидация и поддержка, предполагающие наличие благоприятной среды в процессе адаптации к новому уровню.

Важную роль играет первое условие - потенциал личности или коллектива. В соответствии с концепцией спиральной динамики потенциал можно оценить с позиции трех состояний: «открыто», «скованно» (промежуточный вариант между «открыто» и «закрыто»), «закрыто». Чем больше мышление «закрыто», тем выше уровень стресса, необходимый для адаптации к изменениям и тем сильнее проявление противодействия на попытки внешнего воздействия. Таким образом, чтобы внесение изменений было эффективным, нужно не только выделить цМемы личности или группы, но и принять во внимание данные состояния [1].

В соответствии с концепцией спиральной динамики также важно определить положение человека или коллектива и/или его элементов с учетом пяти ориентиров на протяжении происходящих изменений [1]. Это фазы перехода между уровнями концепции спиральной динамики.

Данные ориентиры названы буквами греческого алфавита: «Альфа» (этап постоянства и сбалансированности), «Бета» (этап неопределенности и сомнений), «Гамма» (этап беспорядка и недовольства), «Дельта» (этап воодушевленного подъема) и «Новая альфа» (этап стабильности в следующем витке вверх или вниз по спирали) [1].

Когда все данные условия для изменения цМема полностью соблюдены, новые цМемы могут проявиться должным образом и тогда возникнет успешное движение по спирали. Но также в зависимости от количества и сущности выполненных условий существует несколько стандартизированных вариаций степени изменений [1].

Семь вариаций степени изменений в концепции спиральной динамики [1]:

1. Корректирование текущей системы цМемов для горизонтального изменения.

2. Расширение, уточнение и совершенствование текущей системы цМемов с целью горизонтального развития.

3. Растяжка вниз (перемещение вниз).

4. Растяжка вверх (перемещение вверх).

5. Прорыв.

6. Сдвиг вверх.

7. Квантовое изменение.

Данные вариации являются наиболее распространенными и при необходимости могут быть расширены.

Вариации «Растяжка вниз» и «Растяжка вверх» характеризуют так называемые «наклонные» изменения. Изменение предполагает нахождение в положении основного цМема временно воссоздавая более раннюю систему цМемов в стремлении справится с возникшей ситуацией или содержащее элементы некоторых вышестоящих более сложных цМемов. Изменение «растяжка вверх» можно использовать в состоянии «бета», с целью обхода состояния «гамма» и при ограниченных возможностях. Как правило в этом варианте осуществляется развитие предприятия, тотальное управление качеством, внедрение новых усовершенствованных методов обучения и т.д.

Изменения «Прорыв», «Сдвиг вверх», «Квантовое изменение» характеризуют вертикальное изменение, которое приводит к проявлению новых цМемов. Но такое изменение также может возродить предыдущие давно не проявляющиеся цМемы. При этом структура цМемов меняется, новые цМемы могут стать доминирующими. Вертикальное изменение для организаций является трансформационным и формирует новые подходы к бизнесу, а для людей в свою очередь приводит к коренным изменениям в жизни. Для обеспечения эффективного вертикального изменения необходимо учитывать и условия жизни (изменение внешней среды) и существующую структуру цМемов.

Концепцию спиральной динамики можно применять в управлении предприятием в целом, в его отдельных группах, подразделениях, отделах и бизнес-процессах с целью повышения эффективности их деятельности [5,6].

Применение концепции спиральной динамики заключается в целенаправленном усилении определенных необходимых в данный момент уровней с целью повышения эффективности деятельности. Доминирующие уровни в бизнес-процессах выделяются в зависимости от доминирующего уровня предприятия в целом, а также в связи с выявленными ценностями в бизнес-процессах согласно специфики их деятельности. Усиление необходимых уровней в бизнес-процессах осуществляется путем применения инструментов системы управления, характерных для каждого уровня концепции, а также в качестве дополнения наличия людей необходимого уровня, участвующих в деятельности.

Основные инструменты управления и корпоративная культура на каждом уровне концепции спиральной динамики представлены в таблице 1.

