Проблемные вопросы противодействия легализации доходов от наркобизнеса как элемента экономической безопасности

Пахарев А.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Пахарев А.В. Проблемные вопросы противодействия легализации доходов от наркобизнеса как элемента экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110536.

Аннотация:
В статье рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности государства в контексте правоохранительной деятельности. Особое внимание уделено проблематике профилактики, выявления, расследования, обретения доказательной базы по преступлениям, совершенным с помощью информационно-телекоммуникационным технологиям в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их перкурсоров, в частности легализации доходов, полученных при совершении предикатных преступлений в рассматриваемой сфере. Приведение некоторых статистических данных по рассматриваемой теме и их анализ. Рассмотрен общий механизм работы «луковичного» сервиса Darknet, используемый, как правило, для осуществления незаконного оборота наркотиков и получения в результате противоправной деятельности преступного дохода. Также были определены некоторые проблемные вопросы, сформулированы предложения по разработке законодательной базы, методик и механизмов их реализации в условиях меняющейся экономической модели. Статья предназначена для специалистов в области экономической безопасности в правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, наркотические средства, информационно-телекоммуникационные технологии, легализация, виртуальные активы, сайты, защита, Darknet, ограничение, блокировка

JEL-классификация: O17, F52, K14



Введение

В современных условиях, когда происходит объективное изменение не только настоящей мировой экономической модели, но и всего мироустройства в целом, особенно важно помнить, что экономика – это комплексная, общественная наука, которую невозможно рассматривать отдельно от проходящих общественных процессов. В связи с происходящими новыми объективными вызовами мирового масштаба (торговая война США и Китая, коронавирусная пандемия, нефтяные «войны», развал и новое соглашение ОПЕК+ с резким сокращением объемов добычи и отрицательными котировками, редкостная нестабильность фондового рынка и т.д.) весь мир строит различные догадки в вариантах развития ситуации, и в частности экономики. Либеральная конструкция (базовая идеологическая парадигма), закрепленная на Бреттон-Вудской, Ялтинской и Ямайской конференциях, давно уже исчерпала себя полностью и безвозвратно (Им. Валлерстайн [23, с. 256] (Wallerstein, 2003, p. 256), Дж. Стиглиц [24, с. 49] (Stiglitz, 2016, p. 49), Б.Ф. Ключников [7, с. 111] (Klyuchnikov, 2005, p. 111), С.Ю. Глазьев [5, с. 35] (Glazyev, 2016, p. 35), М.Л. Хазин [8, с. 5] (Khazin, 2020, p. 5) и др.). Появляются различные варианты развития событий, от маргинальных (полный развал мира или всеобщее чипирование с тотальным цифровым контролем) до вполне разумных (об образовании региональных объединений стран с большей государственной централизацией и т.д.). Нагнетание СМИ тревожными ожиданиями вызывает у населения острую потребность в безопасности.

И если помощь государства должна основываться на балансе потребностей и возможностей экономики, то экономическая безопасность является объективной необходимостью. Как элемент экономической безопасности, «являющийся комплексным понятием» [6, с. 6] (Goncharenko, 2019, р. 6), правоохранительная деятельность является мощным механизмом не только борьбы с такими явлениями, как незаконная банковская деятельность, отмывание (легализация), коррупция, вывод денежных средств за рубеж, промышленный шпионаж и т.д., но и их профилактикой.

Целью статьи является определение основных направлений обеспечения экономической безопасности государства, входящих в сферу правоохранительной деятельности и регулируемых уголовным законодательством, выявление ключевых проблемных вопросов, создающих сложности в профилактике, выявлении и расследовании преступлений, в частности противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров (далее – НОН НС и ПВ). Сложность достижения указанных целей обусловлена еще и тем, что увеличение разнообразия криминалистических характеристик преступлений данного рода прямо пропорционально динамичному развитию IT-сферы, что дает правонарушителям с каждым днем все больше возможностей для совершения преступлений, несущих прямую угрозу экономической безопасности страны. В связи с этим формулирование проблемных вопросов в обеспечении экономической безопасности как в нормативно-правовой базе, так и в ее практическом (процессуальном) применении, с которыми сталкиваются правоприменители, статистический анализ в динамике, информационно-технические особенности, позволяющие закрепить доказательную базу – сводят в данной работе как обозначенную проблематику, так и некоторые предложения по ее решению.

