Страховой рынок России: современное состояние и направления развития

Кравченко Е.В.1, Суховеева А.А.2
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону
2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Страховой рынок России: современное состояние и направления развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 807-822. – doi: 10.18334/epp.12.2.114168.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122571
Цитирований: 13 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В условиях ухудшения социально - экономического положения в стране, обусловленного санкционным режимом, пандемией COVID-19, сохраняются риски нестабильности на страховом рынке, что значительно усложняет дальнейшее прогнозирование ситуации, но перезагрузка страхового бизнеса в целом представляется возможной, в том числе это связано с повышением спроса на страховые услуги путем увеличения онлайн-продаж, развитием новых страховых продуктов и эффективных инструментов привлечения клиентов. В статье анализируется современное состояние отечественного страхового рынка, выделяются проблемные зоны и предлагаются возможные драйверы его развития в современных условиях. В результате исследования авторами сделан вывод, что основные драйверы роста страхового рынка связаны с банковским каналом продаж и зависят от кризисных явлений на кредитном рынке. Укрепление и повышение эффективности рынка требует развития новых и модификации имеющихся страховых продуктов; активизации внедрения инновационных цифровых технологий; формирования цифрового сервиса, соответствующего современным потребностям клиентов; повышения страховой культуры населения. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области страхования при анализе и определении перспективных направлений развития отечественного страхового рынка

Ключевые слова: Страховой рынок, страхование жизни, страховые премии, цифровизация страхования, онлайн – страхование

JEL-классификация: G22, G28, G29



Введение. Совершенствование страхового рынка в современных условиях, характеризующихся замедлением темпов роста экономики, экономическими санкциями, снижением деловой активности и другими экономическими факторами, направлено на преодоление кризисных явлений в страховании, обеспечение устойчивого развития страхового рынка в сложных макроэкономических условиях. На современном этапе, в условиях сохраняющейся экономической неопределенности, значение страхования для юридических, физических лиц и страны в целом существенно возрастает.

Вопросам исследования теоретических и практических аспектов развития отечественного страхового рынка как важнейшего элемента финансового рынка Российской Федерации, определения проблемных зон и перспективных направлений его развития в современных условиях уделяется значительное внимание. Среди последних работ следует отметить исследования: Прокопьевой Е.Л. [1] (Prokopeva, 2019), в котором автор раскрывает особенности отечественного страхового рынка и тенденции его развития, акцентируя внимание на таких проблемах, влияющих на эффективность страхового рынка, как нестабильный спрос на страховые услуги, недостаточное качество урегулирования убытков, отраслевой и межрегиональный дисбаланс, а также отсутствие государственной поддержки; Дрюк Т.В. [2] (Dryuk, 2020), где представлена динамика страхового рынка за 5 лет, определены проблемы, препятствующие его эффективному развитию в современных условиях, а также направления их решения.

Внимания заслуживает работа Гришиной О.А., Дрюк Т.В. [3] (Grishina, 2021), в которой авторами исследуется функционирование отечественного страхового рынка в условиях распространения коронавирусной инфекции, обозначаются основные проблемы и предлагаются меры для их решения; определяются перспективные направления развития, а также драйверы роста, которые, по их мнению, и с чем следует согласиться, относятся к банковскому каналу продаж, обладающему более высоким уровнем доверия населения, что свидетельствует о существующих диспропорциях в каналах продаж и необходимости принятия мер по их изменению.

Проблемы деятельности региональных страховых рынков, факторы, препятствующие развитию, нивелирование которых будет способствовать равномерному и стабильному их функционированию, снижению рисков, рассматривались в исследованиях Тарасовой Ю.А., Восковской Е.С., Ярусовой К.В. [4] (Tarasova, Voskovskaya, Yarusova, 2018), Цыганова А.А., Кирилловой Н.В. [5] (Tsyganov, Kirillova, 2018), Прокопьевой Е.Л. [6] (Prokopeva, 2020).

Интересными представляются работы ученых: Мамедова А.А. [7] (Mamedov, 2018), Прокопьевой Е.Л., Рябчевских Д.А. [8] (Prokopeva, Ryabchevskikh, 2018), Гришиной О.А., Дрюк Т.В. [9] (Grishina, Dryuk, 2020) и др., исследовавших особенности организации и тенденции развития зарубежных страховых рынков, в том числе в условиях кризисных явлений.