Табл. 1 Основные инструменты управления и корпоративная культура на каждом уровне концепции спиральной динамики

Уровень концепции спиральной динамики
Основной инструмент управления уровня для усиления его влияния
Основные элементы системы управления
Корпоративная культура
Бежевый
Инструменты уровня отсутствуют, но во избежание ситуативного проявления бежевого уровня необходима поддержка безопасных и комфортных условий труда.
Системы управления нет
Культура выживания
Фиолетовый
Активизация культуры образного мышления через введение различных ритуалов, традиций, обычаев и т.д.
Неформализованная система управления, поддерживаемая традициями, ритуалами и т.д.
Культура принадлежности или культура традиций
Красный
Оперативное решение конкретных задач
Персональный менеджмент, авторитарное управление
Культура силы и личной власти
Синий
Следование установленным нормативным документам
Регулярный менеджмент, централизация, стандартизация и унификация
Культура правил и порядка
Оранжевый
Стратегическое проектирование
Регулярный, проектный и стратегический менеджмент, частичная децентрализация
Культура достижений
Зеленый
Следование ценностям и миссии
Коллегиальное управление, матричная структура управления, фасилитация, наставничество
Культура согласия
Желтый
Максимальная самоорганизация (высший уровень самоорганизации)
Самоуправляемая и самоорганизующаяся система управления
Культура творчества или самореализации

Бирюзовый и перламутровый уровни не рассматриваются, т.к. в настоящее время они представлены в основном в теории [8,9,10,11].

При применении концепции спиральной динамики в управлении бизнес-процессами можно выделить следующие основные этапы или алгоритм:

1. Диагностика предприятия: исследование его специфики и направлений деятельности, анализ внутренней и внешней среды.

2. Определение соответствующего доминирующего уровня для каждого бизнес-процесса, общего доминирующего уровня предприятия и уровней сотрудников предприятия путем анкетирования, интервью, наблюдения и др. способов.

3. Проведение структуризации бизнес-процессов предприятия на основе их универсальной расширенной многокритериальной классификации.

На основе обобщения различных подходов к идентификации бизнес-процессов и с учетом концепции спиральной динамики авторами настоящей статьи была разработана универсальная расширенная многокритериальная классификация бизнес-процессов на предприятиях.

Целью классификации бизнес-процессов является их группирование по выделенным определенным признакам для глубокого изучения деятельности предприятия с целью повышения эффективности управления им.

На основе разработанной универсальной расширенной многокритериальной классификации бизнес-процессов на предприятиях автором была произведена структуризация бизнес-процессов с учетом концепции спиральной динамики на конкретном предприятии. Структуризация бизнес-процессов позволяет выявить наиболее значимые бизнес-процессы в рамках применения концепции спиральной динамики на предприятии.

4. Формулирование общих текущих ценностных установок и культуры предприятия на основе проведенного анализа первых трех этапов.

5. Определение степени выполнения условий для изменения цМема, ступени на пути перехода от одного цМема к другому с целью разработки дальнейших изменений.

6. Определение целей бизнеса на основе проведенного анализа пятого этапа: вариаций степени изменения цМема.

7. Определение необходимых инструментов управления для усиления определенного доминирующего уровня в бизнес-процессах и общего доминирования уровня на предприятии.

8. Сопоставление фактических уровней сотрудников, задействованных в деятельности бизнес-процессов и уровней этих бизнес-процессов.

9. Оценка функционирования системы цМемов на предприятии: подведение итогов, а также разработка дальнейших рекомендаций по внесению изменений, преобразований и обновлений.

Данные этапы представляют собой методику применения концепции спиральной динамики в управлении бизнес-процессами. Методика была применена в деятельности ООО «СВЕТОГРАД», сферой деятельности которого является производство, а также оптовая и розничная продажа электрических ламп и осветительного оборудования собственного производства, а также прямых продаж продукции от ведущих российских заводов производителей. А также ряде других предприятий светотехнической отрасли - партнеров ООО «СВЕТОГРАД».

В ООО «СВЕТОГРАД» были выделены бизнес-процессы верхнего и среднего уровня иерархии. Бизнес-процессы верхнего уровня включают в себя бизнес-процессы среднего уровня. Бизнес-процессами верхнего уровня являются производство, управление маркетингом, административно-хозяйственное обеспечение, юридическое обеспечение, IT обеспечение, управление персоналом, финансово-экономическое управление, корпоративное управление.