Системный анализ современной правоприменительной практики, а также проблемы, с которыми сталкиваются правозащитники, актуальные IT-возможности и особенности выявляют необходимость разработки методологически выведенного алгоритма по профилактике, выявлению и расследованию преступлений, связанных с отмыванием денег посредством IT-сферы и подрывающих экономическую безопасность. В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база для противодействия легализации доходов, полученных в результате НОН, однако очевидна острая потребность в решении ряда актуальных и острых вопросов, что позволит правоохранителям максимально поднять результативность в борьбе с финансово-экономической основой наркобизнеса и иными направлениями теневой экономики, обеспечивая и экономическую безопасность государства.

Таким образом, необходимо использовать комплекс методов, позволяющий методически и системно подойти к выявлению проблемных аспектов экономической безопасности, удаление которых позволит повысить качество борьбы с легализацией, являющейся неотъемлемой частью незаконного оборота наркотиков как составной части теневой экономики:

1. Анализ современной международной и российской нормативно-правовой базы в области противодействия НОН и легализации доходов как элемента экономической безопасности.

1.1. Выявление актуальной проблематики в сфере противодействия наркотизации (разнородность или неактуальность понятийного аппарата, дублирующих или избыточных правовых норм, потребность в унификации или кодификации антинаркотического законодательства и т.д.).

1.2. Выявление проблематики в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем с помощью IT-технологий (потребность в коррекции терминов и (или) формулировании новых, а также в правовом определении новых элементов, наличие согласованности российских и международных нормативно-правовых актов и их способность к эффективному правоприменению и т.д.).

2. Анализ результатов работы правоохранительных органов по противодействию легализации доходов, полученных от НОН посредством IT-сферы, проблемы в выявлении, расследовании преступлений, формировании доказательной базы, техническом сопровождении и т.д.

3. Проблемные вопросы рассмотрения в судах дел по легализации доходов, полученных преступным путем, единство позиций с прокуратурой, судами и иными органами исполнительной власти, являющимися субъектами противодействия данной части теневой экономики и обеспечения экономической безопасности.

Несмотря на сложность вопроса экономической безопасности, обусловленной не только большим количеством и разнообразием ее составляющих, но и глубокой взаимосвязью с другими сферами (политической, социологической, правоохранительной, демографической и т.д.), сжатостью формата, статья имеет не только актуальность и очевидную практическую ценность, но и научную новизну.

Экономика государства, очевидно, должна быть в безопасности и под защитой, невзирая на сложность современной ситуации, соответственно, «вопросы протекционизма как неотъемлемой части экономической безопасности не теряют своей актуальности» [17, с. 211] (Pakharev, Pakharev, Chamov, 2019, p. 221). Одной из целей выявления и попытки решения некоторых проблем экономической безопасности является сохранение максимально прикладного характера научного исследования. На практике в реальном режиме работы зачастую приходится принимать решения без глубоких долгосрочных рассуждений в научных кругах. Более того, несмотря на крайнюю нестабильность и слабую предсказуемость, а также нагнетаемую чрезмерную эмоциональностью, крайне важно понимать, что эмоции «не должны влиять на качество принимаемых решений» [20]. Современная динамика не дает практику времени для глубокого продумывания и обсуждения насущных проблем, решения которых не вписываются в уже устоявшиеся научные школы. В этой связи специалисту крайне важно иметь в работе понятную и ясную методологию. Особенно это актуально в борьбе с преступностью, для сотрудников, стоящих на страже экономической безопасности. Уже давно стало аксиомой высказывание о том, что в борьбе с преступностью правоохранительные органы выступают в роли догоняющих.

Наша экономика «не имеет так называемого собственного воспроизводительного контура» [8 с. 76] (Khazin, 2020, p. 76), соответственно, крайне важно проявлять заботу о защите нашей экономики, одно из важнейших направлений обеспечение экономической безопасности которой – борьба с теневой экономикой. Наибольшую экономическую и социальную опасность представляет собой незаконный оборот наркотиков, торговля оружием и людьми, изготовление фальшивых денег и ценных бумаг, подделка документов, коррупция, изготовление и продажа контрафактной продукции, незаконная обналичка, легализация и вывод денежных средств за рубеж и т.д. Криминальный доход в последнее время требует дополнительных издержек в связи с необходимостью его легализации. Наибольшую маржинальную прибыль последние десятилетия имеет наркобизнес, практически весь находящийся в тени и несущий разные угрозы для государства.