В последнее время в связи с активной цифровизацией страхового рынка появилось значительное количество исследований в данной сфере, среди них наиболее интересными представляются работы Брызгалова Д.В., Грызенковой Ю.В., Цыганова А.А. [10] (Bryzgalov, Gryzenkova, 2020), Брызгалова Д.В., Будовича Ю.И., Ермолаевой А.С. и др. [11] (Bryzgalov, Budovich, Ermolaeva, 2021), Ахвледиани Ю.Т. [12] (Akhvlediani, 2020), Калайда С.А., Халина В.Г., Черновой В.Г. [13] (Kalayda, Khalin, Chernova, 2020), Сплетухова Ю.А. [14] (Spletukhov, 2020), в которых рассматриваются теоретические и практические аспекты цифровой трансформации отечественного страхового рынка, определяются цифровые риски, а также перспективы развития цифровых технологий в страховой отрасли.

Вместе с тем следует отметить, несмотря на значительное число работ, недостаточно исследований, позволяющих в полном объеме оценить эффекты и риски от внедрения инновационных цифровых технологий. В этой связи представляется важным проведение комплексных исследований проблематики функционирования отечественного страхового рынка в условиях цифровой трансформации.

Целью статьи является исследование современного состояния страхового рынка России, выявление препятствий для его эффективного развития и определения драйверов роста в условиях цифровой трансформации.

Методология. Исследование проведено на основе контент-анализа научных исследований, материалов официальных сайтов Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка России, интернет- ресурсов, посвященных анализу состояния и развития отечественного страхового рынка в современных условиях.

На протяжении последних лет отечественный страховой рынок развивается в сложных социально-экономических условиях, обусловленных санкционным режимом, пандемией COVID-19, повлекшими значительное снижение деловой активности бизнеса, сокращение доходов населения, падение спроса на страховые услуги. 2020 год послужил жесткой проверкой на прочность не только сегменту страхования, но и всей экономике в целом.

Вспышка COVID-19 оставила далекоидущие последствия, на устранение которых и стабилизацию экономики сейчас направлены все возможные ресурсы со всего мира. Вопреки прогнозам экспертов отечественный страховой рынок, несмотря на негативные последствия пандемии, в 2020 году вырос на 4,1% (0% в 2019 г.): объем страховых премий превысил 1,5 трлн руб. и составил в общем объеме ВВП страны 1,45% [15].

Таблица 1

Динамика страховых премий и выплат с 2016 по 2020 г.

2016
2017
2018
2019
2020
Премии, млрд руб.
1180,6
1278,8
1479,5
1481,2
1538,7
Выплаты, млрд руб.
505,8
509,5
523,2
610,7
658,6
Темп роста премий, %
15,3
8,32
15,69
0,11
3,9
Темп роста выплат, %
42,84
0,74
2,7
16,7
7,8
Источник: составлено автором на основе [16].

Объем подписанных премий по отношению к 2019 году увеличился на 3,9% и составил 1538,7 млрд руб., (в 2019 году в сравнении с 2018 годом прирост был менее существенный, всего на 0,1%). Объем произведенных выплат в 2020 вырос на 7,8%, что ниже показателя 2019 года (16,7% в сравнении в 2018 годом), что обусловлено снижением количества страховых случаев на фоне снижения активности всего населения в связи с введением локдауна.

Драйверами роста страховщиков продолжает оставаться накопительное страхование жизни (НСЖ) и сегменты страхования, связанные с кредитованием, и здесь важно отметить роль Банка России, который перешел к мягкой денежно-кредитной политике вкупе с комплексом антикризисных мер, направленных на поддержку роста кредитования физических лиц, в том числе в сфере ипотечного кредитования.

Анализ динамики страховых премий в ВВП показал резкое снижение темпа прироста ВВП в 2020 году, но при этом увеличение объемов страховых премий (рис. 2), что обусловлено активным продвижением продуктов накопительного страхования жизни (далее – НСЖ), увеличением сегментов страхования, связанных с кредитованием и ростом спроса на заемные средства физических лиц на фоне смягчения денежно-кредитной политики (далее – ДКП) в связи с введением льготных программ ипотечного кредитования.