Также были выделены четыре основные цепочки деятельности предприятия, включенные в бизнес-процессы:

- цепочка последовательности основных этапов по выполнению индивидуального заказа клиента данного предприятия;

- цепочка последовательности основных этапов по производству типовой продукции на склад и ее последующей продаже;

- цепочка последовательности основных этапов при перепродаже продукции;

- цепочка последовательности основных этапов по созданию (разработке, проектированию) и выпуску новой продукции.

Выделение всех бизнес-процессов в ООО «СВЕТОГРАД» позволило руководству лучше понять функционирование предприятия, увидеть его слабые места для последующей оптимизации с целью повышения эффективности деятельности предприятия в целом.

На предприятии в соответствии с признаками проявления и по итогам проведенного опроса в основном был выявлен синий доминирующий уровень с несбалансированным проявлением. Признаком несбалансированного проявления служит выявленная чрезмерная бюрократия на предприятии, а также правила, созданные на всякий случай из рисков, которые мешают быстрому внедрению инноваций, проектов и т.д.

С целью количественного измерения развития уровней концепции спиральной динамики были использованы коэффициенты ранговой корреляции Спирмена, Кендалла и коэффициент конкордации.

При проведении структуризации бизнес-процессов с учетом концепции спиральной динамики на предприятии были выявлены наиболее значимые бизнес-процессы, составляющие группу бизнес-процессов управления и развития.

В ООО «СВЕТОГРАД» был апробирован авторский алгоритм определения возможной степени изменения цМема в бизнес-процессе и вероятной фазы перехода между уровнями при сравнении уровней и состояний лидера и коллектива.

На предприятии на первоначальном этапе были выбраны следующие вариации изменений: «Расширение, уточнение и совершенствование текущей системы цМемов с целью горизонтального развития» для устранения несбалансированного проявления синего уровня в бизнес-процессах, а далее «Растяжка вверх (перемещение вверх)», предполагающая нахождение на текущем синем уровне, но усиление следующего вышестоящего оранжевого цМема в бизнес-процессах. Оранжевый уровень предполагает присутствие в деятельности предприятия основных его признаков, таких как системы стратегического управления, системы контроллинга, системы управления проектами, материального вознаграждения для усиления конкуренции с целью повышения производительности труда и личностного роста, разработки новых бизнес-направлений, системы принятия рисков, систематического исследования рынков, потребителей и конкурентов и т.д.

Далее с целью оценки эффективности внесенных изменений через три года после внедрения изменений методика применения концепции спиральной динамики была реализована в том же порядке.

По результатам проведенного повторного анкетирования сотрудников на предмет выявления их уровней на предприятии большинство сотрудников находится на доминирующем оранжевом уровне.

Таким образом, произошел переход с синего доминирующего уровня на оранжевый доминирующий уровень. И это несмотря на то, что на первоначальном этапе была реализована вариация изменения растяжка вверх (перемещение вверх), предполагающая нахождение в положении текущего цМема, но присутствие элементов некоторых вышестоящих сложных цМемов. Но в соответствии с признаками проявления, т.к. при использовании вариации степени изменения «Растяжка вверх» большинство бизнес-процессов оставалось на доминирующем синим уровне можно сделать вывод, что доминирующим уровнем оставался синий со сбалансированным проявлением.

По результатам проведенной повторной структуризации бизнес-процессов с учетом концепции спиральной динамики на ООО «СВЕТОГРАД» изменились некоторые ее показатели. На предприятии также были выявлены наиболее значимые бизнес-процессы, составляющие группу бизнес-процессов управления и развития. Но иерархия бизнес-процессов по значимости изменилась.

Следующим этапом по развитию предприятия является усиление и сохранение общего для предприятия доминирующего оранжевого уровня со сбалансированным проявлением. Для этого необходимо использование степени вариации изменения «Сдвиг вверх», которая предполагает еще более сильное усиление оранжевого цМема в бизнес-процессах. А переход к доминирующему зеленому и далее вышестоящим уровням для данного предприятия при данных условиях нецелесообразен, оранжевый уровень в настоящий момент является наиболее оптимальным.

Таким образом, на данный момент в деятельности предприятия присутствуют элементы различных уровней концепции спиральной динамики, целенаправленно усиленные в бизнес-процессах и присутствует общий доминирующий уровень всего предприятия.

Применение концепции спиральной динамики способствовало совершенствованию управленческой системы предприятия: стратегии, системы коммуникаций, принятия решений, мотивации персонала и т.д.