Вполне очевидно, что официальная и теневая экономики используют единые механизмы (ценообразование, конкуренцию, HR, маркетинг и т.д.), а одна из основных проблем – это недополучение налогов в доходную часть консолидированного бюджета. Кроме того, базовые понимания составляющих современной экономической модели – инвестиции и инновации – также подвергаются существенной угрозе при росте теневой экономики. И если инновационная составляющая в том или ином виде присутствует в теневой экономике, то инвестиционная деятельность, как правило, сводится к минимуму и «сильно бьет по официальной экономике, угрожая экономической безопасности» [12, с. 15] (Chedzhoev, 2016, p. 15). Кроме того, наркотизация и борьба с НОН тяжким бременем ложится на бюджет, что имеет непосредственное отношение к экономической безопасности.

Разнородность теневой экономики вызывает острую потребность в глубоком ее изучении и анализе, изучении ее механизмов функционирования, специфики отношений по «отраслям», разработке и внедрении комплекса мер, направленных на решение актуальных прикладных проблем по обеспечению экономической безопасности и противодействию теневой экономики. Сложно посчитать, но лишь объемы вращающихся «полулегальных, четвертьлегальных и совсем нелегальных» долларов к 2015 году составляли порядка 100% к «чистым» [21] (Delyagin, Khazin, 2020). При таких суммах сложно найти большую мотивацию для государства по выводу нелегальной экономики из тени.

Для разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств в 1989 году была учреждена Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, или ФАТФ, членом которой Россия является с 2003 г. Основными задачами ФАТФ [25] являются выработка рекомендаций и стандартов в области борьбы с отмыванием денег, оказание содействия подразделениям финансовой разведки в выявлении случаев злоумышленного использования в преступных целях государственных финансовых систем и обеспечения соблюдения законодательства «в области борьбы с финансовыми правонарушениями, например, легализации» [17, с. 214] (Pakharev, Pakharev, Chamov, 2019, p. 214), преступлениями коррупционной направленности, незаконной банковской деятельностью и т.д. Остановимся и рассмотрим более подробно легализацию денежных средств, которая осуществляется с помощью переводов с одного счета на другой через фирмы-однодневки («помойки»), различные НКО и даже «в том числе и религиозные организации» [18, c. 221] (Pakharev, Kluyev, 2017, p. 221) и, безусловно, несет угрозу экономической безопасности.

Легализация преступных доходов в сфере НОН требует особого внимания, так как эффективность противодействия наркопреступности неразрывно связана с деятельностью по подрыву ее экономических основ. За 2019 год органами внутренних дел выявлено 291 (-18 АППГ, -5,5%) преступлений по фактам легализации доходов в сфере НОН [1, ст.ст. 174, 174.1 УК РФ], что составляет почти 60% от общего количества (489 преступлений рассматриваемого состава). Сумма легализованного имущества и денежных средств от НОН [15] составила 408,1 млн руб. (+7%; АППГ – 381,5 млн руб.)

Кроме того, наряду с ростом количества нарколабораторий, по некоторым наркотикам отмечается их укрупнение даже до производственных масштабов [13, с. 2]. Продукция поставляется для их дальнейшего распространения в крупные межрегиональные интернет-магазины. Стоит особо отметить, что количество выявленных мест производства НС и ПВ «на протяжении последних лет неуклонно растет (с 2014 года более чем в 6 раз)» [16], в 2019 г. было выявлено 305 преступлений (2018 г. – 204; 2017 г. – 165), «связанных с незаконным производством НС и ПВ (подпольных лабораторий)» [16]. Самым распространенным способом приобретения наркотиков остается их покупка на платформе Gydra. В 2019 г. количество преступлений в сфере НОН, совершенных с использованием IT-технологий, составило 13,2% от общего числа преступлений в сфере НОН, а за 4 месяца 2020 года отмечается «рост на 62,7% преступлений сбытового состава» [13, с. 3].

