Менеджмент оборонно-промышленного комплекса как основа национальной стратегии промышленного развития

Кохно П.А.1
1 АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере», Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Кохно П.А. Менеджмент оборонно-промышленного комплекса как основа национальной стратегии промышленного развития // Экономика высокотехнологичных производств. – 2022. – Том 3. – № 2. – С. 95-112. – doi: 10.18334/evp.3.2.115239.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49960533
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье показано, что оборонно-промышленный комплекс определяет не только национальную безопасность страны, но и высокотехнологическое развитие промышленности. В умелом управлении (менеджменте) функционированием и развитием ОПК находится прорывной успех всей национальной экономики России, как сегодня, так и завтра как на внутреннем рынке, так и на – международном. Рассмотрены две главные проблемы развития ОПК: импортозамещение и диверсификация, а также проблемные задачи развития микроэлектроники. Разработки в области микроэлектроники давно являются прерогативой оборонных предприятий по всему миру. Отмечена необходимость комплексного рассмотрения эффективности использования инвестиционных средств, направляемых на создание производственных мощностей для выпуска приоритетных образцов военной и гражданской продукции

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, организационная структура, менеджмент, эффективность производства, диверсификация, стратегия развития, инвестиции, конкурентная продукция, экспорт вооружений, мероприятия импортозамещения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одну из главных основ национальной безопасности России составляет экономическая, которая в формате оборонно-промышленного комплекса (ОПК) достигается, прежде всего, слаженной системной работой большого коллектива управленческого состава, инженерно-технических работников и научных сотрудников общей численностью более двух миллионов человек. И это закономерно, так как на долю ОПК приходится более 70% наукоемкой продукции России при участии в процессах по ее созданию около 50% научных сотрудников от общего их числа. Однако при таких показателях создания наукоемкой продукции предприятия ОПК в реальном секторе отечественной экономики производят лишь 6% промышленного производства, что само по себе и неправильно, и недопустимо с точки зрения эффективной инновационной экономики [1–4] (Kokhno, 2019; Kokhno, 2022; Prokopets, Dronov, 2021; Frolov, Trofimov, Klimova, 2020).

Шесть процентов одновременно свидетельствуют и о большом прорывном потенциале ОПК в экономике России XXI века и о неиспользованных возможностях ОПК как системы, что требует гармонизации интересов всех участников процесса производства продукции по государственному оборонному заказу.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в умелом управлении (менеджменте) функционированием и развитием ОПК находится прорывной успех всей национальной экономики России как сегодня, так и завтра, как на внутреннем рынке, так и на международном [5, 6] (Eshtokin, 2021; Melnikov, Esipenko, Alabuzhev, 2020). Поэтому оборонно-промышленный комплекс на фоне многих других отраслей отечественной индустрии развивается весьма успешно. По Госпрограмме вооружения (уже третьей по счету) в войска поступает достаточно современная техника. По экспорту вооружений Россия прочно занимает второе место в мире. Оборонно-промышленный комплекс – это совокупность предприятий и учреждений, которые специализируются на производстве и разработке оборудования и военной техники.

В структуру ОПК входят: научно-исследовательские центры, основная задача которых – теоретические исследования; конструкторские бюро – создают макеты и пробные образцы по представленной документации вышеописанных учреждений; лаборатории и полигоны, которые предназначены для испытаний новых разработок; предприятия, занимающиеся широким производством протестированных и утвержденных образцов.

К числу самых важных стратегически предприятий ОПК необходимо отнести: завод им. М.Л. Миля, специализирующийся на производстве вертолетов, расположенный в Московской области; ПКО «Теплообменник», находится в Нижнем Новгороде; Центральный НИИ точного машиностроения, построен в г. Климовске; НПП «Рубин», функционирует в г. Пензе; НТЦ «Завод Ленинец», расположен в г. Санкт-Петербурге.