Для оценки произошедших изменений в ООО «СВЕТОГРАД» был использован функционально-стоимостной анализ до и после внедрения изменений.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) был применен в качестве метода экономического исследования бизнес-процессов и составляющих их бизнес-функций, направленного на поиск путей их совершенствования. Цель функционально-стоимостного анализа заключается в обеспечении правильного распределения средств, выделяемых на осуществление функций в бизнес-процессах. Функционально-стоимостной анализ применяется как методология непрерывного совершенствования производственных технологий, продукции, услуг, организационных структур [13,16].

Необходимая процедура при проведении функционально-стоимостного анализа – это выделение функций. Конкретные затраты образуются при выполнении конкретных функций. Функционально-структурная модель, созданная в процессе данного анализа, включает выделенные главные, основные и вспомогательные функции бизнес-процессов, а также затраты по каждой выделенной функции и время ее выполнения. В затраты, обусловленные выполнением каждой выделенной функции, включаются оплата труда специалистов и другие затраты предприятия, рассчитанные в соответствии со временем выполнения данной функции.

Оценка значимости функций с позиции производителя осуществлялась экспертами-сотрудниками предприятия.

Оптимальным является состояние, когда относительная значимость каждой функции и относительные величины затрат на их выполнение совпадают [3]. Превышение значимости над затратами определяется как положительный фактор. Превышение же затрат над значимостью свидетельствует об излишних издержках, которые по возможности необходимо сокращать [3]. В соответствии с теорией функционально-стоимостного анализа все затраты следует разделять на функционально необходимые и излишние [17].

Анализ данных позволил выявить диспропорции между значимостью основных и вспомогательных функций и затратами на их реализацию во всех бизнес-процессах.

В бизнес-процессе верхнего уровня «Производство» небольшое превышение затрат над значимостью наблюдается в основной функции «Производство продукции» бизнес-процессов среднего уровня, входящих в данный бизнес-процесс верхнего уровня. Касательно выполнения вспомогательной функции «Исполнение графика производства», где непосредственно осуществляется само производство, общее превышение по функции наблюдается только при производстве продукции по индивидуальному заказу, а при производстве типичной продукции для хранения на складе - превышения нет. Это связано с тем, что производство индивидуального заказа по материальным и временным затратам менее выгодно. Чем больше партия продукции, тем более выгодно производство. Но если рассматривать данную функцию еще белее детально, также разбив ее на более мелкие основные и вспомогательные функции, можно обнаружить небольшое превышение затрат над значимостью по некоторым пунктам, связанным со сборкой изделия и осуществлением заготовок.

По остальным функциям бизнес-процесса верхнего уровня «Производство» наблюдается небольшое превышение затрат над значимостью в основных функциях: «Разработка стратегии снабжения и производства», «Планирование процедур по обслуживанию производственных проектов», «Управление и осуществление обслуживанием объектов», «Утилизация активов», «Выбор поставщиков и разработка / сопровождение контрактов», «Планирование и управление входящим потоком материалов, комплектующих, готовой продукции», «Хранение материалов, комплектующих, готовой продукции» и функции доставки материалов, комплектующих, готовой продукции.

В бизнес-процессе верхнего уровня «Управление маркетингом» небольшое отклонение наблюдается в основных функциях «Разработка маркетинговой стратегии», «Разработка и управление маркетинговыми планами», «Разработка стратегии продаж», «Разработка и управление планами продаж», «Оценка качества работы службы сервисного обслуживания и удовлетворенности клиентов».

В бизнес-процессе верхнего уровня «IT обеспечение» небольшое несоответствие прослеживается в основных функциях: «Управление использованием информационных технологий», «Развитие и управление взаимоотношениями с потребителями информационных технологий», «Разработка и сопровождение IT-решений».

В бизнес-процессе верхнего уровня «Финансово-экономическое управление» небольшой дисбаланс наблюдается в основных функциях: «Управление казначейскими операциями» и «Осуществление учета и подготовка отчетов».

В бизнес-процессе верхнего уровня «Управление персоналом» небольшое несоответствие присутствует в основных функциях: «Разработка и управление стратегией, планами и правилами управления человеческими ресурсами», «Развитие и поддержка сотрудников», «Поощрение и удержание сотрудников», «Управление охраной окружающей среды и охраной труда».