Мировая цифровизация повышает компьютерную грамотность, в связи с чем фиксируется значительных рост преступлений, совершенных с использованием IT-технологий с отказом от фиатных денежных средств, и переходит в виртуальное пространство, где вполне успешно отмываются денежные средства, полученные преступным путем, используя различные финансово-экономические структуры, и легальные, и альтернативные, которые в большинстве стран зачастую никак не регулируются, что «создает угрозу экономической безопасности» [19, с. 240] (Pakharev, 2019, p. 240).

Использование преступниками информационных технологий в сфере НОН совершенствует криминальные способы и доходность наркоиндустрии, что требует максимально быстрого перестроения на ведение оперативно-розыскной деятельности в виртуальном пространстве. Эта ситуация повышает роль подразделений финансовой разведки, специальных технических мероприятий, агентурной сети, Интерпола, Европола, ФАТФ и т.д.

В настоящее время криминальный финансовый инструментарий состоит из разнообразных финансовых инструментов, с помощью которых осуществляются операции. Принципиально важно понимать функциональные характеристики платежных инструментов, что поможет определить их роль в схеме отмывания и выработать конкретных подход к фиксации незаконных финансовых операций для целей формирования доказательной базы.

Эффективность работы по ее формированию зависит от уровня взаимодействия подразделений, качества проведения оперативно-технических мероприятий, экономических исследований и использования иного потенциала, имеющегося в распоряжения правоохранителей. Соответственно, остро стоит вопрос о компетентности сотрудников подразделения или выделении одного подразделения с направлением деятельности подобного характера, а также соответствующего технического оснащения.

Финансовые операции в структуре сетевого сбыта НС построены, как правило, на услугах операторов международных электронных платежных систем, а также альтернативных финансовых сервисов, включая электронные биржи криптовалют, маскирующие реальные IP-адреса программами-анонимайзерами. Это представляет ряд технических и юридических проблем.

Оперативный сотрудник обязан в кратчайшие сроки принять меры к установлению регистрационных данных владельца, получению данных о способах управления денежными средствами и детализации их движения. Полученные сведения крайне важны для планирования и проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, позволят более качественно «закрепиться» в доказательной базе.

В докладе экспертной рабочей группы Парижского пакта при координации УНП ООН, «проведенной в Вене в 2014 году» [22], справедливо отмечено, что финансовые следы дают самые высокие шансы для изобличения и получения доказательств в отношении наиболее серьезных преступлений и пресечения самых значительных угроз в антинаркотической сфере, несмотря на безграничность информации в интернете. Виртуальные следы остаются как в индексируемой части сети Интернет, так и в «глубинной» сети, куда существуют различные способы доступа. Можно свободно войти с обычного браузера в «глубинную» сеть Deepweb, но в Darknet получится войти только с помощью специального программного обеспечения или анонимного браузера, например TOR, или с помощью программы-анонимайзера, обеспечивающей относительное скрытие IP-адреса и его местонахождения. Примечательно, что, по утверждению TOR Metrics, «Россия занимает второе место по использованию Darknet» [10, с. 75].

Организаторы преступной деятельности при помощи интернета используют систему нескольких VPN-каналов, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях либо в США, Канаде, Европе и т.д., в сочетании с TOR-браузером. В связи с маскировкой трафика, позволяющего даже обойти блокировку ресурсов, при работе с луковичной маршрутизацией соединение может идти на произвольный адрес IP или произвольный порт, так называемые ноды (узлы), что практически исключает возможность отследить соединения, которые тем не менее оставляют свои метки (следы). Соединение точки А с точкой В проходит через три рандомных узла, выбранных, как считается, случайно, однако выбор тяготеет к максимально мощному узлу. Шифрование трафика и высокая скорость позволяют использовать интернет-ресурсы в полном объеме, подрывая экономическую безопасность страны.