Одно из крупнейших предприятий авиастроения – «Авиастар» – расположено в Ульяновске. Объединение занимается строительством пассажирских и военно-транспортных предприятий. На строительстве же боевых самолетов специализируются предприятия корпорации «Иркут», расположенные в Иркутске. Строительство авиазавода в городе началось в 1932 году по распоряжению Наркомата тяжелой промышленности. Новые производственные мощности нужны были, чтобы защитить восточные границы СССР от агрессии Японии. Сегодня на заводе производятся главным образом самолеты конструкторского бюро «Сухой».

Объем российской продукции на мировом рынке вооружений достигает 25%, уступая только США с их 33%. Ежегодно российские предприятия поставляют на мировой рынок техники на 12$ млрд. Российское правительство уделяет большое внимание военно-техническому сотрудничеству с другими странами. При этом схемы такого взаимодействия могут быть очень разными. Например, в большинство африканских государств поставляется техника, которую сопровождают инструкторы, занимающиеся подготовкой местного персонала. В то же время с Китаем и Индией создаются совместные предприятия, в которых специалисты совместно разрабатывают новые образцы вооружений. Также иностранные государства часто приобретают лицензии на производство российской техники.

Как правило, все подобные предприятия и учреждения расположены вдалеке от центральных районов государства. Такие меры необходимы для безопасности простых граждан и сохранения конфиденциальности. Все важные объекты всегда хорошо охраняются, города, в которых они располагаются, даже не значатся на карте. Они не имеют названия и просто нумеруются порядковым номером. Предприятия, входящие в оборонно-промышленный комплекс России, обязательно имеют дублеров, расположенных хаотично в разных районах страны.

Российский ОПК сталкивается сегодня с двумя проблемными задачами: импортозамещением и диверсификацией.

Первая задача – это импортозамещение [7] (Kokhno, Kokhno, 2022). Здесь процесс идет в целом вполне успешно. Основной объем импортозамещения приходится на продукцию, производимую украинскими предприятиями. Там было локализовано производство, например, газотурбинных двигателей для кораблей Военно-морского флота. Мощные турбореактивные силовые установки для больших военно-транспортных самолетов (например, Д-18Т для Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия») тоже производились только на Украине. В этой части главная задача даже не воспроизвести старые советские изделия, а разработать и производить их аналоги сразу на новом технологическом уровне. Что и было сделано и с вертолетными двигателями, и с корабельными газотурбинными двигателями. Постепенно идет также импортозамещение более высокотехнологичных систем, которые до 2014 г. Россия импортировала из Франции (например, тепловизоры для танковых прицелов ночного видения) и других европейских стран, а также Израиля.

Проблема импортозамещения для российской экономики заключается в зависимости технологических линий и комплектующих по разным отраслям промышленности от 70 до 90% [8] (Kokhno, 2012). Ущерб, наносимый санкциями и разрушением экономических связей с Украиной российской экономике и промышленности, вызвал необходимость принятия Россией защитных мер, в первую очередь связанных с импортозамещением продукции, производственного оборудования и технологий, которые ранее на предприятия российской промышленности поступали по импорту.

Основными направлениями импортозамещения стали:

Замена импортера на другого импортера, то есть на другого иностранного поставщика требуемой в Российской Федерации продукции, оборудования или технологии, осуществляющего свою деятельность вне территории Украины или государств, которые ввели санкции против России (здесь можно рассматривать возможности импортозамещения в рамках Таможенного союза, БРИКС и др.). Перенос (или организация) производства такой продукции на территорию Российской Федерации. Повышение уровня локализации на территории России производства продукции с участием зарубежных предприятий.

Импортозамещение, проводимое по направлениям локализации и организации новых производств на территории России, должно, с одной стороны, учитывать финансовые, производственные, временные и другие возможности и ограничения по его осуществлению, и с другой, национальные (в том числе социальные) и международные обязательства Российской Федерации. Это положение (и одновременно противоречие) определяет оптимизацию как основной метод проведения импортозамещения.

Мероприятия импортозамещения в отраслях промышленности, осуществляющих выпуск продукции военного, двойного и гражданского назначения, должны обеспечить необходимый уровень национальной безопасности во всех сферах, и в первую очередь в сферах экономической и промышленной (производственной) безопасности Российской Федерации, а также реализацию национальных интересов и безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации [9] (Kokhno, 2022).