Рисунок 1. Динамика страховых премий и ВВП, %

Источник: [17].

Страхование жизни (НСЖ + ИСЖ + страхование жизни заемщика) в 2020 году показало абсолютный прирост страховых премий на 17,94 млрд руб., и в целом объем премий составил 333,7 млрд руб. К основным причинам данного роста следует отнести повышенную активность компаний по продвижению данных продуктов на фоне понижения депозитных ставок, а также спрос населения на более выгодные инвестиционные инструменты. Активное продвижение продуктов НСЖ восполнило снижение сегмента ИСЖ.

Следует отметить, что в этот период многие страховые компании перешли на продажу страховых продуктов НСЖ, близких по характеристикам программам ИСЖ, в частности на программы НСЖ с единовременными взносами и сроком действия продолжительностью действия от 3 до 10 лет [18].

Обратим внимание, несмотря на снижение доходов населения, возрос спрос на кредиты, что положительно повлияло на увеличение спроса на страхование жизни заемщиков и рост рынка страхования жизни. Основной причиной данного факта стала программа льготной ипотеки под 6,5%, что увеличило объемы предоставляемых кредитов по сравнению с предыдущим периодом на 10,9%, ипотечных кредитов – на 50,8%. По итогам 2020 года объем взносов по страхованию жизни заемщиков составил 94,5 млрд рублей [19].

Рисунок 2. Структура страхового рынка по доле премий, %

Источник: составлено автором на основе [17].

Наибольший спрос пришелся на полисы страхования жизни (ИСЖ + НСЖ+ пенсионное страхование), объем подписанных премий по данному продукту составил 94% (430,51 млрд руб.) в 2020 году и 92% в 2019 году от всех сборов сегмента. Однако отметим, что это ниже показателей 2018 года.

Таким образом, несмотря на кризис во всей экономике, для страхового рынка не произошло катастрофы, он быстро сумел адаптироваться к новым реалиям. Последствия кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19, для российского страхового рынка обладают особой спецификой.

Отечественный рынок страховых услуг пострадал от коронакризиса в значительно меньшей мере, нежели рынки развитых стран. Это обусловлено рядом причин, к которым следует отнести:

– относительно низкий уровень проникновения страхования в РФ, значительно меньшая значимость страховых продуктов в российской экономике, нежели в развитых экономиках;

– низкая доля страховых продуктов с широким покрытием, сложных интегрированных страховых продуктов;

– неразвитость сегментов страхования убытков от перерыва в коммерческой деятельности, ответственности туроператоров, директоров и должностных лиц (D&O), медицинских работников, страхования рисков отмены мероприятий [9] (Grishina, Dryuk, 2020).

Следует отметить, что именно данные сегменты особенно пострадали от кризиса в развитых странах в связи с введенными карантинными мерами. Так, в США и Великобритании страховщикам было предъявлено большое количество судебных исков, предметом которых стали требования выплат по полисам страхования убытков от перерыва в коммерческой деятельности. На российском страховом рынке такие полисы приобретают только отдельные крупные компании: данный сегмент составляет менее 1% от общего объема рынка, или несколько тысяч полисов.

Особенности страхового рынка России, такие как неразвитость классических принципов страховой медицины, приведшая к тому, что покрытие по рискам медицинского страхования в связи с пандемией в основном легло на систему обязательного медицинского страхования [20]; отсутствие практики участия страховых компаний в оказании поддержки бизнесу и населению в период кризиса, которая имеет место в европейских странах (создание фондов солидарности, выплаты пособий и др.), позволили ему избежать значительных убытков.

Однако пандемия обострила уже существующие проблемы российского страхового рынка, которые должны стать объектом пристального внимания страховщиков и органов государственного регулирования страховой отрасли.

На отечественном страховом рынке отмечается сокращение страховых компаний, обусловленное невозможностью осуществления докапитализации, необходимой для завершения второго этапа увеличения уставных капиталов в соответствии с требованиями законодательства, недостаток средств для развития, высокие барьеры входа на новые сегменты рынка.