В бизнес-процессе верхнего уровня «Юридическое обеспечение» небольшое превышение отмечается в основной функции «Обеспечение контроля законности деятельности».

В бизнес-процессе верхнего уровня «Корпоративное управление» небольшое расхождение прослеживается в основных функциях: «Разработка стратегии предприятия», «Генерация идей для новых продуктов или услуг», «Разработка продуктов и услуг», «Управление бизнес-процессами», «Управление изменениями», «Управление несоответствиями», «Внедрение и поддержка системы управления качеством на предприятии», «Утилизация активов», «Управление рисками», «Управление комплаенсом», «Управление пиар-программой», «Разработка и управление компетенцией по управлению корпоративными знаниями».

Небольшие отклонения по бизнес-процессам наблюдаются как до внесения изменений, так и после. Значимость функций до и после внесения изменений не пересматривалась, но произошел рост затрат, связанных с ростом цен и увеличением заработной платы сотрудникам. Выполнение ряда функций было пересмотрено в рамках применения концепции спиральной динамики на предприятии. Было осуществлено устранение несбалансированного проявления синего уровня и усиление оранжевого уровня по некоторым функциям, в результате чего произошло снижение нормативного времени выполнения данных функций и соответственно время выполнения бизнес-процессов в целом. Расчет затрат и времени выполнения бизнес-процессов верхнего уровня ООО «СВЕТОГРАД» до внедрения полномасштабных изменений (2021 г.) и после внесения всех изменений (2024 г.) приведен в таблице 2.

Следовательно, эффект от внедренных изменений на предприятии при устранении факторов роста цены и заработной платы по всем бизнес-процессам верхнего уровня в рамках одного цикла их выполнения составляет более 350 тыс. руб. (см. табл. 2).

Табл. 2 Расчет затрат и времени выполнения бизнес-процессов верхнего уровня ООО «СВЕТОГРАД» до и после внесения изменений

Бизнес-процессы
2021 (время выполнения, ч.)
2024 (время выполнения, ч.)
Разница между 2024 г. и 2021 г., ч.
2021 (затраты, руб.)
2024 (затраты, руб.)
Разница в затратах в 2024 г. и 2021 г., руб. (с учетом фактора роста цен и зар. платы)
Разница в затратах в 2024 г. и 2021 г., руб. (без учета фактора роста цен и зар. платы)
Производство (12 бизнес-процессов среднего уровня)
3029,14
2974,64
-54,50
941954,37
1577903,90
635949,53
23215,00
Управление маркетингом (5 бизнес-процессов среднего уровня)
1708,00
1482,00
-226,00
666120,00
741000,00
74880,00
88140,00
Административно-хозяйственное обеспечение (3 бизнес-процесса среднего уровня)
28,00
28,00
0,00
3960,00
5000,00
1040,00
0,00
Юридическое обеспечение:
128,00
128,00
0,00
49920,00
64000,00
14080,00
0,00
IT обеспечение:
390,00
362,00
-28,00
304200,00
362000,00
57800,00
21840,00
Управление персоналом (3 бизнес-процесса среднего уровня)
310,00
282,00
-28,00
91500,00
106800,00
15300,00
8680,00
Финансово-экономическое управление (2 бизнес-процесса среднего уровня)
551,00
507,00
-44,00
214890,00
253500,00
38610,00
17160,00
Корпоративное управление (5 бизнес-процессов среднего уровня)
1988,00
1712,00
-276,00
1494839,84
1647999,80
153159,96
209080,00
Итого
8132,14
7475,64
-656,50
3767384,21
4758203,70
990819,49
368115,00
Заключение

Таким образом, применение разработанного алгоритма управления бизнес-процессами на производственном предприятии с учетом авторского инструментария с использованием концепции спиральной динамики и его оценки с помощью функционально-стоимостного анализа, позволяет увеличить эффективность деятельности бизнес-процессов и предприятия в целом.

Применение концепции спиральной динамики для предприятий представляется достаточно эффективным, в основном за счет эффективного согласования действий большого числа сотрудников, как структурных подразделений предприятия, так и ее управленческих органов. А также концепция спиральной динамики довольно полно объясняет действия предприятий и их структурных подразделений, а также полученные реакции на ее действия, как во внешней, так и во внутренней среде [7].


Страница обновлена: 15.01.2025 в 12:43:21