Вторая задача – это диверсификация, то есть наращивание на мощностях оборонных предприятий производства продукции двойного и гражданского назначения [10–12] (Ganus, Krasnikova, 2020; Batkovskiy, Klochkov, 2020; Kokhno, 2018). Это очень сложный процесс, который требует и от самих компаний ОПК, и от государства больших инвестиций и колоссальной организационной и маркетинговой работы. Задачи тут стоят амбициозные – добиться выхода на 30% производства гражданских изделий к 2025 г. и на 50% – к 2030 г. По состоянию на прошлый 2021 год эта доля составила, по заявлению вице-премьера правительства Юрия Борисова, 20,8%. При этом надо понимать, что для одних секторов диверсифицировать производство гораздо проще, чем для других. Например, в авиастроении, вертолетостроении или кораблестроении это сделать легче, а вот разработчикам и производителям ракетного оружия и систем ПВО – гораздо труднее. Тем не менее на МАКС-2019 корпорация «Тактическое ракетное вооружение», например, продемонстрировала целый ряд интереснейших видов гражданской продукции – медицинского оборудования, тренажеров, металлургической продукции.

Отметим специализацию ОПК по выпуску гражданской продукции.

Строительный комплекс: производство бетонных плит, перекрытий и других материалов.

Химическая промышленность: изготовление реагентов, ядовитых веществ, которые, например, можно распылять в воздухе, поражая противника на дальнем расстоянии.

Машиностроительный комплекс (МШК): поставляет ракеты, суда, автомобили, авиа- и бронетехнику, производит приборы для связи и др.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК): занимается производством ядерного топлива.

Легкая промышленность: пошив обмундирования, производство разного вида технических тканей.

Разработки в рамках оборонно-промышленного комплекса позволяют упростить трудную задачу исследователей, археологов, историков. Глубоководные аппараты, изначально предназначенные для помощи подводным лодкам, разминирования акваторий и другой подобной деятельности, сейчас применяются для исследования морских глубин и поиска новых разновидностей живых существ на глубинах, к которым раньше не могли подобраться ученые. Важно отметить, что оборонные технологии на протяжении всего времени существования человечества являются двигателем прогресса. Множество видов деятельности, которые ранее были предназначены для нападения или защиты, прочно вошли в повседневную жизнь.

Казалось бы, еще недавно заоблачные технологии искусственного разума применялись только в современных разработках ведущих мировых инженеров в области наведения и определения целей. Инновационные открытия учреждений оборонно-промышленного комплекса позволили создать специальный аппарат для увеличения массы переносимого груза и для облегчения передвижения солдат – экзоскелет. Подобие данной технологии уже несколько лет применяется для восстановления больных, которые не способны ходить и передвигаться без посторонней помощи. Экзоскелет – передовая разработка большинства стран мира в области оборонных технологий. Ее применение значительно увеличит способности человеческого организма.

Отметим проблемы ОПК в области микроэлектроники. Разработки в области микроэлектроники давно являются прерогативой оборонных предприятий по всему миру [13] (Kokhno, Kokhno, 2022). Множество секретных аппаратов увидели свет в лице гражданского продукта спустя многие годы после их изобретения. Датчики движения, используемые в столь популярных сегодня умных домах, на протяжении долгого времени являлись основой обороноспособности множества стран. Их использовали для защиты границ от проникновения злоумышленников и оперативного реагирования на пересечение государственной границы, а сейчас такие датчики применяются на современной технике для определения приближающихся объектов. Стоит заметить, что данная аппаратура может использоваться как в военной сфере, так и потребительской.

В частности, беспилотные дроны – основа современной разведки военных действий. Предназначены они для исследования местности. Качественные снимки и информация, получаемая с летательных аппаратов, практически мгновенно позволяют вычислять и определять точное местоположение противника и их инфраструктурных строений. Беспилотные устройства с некоторых пор применяются и в гражданских отраслях. Как пример можно привести съемки развлекательных мероприятий или торжеств с высоты птичьего полета, а также геодезическую съемку местности и т.д.