В сложившейся ситуации количество универсальных страховщиков может оказаться меньше 100 уже в 2021 году [9] (Grishina, Dryuk, 2020). В настоящее время на страховом рынке осуществляют деятельность 162 страховые компании, в том числе: 30 – страховщиков жизни, 30 – медицинских страховщиков, 98 – универсальных компаний и 4 специализированных перестраховщика [21].

Продолжает сохраняться концентрация страхового рынка, несмотря на сокращение числа компаний, покидающих рынок, топ-10 страховщиков сохраняют уверенные позиции и занимают 82% доли рынка.

Пандемия показала зависимость страхового сектора от кредитного рынка и банковского канала продаж, и данная тенденция сохраняется. В 2020 году прирост премий, полученных посредством банковских каналов продаж, составил 34,7 млрд руб.

Рисунок 3. Структура каналов продаж в 2020 году %

Источник: составлено автором на основе [21].

В условиях пандемии обострилась уже имевшая место проблема невысокого спроса на страхование жилья, обусловленная снижением реальных доходов населения. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в 2020 году снизились на 3,5% [22], что вызвало снижение количества семей, предполагавших оформить страховку своего жилья.

В качестве инструмента популяризации страхования жилья в России рассматривался Федеральный закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций № 320-ФЗ (далее – Закон № 320-ФЗ), который был принят в 2018 г. и вступил в силу с 4 августа 2019 г., и планировалось, что его принятие будет способствовать стимулированию населения к страхованию жилья за счет следующих преимуществ:

– низкая стоимость страховки по сравнению со стоимостью страховых продуктов коммерческого страхования;

– право выбора: либо получение жилья от муниципалитета, или получение выплаты по страховому полису и компенсационной выплаты из бюджета. Следует отметить, что если страховой полис не оформляется, то бюджетные выплаты производятся из расчета социальных норм метража жилья на одного человека, а при наличии полиса страхования жилья от чрезвычайных ситуаций с учетом стоимости жилья на региональном рынке;

– упрощенный порядок оформления пакета документов для возмещения ущерба из бюджета и получение страховых выплат в течение 20 рабочих дней и др.

Предполагалось, что часть региональных программ заработает уже в 2020 г., и к концу года доля застрахованного жилья в России возрастет до 20%, однако по итогам 2020 года ожидаемых эффектов достичь не удалось по ряду причин, к основным из которых следует отнести: отсутствие мотивации у исполнительной власти на региональном уровне к разработке данных программ и заинтересованности населения, обусловленной низкими доходами, недостаточной информированностью и низким уровнем страховой культуры [3] (Grishina, 2021).

В сентябре 2018 года Аналитическим центром НАФИ и Всероссийским союзом страховщиков после принятия Закона № 320-ФЗ проведен опрос, показавший, что среди опрошенных (1600 человек):

– 66% россиян не знали о его принятии;

– 24% знали, что он принят, но не были знакомы с его содержанием [23];

– недоверие россиян к страховым компаниям, только 35% опрошенных граждан доверяют страховым компаниям (рис. 4) [24].

Следовательно, для эффективной реализации Закона № 320-ФЗ необходимо разработать комплекс мер, направленных на стимулирование органов власти субъектов РФ, населения и страховщиков к разработке региональных программ страхования и участию в таких программах.

Рисунок 4. Уровень доверия населения к различным институтам, %

Источник: составлено автором на основе [24].

Текущие вызовы, обусловленные в том числе пандемией и ее последствиями, вызвавшие снижение жизненного уровня и падение доходов населения, делают необходимость повышения его финансовой грамотности более актуальной. Необходимо, чтобы каждый как минимум осознавал необходимость формирования финансового резерва, знал свои права и обязанности, грамотно оценивал риски, выбирал и использовал нужные страховые продукты.

При текущем состоянии сегмента страхования имущества физических лиц драйверами его роста в краткосрочной перспективе могут быть:

– ипотечное страхование (этому способствует продление действия программы льготной ипотеки);

– страхование имущества, приобретаемого на условиях потребительского кредита;

– страхование банковских карт, которое становится все более актуальным в условиях роста числа мошеннических операций в период коронакризиса.

