Проблемные вопросы управления устойчивым развитием современных компаний

Александрова А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Александрова А.В. Проблемные вопросы управления устойчивым развитием современных компаний // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 89-93.

Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к измерению показателей экологической, экономической и социальной результативности компаний. Предлагается применение контроллинга для решения проблем управления устойчивым развитием.

Ключевые слова: управление предприятием, контроллинг, социальная ответственность, устойчивое развитие, стейкхолдеры, стратегия организации, индикаторы результативности



Доверие стейкхолдеров становится одним из ключевых активов компаний, заинтересованных в росте и устойчивом развитии, и результатом реализации ответственной деловой практики. Социальная ответственность бизнеса, соблюдение этических норм, воздействие на окружающую среду способны оказывать такое же влияние на деловую репутацию и стоимость бизнеса, как и стандартные показатели экономического роста.

С каждым годом все большее число компаний выстраивает свою стратегию в соответствии со следующими принципами:

– производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги для удовлетворения потребностей целевой аудитории на высоком качественном уровне, постоянно проводить совершенствование производственно-технологического комплекса;

– создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

– заботиться о повышении профессионального и образовательного уровня сотрудников, создавать условия, способствующие их творческой самореализации;

– обеспечивать экологическую безопасность, снижать загрязнение окружающей среды при осуществлении производственных процессов;

– использовать технологии производства, ориентированные на экономное использование природных ресурсов;

– участвовать в решении социальных и экологических проблем;

– работать над укреплением деловой репутации и имиджа организации.

Корпоративная социальная отчетность

Инструментом информирования, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности, является корпоративная социальная отчетность.

Данные компаний, представленные в отчетности, учитываются при составлении кредитных рейтингов крупнейшими мировыми агентствами: Standard & Poor’s, Fitch, Moody’s.

Индекс устойчивого развития ДоуДжонса (Dow Jones Sustainability Index – DJSI) использует принцип определения лучших в своей отрасли компаний.

Так, по состоянию на 21 сентября 2009 г. лидером в химической промышленности являлась компания Akzo Nobel, а в пищевой индустрии – корпорация Coca-Cola [1]. Индексы ежегодно пересматриваются на основе комплексной оценки экономических и социальных основ устойчивого развития организации.

Одобрение общественности результатов социальных инициатив компании выражается в присуждении разнообразных наград, учрежденных общественными организациями, что способствует повышению имиджа и деловой репутации.

На сегодняшний день в мировой практике выработана система понятий, унифицированных терминов и показателей, которые позволяют формировать отчетность, удовлетворяющую критериям достоверности, сопоставимости, сбалансированности и, понятную для широкого круга заинтересованных сторон.

Индикаторы результативности устойчивого развития

Руководство глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Guidelines of Global Reporting Initiative – GRI) – один из наиболее признанных и используемых международных стандартов. Он ориентирован на результат, который определяется по показателям экономической, экологической и социальной результативности.

В 2008 году более 1500 крупнейших компаний мира информировали в данном формате свои целевые аудитории и общественность [2]. Представленные ими отчеты по устойчивому развитию системно отражали достижения и проблемы, базируясь на показателях результативности.

Индикаторы результативности, предусмотренные методологией отчетности GRI, группируются в три подраздела, соответствующие экономической, экологической и социальной составляющим устойчивого развития. Среди индикаторов также выделяются основные и дополнительные. Первые представляют интерес для большинства заинтересованных сторон. Дополнительные индикаторы отражают формирующие подходы, которые могут быть существенными для некоторых организаций.

В таблицу (см. ниже) автором сведены количество и сферы распределения показателей результативности в соответствии со стандартом GRI 2006 г.

Таблица

Индикаторы результативности устойчивого развития

Индикаторы результативностиОбщее числоСтатус индикатора
основнойдополнительный
Экономические972
Экологические301713
Социальные402416

Индикаторы экономической результативности подразделяются по трем аспектам: экономическая результативность, присутствие на рынке, косвенные экономические воздействия.

Индикаторы экологической результативности подразделяются по таким аспектам, как материалы, энергия, вода, биоразнообразие, выбросы и отходы, продукция и услуги, соответствие нормативным требованиям, транспорт, общее.

Индикаторы социальной результативности отражают ключевые аспекты, связанные с подходами к организации труда, правами человека, обществом в целом, ответственностью за продукцию.

В соответствии с международной практикой использование базовых индикаторов является добровольным. Не исключается возможность применения компаниями более широкой системы показателей, дополняющих национальные или отраслевые особенности компании. Методика расчета значительного числа показателей носит рекомендательный характер.

Корпоративная ответственность и устойчивое развитие

Корпоративная деятельность, активно влияющая на процессы общественного развития, должна быть результативной и для самих компаний, усиливать их конкурентные преимущества, укреплять потенциал развития.

Для успешного управления устойчивым развитием менеджменту компаний необходимо четко распределять ответственность, разрабатывать эффективные системы мониторинга и оценки показателей экологической, экономической и социальной результативности.

В 2007 году консалтинговая компания Ernst & Young проводила интервью с представителями 31 компании, на тему «Управление корпоративной ответственностью». Из проведенного опроса следует, что предприятия применяют различные внутренние и внешние инструменты для мониторинга достижений в области управления вопросами корпоративной ответственности. Большинство организаций используют преимущественно внутренние ключевые показатели эффективности, при этом более половины (58%) также прибегают к услугам рейтинговых агентств, а треть – к услугам внешних аудиторов [3].

Основными барьерами на пути устойчивого развития своей компании участники опроса, проведенного в 2008 году агентством The Economist Intelligence Unit, назвали:

– риск того, что деятельность в области устойчивого развития увеличит расходы по сравнению с конкурентами;

– сложность включения социальных и экологических мер в корпоративную стратегию;

– сложность в разработке соответствующих механизмов оценки и контроля;

– недостаток инструментов мониторинга и реализации в соответствии с политикой компании по социальной ответственности и защите окружающей среды.

Те же респонденты в качестве приоритета развития своей компании в ближайшие три года выделили:

– улучшение корпоративного управления;

– повышение энергоэффективности деятельности компании;

– разработку новых продуктов и технологий для решения или предотвращения социальных и экологических проблем [3].

Механизм контроллинга и управление устойчивым развитием

Проведенный автором анализ свидетельствует о том, что при имеющихся пробелах в вопросах методологии управления устойчивым развитием компании сохраняется высокая потребность в реализации принципов социально ответственного ведения бизнеса, обусловленная требованиями стейк-холдеров. Предлагается применение контроллинга для решения проблем управления устойчивым развитием.

На рис. (см. на с. 92) схематично представлен механизм контроллинга в управлении устойчивым развитием компании.

Рис. Механизм контроллинга в управлении устойчивым развитием компании

Миссия контроллинга формулируется как информационная и методическая поддержка менеджмента в принятии управленческих решений [4.]. Развитие теории и практики контроллинга приводит к активному расширению сфер его приложения. Достаточно проработанными являются вопросы контроллинга экономических результатов, активно развивается экоконтроллинг, контроллинг персонала и др. Возможно, именно объединившись на платформе устойчивого развития, отдельные виды контроллинга способствуют повышению экологической, экономической и социальной результативности современных компаний.


Источники:

1. Dow Jones Sustainability World Index. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sustainability-index.com.
2. Global CSR Resources. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.corporateregister.com.
3. Российский союз промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rspp.ru.
4. Фалько С.Г, Иванова Н.Ю. Миссия контроллинга и проблемы классификации его объектов // Контроллинг. – 2010. – № 1. – С. 36–42.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:34:27