Средства поисковых сервисов в России исследуют сети, обнаруживают противоправную деятельность интернет-магазинов, направляют электронным сообщением эти материалы в Роскомнадзор и на уровне провайдеров блокируют эти ресурсы. В России законодательно запрещено использование анонимайзеров, VPN-сервисов, встроенных сервисов браузеров и обязательна блокировка доступа к запрещенным на территории России интернет-ресурсам [2, ст. 9]. С 05.05.2019 в России вступили в силу «новые правила идентификации в мессенджерах, а именно по абонентскому номеру» [2, п. 20 ст. 14.1].

Фактическим монополистом в сфере сетевого сбыта наркотиков бесконтактным способом посредством IT-сферы на территории стран СНГ и Восточной Европы является платформа HYDRA, основанная в 2015 году. Достаточно $400 для того, чтобы открыть магазин на площадке HYDRA, где вполне современный принцип интернет-торговли, минимизирующий риски покупателей и продавцов. На площадке HYDRA в качестве основного платежного средства выступает Bitcoin, там же присутствует встроенный обменник, позволяющий через сайт осуществлять конвертацию криптовалюты. Существуют как минимум два типа bitcoin-кошельков: аппаратный и онлайн-кошелек, каждый из которых имеет свои преимущества. По цепочке блокчейна можно получить достаточную оперативную информацию, позволяющую проследить маршрут транзакции в Сети. Существуют доступные, публичные «сервисы, позволяющие проверить транзакцию bitcoin» [26].

Положительный опыт работы правоохранительных органов по борьбе с криминальной деятельностью в Darknet тем не менее в результате имел разрушение или снос рынков, а не привлечение к уголовной ответственности продавцов, что являет собой малоэффективный способ борьбы с НОН и по обеспечению экономической безопасности государства.

В настоящее время правоохранители в борьбе с НОН сталкиваются с рядом проблемных вопросов в области антинаркотического законодательства, например, ряд правовых пробелов Федерального закона № 3 от 08.01.1998 г. [3] «требуют унификацию и ряд уточнений» [11, с. 20]. Во многих случаях законодательство в сфере борьбы с НОН в IT-сфере, позволяющее противодействовать трудностям, возникающим в связи с развитием IT-технологий, ограничено, тогда как в доступе к телекоммуникациям и данным по транзакциям, необходимым для большинства расследований, особенно важна оперативность. Кроме того, стоит отметить, что существуют некоторые неясности в процессуальных действиях, например в определении цели и задачи в проведении проверки показаний на месте, порядка «оформления изъятия обнаруженных в процессе проверки НС и ПВ» [9, с. 110] (Zemtsova, 2019, p. 110), неоднозначное отношение следственных и судебных органов к порядку изъятия электронных носителей информации и «копированию информации с электронных устройств, участию специалиста» [9 с. 84] (Zemtsova, 2019, p. 84), сложности определения процессуального порядка доступа к сведениям, расположенным на удаленном сервере, при осмотре «электронного носителя электронной информации» [9, с. 50] (Zemtsova, 2019, p. 50) и т.д. Дополнительно ко всему перечисленному необходимо более прозрачно определить объективную сторону преступления, предусмотренную ст. 174.1 УК РФ в связи с участившимися оправданиями в суде распространителей НС и ПВ из-за недостаточности или отсутствия доказательств умысла на легализацию денежных средств, так как многочисленные транзакции или конвертации фиатных и нефиатных денежных средств предикатного преступления нередко считаются лишь способом получения дохода. Данная проблема требует четкой выработки и формулирования алгоритмов деятельности оперативных и следственных подразделений по формированию доказательств именно «умысла на легализацию денежных средств» [14, с. 3]

Интересен философско-юридический аспект наказания преступления по ст. 174, 174.1 УК РФ как некоего акта возмездия со стороны государства или воздействия на человека. Однако если при совершении предиката преступник осознает свою виновность, то в случае с легализацией «принцип Талиона «кровной мести» государства» [4, с. 92] (Boyko, 2013, p. 92) не работает в полной мере. Проработка смысла этого закона возмездия позволит сформулировать единую позицию судов и прокуратур, что даст больший эффект в борьбе с теневой экономикой и укреплении экономической безопасности страны.

Заключение

Подводя итог, можно вполне обоснованно утверждать, что противодействие преступлениям, в частности легализации доходов, полученных преступным путем в сфере НОН, совершенных с помощью IT, неразрывно связано с обеспечением экономической безопасности нашей страны. Противодействие легализации преступных доходов имеет большой потенциал в обеспечении экономической безопасности страны, для чего крайне важно развивать и разрабатывать новые инструменты по выявлению и расследованию таких преступлений.