Есть у ОПК и другие проблемы, как доставшиеся в наследство от советского прошлого, так и появившиеся сравнительно недавно [14] (Kokhno, Kokhno, 2022). Главная из тех, что возникли еще при СССР, – элементная база. С элементной базой у нас еще со времен СССР дела обстояли неважно, а кратковременное сотрудничество с США в 1990-х гг., в том числе по МКС, когда нам охотно продавали электронику и для космоса, и для оборонки, окончательно ее уничтожило. Потом на Россию наложили санкции, краник перекрыли – и мы остались вообще без радиоэлектроники. Кстати, о санкциях. Одна точка зрения гласит, что отлучение промышленности от высоких западных технологий эту промышленность убивает. Прямо противоположная утверждает, что, напротив, заставляет развиваться более интенсивно. Оба мнения верны и неверны по-своему. С одной стороны, санкции действительно очень болезненны. С другой – это шанс выйти из заколдованного круга, в котором ОПК находится не одно десятилетие. Имеется в виду дефицит новых идей и проектов.

Скажем, известно, что российские самолеты Су-30 и Су-35 – это дальнейшее развитие еще советского истребителя Су-27. И так не только в авиации. Пока «Армата» не стала массово поступать в войска, основным танком остается Т-72, принятый на вооружение в 1973 г. Примеров много. Выигрыш от санкций заключается в следующем: если предприятия ОПК адаптируются к ним быстрее, чем их вводят, то они способствуют обновлению и развитию производства новых конкурентоспособных изделий. В противном случае следует деградация промышленного производства.

Благодаря политике протекционизма, государственной поддержке и инвестиционным ресурсам российские промышленные предприятия модернизируют оборудование и внедряют инновационные технологии в производство, что свидетельствует о наличии перспектив развития рынка и повышении конкурентоспособности отечественной продукции промышленности. Российские промышленные предприятия характеризуются устойчивым финансовым положением и высокой кредитоспособностью.

Краткосрочные потрясения в мировой экономике, связанные с экономическим кризисом, и долгосрочные потрясения – экологические, демографические и социальные – привели к тому, что экономика ведущих и динамично развивающихся стран мира столкнулась с беспрецедентными проблемами [15] (Kokhno, 2021). Правительства мобилизуют все области политики и экономики в целях создания надлежащих условий для достижения постоянного и устойчивого роста. Инновационная политика играет ведущую роль в этих условиях, которую она может выполнять, только если адаптируется к реальной региональной ситуации и будет актуальной, последовательной и всеобъемлющей. При этом для ее максимальной эффективности государство должно иметь финансовые возможности и практический алгоритм стимулирования инноваций. Это особенно важно для стран, которые находятся на этапе поиска и разработки оптимальной собственной модели научно-технологического развития.

В XXI веке знания и технологии стали мощным конкурентным преимуществом в борьбе за экономический рост и одним из внутренних резервов национальных экономик. Из-за внедрения инновационных технологий новые продукты и услуги приводят к расширению рынка, создавая прибыль, превышающую средние по отрасли нормы [16] (Bazhenov, 2020). Увеличивается объем фундаментальных и прикладных исследований, растет качество образования, растет конкурентоспособность экономики в целом. Этим в основном объясняются экономические достижения стран, выпускающих высокотехнологичную продукцию.

На нынешнем этапе открываются новые возможности для ряда стран, в первую очередь для динамично развивающихся стран БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка (впервые сокращение быстрорастущих стран БРИК было введено аналитиком Goldman Sachs Джимом О'Нилом в 2001 году, затем Южная Африка была включена в эту группу). Модель для стимулирования технологического развития называется линейной моделью. Линейная модель понимается как развитие фундаментальных исследований, идеи которых воплощены в прикладных исследованиях, и уже они являются источниками инноваций, в результате чего возникают технологии. В рамках линейной модели проявляется идея о соотношении роста объемов фундаментальных и прикладных исследований с увеличением инноваций и объемов внедрения передовых технологий.