Однако указанные драйверы роста сохраняют зависимость страхового рынка от банковского канала продаж и тенденций развития российского кредитного рынка.

Еще одним драйвером роста российского страхового рынка, связанным с банковским каналом продаж, является страхование жизни. Восстановление объемов кредитования, заинтересованность банков в получении высокого комиссионного вознаграждения от страховщиков и поиск клиентами банков альтернативных вариантов инвестирования в условиях снижения ставок по депозитам будут факторами роста данного сегмента.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современных условиях развития российского страхового рынка драйверы его роста связаны с банковским каналом продаж, что свидетельствует о диспропорциях в структуре каналов продаж страховых продуктов, о недостаточном развитии прямого канала продаж, а следовательно, о существующих диспропорциях в структуре российского финансового рынка. Очевидно, что уровень доверия россиян к банковскому сектору выше (60%), чем к страховому сектору (35%), и реализация значительной доли страховых продуктов носит вмененный характер, будучи обусловленной требованиями банков при продаже кредитных продуктов. В связи с этим страховой сектор в высокой степени интегрирован с банковским сектором и чрезвычайно чувствителен к кризисным явлениям на кредитном рынке.

Для преодоления указанной зависимости необходима, как уже отмечалось, реализация комплекса мер по повышению уровня страховой культуры россиян, их информированности о существующих и вновь создающихся страховых продуктах, преимуществах страхования в сочетании с мерами по стимулированию платежеспособного спроса.

Ввиду того, что спрос на страховые услуги обладает высокой эластичностью, в кризисные периоды расходы на страхование подвергаются сокращению в первую очередь [9] (Grishina, Dryuk, 2020), не говоря уже о том, что подавляющая часть населения России в принципе не может себе позволить такую статью расходов из-за того, что их доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому чрезвычайно важным представляется сокращение налоговой нагрузки для малообеспеченных слоев населения и реализация программ страхования с социально ориентированными тарифами, в том числе программ страхования с государственной поддержкой, таких как страхование жилья от чрезвычайных ситуаций. Все эти меры будут способствовать развитию прямых продаж страховых продуктов и снижению зависимости страхового рынка от банковского сектора.

К возможным драйверам роста страхового рынка следует также отнести развитие пенсионного страхования, являющегося разновидностью долгосрочного страхования жизни. В современных условиях, характеризующихся возрастающими демографическими рисками, увеличением государственных расходов на пенсионное обеспечение, а также неопределенностью с накопительными пенсиями в государственной пенсионной системе, страховым компаниям предоставляется шанс выйти на рынок с привлекательными для населения страховыми продуктами, включающими помимо страхования жизни на дожитие (пенсионного страхования) покрытие дополнительных рисков, например медицинские расходы в случае тяжелой болезни [25] (Yuldashev, Logvinova, 2021). Зарубежная практика доказывает эффективность использования данного направления в целях увеличения размеров пенсионных выплат. Во многих странах гражданами активно используется этот страховой продукт, так как государственные пенсии в силу их небольшого размера не могут обеспечить потребности граждан.

В данной ситуации, по нашему мнению, включение программ добровольного пенсионного страхования в спектр предлагаемых страховыми компаниями страховых продуктов окажет положительное влияние на повышение уровня жизни пенсионеров, с одной стороны, а с другой стороны, снизит финансовую нагрузку на бюджет страны.

Немаловажным является развитие продаж через онлайн-канал. Российский страховой рынок, несмотря на его значительное отставание от рынков развитых стран по степени использования цифровых технологий, успешно адаптируется к новой реальности в условиях коронакризиса.

Расширение возможностей по приобретению полисов страхования жизни через интернет, запуск финансовых маркетплейсов Банка России и Сбербанка, финансовой экосистемы Яндекса будут способствовать дальнейшему усилению тенденции роста продаж страховых продуктов через онлайн-канал и цифровизации российского страхового рынка [26] (Kravchenko, Sukhoveeva, 2021).

Рисунок 5. Динамика электронного страхования (без учета ОСАГО), %

Источник: составлено автором на основе [28].