Для получения максимального результата необходимо сформулировать философско-юридический аспект наказания за преступление; разработать единый для правоохранительных органов и судов алгоритм по выявлению и расследованию легализации, определить ясный и четкий алгоритм и порядок некоторых процессуальных действий при расследовании преступлений, совершенных с помощью информационных технологий; разработать законодательную базу по обеспечению оперативного доступа к получению информации как от банков, так и провайдеров, особенно для получения информации от иностранных провайдеров; обеспечить юридическую базу для обменников нефиатных денежных средств, позволяющих их контролировать; обеспечить необходимыми техническими возможностями по обеспечению противодействия в сфере НОН, совершаемых с помощью информационных технологий, особенно в Darknet и т.д.

Очень важно не просто обозначить эту тему и ввести ее в широкий профессиональный дискурс, но и акцентировать внимание на необходимости обсуждения его встраиваемости (в рамках экономической науки и практической деятельности) уже в недалеком будущем «окончания настоящей мировой экономической модели» [8, с. 144] (Khazin, 2020, p. 144) и перехода на новые, еще не известные модели. Тем более, что государства в современных условиях демонстрируют уникальную особенность перестройки единой концепции либерального мира на идеи национального суверенитета и интересов, прикрывая границы не столько для купирования угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, «в связи с чем резко снизились доходы» [27], сколько для подготовки своих государств к переходу в новые геополитические условия при рисках социальных волнений и реализации задач по обеспечению экономической безопасности.


Источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации : УК : текст с изм. и доп. на 1 авг. 2017 г. : [принят Гос. думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г.]. ст.ст. 174, 174.1 УК РФ — Москва :Эксмо, 2017. — 350 с. — (Актуальное законодательство). — ISBN 978-5-04-004029-2;
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ: принят Гос. Думой 08 июля 2006 г. : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г. : [ред. от 29.07.2017 №276-ФЗ];
3. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ: принят Гос. Думой 10 дек. 1997 г. : одобрен Советом Федерации 24 дек. 1997 г. : [ред. от 18 июля 2009 г.];
4. Бойко А.И. Мировые религии о преступлении и наказании: моногр. / С.В. Бабкина, А.И Бойко, О.А. Мозговой [и др.] ; под ред. А.А. Толкаченко и К.В, Харабет ; – Москва: РИПОЛ классик, 2013. – 608 с. - ISBN 978-5-386-05292-8;
5. Глазьев С.Ю. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. / С.Ю. Глазьев – Москва : Книжный мир, 2016. – 512 с. - ISBN 978-5-8041-0820-6;
6. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л.П. Гончаренко - Москва.: Издательство Юрайт, 2019. – 340 c. - ISBN 978-5-534-06090-4;
7. Ключников Б.Ф. ВТО – дорога в рабство / Б.Ф. Ключников. – Москва : Издательство Эксмо, Издательство Алгоритм, 2005. – 384 с. - ISBN 5-699-10207-8.;
8. Хазин М.Л. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики. / М.Л. Хазин – Москва : Группа компаний «РИПОЛ классик» / «Пальмира», 2020. – 464 с. - ISBN 978-5-386-12785-5;
9. Земцова С.И., Методика расследования незаконного сбыта синтетических наркотических средств, совершенных с использованием интернет-магазинов : учебное пособие / С.И Земцова, О.А. Суров, П.В. Галушин. – 2 изд., перераб. и доп. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019.- 184 с. – ISBN 978-5-7889-0280-7;
10. Особенности трансграничных наркорасчетов и легализации наркодоходов с использованием современных платежных документов: Методические рекомендации для правоохранительных органов по линии противодействия НОН», разработанные Росфинмониторингом и ГУНК МВД России / Разработаны рамках проведенного на площадке 30-го Пленарного заседания ЕАГ (евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), 27-31 мая 2019 года. – Москва, 2019. – 132 с.;
11. Проблемы применения Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»./ Аналитический обзор с предложениями. ФГКОУ «Академия управления МВД России». – Москва – 2019. – 28 с.;
12. Чеджоев Р.Б. Формирование механизма противодействия теневому сектору российской экономики : Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)» / Р.Б. Чеджоев; Санкт-Петербургский государственный экономический университет. – Санкт-Петербург, 2016. – 147 с.;
13. О направлении информации об основных тенденциях оперативной обстановки. / Обзор ГУНК МВД России от 13.05.2020. – Москва. – 2020. – 4 с.;
14. Информационно письмо о практике рассмотрения судами города уголовных дел о преступлениях связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. / Прокуратура Санкт-Петербурга от 30.12.2019 №12-16-2019. – Санкт-Петербург. – 2019. – 26 с.;
15. О результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации : Статистический отчет МВД России №495 за 2019 г. – Москва. – 2020.;
16. Сведения о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, и лицах, их совершивших : Статистический отчет МВД России №171 «1-НОН» с 2014 по 2019 г. – Москва. – 2015-2020;
17. Пахарев А.В., Пахарев П.В., Чамов Р.Б., Информационные технологии как объективная сторона преступлений в сфере НОН // Информационное общество: актуальные проблемы современности: Материалы II Национальной конференции в Петербургском государственном университете путей сообщений Императора Александра I, года от 14 ноября 2019. - Санкт-Петербург, 2019, стр. 211-218; eLIBRARYID:42471997;
18. Пахарев А.В., Клюев С.А., Некоммерческие организации. Конфессиональные аспекты экономической деятельности религиозных организаций. // 21 век: фундаментальная наука и технологии: Материалы XI Международной научно-практической конференции от 23-24 января 2017 г. В 2 томах, т.2. - NorthCharleston, USA – 2017. – С. 202-233. - ISBN: 978-1542776684;
19. Пахарев А.В., Проблемные вопросы в выявлении и раскрытии киберпреступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, как элемента экономической безопасности. // Актуальные проблемы теории и практики оперативнорозыскной деятельности: материалы всероссийской научнопрактической конференции. Санкт-Петербург, 28 ноября 2019 года / сост.: Родичев М.Л., Санкт-Петербург : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. – С. 238-246;
20. Владимир Путин: эмоции не должны влиять на решения / © 2020 Сетевое издание "Вести.Ру". Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК) // Вести24 : [сайт]. — URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2700196&tid=109283. – Дата публикации: 20 декабря 2015 г.;
21. Делягин М., Хазин М. Все сценарии краха и возрождения мировой экономики: Круглый стол во время встречи 22.02.2020 в пресс-центре «Парламентской газеты» с Михаилом Хазиным и Михаилом Делягиным: // Youtube : [видеохостинг]. - URL https://youtu.be/rYymDYETq3M?t=7. – Дата обращения 22 февраля 2020;
22. Организация Объединенных Наций : Офиц. сайт / New York, 2015 - URL: https://www.undocs.org/pdf?symbol=ru/E/CN.7/2015/10 (дата обращения: 28.04.2020);
23. Валлерстайн И. После либерализма=After liberalism / И. Валлерстайн, пер. с англ. М.М. Гурвица, П.М. Кудюкина, П.В. Феденко / под ред. Б.Ю. Кагарлицкого. – Москва : «ЕдиториалУРСС», 2003 г., - 256 с. — ISBN 5-354-00509-4;
24. Stiglitz J.E., Rewriiting the Rules of the American Economy / J.E. Stiglitz - W.W. Norton&Company, Inc., NY,L. Copyright 2016, 237 p., ISBN 978-0-393-25405-1;
25. The Financial Action Task Force : Офиц. Сайт / 2020 - URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/?hf=10&b=0&q=tasks&s=desc(fatf_releasedate) (дата обращения: 28.04.2020);
26. Электронный ресурс blockchain.com : офиц.сайт / 2020 - URL: http://www.blockchain.com/, http:chain.so (дата обращения: 28.04.2020) . — Режим доступа: по подписке.
27. 27. Организация Объединенных Наций : Офиц. сайт / New York, 2020 - URL: https://news.un.org/feed/view/ru/story/2020/05/1378642 (дата обращения: 21.05.2020).

Страница обновлена: 23.06.2020 в 16:06:56