Некоторые страны, включая США, Японию, Германию и Китай, выбирают оптимальное сочетание политики как с «ориентацией на внутренний спрос», так и с «ориентацией на предложения» [10] (Ganus, Krasnikova, 2020). Не всегда очевидно, какая модель развития будет оптимальной для той или иной национальной инновационной системы (НИС). Однако в рамках формирования НИС каждая страна должна решить несколько фундаментальных задач:

– создание механизмов для улучшения воспроизводства инноваций. На современном этапе в мире созданы все необходимые предпосылки для массового производства инноваций, но этому процессу мешает отсутствие необходимого инновационного спроса;

– политико-организационная проблема. В крупнейших экономиках мира создание НИС является долгосрочным национальным проектом, когда руководители стран осознают необходимость инновационного развития, независимо от внутренних проблем экономики, будь то отраслевая зависимость экономики или ее изоляция, и проводят всестороннюю системную поддержку участников инноваций;

– внедрение инноваций. За исключением некоторых стран эта проблема была вызвана условиями отсутствия эффективного спроса, отсутствием необходимой базы для развития малого и среднего бизнеса. Эта проблема объясняется главным образом отсутствием устойчивых связей между сущностями НИС, в частности между научной сферой и бизнесом;

– нестабильность современного общества в отношении инновационных процессов. Отсутствие стабильности в мировой экономике, особенно в развивающихся странах, приводит к социальной нестабильности. Нет никакой возможности создать эффективную НИС без четкой долгосрочной стратегии развития экономики и ее стабильной реализации. Эта проблема порождает недостаток стимулов для общества в развитии инноваций.

В процессе интеграции России в мировое хозяйство происходит усиление планово-рыночных процессов в российской экономике в целом и в промышленности в частности. Модернизация российской экономики предполагает трансформацию механизма управления предприятиями и корпорациями. В данной статье выделяются такие принципы управления промышленным предприятием (фирмой, организацией, компанией, корпорацией), как эффективность, целеполагание и планирование, разделение труда, стабильность управления и единоначалие, экологическая и социальная ответственность.

Современное промышленное предприятие очень чувствительно к роли менеджера, который управляет производством, рисками, персоналом, мобильностью, финансами, маркетингом и сбытом, обеспечивает соблюдение экологических норм и защиту окружающей среды [17, 18] (Kokhno, Kokhno, Sitnikov, 2021; Loginova, Kulkova, 2021). Существует большое разнообразие методов управления промышленным предприятием, которые присущи каждому из данных направлений менеджмента [19–21] (Ganus, Starozhuk, 2020; Lobareva, Sigankov, 2020; Kokhno, 2021). Эффективное управление промышленным предприятием позволяет добиться максимальной слаженности работы предприятия, эффективности использования ресурсов и высокой производительности труда, что, в свою очередь, обеспечивает высокую прибыльность и рентабельность производства [22–24] (Astashova, Kuznetsova, Kondrateva, 2021; Samarskaya, Ilyin, 2021; Podverbnyh, Mezhova, 2020).

Конкурентоспособность страны, предприятия, продукции заложена в тенденциях их развития с учетом соответствующих общемировых тенденций [25] (Artemev, Kokhno, 2019), а общемировые экономические тенденции таковы, что объем мирового рынка высокотехнологичной продукции стремительно растет. В частности, высокотехнологичная продукция в товарном экспорте США составляет более 32%, Великобритании – 31%, Японии – 26%, Франции – 23%. Прибыль, получаемая технологически развитыми странами от реализации наукоемкой продукции, колоссальна: ежегодный экспорт наукоемких товаров и услуг приносит США более 700 млрд долл., Германии – 530 млрд, Японии – 400 млрд долл.

Прогнозируется, что к 2025 году объем продаж продукции высоких технологий возрастет до 5 трлн долл., и именно за этот наиболее перспективный и быстро растущий сегмент мирового рынка идет наиболее жесткая конкуренция. Наряду с технологически развитыми странами в указанную борьбу активно включилось и несколько так называемых новых индустриальных стран – Китай, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Индия.

Вместе с тем доля России на этом рынке находится чуть выше нулевой отметки. Россия отстает от развитых стран уже на целое поколение техники, идет трансформация производственного сектора в сторону первичных, менее сложных в технологическом отношении производств [26] (Frolov, Drobot, Abramov, 2022).