Превалирующее место в структуре премий электронного страхования в 2020 году заняло страхование жизни, совокупная доля которого составила 34%, значительное снижение отмечается в сегменте страхования выезжающих за рубеж, что обусловлено рядом ограничений, введенных в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Цифровизация страхования включает в себя не только онлайн-продажи, но и онлайн-урегулирование; использование искусственного интеллекта для анализа тарифов и их персонализации, что позволит пресекать случаи мошенничества и снизить затраты страховой компании и клиентов, и т.д. Следует отметить активную позицию ЦБ в области цифровизации, направленную на повышение доступности и удобства финансовых сервисов для клиентов. Например, Система быстрых платежей ЦБ, через которую можно оплачивать страховые взносы.

Безусловно, развитие отечественного страхового рынка в России все больше зависит от инновационных технологий, внедрение которых позволит увеличить объемы страховых операций, снизить издержки, расширить доступность страховых услуг [27] (Kravchenko, 2020).

Однако несмотря на положительные результаты в данном направлении, как уже отмечалось, страховой рынок России продолжает значительно отставать от уровня развитых страховых рынков. Так, например, в Великобритании доля интернет-страхования достигает около 30%. В странах ЕЭС динамика прироста интернет-страхования в среднем составляет 15–20% в год. В США и Канаде в интернете представлено наряду с обычными страховыми компаниями большое число страховых брокеров, предлагающих клиенту возможность подобрать необходимую компанию и продукт с целью его дальнейшей покупки [26] (Kravchenko, Sukhoveeva, 2021).

Основными препятствиями внедрения цифровых технологий в страховой отрасли являются материальные и финансовые возможности страховых организаций, с одной стороны, а с другой – ряд законодательных и инфраструктурных ограничений, существующих в России в настоящее время [29] (Spletukhov, 2020), а также отношение потребителей к внедрению онлайн-сервисов. Тормозит внедрение инновационных цифровых технологий, по мнению руководителей страховых компаний, участвовавших в опросе, проведенном КПМГ, неготовность клиентов приобретать полисы и коммуницировать со страховщиком в онлайн-формате, устаревшая собственная цифровая инфраструктура, недостаточность готовых технологичных ИТ-решений. По их мнению, наиболее востребованы на данный момент ИТ-решения по тарификации и андеррайтингу, борьбе с внешним мошенничеством, а также по таким элементам CRM, как рейтингование и сегментирование потенциальных клиентов [30].

Рисунок 6. ИТ-решения, необходимые страховому рынку, %

Источник: составлено автором на основе [30].

Решение данных проблем позволит ускорить темпы цифровизации страховой отрасли, что обеспечит выход на новый уровень взаимодействия с клиентами; увеличение рентабельности страховых компаний; внедрение новых страховых продуктов; повышение качества и доступности страховых услуг.

Заключение. Исследование современного состояния страхового рынка показало, что несмотря на нестабильность экономики, обусловленную негативным влиянием сохраняющегося санкционного режима и пандемии COVID-19, рынок вырос и где-то даже превысил показатели докризисного периода, и при правильном подходе имеет все возможности для дальнейшего развития. Основным катализатором роста для страхового рынка будут положительные тенденции макроэкономических показателей, повышение транспарентности рынка, внедрение новых страховых продуктов и модификация существующих (например, развитие коробочных продуктов). Перспективы развития отечественного страхового рынка во многом будут также зависеть от внедрения и активного использования страховыми компаниями цифровых технологий, формирования эффективного цифрового клиентского сервиса, которые в значительной степени позволят кардинально модернизировать и укрепить страховой рынок.


Источники:

1. Прокопьева Е. Л. Современный страховой рынок России: проблемы и потенциал развития // Финансы и кредит. – 2019. – № 1(781). – c. 177-195.
2. Дрюк Т. В. Страховой рынок России: современное состояние и проблемы функционирования // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2020. – № 1(29). – c. 62-70.
3. Гришина О. А. Проблемы функционирования и драйверы роста российского страхового рынка в условиях коронакризиса // Финансы и кредит. – 2021. – № 3(807). – c. 540-560.
4. Тарасова Ю. А., Восковская Е. С., Ярусова К. В. Оценка региональных рынков страхования и их влияние на российский страховой рынок // Страховое дело. – 2018. – № 10 (307). – c. 36–53.
5. Цыганов А. А., Кириллова Н. В. Страховой рынок Российской Федерации: региональный аспект // Экономика региона. – 2018. – № 4. – c. 1270–1281.
6. Прокопьева Е. Л. Анализ диспропорций страховой деятельности в регионах РФ и его применение в управлении региональными рисками // Финансы и бизнес. – 2020. – № 3. – c. 128-152.
7. Мамедов А.А. Рынок страхования в экономически развитых странах // Страховое дело. – 2018. – № 6. – c. 38.
8. Прокопьева Е. Л., Рябчевских Д. А. Страховые рынки зарубежных стран // Общественные и экономические науки в современных исследованиях: материалы II Международной научно-практической конференции, Волгоград, 22 мая 2018 года. – Волгоград: Научный издательский центр "Абсолют". Волгоград, 2018. – c. 67-74.
9. Гришина О. А,,Дрюк Т. В. Национальные страховые рынки в эпоху коронакризиса: проблемы и перспективы развития // Аудиторские ведомости. – 2020. – № 4. – c. 64-71.
10. Брызгалов Д. В., Грызенкова Ю. В. Перспективы цифровизации страхового дела в России // Финансовый журнал. – 2020. – № 3. – c. 76-90.
11. Брызгалов Д.В., Будович Ю.И., Ермолаева А.С. Современные тенденции совершенствования технологий реализации страховой защиты. / монография. - Москва: КноРус, 2021. – 253 c.
12. Ахвледиани Ю. Т. Страховой рынок в условиях развития цифровых технологий // Банковское дело. – 2020. – № 8. – c. 41-44.
13. Калайда С.А., Халин В.Г., Чернова В.Г. Страховой рынок в условиях развития цифровых технологий // Банковское дело. – 2020. – № 8. – c. 41-44.
14. Сплетухов Ю.А. Информационные технологии на российском страховом рынке: возможности развития // Финансовый журнал. – 2020. – № 1.
15. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков № 4. 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).
16. Страхование сегодня: анализ показателей страховых компаний по результатам 2020 года. Итоги и анализ страхового рынка России за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://calmins.com/itogi-i-analys-strahovogo-rynka-rossii-za-2020-god/ (дата обращения: 17.01.2022).
17. Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics (дата обращения: 15.01.2022).
18. Страхование сегодня и завтра: основные итоги страхования жизни в России - мнение эксперта. [Электронный ресурс]. URL: https://calmins.com/analiz-rynka-strahovaniya-zhizni-za-2020-god/ (дата обращения: 10.01.2022).
19. Анализ итогов 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ins-best.ru/blog/analiz-itogov-2020-goda/ (дата обращения: 15.01.2022).
20. Прогнозы и тренды развития страхового рынка РФ. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).
21. Страховой рынок России: итоги 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ra-national.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).
22. Социально-экономическое положение России - 2020 г. Денежные доходы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).
23. Отношение россиян к добровольному страхованию жилья, сентябрь 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).
24. Фатьянов И. Цифровые экосистемы и страхование. Страхование сегодня. [Электронный ресурс]. URL: info.ru/InnoIns/2018/presentations (дата обращения: 15.01.2022).
25. Юлдашев Р.Т., Логвинова И.Л. Влияние цифровизации на развитие национальных страховых рынков на постсоветском пространстве // Страховое дело. – 2021. – № 2 (335). – c. 43-53.
26. Кравченко Е. В., Суховеева А.А. Технологические тренды развития страховой отрасли // Финансовая экономика. – 2021. – № 6. – c. 201-204.
27. Кравченко Е. В. Направления цифровой трансформации страхового рынка // Мировая экономика XXI века: эпоха биотехнологий и цифровых технологий: Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием, Москва, 15–16 января 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ". Москва, 2020. – c. 77-80.
28. Электронное страхование: максимальный приоритет. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/ets_2020 (дата обращения: 15.01.2022).
29. Сплетухов Ю.А. Информационные технологии на российском страховом рынке: возможности развития // Финансовый журнал. – 2020. – № 1.
30. Обзор рынка страхования в России. 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg (дата обращения: 20.01.2022).

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:53:26