Комплексная оценка текущего и перспективного состояний всех звеньев научно-технологического комплекса (НТК) по развитию высоких и нанотехнологий показала необходимость как разработки механизма эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов для текущего и перспективного развития НТК России, так и алгоритма перехода фундаментальных исследований в прикладные, прикладных – в опытно-констукторские разработки (ОКР), а последних – в создание инновационной промышленной продукции на основе высоких и нанотехнологий.

При этом с учетом глобальных тенденций развития науки и технологий и текущего позиционирования России в мировом научно-технологическом пространстве определяются перспективные направления технологического развития наукоемких секторов экономики и промышленности для достижения желаемого состояния с указанием спектра необходимых технологий и технологических решений.

При определении конкурентоспособности изделий как военного, так и гражданского назначения необходимо дать им количественную оценку. Практически по каждому анализируемому изделию должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно-технического и технологического прогресса. Оценка конкурентоспособности любого изделия определяется целью исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, имеющихся на рынке, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам.

Создание отечественной интеллектуальной продукции предполагает наличие возможности сравнения с аналогичными разработками передовых зарубежных стран. Это требует создания системы конкурентной (промышленной) разведки (КР) на данном предприятии и разработки механизмов ее стратегического, оперативного и тактического взаимодействия на всех уровнях управления предприятием. Эта система – не просто информационно-аналитическая служба, а совокупность средств и ресурсов, позволяющих непрерывно проводить поиск, сбор, обработку и хранение информации, необходимой для принятия управленческих решений на уровне государства и предприятия.

В целях сохранения своих конкурентных преимуществ ведущие мировые производители в открытых источниках не предоставляют сведений, связанных с дальнейшими планами в области инновационной деятельности. Управление «сверху» – это управление, контроль с помощью верхнего неструктурированного предела (лимита) затрат. Управление «сверху» осуществляется путем оптимизации издержек по высшим критериям военно-экономической оценки образцов – лимитной цены (теневой цены), предельных затрат, определяемых по конечным задачам боевого использования вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) – глобальная оптимизация. Этот вид управления заключается в теоретическом установлении верхней границы затрат от конечной эффективности объекта и дальнейшем нахождении компромисса между этой границей и уровнем реальных издержек исполнителя, рассматриваемым в качестве нижней границы.

Научно-технологическая модернизация ОПК призвана не только изменить качественное содержание оборонно-промышленного комплекса по решению стоящих перед ним стратегических задач в области обеспечения обороны и безопасности государства, но и качественно изменить весь научно-технологический комплекс страны. Следует отметить, что в монографии [27] (Kokhno, Kokhno, Slepov, 2021) определены перспективные направления технологического развития наукоемких секторов экономики и промышленности для достижения желаемого состояния с указанием спектра необходимых технологий и технологических решений и с учетом глобальных тенденций развития науки и технологий и текущего позиционирования России в мировом научно-технологическом пространстве. Результаты анализа показывают, что конкурентными преимуществами обладают те фирмы и предприятия, которые выходят на рынок, прежде всего, с продукцией высокого научно-технического и технологического уровней.

Проблема обеспечения подобных характеристик продукции связана с организацией эффективного управления инновационной деятельностью на предприятиях, в первую очередь научно-производственных. Задача состоит не только в том, чтобы разрабатывать проект с высокими научно-техническими и технологическими характеристиками, но и позиционировать состояние этих разработок относительно конкурентов. Ключевым показателем для оценки производственного потенциала является объем совокупной выручки от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Характерной чертой российской экономики в условиях мирового финансового кризиса является состояние, близкое к кризисному, большого числа коммерческих предприятий. Мировой финансовый кризис уже отразился на российских предприятиях реального сектора экономики. Существующая в настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики. Речь идет как о политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.

Успешное функционирование государственных корпораций во многом зависит от их способности концентрировать капитал, позволяющий нарастить массу используемых финансовых ресурсов и увеличить объем инвестиций в высокотехнологичные производственные проекты. В то же время совместное использование капиталов с различными кругооборотами позволяет обеспечить оперативную переориентацию ресурсов в целях восстановления нарушенного равновесия и стабилизации роста доходности.

В соответствии с концептуальными и программными положениями в области развития ОПК, сформулированными в Государственной программе вооружений (ГПВ) на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также в программе развития оборонно-промышленного комплекса рассматривается инновационное развитие ОПК и в первую очередь на основе совершенствования научных исследований и разработок и повышения их эффективности.

Решение данной задачи должно осуществляться комплексно, то есть с учетом приоритетных направлений развития ОПК на весь программный период, особенностей развития ОПК и с учетом всей совокупности проблем и факторов развития ОПК в указанный период, в первую очередь необходимость создания в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) опережающего научно-технического задела с учетом предусмотренных объемов, структуры и динамики финансирования.

Это позволяет создать предпосылки для повышения эффективности использования финансовых средств на НИОКР при решении общесистемных и специальных задач ОПК и особые требования к управленческим решениям по обеспечению обоснованного и с учетом имеющихся рисков размещения заказов на НИОКР, а также достоверную оценку эффективности научных исследований и разработок, в том числе их бюджетной и коммерческой эффективности.

При этом важно правильно определить процедуры отбора приоритетов и их эффекты, так как они характеризуются значительным межстрановым разнообразием. Для большинства стран характерно отсутствие единого центрального органа, ответственного за идентификацию, выбор и установление тематических приоритетов исследований и разработок. Как правило, в эту деятельность вовлечены различные организации и заинтересованные группы, что позволяет сочетать «директивный» подход с инициативами «снизу».

Подобная вариативность инструментов и институтов обусловлена, прежде всего, различиями национальных культур и историческими предпосылками. Зачастую, несмотря на единство базового подхода, негибкость институциональных структур ведет к зависимости от предшествующего развития и, как следствие, разным порядкам утверждения приоритетов. Тем не менее доминирование концепции национальных инновационных систем способствует объединению руководящих принципов политики.

Мировой опыт убедительно доказал, что интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства по сравнению с использованием материальных средств и традиционной рабочей силы. Повсеместное применение ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества является сегодня необходимым условием не только для развития экономики и повышения уровня и качества жизни населения, но также и для обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности страны.

Важной проблемой ОПК также является комплексное рассмотрение эффективности использования инвестиционных средств, направляемых на создание производственных мощностей для выпуска приоритетных образцов ВВСТ [28] (Sitnikov, 2014).

Значимость данного направления работ определяется значительными объемами средств, направляемых на создание новых мощностей в обеспечение реализации мероприятий государственной программы вооружения в части серийного производства важнейших, приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники. Учитывая высокий уровень износа оборудования предприятий и корпораций ОПК и сохраняющийся дефицит как бюджетных, так и собственных и привлеченных средств, для финансирования работ по созданию производственных мощностей по всей номенклатуре мероприятий государственной программы вооружения и заданий государственного оборонного заказа существует острая необходимость повышения эффективности использования средств, выделяемых на создание производственных мощностей.

В заключение статьи отметим, что в целом деятельность менеджмента компании, предприятия, организации по своему инновационному развитию должна носить системный или интегральный характер и проводиться в соответствии с долгосрочной стратегией развития предприятия [29] (Kokhno, Kokhno, 2022).


Источники:

1. Кохно П.А. Экономическая безопасность России в системе мирового технологического развития // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России, 2019, №1. С. 75-86.
2. Кохно П.А. ОПК в экономике: монография. – Москва: Первое экономическое издательство, 2022. – 260 с.
3. Прокопец Н.Н., Дронов Р.В. Формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 4. – С. 991-1004. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113194.
4. Фролов В.Г., Трофимов О.В., Климова Е.З. Разработка системной модели организационно-экономического механизма развития приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства в соответствии с концепцией Индустрия 4.0 // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 71-84. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100682.
5. Ештокин С.В. Диффузия высоких технологий оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор экономики: стратегические шаги к импортозамещению // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 257-278. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111862.
6. Мельников О.Н., Есипенко Д.А., Алабужев Д.С. Расширение подходов к процессу управления жизненным циклом продукции при диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1301-1310. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110810.
7. Кохно П.А., Кохно А.П. Проблемы импортозамещения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Общество и экономика, 2022, №4. С. 82-103.
8. Кохно П.А. Оборонно-промышленный комплекс России и перспективные технологии // Военная мысль, 2012, №9. С. 3-10.
9. Кохно П.А. Объёмно-структурная концепция импортозамещения // Общество и экономика, 2022, №7. С. 7-15.
10. Ганус Ю.А., Красникова А.С. Опыт диверсификации зарубежных оборонных предприятий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1135-1146. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110506.
11. Батьковский А.М., Клочков В.В. Управление материально-технической базой предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях их диверсификации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 363-374. – doi: 10.18334/vinec.10.1.41526.
12. Кохно П.А. Топ-менеджмент и инновационная экономика России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2018, №9. С. 51-58.
13. Кохно П.А., Кохно А.П. Перспективы развития радиоэлектронной промышленности // Вестник воздушно-космической обороны, 2022, №1. С. 31-38.
14. Кохно П.А., Кохно А.П. Аспекты эффективности оборонно-промышленного комплекса // Вестник воздушно-космической обороны, 2022, №2. С. 18-26.
15. Кохно П.А. Механизм противодействия инновационной экономики России мировому кризису // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2021, №6. С. 5-15.
16. Баженов С.И. Экономика знаний как институциональная основа экономики высокотехнологичных производств // Экономика высокотехнологичных производств. – 2020. – Том 1. – № 4. – С. 173-182. – doi: 10.18334/evp.1.4.111215.
17. Кохно П.А. Менеджмент и экономика индустриализации: монография / Кохно П.А., Кохно А.П., Ситников С.Е. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. Науч. ред. к.э.н. А.П. Кохно. – Москва: Издательский дом «Граница», 2021. – 224 с.
18. Логинова Е.В., Кулькова И.А. Менеджмент персонала контактной зоны на основе оценки пáттернов его поведения // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 2. – С. 229-240. – doi: 10.18334/lim.8.2.111866.
19. Ганус Ю.А., Старожук Е.А. Модель ключевой компетенции как базовая методика управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в долгосрочной перспективе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1111-1134. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110721.
20. Лобарева Н.В., Сиганьков А.А. Оценка эффективности взаимоотношений с потребителями продукции высокотехнологичных предприятий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 585-600. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100681.
21. Кохно П.А. Уровень высокотехнологичного производства определяет человеческий капитал // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – Том 2. – № 3. – С. 169-180. – doi: 10.18334/evp.2.3.112357.
22. Асташова Е.А., Кузнецова Н.А., Кондратьева О.В. Нормирование труда как элемент эффективного управления предприятием в современных условиях // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 12. – С. 1513-1526. – doi: 10.18334/et.8.12.113895.
23. Самарская Н.А., Ильин С.М. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 9. – С. 1039-1054. – doi: 10.18334/et.8.9.113563.
24. Подвербных О.Е., Межова И.А. Методические подходы к обоснованию норм труда специалистов высокотехнологичных профессий // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 1295-1306. – doi: 10.18334/et.7.12.111280.
25. Артемьев А.А., Кохно П.А. Глобальные тренды экономического развития // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки, 2019, №3(18). С. 85-94.
26. Фролов В.Г., Дробот Е.В., Абрамов Е.Г. Реализация стратегий Индустрии 4.0 российскими и зарубежными предприятиями: возможности для российской текстильной промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2022. – № 2(398). – С. 312-323. – DOI 10.47367/0021-3497_2022_2_312. – EDN: HYIBAX. https://elibrary.ru/item.asp?id=49080817
27. Кохно П.А. Промышленность востребованной продукции: монография. / Кохно П.А., Кохно А.П., Слепов В.А. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. – Москва: Издательский дом «Граница», 2021. – 287 с.
28. Ситников С.Е. Производственные мощности предприятий оборонно-промышленного комплекса и их расчёт // Вестник ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР», 2014, №2. С. 55-62.
29. Кохно П.А., Кохно А.П. Сбалансированная экономика России: монография. - Москва: Издательский дом «Граница», 2022. – 232 с.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 11:36:22